Эпаминонд

Эпаминонд (Epameinóndas) (около 418, Фивы, — 362 до н. э., Мантинея), древнегреческий полководец и политический деятель. Из обедневшего знатного рода. Получил хорошее образование под руководством философа-пифагорейца Лисида, был искусным оратором. В 379 вместе с Пелопидом возглавил антиспартанский демократический переворот в Фивах. Во время Беотийских войн (378—362 до н. э.) за гегемонию в Греции между Беотийским союзом во главе с Фивами и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой неоднократно избирался беотархом (один из 7 главных должностных лиц Беотийского союза) и назначался главнокомандующим армией. Победа при Левктрах (371) и 3 похода в Пелопоннес (370, 369, 367) под руководством Э. привели к ослаблению Спарты и распаду Пелопоннесского союза, фиванский флот, созданный Э., покорил острова Хиос, Родос и г. Византий. Военные успехи Э. определялись его полководческим талантом и хорошей боевой подготовкой фиванского войска. До Э. войско для ведения боя выстраивалось в одну линию тяжелой пехоты (фалангу) при равномерном распределении сил по фронту. Атака велась параллельным фронтом. В сражении при Левктрах Э. располагал меньшими силами, чем противник, и при параллельной атаке фиванцы могли быть охвачены более многочисленной спартанской фалангой. Э. отказался от равномерного распределения сил по фронту, сосредоточил ударную колонну ("священный отряд") на направлении главного удара и т. н. косой атакой (противники сближались под острым углом) добился полной победы. Оценивая вклад Э. в развитие тактики, Ф. Энгельс писал: "Эпаминонд первым открыл великий тактический принцип, который вплоть до наших дней определяет исход почти всех решающих сражений: неравномерное распределение войск по фронту в целях сосредоточения сил для главного удара на решающем участке" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 14, с. 355). В сражении при Мантинее (362) Э. усовершенствовал новую тактику, организовав тесное взаимодействие атакующей колонны с конницей и легкой пехотой. В этом сражении он был смертельно ранен.

Р. А. Савушкин.

Эпанагога

Эпанагога (греч. Epanagogé tú nómu), сборник византийского права конца 9 в. (после 879), составленный от имени императора Василия I и его сыновей Льва и Александра. Большая часть Э. носила компилятивный характер, включала многие нормы Прохирона и Эклоги, которые восходили еще к римскому и восточному праву. Был сформулирован и ряд новых положений (например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства), которые определяли взаимоотношения феодального государства и церкви и были широко использованы впоследствии в церковном праве.

Эпарх

Эпарх (греч. éparchos — правитель, начальник), в Византии градоначальник Константинополя (с его округой). Подчинялся непосредственно императору. Имел большой штат служащих, военный отряд, тюрьму. В его функции, помимо судебных и полицейских, входили организация снабжения города, регламентация ремесленного производства и торговли (включая цены), контроль над зрелищами. После 1204 фактически должность Э. была упразднена. В 14 в. термин "Э.", хотя и упоминается, но скорее в качестве титула.

Эпарха книга

Эпарха книга, официальный свод уставов константинопольских ремесленных и торговых корпораций, находившихся в ведении эпарха. Была составлена, по-видимому, в начале 10 в. Наиболее позднее упоминание Э. к.— в "Шестикнижии" Арменопула (14 в.).

Публ.: Византийская Книга Эпарха, пер. и коммент. М. Я. Сюзюмова, М., 1962.

Эпейрогенез

Эпейрогенез (от греч. epeiros — материк, суша и ...генез), эпейрогенические движения, медленные вековые поднятия и (или) опускания обширных площадей земной коры, не вызывающие изменений их структуры. Термин "Э." введен в 1890 американским геологом Г. Джильбертом, который противопоставлял его термину орогенез. В широком значении Э. соответствует понятию колебательные движения земной коры.

Эпейрофорез

Эпейрофорез (от греч. épeiros — материк, суша и phóresis — перенесение), горизонтальное перемещение материков. См. в статьях Мобилизм и "Новая глобальная тектоника".

