Эмайыги

Эмайыги, река в Эстонской ССР Длина 218 км площадь бассейна 9960 км2. Берёт начало из озера Пюхаярви; до озера Выртсъярв называется Вяйке Эмайыги (82 км) ниже —Суур-Эмайыги (101 км); впадает в Чудско-Псковское озеро. Питание смешанное с преобладанием дождевого. Половодье с апреля до середины июня. Средний расход воды 716 м3/сек. Замерзает в декабре, вскрывается во 2-й половине марта. Судоходна ниже г. Тарту

Эмалевые краски

Эмалевые краски, лаковые краски, суспензии высокодисперсных пигментов (главным образом неорганических) в лаках. Помимо основных компонентов, могут содержать наполнители, пластификаторы, отвердители, сиккативы, матирующие добавки, разбавители. По типу пленкообразующего вещества подразделяются на масляные, алкидные (глифталевые и пентафталевые), эпоксидные, кремнийорганические, нитроцеллюлозные (нитроэмали), полиакриловые и др. Э. к. наносят на предварительно загрунтованные и иногда зашпатлеванные поверхности всеми известными методами (см. Лакокрасочные покрытия). Высохшие Э. к. образуют декоративные и защитные покрытия, напоминающие по внешнему виду эмаль (отсюда название). Используют Э., к. для окраски самолетов, автомобилей, мотоциклов, велосипедов, станков, холодильников, приборов и многого др. См. также Краски, Лаки, Декоративные лакокрасочные покрытия.

М. М. Гольдберг.

Эмалирование

Эмалирование, получение на металлах и сплавах эмалевых покрытий на основе стеклообразующих материалов с целью защиты от коррозии и действия высоких температур, для электроизоляции, придания декоративного вида (цвета, блеска и т. п.). См. Эмаль.

Эмаль (зубная)

Эмаль зубная, обызвествлённая ткань, покрывающая коронку зуба. Вырабатывается специальными эпителиальными клетками — амелобластами, которые после образования зуба отмирают, превращаясь в так называемые эмалевые призмы, имеющие вид радиально расположенных тонких (3— 5 мкм в диаметре) волокон, плотно прилегающих друг к другу. Э. — наиболее твёрдая ткань в животном организме, содержит около 97% минеральных веществ (главным образом фосфорнокислые и углекислые соединения кальция, а также небольшое количество кремнекислых солей). Защищает зубы от износа. После повреждений не восстанавливается. Поражение Э. наблюдается при кариесе зубов, флюорозе и др.

Эмаль (покрытие)

Эмаль (франц. email, от франкск., smeltan — плавить), стеклоэмаль, преимущественно глухие (непрозрачные), окрашенные в различные цвета окислами металлов, легкоплавкие стекла, наплавляемые одним или несколькими тонкими слоями (эмалирование) на металл. Э. часто называют также легкоплавкие глухие белые или окрашенные глазури, применяемые для покрытия и художеств, росписи керамических и стеклянных изделий. Основными компонентами почти всех Э. являются двуокись кремния SiO2, борный ангидрид B2O3, окись алюминия Al2O3, окись титана TiO2, окислы щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, некоторые фториды и др. Э. принято делить на грунтовые и покровные. Грунтовые Э., в которые входят сцепляющие вещества (главным образом окислы кобальта и никеля), служат для нанесения слоя, который хорошо сцепляется с металлом и является промежуточным между покровным слоем Э. и металлом. Покровные Э., которые хорошо сцепляются с металлом, наносят без грунтовой Э. Для приготовления Э. смесь полевого шпата, песка или кварца, плавикового шпата, буры, борной кислоты, соды, селитры, криолита и другие сплавляют в печах при 1150—1550 °С и выливают в воду для грануляции. Гранулы размалывают в шаровых мельницах в присутствии воды, глины и других материалов для получения устойчивой суспензии мелких частиц, т. н. эмалевого шликера. Металл сначала покрывают грунтовым шликером, сушат и обжигают (500—1400 °С, в зависимости от покрываемого металла), после чего наносят покровную Э. в один-два слоя с обжигом каждого слоя отдельно. Шликер наносят погружением, обливом, пульверизацией и электростатически, проводят в периодически или непрерывно действующих печах.

