Ш

Ш, двадцать шестая буква русского алфавита. По начертанию восходит к букве Ш ("ша") кириллического (см. Кириллица)и Ш глаголического (см. Глаголица) алфавитов. Цифрового значения "Ш" в кириллице не имела, в глаголице — 800. Соответствующей буквы в греческом алфавите нет. Была введена в славянские азбуки для обозначения звука, отсутствовавшего в греческом языке. По-видимому, восходит к древнееврейского. квадратного письма или к синайского и раннеарабского письма. Буква "ш" обозначает переднеязычный нёбный глухой фрикативный, шипящий звук "ш". Звук "ш" в русском языке может быть кратким и долгим. Краткий — всегда твёрдый — на письме обозначается не только буквами "ш", "шь", а в некоторых случаях и "ж", "жь" ("мышка", "мышь", "нож", "рожь"). Долгий мягкий звук "ш" обозначается буквами "щ", "сч", "зч" ("щи", "счёты", "возчик"). Долгий твёрдый звук "ш" обозначается буквами "сш", "зш" ("нёсший", "вёзший").

Шёберг Свен Эрик Альф

Шёберг (Sjöberg) Свен Эрик Альф (р. 21. 6. 1903, Стокгольм), шведский режиссёр театра и кино. В 1925 окончил актёрскую школу при стокгольмском Королевском драматическом театре и вступил в его труппу; с 1930 режиссёр. Ш. выступает как новатор при решении сценического пространства, декораций и света. Его привлекают как спектакли эпического стиля с грандиозными массовыми сценами, так и постановки камерные по своему звучанию. Постановки: "Святое семейство" Вернлунда (1934), "Преступление и наказание" по Достоевскому (1941), "Ричард III" (1947) и "Ромео и Джульетта" (1953) Шекспира, "Фрёкен Юлия" (1949) и "Местер Улуф" (1972) Стриндберга, "Ревизор" Гоголя (1959), "Швейк во второй мировой войне" (1963) и "Мамаша Кураж и её дети" (1965) Брехта и др. Первый фильм Ш. — "Сильнейший" (1929) продолжал романтическую традицию шведского немого кино. Фильмы 40-х гг. "Ставка — жизнь" (1940), "Домой из Вавилона" (1941), "Игра о небе" (1942), "Травля" (1943), "Королевская охота" (1944), "Возвращение" (1945), несмотря на жанровые различия, объединены темой борьбы с фашизмом, проблемой нейтралитета Швеции во 2-й мировой войне. В 1951 Ш. создаёт один из лучших шведских фильмов — "Фрёкен Юлия" по пьесе Стриндберга. Поставил также фильмы: "Просто мать" (1949), "Карин Монсдоттир" (1954), "Судья" (1960), "Остров" (1966) и др.

О. В. Гарибова.

Шёвде

Шёвде (Skövde), город в Швеции, в лене Скараборг, между озёрами Венерн и Веттерн. 45,4 тыс. жит. (1976). Моторостроение (завод фирмы "Вольво"), швейная промышленность. В районе Ш. — добыча урана (рудник Ранстад).

Шёйхцер Иоганн Якоб

Шёйхцер (Scheuchzer) Иоганн Якоб (2.8.1672, Цюрих, — 23.6.1733, там же), швейцарский естествоиспытатель. Учился в Альтдорфе и Утрехте. С 1696 — второй городской врач, а позже городской врач в Цюрихе; с 1710 профессор математики, с 1733 профессор физики в гимназии в Цюрихе. Изучал ледники и геологическое строение Альп. Опубликовал ряд работ по палеонтологии и геологии. По теоретическим представлениям Ш. — дилювианист: считал, что вымершие организмы погибли во время "всемирного потопа". Описал много различных видов ископаемых растений и животных; одним из первых указал на растительное происхождение каменного угля. В 1700 обнаружил скелет ископаемой крупной саламандры (Andrias Scheuchzeri Cuvier) и принял его за скелет человека. Член Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина" (1697).

Соч.: Physica sacra..., iconibus aeneis illustrata procurante..., t. 1—4, Augsburg, 1731¾35.

Лит.: Steiger R., Johan Scheuchzer (1672¾1733), Z., 1927.