Эпендима

Эпендима (от греч. epéndyma — верхняя одежда), клетки в мозге животных и человека, выполняющие в центральной нервной системе разграничительную, опорную и секреторную функции; форма нейроглии. Э. дифференцируется из клеток нервной трубки в раннем эмбриогенезе. Клетки Э. (эпендимоциты) выстилают стенки спинномозгового канала и желудочков головного мозга. Их тела вытянуты, на свободном конце — реснички (теряемые во многих отделах мозга после рождения особи), биение которых способствует циркуляции спинномозговой жидкости. От противоположного конца эпендимоцита в мозг отходит длинный, ветвящийся отросток. Э. стенок 3-го желудочка мозга (ее клетки называются таницитами), возможно, осуществляет обмен биологически активными веществами между нейронами прилегающих областей мозга, спинномозговой жидкостью и сосудами воротной системы гипофиза.

Эперне

Эперне (Epernay), город на С.-В. Франции в департаменте Марна, на р. Марна, у подножия куэсты Иль-де-Франс. 38 тыс. жителей (1975). Центр виноделия и торговли шампанскими винами. Производство инструментов, изделий из дерева.

Эпи...

Эпи... (от греч. ерí — на, над, при, после), часть сложных слов, указывающая на нахождение поверх чего-либо (например, эпидермис, эпителий), перед чем-либо (например, эпиграф) или возле чего-либо (например, эпицентр, эпицикл), следование за чем-либо (например, эпигенез), массовое распространение (например, эпидемия).

Эпибласт

Эпибласт (от эпи... и греч. blastós — росток, зародыш),

1) (ботаническое) чешуевидный вырост на наружной стороне зародыша многих злаков, прикрывающий частично или полностью почечку. Хорошо выражен у большинства хлебных и луговых злаков, например у риса, мятлика и ячменя, а также у бамбуков. У просовых, сортовых (в т. ч. у кукурузы), у тростника отсутствует. Э. защищает почечку; при прорастании сильно набухает, накапливая как губка запас влаги и участвуя в прорыве покровов зерновки. Морфологическая природа Э. неясна.

2) (Зоологическое) наружный эпителиальный слой дискобластулы у скорпионов, головоногих, моллюсков, акуловых и костистых рыб, большинства пресмыкающихся, птиц и низших млекопитающих, содержит материал эктодермы и мезодермы. Э. отделен от разобщенных в начале клеток внутреннего слоя (гипобласта) полостью — бластоцелем. Рис. см. в ст. Дробление яйца (В).

Эпиблема

Эпиблема (от греч. epíblema — покрывало, покрытие), ризодерма, волосконосный слой, поверхностная первичная однослойная всасывающая ткань корня, возникающая вблизи его конуса нарастания. Из клеток Э. формируются длинные тонкие выросты — корневые волоски (от 200 до 425 на 1 мм2 Э.), которые значительно увеличивают всасывающую поверхность корня и, обволакивая частицы почвы, закрепляют в ней растение. Вода и ионы минеральных веществ активно поглощаются корневыми волосками через их ослизняющиеся пектиновые оболочки. Волоски выделяют наружу кислоты, взаимодействующие с веществами субстрата, и аккумулируют в клетках Э. ионы в количествах, во много раз превышающих концентрацию почвенного раствора. Э. недолговечна на корневых окончаниях; погибая, она заменяется вторичными тканями — экзодермой или перидермой, функция всасывания передается новому участку растущего корня, Э. которого продолжает обеспечивать поступление воды и других веществ в корень растения.

Лит.: Эсау К., Анатомия растений, пер. с англ., М., 1969; Данилова М. Ф., Структурные основы поглощения веществ корнем, Л., 1974.

И. С. Михайловская.

Эпиболия

Эпиболия (от греч. epibolé — накидывание, кладка, слой) (эмбриологическое), обрастание, один из способов гаструляции, при котором клетки анимальной области зародыша распространяются по его вегетативной области — будущей энтодерме (или желтку — у животных с меробластическими яйцами). См. Морфогенетические движения. Ср. Деламинация, Иммиграция, Инвагинация.

Эпигенез (биол.)