Э. защищает металл от коррозии и придает ему красивый внешний вид. Наносят Э. в основном на чугун и сталь, однако в ряде случаев и на медные, алюминиевые и серебряные изделия, а также изделия из различных сплавов. Основные области применения эмалированных металлов — пищевая, химическая, фармацевтическая, электротехническая промышленность, строительство. Жароупорные и высококорозионностойкие эмалевые покрытия используются в реактивных двигателях; в аппаратах для особо агрессивных сред; при термообработке и горячей деформации специальных сплавов.

С. С. Солнцев

Эмали художественные — украшение Э. золотых, серебряных и медных изделий (сосудов, ювелирных изделий и пр.). Э. — древнейшая техника, применяемая в ювелирном искусстве: холодная (без обжига) и горячая, при которой окрашенная окисями металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. Э. различают по способу нанесения и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые Э. заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора,—передают четкие линии контура. Выемчатые Э. заполняют углубления (сделанные резьбой, штамповкой или при отливке) в толще металла отличаются большой интенсивностью цвета. Э. (чеканному, литому), прозрачная и глухая, позволяет передать объемные формы, достигать живописных эффектов, т. к. при плавлении эмалевая масса стекает с высоких частей рельефа и появляются сочетания прозрачных и непрозрачных пятен, дающие ощущение теней. В расписной (живописной) Э. изделие из металла покрывается Э. и по ней расписывается эмалевыми красками (с 17 в. — огнеупорными). Э. бывает также по скани (филиграни), гравировке, с золотыми и серебряными накладками. Наиболее ранние из дошедших Э. — золотые украшения и амулеты Древнего Египта, близкие по технике к перегородчатым. Лучший образец ранней европейской перегородчатой Э. — облицовка стенок алтаря в церкви Сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус 9 в.). В Византии в 10—12 вв. была развита перегородчатая Э. на золоте. К началу 12 в. сложились европейские школы Э.: маасская — в долине р. Маас, в Лотарингии (мастера Годфруа де Клер и Николай из Вердена) рейнская с Кельном во главе (мастера монахи Эйльбертус и Фридерикус) школа лиможской эмали. Европейские Э. в основном украшавшие церковную утварь, органически связаны с убранством соборов, витражами. С конца 14 — в начале 15 вв. в технике Э. выполнялись предметы светского характера. Глухие и непрозрачные Э. сменяются прозрачными Э. по гравировке с введением золотых линий и накладок. В 18 в. на первый план выдвинулись эмалевая портретная миниатюра и живопись, стилистически близкие станковой живописи. Трудоёмкая техника Э. пришла в упадок в 19 в. и возродилась лишь в эпоху господства стиля "модерн" в Париже, Брюсселе, Вене — изготовление украшений, табакерок, вееров в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом и пр. (К. Поплен, Р. Лалик, П. Грандом). В Китае Э. известны с 7 в., получили большое развитие в 14—17 вв. Э., украшающие детали холодного оружия, коробочки, табакерки и т. п. символическими растительными мотивами, изображениями птиц и животных. На территории СССР Э. изготовлялись в 3 — 5 вв. в Приднепровье (браслеты, фибулы с красной, голубой, зелёной и белой Э). Сохранились перегородчатые Э Киевской Руси 11 в. Влияние Византии сказалось на русских перегородчатых Э. 12-13 вв. на серебре и золоте и средневековой грузинской Э. на золоте, отличавшейся от византийской Э. менее тонкой технической проработкой, от русских — более ярким цветом (Хахульский складень, 12 в., Музей искусств Грузинской ССР, Тбилиси). В 16-17 вв. у московских мастеров получила распространение Э. по скани — прозрачная многоцветная Э. густых насыщенных тонов на золотых изделиях (мастера Оружейной палаты И. Попов и др.), по сюжетам и орнаментике близкая украшению рукописей того же времени. В 17 в. в Сольвычегодске расцвело искусство расписной Э. ("усольской"). Развитие расписной Э. по меди удешевило эмалевые изделия и расширило круг предметов, украшенных Э. (помимо культовых предметов, ларцы, чарки, коробочки для румян, флаконы, ложки и т. д.). В 18-19 вв. в Ростове Великом изготовлялись иконы и другие изделия в технике расписной Э. В 18 в. развилась эмалевая портретная миниатюра (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, И. П. Рефусицкий, живописец А. П. Антропов). М. В. Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов; был учрежден эмальерный класс в петербургской АХ (впервые упомянут в 1781). В конце 19 — начале 20 вв. изделия с Э. изготовляли фирмы Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Грачева.

