Ювара Филиппо

Ювара, Юварра (Juvara, Juvarra) Филиппо (27.3.1678, Мессина, — 1.2.1736, Мадрид), итальянский архитектор. Учился в Риме (между 1703 и 1714) у К. Фонтаны. В 1714 работал в Мессине, в 1714—1735 — главным образом в Турине, в 1719—20 — в Португалии, с 1735 — в Мадриде. В произведения Ю. (фасад и лестница Палаццо Мадама, 1718—21, перестройка Палаццо Реале, 1720—21, церковь Санта-Мария дель Кармине, 1732—36, все в Турине; величественный комплекс монастыря и церкви Суперга, 1715—31, охотничий замок Ступиниджи, 1729—34, оба — близ Турина) черты позднего барокко (и отчасти рококо) сочетаются с характерным для итальянского зодчества начала 18 в. тяготением к классической чёткости форм и прямолинейности планов.

Лит.: Rovere L., Viale V., Brinckmann A. E., Filippo Juvarra, Mil., 1937.

Ювачев Иван Павлович

Ювачев Иван Павлович (псевдоним — И. П. Миролюбов) [23.2(6.3).1860, Петербург, — 1936, Ленинград (?)], русский революционер-народоволец, мичман. Сын дворцового полотёра. В 1878 окончил Морское училище в Петербурге. Служил на Чёрном море. В 1881 в Николаеве сблизился с М. Ю. Ашенбреннером,организовал народовольческий кружок морских офицеров. В феврале 1883 арестован в результате предательства С. П. Дегаева.По "процессу 14-ти" приговорён к смертной казни, замененной 15 годами каторги. До 1886 отбывал в Шлиссельбургский крепости, где перенёс психическое расстройство, затем (до 1895) на Сахалине. В 1897 вернулся в Европейскую Россию, сотрудничал в "Историческом вестнике". Совершил путешествие на Ближний Восток, участвовал в ряде географических экспедиций.

Соч.: Восемь лет на Сахалине, СПБ, 1901; Между миром и монастырем. Очерки и рассказы, СПБ, 1903; Шлиссельбургская крепость, М., 1907.

Лит.: Ашенбреннер М. Ю., Военная организация "Народной воли" и другие воспоминания (1860—1904), М., 1924; Селиванов В., Моряки-народовольцы, М., 1931.

Ювелирная промышленность

Ювелирная промышленность (от нем. Juwel или голл. juweel — драгоценный камень), отрасль промышленности, включающая производство изделий из драгоценных металлов и камней, а также из других материалов, которые подвергаются высокохудожественной обработке. Наибольшую группу ювелирных изделий составляют украшения для женщин, предметы сервировки стола, различные сувениры. Развитие отрасли в СССР определяется возрастающим материальным благосостоянием трудящихся, а также увеличением экспорта ювелирных изделий в другие страны.

Основные подразделения отрасли — предприятия по производству изделий: из золота с драгоценными, полудрагоценными и самоцветными камнями; из серебра и недрагоценных металлов со вставками из различных камней и стекла, используемых для изготовления ювелирных изделий. В качестве сырья в Ю. п. применяются драгоценные и цветные металлы и их сплавы (см. Ювелирные сплавы),пластические массы, кость, эмаль, натуральные и искусственные драгоценные и полудрагоценные камни, самоцветы, стекло и др. материалы.

Изготовление ювелирных изделий известно с древнейших времён во всём мире (см. Ювелирное искусство). В СССР Ю. п. как специализированная отрасль промышленности была организована в 1966. В единую систему были объединены предприятия различных ведомств, выпускающие ювелирные изделия. В то же время в Ленинграде был создан Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт Ю. п. (ВНИИ ювелирпром).