Эпигенез (от эпи... и ...генез), учение о зародышевом развитии организмов как процессе последовательных новообразований в противовес признанию существования в половых клетках и зачатках зародыша изначального многообразия структур (см. Преформация, Преформизм). Борьба между сторонниками Э. и преформационных представлений протекала на всем протяжении истории биологии. Одни ученые (Аристотель, У. Гарвей, И. Блуменбах, Х. Дриш и др.) отстаивали Э. с идеалистических, виталистических позиций, другие (Р. Декарт, П. Мопертюи, Ж. Бюффон, К. Ф. Вольф и др.) — с механико-материалистических. Смена господствующих в ту или иную эпоху концепций развития определялась уровнем знаний об оплодотворении и эмбриогенезе организмов. Победа Э. в середине 18 в. (благодаря в основным трудам К. Ф. Вольфа) способствовала развитию эмбриологии. Успехи цитологии в 70—80-х гг. 19 в. привели к появлению многочисленных теорий наследственности, опровергавших Э. Борьба между концепциями Э. и преформизма была особенно острой в механике развития. С возникновением генетики учение чистого Э. оказалось окончательно опровергнутым. На смену примитивным представлениям о развитии как процессе полного новообразования, зависящего лишь от внешних или нематериальных факторов, пришло современное учение о генетической информации, определяющей закономерности онтогенеза организмов. Однако конкретное развитие организмов подвержено, в пределах нормы реакции, большим или меньшим изменениям под влиянием внутренних и внешних факторов (см. Феногенетика). В свете этих представлений попытки обосновать Э. с позиций кибернетики (В. Эльзассер и др.) несостоятельны. Столь же неприемлемо допущение дуализма между преформированными молекулярно-биологическими генетическими структурами и якобы исключительно эпигенетическими процессами развития. Современная биология рассматривает закономерности осуществления наследственной информации в развитии организмов как единый взаимообусловленный процесс.

Лит.: Гайсинович А. Е., К. Ф. Вольф и учение о развитии организмов. (В связи с общей эволюцией научного мировоззрения), М., 1961; Аптер М., Кибернетика и развитие, М., 1970; Дэвидсон Э., Действие генов в раннем развитии, пер. с англ., М., 1972.

А. Е. Гайсинович.

Эпигенез (геол.)

Эпигенез (геологическое), различные природные изменения осадочных горных пород после их образования. Термин предложен в 1901—06 немецкими геологами Р. Беком и Б. Стельцнером. Советский геолог Л. В. Пустовалов в 1940 применил термин "Э." для стадии литогенеза, следующей за диагенезом. Н. Б. Вассоевич (1957), поддержанный Н. М. Страховым, Н. В. Логвиненко и др., показал, что термин "Э." является антонимом "сингенеза" и относится к терминам свободного пользования; им обозначаются любые вторичные изменения осадочных пород — катагенетические (см. Катагенез) и гипергенетические (см. Гипергенные процессы). В. Н. Холодов (1970) относит к Э. процессы, связанные с воздействием на осадочные породы инфильтрующихся минерализованных вод и газовых эманаций. Э. приводит к формированию особой группы эпигенетических месторождений, наиболее характерных для радиоактивных, цветных и редких металлов.

Лит.: Вассоевич Н. Б., О терминологии, применяемой для обозначения стадий и этапов литогенеза, в кн.: Геология и геохимия, т. 1 (7), М., 1957; Страхов Н. М., Основы теории литогенеза, т. 1, М., 1960; Холодов В. Н., О терминах, применяемых при изучении вторичных изменений осадочных пород, "Литология и полезные ископаемые", 1970, № 6,

Эпигенетические долины

Эпигенетические долины, наложенные долины, сквозные долины рек, направление которых не связано с тектонической структурой и составом горных пород, слагающих пересекаемые рекой хребты, гряды и т. п. формы. Э. д. возникают в результате деятельности рек, выработавших свою первоначальную долину в породах более высокого структурного этажа, впоследствии частично или полностью уничтоженного процессами денудации. При углублении реки в породы нижнего структурного этажа долина сохраняет свое первоначальное направление, превращаясь в т. н. наложенную, или Э. д.

Эпигенетические месторождения

Эпигенетические месторождения, залежи полезных ископаемых, образовавшиеся позднее вмещающих их горных пород. Минеральный и химический состав залежей резко отличается от состава этих пород. Э. м. обычно представлены секущими горные породы жилами, линзами, штоками и трубами; под их воздействием среди вмещающих горных пород образуются зоны сопутствующей Э. м. минерализации. К Э. м. относятся магматические месторождения титаномагнетитов, хромитов, платиноидов, алмазов, апатита, а также некоторые тела сульфидных медно-никелевых руд; пегматитовые месторождения керамического сырья, слюды, драгоценных камней, лития и бериллия; скарновые месторождения руд железа, меди, свинца, цинка и других металлов. Наиболее широкую группу Э. м. образуют гидротермальные жильные и метасоматические месторождения руд цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов, а также кварца, барита, флюорита и асбеста. К Э. м. принадлежат также инфильтрационные месторождения руд железа, меди, урана.

