Жоффруа Сент-Илер Этьенн

Жоффруа Сент-Илер (Geoffroy Saint-Hilaire) Этьенн (15.4.1772, Этамп, — 19.6.1844, Париж), французский зоолог, эволюционист, один из предшественников Ч. Дарвина, член Института Франции (1807). В 1793 занял кафедру зоологии позвоночных при Национальном музее естественной истории. В 1798—1801 участник экспедиции в Египет, где собрал коллекции выдающегося научного значения (17 новых родов и видов млекопитающих, 25 родов и видов пресмыкающихся и земноводных, 57 родов и видов рыб, в том числе реликтовая рыба Polypterus).

Совместные работы Ж. Кювье и Ж. С. положили начало реформе классификации позвоночных животных по сравнительно-анатомическим признакам. На основе сравнительно-анатомических доказательств единства строения организмов внутри отдельных классов позвоночных Ж. С. предпринял поиски морфологического единства животных разных классов, использовав метод сравнительного изучения зародышей, который впоследствии лег в основу эмбриологических доказательств эволюции и биогенетического закона. Для обоснования учения о единстве плана строения животных Ж. С. в "Философии анатомии" (т. 1, 1818) применил разработанную им т. н. синтетическую морфологию, опирающуюся на "теорию аналогов", а также на принципы связей, избирательного сродства органических элементов и равновесия (уравновешивания) органов. Однако, стремясь всемерно расширить учение о единстве плана строения, Ж. С. допустил ряд серьёзных ошибок (признавал, например, соответствие между наружным хитиновым скелетом членистоногих и внутренним костным скелетом позвоночных).

Учение Ж. С. о едином плане организации всех типов животного мира (без учёта качественных различий) было метафизично, однако оно способствовало утверждению в науке идеи единства происхождения, а потому подвергалось жестоким нападкам со стороны учёных, стоявших на позициях неизменяемости видов. В 1830 в Парижской АН развернулась дискуссия между Ж. С. и Кювье, который отрицал существование связей и переходов в организации животных разных типов. Кювье упрекал Ж. С. в каузализме (причинном толковании явлений) и пантеизме, т. е. по существу в атеизме. Отстаивая учение о единстве животного мира, Ж. С. подверг резкой критике как теорию Кювье о 4 изолированных типах строения животного мира, лишённых общности в организации и переходов, так и телеологических принцип Кювье о "конечных причинах". Формально победу в дискуссии одержал Кювье, вскрывший ряд фактических ошибок Ж. С., однако прогрессивную идею Ж. С. о единстве животного мира, явившуюся основой учения об эволюции органической природы, поддержали многие передовые мыслители и учёные (швейцарский — А. Декандоль, немецкий — И. Гёте, русские — А. И. Герцен, В. Г. Белинский, К. ф. Рулье, Н. А. Северцов, К. А. Тимирязев и др.). В 1831 Ж. С., несмотря на жестокие нападки реакционных кругов, выступил с прямой защитой эволюционной идеи. Для обоснования своих взглядов Ж. С. привлек обширный материал из разных биологических наук (эмбриологии, палеонтологии, сравнительной анатомии, систематики). Ж. С. создал учение об уродствах как естественных явлениях природы ("Философия анатомии", т.2, 1822). Положил начало экспериментальной тератологии, получив в опытах на куриных эмбрионах ряд искусственных уродств. Создал науку об акклиматизации животных, развитую его сыном И. Жоффруа Сент-Илером.

Соч. в рус. пер.: Изб-р. труды, М., 1970.

Лит.: Амлинский И. Е., Жоффруа Сент-Илер и его борьба протин Кювье, М., 1955; Канаев И. И., Очерки из истории сравнительной анатомии до Дарвина, М. — Л., 1963, гл. 12.

И. Е. Амлинский.