В СССР выпускают изделия с расписной Э., с Э. по скани, по гравировке, штампованному рельефу и др. Крупным центром производства Э. является фабрика "Ростовская финифть" (в Ростове-Ярославском), продолжающая идущую с 18 в. традицию живописной Э. (броши, пудреницы, коробочки), в основном с декоративными цветочными композициями, а также сюжетными миниатюрами (мастера А. М. Кокин, В. В. Горский, И. И. Солдатов, В. Г. Питслин и др.).

Лит.: Технология эмали и эмалирование металлов, 2 изд., М., 1965; Петцольд А., Эмаль, пер. с нем., М., 1958; Солнаев С. С., Туманов А. Т., Защитные покрытия металлов при нагреве, М., 1976; Пупарев А. А., Художественная эмаль, М., 1948; Разина Т. М., Русская эмаль и скань. М., 1961; Макарова Т. И., Перегородчатые эмали Древней Руси, М., 1975; Постникова-Лосева М. М., Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI — XIX вв., М., 1974; Burger W, Abendländische Schmelzarbeiten, В., 1930; Medding-Alp E., Rheinische Goldschmiedekunst in ottonischer Zeit, Koblenz, [1952]; Hasenohr K., Email, Dresd., 1955.

Эман

Эман (от лат. emano — вытекаю, распространяюсь), редко применяемая внесистемная единица удельной (объёмной) активности радиоактивных изотопов в жидкостях (например, в минеральной воде) или в газах. 1 Э. равен 10-10 кюри/л = 3700 сек-1(м-3, т. е. 3700 распадов за 1 сек в 1 м3, или 3700 бк/м3 (беккерелей на 1 м3).

Эманационный метод

Эманационный метод в химии, физико-химический метод изучения свойств твёрдых веществ, основанный на измерении их эманирования. Идея Э. м. впервые была высказана Л. С. Коловрат-Червинским в начале 20 в.

Э. м. состоит в следующем: в исследуемый твёрдый препарат (пробу) вводят, например пропиткой, микроколичества материнского вещества (обычно радия), при радиоактивном распаде ядер которого образуется радиоактивный газ радон (эманация); пробу препарата помещают в специальный герметичный прибор и током газа-носителя переносят выделяющуюся эманацию в камеру для измерения радиоактивности. В опыте контролируют изменение скорости выделения эманации (эманирующую способность) при длительном хранении препарата, его нагревании, измельчении и т. п. Полученные кривые зависимости эманирования от времени, температуры или какого-либо иного фактора (т. н. кривые эманирования, или эманограммы) помогают выяснить, какие именно процессы (перекристаллизация, дегидратация, полиморфные превращения и т. п.) и при каких условиях протекают в изучаемом объекте. Э. м. чаще всего используют в сочетании с термическим анализом (т. н. эманационно-термический метод).

В 50-х гг. 20 в. появился новый вариант Э. м., при проведении которого в исследуемый образец вводят не материнские атомы радия, а непосредственно радиоактивные атомы инертного газа (Rn, 133Xe, 85Kr), затем изучают скорость перехода этих атомов из твёрдого вещества в окружающую атмосферу.

Э. м. используют для определения температуры фазовых переходов, температуры начала и завершения твердофазных реакций, температуры стеклования полимеров и т. д.

Лит.: Несмеянов А. Н., Радиохимия, М., 1972; Жаброва Г. М., Шибанова М. Д., Применение инертных радиоактивных газов для исследования твердых тел, "Успехи химии", 1967, т. 36, в. 8; Радиоактивные изотопы в химических исследованиях, Л. — М., 1965.

С. С. Бердоносов.

Эманация (философ.)