Объём производства продукции Ю. п. за 1966—76 увеличился более, чем в 10 раз, а производительность труда — в 3,7 раза. Построены новые и коренным образом реконструированы действующие предприятия с оснащением их прогрессивным оборудованием, механизацией и автоматизацией производства. Крупнейшие предприятия — Московское, Красносельское и Львовское производственные объединения "Ювелирпром" и Ленинградское "Русские самоцветы". На предприятиях отрасли применяется современная технология: точное центробежное литьё по выплавляемым моделям, механизированная пайка в печах с защитной атмосферой, алмазное гравирование, электрохимическая полировка и блестящее золочение, ультразвуковая обработка самоцветных камней. Созданы специализированные поточно-механизированные участки по производству обручальных колец, ювелирных цепочек, обработке вставок из самоцветных камней.

Основные направления развития Ю. п. — всемерное улучшение качества выпускаемой продукции, повышение художественного и эстетического уровня изделий и расширение их ассортимента на основе внедрения передовой технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, создания оборудования для выращивания кристаллов драгоценных и полудрагоценных камней, внедрения технологии точного литья из легкоплавких сплавов и т. д.

В Ю. п. других социалистических стран основное внимание уделяется производству ювелирных изделий из недрагоценных металлов — бижутерии. Крупнейший в мире завод по выпуску бижутерии находится в ЧССР в г. Яблонец.

Среди капиталистических стран Ю. п. наиболее развита (производство, 1975): в США — 1970 млн. долл., Италии — 1500 млрд. лир, ФРГ — 1200 млн. марок, Франции — 800 млн. фр., причём во всех капиталистических странах свыше 2/3 выпускаемой продукции составляют изделия из драгоценных металлов и лишь около 1/3 — бижутерия.

С. А. Селиванкин.

Ювелирное искусство

Ювелирное искусство, изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) преимущественно из драгоценных (золото, серебро, платина), а также некоторых других цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, жемчугом, стеклом, янтарём, перламутром, костью и т. д. В Ю. и. применяются ковка, литьё, художественная чеканка и канфаренье (придание поверхности металла зернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки), тиснение (басма), резьба или гравировка, оброн (техника, при которой фон вокруг рисунка вырезается), скань (филигрань), зернь, чернь, эмали (финифть), инкрустация, травление, полировка и др.; механические приёмы обработки — штамповка, вальцовка и др.

Ю. и. — один из древнейших и широко распространённых видов декоративно-прикладного (в том числе народное) творчества. Будучи теснейшим образом связанными с меняющимися условиями исторического быта (например, со спецификой стилей одежды), изделия Ю. и. играли роль своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца, а также имели (в функции амулетов) магический смысл. В процессе исторического развития социально-престижное значение изделий Ю. и. чаще всего вытесняло связанные с ними религиозно-магические представления. Вплоть до 20 в. Ю. и. остаётся одним из средств формирования целостной художественной среды, позволяющим одновременно подчеркнуть и красоту исходного материала, и изысканность его обработки.

На высокой ступени развития находилось Ю. и. Древнего Египта, отличавшееся любовью к ярким полихромным эффектам. Материалами служили преимущественно золото, лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды; применялись чеканка, гравировка и т. н. холодная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками). Пристрастие к яркой полихромии, частое использование лазурита и техники холодной эмали характерно для ювелирных изделий Двуречья. Ю. и. стран Эгейской культуры (обнаруженные главным образом в Микенах и Трое изделия со сканью и зернью, золотые сосуды с изображениями быков, каракатиц, морских звёзд и пр.) и этрусков отмечены большей сдержанностью цветовых решений. Если в классическом древнегреческом Ю. и. (5—4 вв. до н. э.) важнейшим средством художественных эффектов являлся матовый блеск золота, то в эллинистическом и древнеримском Ю. и. вновь появился вкус к звучной полихромии. Особую известность среди произведений эллинистического Ю. и. получили художественные изделия из серебра. В Ю. и. сасанидского Ирана (3—7 вв.) были распространены сосуды из золота и серебра с чеканными, литыми и гравирован, изображениями.