Э. м. противопоставляются сингенетическим месторождениям, образованным одновременно с вмещающими породами.

Эпигоны

Эпигоны (греч. epígonoi, буквально — родившиеся после, потомки),

1) в древнегреческой мифологии (в мифах так называемого фиванского цикла) сыновья семи аргосских героев, безуспешно осаждавших г. Фивы (поход "семерых против Фив"). Э. через 10 лет предприняли новую осаду Фив и взяли город;

2) сыновья диадохов — полководцев Александра Македонского; боролись в 3 в. до н. э. за передел распавшейся монархии Александра. Иносказательно Э. — ничтожные последователи, отсюда понятие "эпигонство".

Эпиграмма

Эпиграмма (греч. epígramma, буквально — надпись),

1) в античной поэзии короткое лирическое стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом; постепенно осваивалась тематика эпиграмм посвятительных ("надписи" на предметах, посвящаемых богам), сентенциозно дидактических, надгробных (см. Эпитафия), описательных, любовных, застольных, сатирических. В греческой литературе расцветом Э. было творчество эллинистических поэтов 3 в. до н. э. — 1 в. н. э. (составившее ядро так называемой "Палатинской антологии" в 16 кн.), в римской — сатирическое творчество Марциала (1 в. н. э.). Традиции античной Э. продолжались в византийской литературе и в латинской литературе средних веков и Ренессанса, позднее возрождались изредка ("Венецианские эпиграммы" Гете).

2) В новоевропейской поэзии короткое сатирическое стихотворение, обычно построенное на контрасте постепенной экспозиции и заключительной "остроты" (пуанта). Э. такого рода сложилась во французской поэзии 16—17 вв. на основе мотивов марциаловской традиции; время расцвета — 18 в. (Вольтер, Ж. Б. Руссо, Г. Э. Лессинг, Р. Берне, А. П. Сумароков). Параллельно развивается Э. нетрадиционная, представляющая собой непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. У А. С. Пушкина, например, существуют Э. как первого типа ("Движение", "Любопытный"), так и второго (Э. на А. А. Аракчеева, Ф. В. Булгарина). К середине 19 в. Э. традиционного типа отмирает, а злободневная остается существовать как бы на периферии литературы; в русской поэзии 19 в. таковы эпиграммы Д. Д. Минаева, в советской поэзии — А. Архангельского, С. Васильева и др.

Тексты и лит.: Греческая эпиграмма, под ред. Ф. А. Петровского, М., 1960; Русская эпиграмма второй половины XVII — нач. XX в., Л., 1975.

М. Л. Гаспаров.

Эпиграф

Эпиграф (от греч. epigraphé — надпись), с 14 в. короткий текст, помещаемый автором перед сочинением или его частью. Источниками Э. служат произведения народного творчества, Библия, афористика, художественная литература, письма; иногда их создает сам автор. Э. вносит дополнительную точку зрения на предмет изображения, проясняя его смысл, указывает на традицию, к которой примыкает произведение.

Эпиграфика

Эпиграфика, вспомогательная историческая дисциплина, изучающая надписи (преимущественно древние и средневековые) на твердых материалах (камне, металле, глине и т. д.). Возникла в эпоху Возрождения; методика Э. как науки (о приемах дешифровки, восполнения и датирования надписей см. также в ст. Палеография) разработана в 18—19 вв. Расшифровка египетских иероглифов, клинописи, микенской письменности (см. Линейное письмо) значительно расширила в 19—20 вв. область Э. Эпиграфические тексты — важный источник по политической, социальной и экономической истории; надписи обычно современны содержащимся в них сведениям.

Древнейшие иероглифические надписи Египта относятся к рубежу 4—3-го тыс. до н. э. (некоторые идеограммы — более раннего времени): тексты на стенах пирамид и др. культовых сооружений, на стелах и др. Среди позднеиероглифических надписей известны билингвы, в том числе Розеттский камень, изучение которого послужило началом расшифровки иероглифов.