Эманация (позднелат. emanatio — истечение, распространение, от лат. emano — вытекаю, распространяюсь), в античной идеалистической философии и особенно в неоплатонизме — распространение избыточной полноты абсолютного бытия за собственные пределы. В основе термина лежит употребительный в традиции платонизма метафорический образ истока, дающего начало реке, но неисчерпаемого, или образ Солнца, изливающего из себя лучи, но остающегося в самом себе таким же светлым. В процессе Э. как ступенчатого нисхождения абсолюта ("единого") образуется множественный мир "иного", т. е. низшие уровни бытия (нус, душа), а на самом низшем уровне — материя как "небытие" (меон). В отличие от теистического представления о "сотворении мира" (см. Теизм) как акте воли личного божества, Э. понимается как непроизвольный безличный процесс. Всё богатство содержания мыслится данным в исходной точке Э., так что на различных её этапах (ступенях) может происходить только последовательное оскудение, а затем — возврат к началу. В противоположность этому понятие самодвижения идеи, развитое в философии Гегеля и немецком классическом идеализме, характеризуется тем, что в конце процесса содержится большее смысловое богатство, чем в начале; развитие, эволюция как поступательное восхождение противоположны Э.

Эманация (химич.)

Эманация, Em, название, часто употребляемое применительно к любому из природных изотопов радона (219Rn — актинон, 220Rn — торон, 222Rn — "истинный" радон). Ранее Э. называли сам химический элемент радон.

Эманирование

Эманирование, эманирующая способность, выделение в окружающую среду твёрдыми веществами, содержащими радий, радиоактивного газа радона (эманации). Переход радона из объёма твёрдого вещества в окружающую среду происходит либо за счёт энергии отдачи, приобретаемой ядрами радона после a-распада материнских ядер радия, либо диффузией. При этом часть радона остаётся замурованной в объёме твёрдого вещества и претерпевает радиоактивный распад раньше, чем достигнет его поверхности. Отношение количества радона, выделяющегося в окружающую среду из твёрдого вещества, к полному его количеству, образующемуся за тот же промежуток времени, называется коэффициентом Э. (или коэффициентом эманирующей способности). Коэффициент Э. обычно выражают в процентах.

Э. зависит от состава и строения вещества, его удельной поверхности, температуры и других факторов. При комнатной температуре коэффициент Э. варьирует от менее 100% (например, у пальмитата бария, содержащего микроколичества радия) до 1% и менее (у некоторых неорганических солей, стекол и др.). При увеличении температуры Э., как правило, возрастает.

В геологии Э. иногда также характеризуют количеством радона, выделяемого 1 г горной породы за определённое время; в этом случае при прочих равных условиях Э. тем выше, чем больше радия в образце. Поэтому, сравнивая Э. исследуемой породы и образца, концентрация радия в котором известна, можно оценить содержание радия в анализируемой горной породе.

На измерении Э. основан эманационный метод исследования твёрдых веществ, а также метод поиска радиоактивных руд и минералов.

С. С. Бердоносов.

Эмансипация

Эмансипация (от лат. emancipatio — освобождение сына из-под отцовской власти), освобождение от какой-либо зависимости, опеки, угнетения, уравнение в правах (например, Э. женщин).

Эмануэль Николай Маркович

Эмануэль Николай Маркович [р. 18.9 (1.10). 1915, поселок Тим, ныне Тимского района Курской области], советский физико-химик, академик АН СССР (1966, член-корреспондент 1958). Член КПСС с 1948. Окончил Ленинградский политехнический институт (1938). Работает в институте химической физики АН СССР (с 1938; с 1960 заведующим сектором кинетики химических и биологических процессов). Одновременно преподаёт в МГУ (с 1944; с 1950 профессор). Академик-секретарь Отделения общей и технической химии АН СССР (с 1975). Член Президиума АН СССР (с 1975). Основные труды по кинетике и механизму химических реакций. Внёс крупный вклад в теорию и практику процессов жидкофазного окисления органических веществ, в изучение механизма действия ингибиторов, гомогенных и гетерогенных катализаторов этих процессов. Под его руководством проводятся кинетические исследования деструкции и стабилизации полимеров, созданы новые эффективные стабилизаторы. С конца 50-х гг. ведёт также работы в области биологической кинетики, изучает кинетические закономерности и свободнорадикальные механизмы роста опухолей и развития лучевого поражения; им предложены новые противоопухолевые препараты, изучаются молекулярные механизмы их действия. Член ряда зарубежных академий. Ленинская премия (1958). Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями.