В раннемусульманской культуре сдержанное отношение к предметам роскоши первоначально препятствовало развитию Ю. н., но постепенно оно достигло высокого расцвета (впитав в себя традиции древнеиранского и эллинистического искусства); средневековый опыт обработки драгоценных металлов и камней (в технике филиграни, инкрустации, черни и т. д.) нашёл продолжение в народном художественном творчестве Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. Особая пышность ювелирных украшений характерна для декоративно-прикладного искусства средневековой Индии, где рано распространилось искусство огранки алмазов. Мастера средневекового Китая обрабатывали различные материалы (кроме драгоценных металлов — коралл, нефрит, янтарь и др.) более сдержанно, стремясь подчеркнуть в них не столько светоотражательные свойства, сколько окраску или даже природную фактуру, присущую тому или иному камню. Многочисленные первоклассные образцы Ю. и. были найдены при археологическом изучении культур древней Америки (литые и чеканные золотые украшения с мозаичными орнаментами из бирюзы, кварца, агата и др.).

Типичные черты раннесредневекового европейского Ю. и.— применение холодной эмали, крупных кабошонов (округлых неогранённых драгоценных камней), контрастно сопоставляемых с золотом, мотивы звериного стиля в орнаментике. В византийском Ю. и. (распятия, чеканные литургические сосуды, оклады и другие предметы культа, часто украшенные тончайшей перегородчатой эмалью) преобладала тенденция к иллюзорной дематериализации форм. В произведениях романского и готического Ю. и. (где применялись также редкие породы дерева, горный хрусталь) величественная пышность цветовых созвучий неизменно сочеталась со строгой архитектоничностью композиций, в ряде случаев повторявших формы церковного зодчества.

Мастера Возрождения и маньеризма (итальянцы П. Леони, Б. Челлини и др.) создали изделия (серебряные сосуды с многофигурными рельефными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни и др.), в которых исходные свойства драгоценных материалов отступают на задний план перед стремлением подчеркнуть изысканность обработки. В 17—18 вв. возрос интерес к живописным эффектам, к сложным колористическим созвучиям эмалей, золота и драгоценных камней, нередко покрывающих металлическую основу сплошным мерцающим слоем. Среди шедевров европейского Ю. и. 15—18 вв. — немецкое художественное серебро (мастера семейства Ямницер и др.) и эмали (И. М. Динглингер), английское художественное серебро. Изделия французского Ю. и. выдвинулись с конца 17 в. на первое место в Европе: в 18 в. господствовала прихотливая изысканность форм рококо, в начале 19 в. — строгость стиля ампир (чеканные изделия Ж. Б. Одио и М. Г. Бьенне, придворных мастеров Наполеона I).

В середине 19 в. производство массовых ювелирных изделий механизируется; в употребление широко входят менее ценные материалы, например накладное серебро, а вместо драгоценных камней — горный хрусталь, аквамарин, малахит, цветное стекло, искусственные бриллианты (стразы). Стилистика большинства изделий Ю. и. 19 в. тяготеет к эклектизму, против которого выступают мастера модерна (Р. Лалик во Франции и др.). Для Ю. и. 20 в., освоившего много новых материалов (платина, палладий, анодированный алюминий и др.), характерно необычайное разнообразие творческих направлений. Пуристическое стремление к "дизайнерским" формам, лишённым какого-либо орнамента (типичное для Ю. и. 1920-х гг.), сосуществует с тенденциями к созданию изделий, воскрешающих динамику и текучесть форм "модерна" или традиции народного и средневекового Ю. и. Наряду с орнаментами, имитирующими различные исторические стили, к середине 20 в. всё чаще появляются образные решения, более тесно соприкасающиеся с проблематикой современной культуры (например, ювелирные композиции на космическую тему).