Шёлк

Шёлк (от др.-сканд. silki), натуральная текстильная нить животного происхождения — продукт выделения шёлкоотделительных желёз гусениц шелкопрядов при завивке коконов. Промышленное значение в основном имеет Ш. тутового шелкопряда, разводимого в шелководческих хозяйствах (см. Шелководство). Гусеницы выделяют Ш. в виде 2 элементарных нитей (шелковин), состоящих из белкового вещества — фиброина (по массе 70—80%), окруженного другим белковым веществом—серицином (20—30%), который их склеивает в т. н. коконную нить. В нитях, кроме фиброина и серицина, присутствуют воски и жиры (1—1,5%), а также минеральные вещества — соли калия, натрия, кальция и т.д. (1—1,5%). Из коконной нити гусеница формирует плотную шёлковую оболочку — кокон, который является сырьём для получения Ш. Шёлк отличается тониной, большой гигроскопичностью, лёгкой накрашиваемостью, приятным умеренным блеском. Он обладает хорошими механическими свойствами: разрывное напряжение — порядка 40 кгс/мм2(1 кгс/мм2=107н/м2); разрывное удлинение 14—18%. Во влажном состоянии первое падает на 10%, второе на столько же растет. Ш. малоустойчив к действию щелочей (в 5%-ном растворе NaOH быстро разрушается); более устойчив к действию минеральных кислот. В обычных органических растворителях не растворяется. К действию света устойчивость Ш. невелика. Уже за 200 ч инсоляции теряет половину прочности.

При размотке коконов (см. Кокономотание) получают непрерывную шёлковую нить длиной до 1200 м. Однако коконные нити, получаемые размоткой одиночных коконов, слишком тонки и поэтому в промышленности не применяются. Технической нитью являются нити шёлка-сырца. Неразматываемые коконы (бракованные, оставшиеся после выхода бабочки), а также отходы всех процессов шёлкового производства разрываются на короткие участки; эти волокна перерабатываются в шёлкопрядении.

Получение Ш. связано с большими трудовыми затратами, что делает его одним из наиболее дорогих текстильных материалов. Поэтому при выработке ряда тканей (в особенности подкладочных и технических), чулок и т.д. Ш. вытеснен различными химическими волокнами.

Мировое производство Ш. (1976) 49 тыс. т, из которых около 10% вырабатывается в СССР.

Лит.: Кукин Г. Н., Соловьев А. Н., Текстильное материаловедение ч. 1¾3, М., 1964¾67; Рубинов Э. Б., Усенко В. А., Ибрагимов С. С., Учение о шелке и кокономотание, ч. 1, М., 1966.

Г. Н. Кукин.

Шёлковая промышленность

Шёлковая промышленность, см. в ст. Текстильная промышленность.

Шёлковая ткань

Шёлковая ткань, текстильная ткань из натурального шёлка или химических волокон.

Изготовление Ш. т. из натурального шёлка возникло в Китае около 5 тыс. лет назад. В странах Средиземноморья производство Ш. т. получило распространение только после 555, когда в Константинополь впервые доставили из Китая грену тутового шелкопряда. В средние века шёлковое дело становится одной из главных отраслей промышленности в Венеции (13 в.), Генуе и Флоренции (14 в.), Милане (15 в.) и т.д. В 18 в. в Западной Европе, особенно в Италии и Франции, имеется уже развитая шёлковая промышленность.

В России производство Ш. т. возникло при Петре I. К 1762 число шёлкоткацких фабрик достигло 44. Однако производство Ш. т. развивалось в отрыве от сырьевой базы (80% потребляемого шёлка-сырца в 1913—14 ввозилось из-за границы).

В СССР объём производства Ш. т. (из натурального шёлка, искусственных и синтетических волокон) составляет 1,6 млрд. м2 (1977), а их ассортимент насчитывает около 600 артикулов.

Структура Ш. т. весьма разнообразна из-за различия используемых нитей (мононити, комплексные, кручёные, текстурированные, фасонные, разрезные нити и пряжа), а также в силу многообразия ткацких переплетений нитей. Ш. т. выпускают отбелёнными, окрашенными, набивными, пестроткаными, меланжевыми. Они могут подвергаться тиснению, лощению. В отделке их поверхность может приобрести рельефность. Ш. т. могут быть обработаны несминаемой, безусадочной, водоотталкивающей и др. пропитками. По назначению Ш. т. можно условно разделить на следующие группы: платьевые, сорочечные, подкладочные, плащевые, костюмные и пальтовые, галстучные, для предметов женского туалета (корсетные) и галантерейных изделий. Кроме того, вырабатываются штучные изделия — платки, скатерти, покрывала, а также ткани технические.