Соч.: Промежуточные продукты сложных газовых реакций, М. — Л., 1946; Торможение процессов окисления жиров, М., 1961 (совм. с Ю. Н. Лясковской): Цепные реакции окисления углеводородов в жидкой фазе, М., 1965 (совм. с др.); Количественные основы клинической онкологии, М., 1970 (совм. с Л. С. Евсеенко); Кинетика экспериментальных опухолевых процессов, М., 1977.

Эмар Гюстав

Эмар (Aimard) Гюстав [псевдоним; настоящее имя — Оливье Глу (Gloux)] (13.9.1818, Париж, — 20.6.1883, там же), французский писатель. Участник буржуазно-демократической революции 1848 во Франции. Во время франко-прусской войны 1870—71 возглавил писательский батальон "вольных стрелков". Автор обширного цикла историко-приключенческих романов, написанных под влиянием Ф. Купера, Т. Майн Рида: "Охотники Арканзаса" (1858), "Пираты прерий" (1859), "Бандиты Аризоны" (1882) и др. Не лишённые повествовательного мастерства и драматической напряжённости, романы Э. с симпатией отразили суровую жизнь индейских племён Мексики и Бразилии.

Соч. в рус. пер.: Сочинения, [т. 1—12], СПБ, [1898—99]; Твердая рука. Гамбусино, М., 1958.

Эматалирование

Эматалирование, получение непрозрачных эмалевидных плёнок на алюминии и его сплавах в результате их анодирования в хромовоборнокислых растворах или растворах, содержащих соли титана, циркония, тория и других элементов. Обычно плёнки молочного цвета толщиной 10—20 мкм; для их окрашивания используют органические красители. Эматалированные изделия обладают улучшенным декоративным видом, повышенным сопротивлением воздействию термических ударов, коррозионных сред, органических растворителей и пищевых продуктов. Э. применяют в производстве светотехнической аппаратуры, медицинских инструментов, изделий торгового оборудования и санитарно-технического назначения, в приборостроении и т. д.

Лит.: Розенбойм Г. Б., Эматалирование в судовом машиностроении, 2 изд., Л., 1976.

Эмба (город в Казахской ССР)

Эмба, город (с 1967), центр Мугоджарского района Актюбинской области Казахской ССР. Расположен на левом берегу р. Эмба. Ж.-д. станция на линии Актюбинск — Ташкент. Предприятия ж.-д. транспорта. Филиал Актюбинского мясокомбината.

Эмбарго

Эмбарго (исп. embargo), в международном праве первоначально запрещение государственной властью выхода из портов своей страны судов других стран или своих собственных. Впоследствии термин "Э." стал применяться в смысле запрещения ввоза в страну или вывоза из этой страны товаров или валюты. Э. может быть введено как в военное, так и в мирное время. Э. в военное время по существу становится формой блокады экономической. В мирное время Э. применяется как мера воздействия, репрессалии или средство экономического и финансового давления на другие страны.

Устав ООН предусматривает возможность установления Э. в качестве коллективной репрессивной меры в отношении государства, действия которого представляют угрозу международной безопасности.

Эмба (река)

Эмба, река в Актюбинской и Гурьевской области Казахской ССР. Длина 712 км, площадь бассейна 40400 км2. Берёт начало на западном склоне Мугоджар, течёт по Подуральскому плато и Прикаспийской низменности; теряется среди солончаков в 5 км от Каспийского моря. В верхнем течении (около 120 км) сильно меандрирует; летом русло на верхнем участке состоит из разобщённых плёсов; ниже плёсы глубиной до 4—5 м сменяются мелководными участками. В низовье река пересыхает, разбиваясь на плёсы. Питание преимущественно снеговое. Основной сток в период весеннего половодья (апрель — май). Средний расход воды в 152 км от устья 17,5 м3/сек, наибольший — 1240 м3/сек. Вода сильно минерализована: в верховье весной (март — начало апреля) 150—200 мг/л, летом до 800 мг/л, в низовье соответственно 1500—2000 мг/л и 3000—5000 мг/л. Главные притоки: справа — Темир, слева — Атсаксы. Используется для орошения. В бассейне Э. добыча нефти (см. ст. Северо-Каспийская нефтегазоносная область).