Ю. и. народов СССР известно с глубокой древности, о чём свидетельствуют многочисленные археологические находки (например, в Грузии, Армении, на территории среднеазиатских республик). К вершинам мирового Ю. н. принадлежат золотые украшения и художественные сосуды скифов и сарматов, обнаруженные в погребениях Причерноморья, Прикубанья, Нижнего Поволжья. Мастерством чеканки, скани, резьбы, черни, перегородчатой эмали славились ювелиры средневековой Грузии и Армении.

Для Киева 11—12 вв. особенно характерны золотые изделия с перегородчатой эмалью, для Новгорода 11—12 вв. — серебряные литургические сосуды и чеканные оклады икон, для искусства владимиро-суздальской школы 12—13 вв. — различные изделия (браслеты и т. д.) с чередованием золотых и серебряных частей, для Москвы и Суздаля 14—15 вв. — оклады икон и евангелий, складни и т. д. со сканью, чеканкой, басмой, эмалью и литыми изображениями. В 16 в. (когда общерусским центром Ю. и. стала Москва) особое развитие получили чернь и эмаль, в 17 в. — эмаль (И. Попов), чеканка (Г. Овдокимов), резьба по металлу (В. Андреев, А. Трухменский), чернь (М. Агеев, П. Иванов); в 17 в. развиваются и многие местные школы древнерусского Ю. и. — сольвычегодская (мастерские Строгановых), ярославская и др.

Русское Ю. и. 18 в. (с центром в Петербурге) развивается в русле общеевропейских художественных стилей, но сохраняет национальные особенности и местные черты отдельных центров. С 18 в. развивается великоустюжское чернение по серебру. В 19 в. в Москве и Петербурге возникают крупные фабричные предприятия серебряного и золотого дела. Среди них выделяются предприятия П. Ф. Сазикова (серебряная скульптура), П. А. Овчинникова (эмали в древнерусском стиле), И. И. Хлебникова (эмали, чеканные изделия), а в начале 20 в. — фирма Оловянишниковых (изделия для культа в различных техниках). Высококачественные ювелирные изделия (эмаль на золоте, фигурки из полудрагоценных камней и др.) производили фирма Фаберже и работавшие по её заказам мастерские (М. Перхина и др.).

Изделия советского Ю. и. производятся на ювелирных фабриках (в Ленинграде, Свердловске, Москве, Таллине, Риге, Ереване, Ташкенте и др.) и в производственных объединениях, на предприятиях художественных промыслов: Кубачинский художественный комбинат в Дагестанской АССР, фабрика "Ростовская финифть", Красносельская ювелирная фабрика в Костромской области и др. Творчески используются и развиваются старые художественные традиции и виды техники (скань, чернь, эмаль, резьба и др.); ведётся работа по созданию новых форм и рисунков ювелирных изделий. Среди мастеров советского Ю. и. 1960—70-х гг. — Ю. И. Паас-Александрова, И. Б. Бешенцева, М. А. Тоне, Р. Алиханов, Г. Магомедов в РСФСР, М. Магомедова, М. Цалкаламанидзе в Грузинской ССР, А. Атаев в Туркменской ССР, Ф. Даукантас, Р. Ринкевичене в Литовской ССР, Э. Куррель, Х. Пихельга-Рауд в Эстонской ССР.

Лит.: Рыбаков Б. А., Ремесло древней Руси, М., 1948; Государственная Оружейная палата Московского Кремля, М., 1954; Русский художественный металл, М., 1958; Русское декоративное искусство, т. 1—3, М., 1962—65; Уткин П. И., Русские ювелирные украшения, М., 1970; Мартынова М. В., Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XII—XVIII вв., М., 1973; Постникова-Лосева М. М., Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XVI—XIX вв., М., 1974; Ювелирное искусство народов России, [Л., 1974]; Флёров А. В., Художественная обработка металлов, [М., 1976]; Rosenberg М., Geschichte der Goldschmiedekunst auf technischer Grundlagen, Bd 1—5, Fr./M., 1908—1925; Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und Völker. Hrsg. von H. Bossert, Bd 1—6, В., 1928—35; Evans J., A history of jewellery, 1100—1870, L., 1953; Higgins R. A., Greek and Roman jewellery, L., [1961]; Hughes G., Modern jewelry, 2 ed., L., 1964; К ohihaussen H., Europaische Kunsthandwerk, Bd 1—2, Fr./M., 1969—70; Smith H. C., Jewellery, Wakefield, 1973; Schade G., Deutsche Goldschmiedekunst, Lpz., 1974.