Клинописные тексты Месопотамии, Сирии и Малой Азии датируются от конца 4-го тыс. до н. э. и различаются по языкам: шумерские, аккадские, хеттские, хурритские, эламские, урартские. К 6—4 вв. до н. э. относятся древнеиранские клинописные надписи на скалах, стенах дворцов и др. (особенно важны надписи Дария I и Ксеркса). Э. Древнего Востока имеет особое значение для исторической науки (см., например, свод законов Хаммурапи) в силу немногочисленности иных письменных источников. Важны для истории народов Индостана идеограммы на печатях хараппской цивилизации (3-е тыс. до н. э.), тексты политического, хозяйственного, религиозного содержания времени царя Ашоки. Древнекитайские надписи на кости, бамбуке, бронзе датируются 14 в. до н. э.

С конца 2-го тыс. до н. э. появляются финикийские эпиграфические памятники религиозного, отчасти исторического содержания в Библе, Сидоне, финикийских колониях в Испании и др.; карфагенские эпиграфические тексты называют пуническими. К финикийской Э. примыкают (с 9 в. до н. э.) арамейские и древнееврейские тексты.

Древнегреческие надписи 11 в. до н. э., написанные слоговым письмом, происходят преимущественно с Кипра. Надписи более позднего времени (с 7 в. до н. э.) из материковой Греции, Южной Италии и с островов Средиземного моря многочисленны и разнообразны по содержанию: своды законов (см. Гортинские законы), декреты, международные договоры, списки должностных лиц и т. д., а также тексты исторического содержания. Латинские надписи (с 7 в. до н. э.) обнаружены на всей территории Римской империи и за ее пределами (Северное Причерноморье, Кавказ, Передняя Азия). Среди них есть обширные тексты: аграрные законы, муниципальный закон Юлия Цезаря, так называемое "Завещание Августа", декреты и др. Особое место принадлежит античной керамической Э. (клейма на сосудах) — важному источнику по хозяйству и торговле. Надписи общественных организаций — источник по социальной структуре античного общества. К греко-латинской Э. примыкают нерасшифрованные надписи этрусков и других итальянских племен, в языках которых эпиграфическими методами удалось выявить ряд политических, религиозных и социальных терминов, пополняющих данные об Этрурии, ее племенном составе и пантеоне.

Средневековые и поздние надписи на греческом и латинском языках (Балканы, Западная Европа) принадлежат к так называемой христианской Э. (надгробные и церковно-строительные). Древние германцы оставили рунические надписи (см. Руны). Надписи, составленные северо-арабским письмом и принадлежавшие различным народам, распространены от берегов Атлантики до Тихого океана (с 6 в.).

Для истории народов Кавказа большое значение имеют армянские и грузинские надписи, содержащие данные по политической и культурной истории. Тюркские рунические надписи с 6 в. известны на территории от Монголии до Венгрии. В Южной Сибири открыты орхоно-енисейские надписи на стелах.

Первые славянские надписи (10 в.), исполненные кириллицей, происходят из Македонии, Сербии, Хорватии и Чехии. Древнейшая русская надпись 10 в. обнаружена на корчаге в одном из гнездовских курганов (см. Гнездовская надпись). Древнерусская Э. с 11 в. представлена надписями на камнях, стенах соборов (в том числе на Софийском соборе в Киеве), на церковной утвари и др.

Эпиграфические памятники народов Юго-Восточной Азии и Центральной Америки относятся к концу 1-го тыс. до н. э. — 2-му тыс. н. э.

Основные периодические издания: "Нумизматика и эпиграфика" (с 1960); "Эпиграфика Востока" (с 1947); "Supplementum epigraphicum graecum" (Leiden, с 1923), "Année epigraphique" (P., с 1888), "Epigraphia Indica" (Calc.-Delhi, с 1888).

Лит.: Новосадский Н. И., Греческая эпиграфика, 2 изд., М., 1915; М алов С. Е., Памятники древнетюркской письменности, М. — Л., 1951; Меликишвили Г. А., Урартские клинообразные надписи, Л., 1960; Рыбаков Б. А., Русские датированные надписи XI—XIV вв., М., 1964; Федорова Е. В., Латинская эпиграфика, М., 1969; Тайны древних письмен, М., 1976; Corpus inscriptionum semiticanim..., pt. 1—2, 4—5, P., 1881—1952; Labat R., Manuel d'épigraphie akkadienne, 4 ed., P., 1963; Dessau Н. (ed.), Inscriptiones latinae selectae, 2 ed., v. 1—3, Berolini, 1954—1955; Pallottino M., Testimonia linguae etruscae, 2 ed., Firenze, 1968.

Л. А. Ельницкий.