Эмбии

Эмбии (Embioptera), отряд мелких насекомых. Длина тела 1—2,2 см. Окраска от светло- до тёмно-коричневой. Усики чётковидные. Ротовой аппарат грызущий. Брюшко заканчивается двучленистыми цёрками (асимметричными у самцов). Ноги короткие, с 3-члениковыми лапками. В первых члениках лапок передних ног — шёлкоотделительной железы. Передвигаются Э. одинаково быстро и вперёд и назад. Крылья обычно только у самцов (у некоторых видов бескрылы и самцы). У крылатых самцов развитие с неполным превращением, у бескрылых особей — близкое к прямому (без метаморфоза). Питаются Э. преимущественно растительной пищей, могут хищничать. Обитают под камнями, в трещинах почвы, под корой деревьев в выстланных шелковистыми сплетениями ходах. Многие виды ведут общественный образ жизни. Около 150 видов, в местностях с тёплым (до средиземноморского) климатом. В СССР 2 вида: Haploembia solieri в Крыму, на северо-западном Кавказе, в Азербайджане (партеногенетическая форма) и Embia tartara в Средней Азии.

М. С. Гиляров.

Эмблема

Эмблема (от греч. emblema — вставка, выпуклое украшение), условное пояснение отвлеченного понятия, идеи с помощью какого-либо изображения (например, голубь — Э. движения сторонников мира); нередко рассматривается как разновидность аллегории. В узком смысле — символическое изображение, обычно снабженное кратким девизом и более подробным дидактическим текстом; образец характерного для культуры маньеризма и барокко жанра литературно-художественной эмблематики. Специальные сборники Э., метафорически поясняющих самые различные богословские, политические и этико-бытовые понятия, пользовались широкой популярностью во 2-й половине 16—18 вв. и оказали значительное воздействие на литературу, а также изобразительное и декоративно-прикладное искусство этой эпохи.

Лит.: Морозов А. А., Эмблематика барокко в литературе и искусстве петровского времени, в сборнике: Проблемы литературного развития в России первой трети XVIII в., Л., 1974; его же, Эмблематика, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 8, М., 1975; Emblemata. Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI. und XVII. Jahrhunderts, Stuttg., 1967.

Эмболия

Эмболия (от греч. embole — вбрасывание, вклинивание), нарушение кровоснабжения органа или ткани вследствие закупорки сосуда какими-либо частицами, перенесёнными током крови или лимфы, но не циркулирующими в них в нормальных условиях. Расстройства кровообращения усугубляются рефлекторным сосудистым спазмом и вторичным тромбозом. При Э. мелких сосудов возможно быстрое восстановление циркуляции крови за счёт коллатерального (см. Коллатерали) кровообращения (т. н. несостоявшаяся Э.). Наибольшее практическое значение имеет Э. оторвавшимся тромбом или его частью — тромбоэмболическая болезнь. Тромбоэмболы из периферических вен оседают, как правило, в бассейне лёгочной артерии; при дефектах в перегородках сердца (см. Пороки сердца)они могут попасть в артериальную систему, минуя малый круг кровообращения (парадоксальная Э.). В артериях большого круга Э. обычно обусловлена отрывом тромботических наложений на клапанах или стенках левой половины сердца (при эндокардитах, пороках сердца, аневризме левого желудочка). Возможны также тканевая и жировая Э. (преимущественно при обширных и тяжёлых травмах, переломах длинных трубчатых костей и т. д.), воздушная или газовая Э. (при операциях на открытом сердце, ранениях крупных вен шеи и грудной клетки, декомпрессионных заболеваниях), бактериальная Э. (скоплениями микробов) и Э. инородными телами (в основном мелкими осколками при огнестрельных ранениях), которые могут иногда перемещаться в силу тяжести против тока крови (ретроградная Э.). Лечение: антикоагулянты, тромболитические и спазмолитические средства, антибиотики, лечебная рекомпрессия (при декомпрессионных заболеваниях); оперативное удаление эмбола (эмболэктомия).

Лит.: Чазов Е. И., Тромбозы и эмболии в клинике внутренних болезней, М. — Варшава, 1966; Трегубенко А. И., Тромбозы и эмболии в хирургии, К., 1972; Perlick Е., Antikoagulanten, Lpz., 1964.

В. Д. Тополянский.