Ювелирные сплавы

Ювелирные сплавы, сплавы благородных металлов с цветными металлами, применяемые для изготовления ювелирных изделий. Введение в состав сплава тех или иных компонентов позволяет в нужном направлении изменять механические (прочность, твёрдость, упругость, пластичность) и технологические (жидкотекучесть, усадка при литье, ковкость, свариваемость, обрабатываемость резанием) свойства, а также цвет сплава. В золотых сплавах (в СССР для изготовления ювелирных изделий применяются золотые сплавы с пробами 958, 750, 583, 375) серебро и медь, например, изменяют цвет от бледно-жёлтого до красноватого, повышают прочность сплава; цинк и кадмий значительно снижают температуру плавления и повышают жидкотекучесть; палладий и никель придают золотым сплавам светлые цвета (вплоть до белого). Ю. с. серебра содержат только один легирующий компонент — медь, которая повышает прочность и твёрдость сплавов.

По принятой в СССР маркировке Ю. с. обозначение марки состоит из букв, указывающих, какие компоненты входят в состав сплава (Зл — золото, Ср — серебро, Пд — палладий, М — медь, Н — никель, Ц — цинк, К — кадмий, О — олово), и цифр, характеризующих содержание благородных металлов (в пробах). Так, золотой сплав марки ЗлСрМ 583—80 содержит 58,3% Au, 8% Ag. остальное — медь; серебряный сплав СрМ 875 — 87,5% Ag, остальное — медь.

Сплавы, применяемые в других странах для изготовления ювелирных изделий, по содержанию благородных металлов и составу мало отличаются от Ю. с., применяемых в СССР.

Е. А. Иванов.

Ювенал Децим Юний

Ювенал Децим Юний (Decimus Junius Juvenalis) [(около 60, Аквинум, близ Рима, — около 127, Египет (?)], римский поэт-сатирик. Написал 16 сатир в 5 книгах (последняя не закончена). Сатиры 1—3-й книг носят резко обличит, характер, сатиры 4—5-й книг представляют собой более отвлечённые рассуждения в духе стоицизма на моральные темы. Взгляд Ю. на мир, изображаемый с точки зрения "маленького человека", пессимистичен, о произволе императоров и вздорности толпы говорится с одинаковым озлоблением; тон сатир — тяжёлый и грозный обвинительный пафос. Для стиля Ю. характерны повороты и перебои повествования, сжатые и броские сентенции ("хлеба и зрелищ"). Умер, по преданию, в ссылке.

Изд.: Satirae, Hrsg. von U. Knoche, Münch., 1950; в рус. пер. — Сатиры, М., 1888; Сатиры, М. — Л., 1937.

Лит.: История римской литературы, под ред. Н. Ф. Дератани, М., 1954; Highet G., Juvenal the satirist, Oxf., 1954.

Ювеналии

Ювеналии (лат. Juvenalia — юношеские игры), у древних римлян праздник с играми и театральными представлениями в честь богини юности Ювенты. Учреждены императором Нероном; по сообщению римского историка Тацита, отличались крайней распущенностью.

Ювенильные воды

Ювенильные воды (от лат. juvenilis — юный), подземные воды, впервые вступающие из глубин Земли в подземную гидросферу. Термин предложен в 1902 Э. Зюссом, считавшим, что Ю. в. связаны с магматическими очагами, откуда они в составе газообразных продуктов выделяются в верх. участки земной коры.

По современным представлениям образование Ю. в. связано с общими процессами дегазации вещества мантии при развитии метаморфизма и магматизма. Ю. в., поступая в земную кору, смешиваются с водами иного происхождения, содержащимися в ней. Косвенным показателем Ю. в. является повышенное содержание углекислоты, гелия и водорода в составе подземных вод.

Лит.: Кадик А. А., Лебедев Е. Б., Хитаров Н. И., Вода в магматических расплавах, М., 1971; Вулканизм и глубины Земли, М., 1971.

Ювенильный гормон

Ювенильный гормон, гормон насекомых, регулирующий их постадийное развитие. По химической природе — изопреноид. Бесцветное, оптически-активное, вязкое масло, нерастворимое в воде. Впервые обнаружен в 1956 американским энтомологом К. Упльямсом в брюшке самцов бабочки Hyalophora cecropia; выделение, установление строения и первый химический синтез Ю. г. осуществлены группой американских учёных в 1967—69. Образуется у насекомых как с полным, так и с неполным превращением. Содержание Ю. г. в организме очень мало (10-1—10-2 мкг/г). Биосинтез и секреция Ю. г. осуществляются прилежащими телами (corpora allata) и начинаются под действием белкового активационного гормона, вырабатываемого нейросекреторными клетками мозга, с момента вылупления личинки из яйца. В течение личиночного периода

Ю. г. тормозит активность другого гормона — экдизона, который стимулирует рост ли чинки, ускоряет её линьку, и т. о. поддерживает нормальное развитие личинки до полной зрелости. Торможение осуществляется, по-видимому, путём репрессии генов. При последовательных линьках секреция Ю. г. постепенно уменьшается и на последней личиночной стадии резко затормаживается, в те чего личинка под действием экдизона превращается в куколку. Т. о. сбалансированное взаимодействие Ю. г. и экдизона обеспечивает нормальное развитие насекомых. Ю. г. проявляет также гонадотропную активность, влияет на диапаузу, стимулирует у некоторых насекомых выработку половых феромонов. Активностью Ю. г. обладают и другие изопреноиды, в частности ювабион, а также многие синтетические аналоги. Применение Ю. г. и его аналогов в качестве инсектицидов, нарушающих нормальное развитие насекомых, даёт положительные результаты в борьбе с гусеницей хлопковой совки и другими опасными вредителями с.-х. растений и лесных пород. Недостаток этих инсектицидов заключается в том, что максимум их эффективности приходится лишь на непродолжительный период превращения незрелой особи в зрелую. У некоторых высших растений обнаружены антагонисты Ю. г., так называемые прекоцены (от англ. precoceous — "скороспелый"), вызывающие преждевременный метаморфоз личинок, бесплодие и аномальное протекание диапаузы у насекомых. Прекоцены перспективны как "антигормональные" инсектициды.

Лит.: Приданцева Е. А., Драбкина А. А., Цизин Ю. С., Ювенильный гормон насекомых, "Успехи современной биологии", 1971, т. 71, в. 2; Кример М. 3., Шамшурин А. А. Химия ювенильного гормона и его аналогов, Киш., 1972; Roller Н., Dahm К. Н., The chemistry and biology of juvenile hormone, в сборнике: Recent progress in hormone research, v. 24, N. Y. — L., 1968; Naturally occuring insecticides, ed. M. Jacobson, D. Crosby, N. Y., 1971; Bowers W. S. et al., Discovery of insect antijuvenile hormones in plants, "Science", 1976, v. 193, № 4253.

Э. П. Серебряков.

Ювяскюля

Ювяскюля (Jyväskylä), город в Финляндии, на берегу оз. Ювясъярви. Административный центр ляни Кески-Суоми. 62 тыс. жителей (1976). Транспортный узел, озёрная пристань. Машиностроение (в том числе выпуск тракторов, электросчётчиков, швейных машин), целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, химическая, пищевкусовая промышленность.