Платьевые ткани (ПТ) (масса 1 м2 30—200 г) очень разнообразны по сырьевому составу, структуре, оформлению и свойствам. ПТ из натурального шёлка — крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет (см. Креп). ПТ из ацетатных и триацетатных комплексных и текстурированных нитей вырабатывают полотняным, саржевым, атласным, мелкоузорчатым и крупноузорчатым (жаккардовым) переплетением. Выпускают набивными, пестроткаными, отбелёнными и гладкокрашеными. ПТ из полиамидных комплексных и текстурированных нитей (см. Полиамидные волокна) вырабатывают полотняным переплетением. Они бывают гладкокрашеными и набивными. ПТ из полиэфирных текстурированных нитей (см. Полиэфирные волокна) выпускают набивными и пестроткаными. ПТ из вискозной пряжи вырабатывают полотняным переплетением с набивными рисунками, а из смешанной пряжи (из вискозного и синтетического волокна) — в пестротканом и набивном виде. Изготовляются также ворсовые ПТ.

Сорочечные ткани (масса 1 м2 70—200 г) вырабатывают из вискозной пряжи, смешанной пряжи (67% полиэфирного и 33% вискозного волокна) и из сочетания их с вискозными и полиамидными нитями полотняным, мелкоузорчатым и комбинированным переплетением. Выпускают отбелёнными, гладкокрашеными, набивными, пестроткаными, меланжевыми, а также с несминаемой и малоусадочной отделкой. Все эти ткани обладают достаточной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. Специальные отделки несколько ухудшают эти свойства.

Подкладочные ткани (масса 1 м2 60—150 г) изготовляют из вискозных, полиамидных нитей или из вискозных, ацетатных или полиамидных нитей в основе и хлопчатобумажной или вискозной пряжи в утке. При изготовлении используют полотняное, саржевое, атласное, комбинированное и крупноузорчатое переплетение. Выпускают отбелёнными, гладкокрашеными, пестроткаными и набивными, а также с малоусадочной пропиткой. Имеют гладкую лицевую поверхность. Обладают малым коэффициентом тангенциального сопротивления, высокой устойчивостью к истиранию, хорошей гигроскопичностью.

Плащевые ткани (масса 1 м2 50—200 г) объединяют ткани для плащей, курток и зонтов. Вырабатывают двух типов: из полиамидных нитей (переплетение полотняное, гладкокрашеные, пестротканые или набивные, с водоотталкивающей пропиткой и плёночным покрытием); из полиэфирно-вискозной или полиамидно-вискозной пряжи (переплетение полотняное или саржевое, гладкокрашеные, с водоотталкивающей пропиткой).

Костюмные и пальтовые ткани (масса 1 м2 200—300 г). Ткани для костюмов изготовляют чаще всего из смешанной (например, полиэфирно-вискозной) пряжи полотняным, саржевым и комбинированным переплетением. Обладают хорошей гигроскопичностью и достаточной воздухопроницаемостью. Иногда их обрабатывают специальными пропитками для снижения усадок и сминаемости. Для женских летних нарядных пальто используют двухслойные ткани крупноузорчатого переплетения с рельефной поверхностью из вискозных и полиамидных нитей. Выпускают гладкокрашеными и пестроткаными.

Галстучные ткани вырабатывают из вискозных, триацетатных и полиэфирных нитей мелкоузорчатым и крупноузорчатым переплетением. Выпускают пестроткаными и набивными.

Корсетные ткани вырабатывают атласным переплетением из вискозных и полиэфирных нитей в сочетании с вискозной и смешанной пряжей, отбелёнными, гладкокрашеными и набивными.

Ткани для косынок и платков изготовляют из натурального шёлка, ацетатных, триацетатных и полиамидных нитей разнообразными переплетениями. Выпускают гладкокрашеными, пестроткаными и набивными.

Лит.: Пожидаев Н. Н., Симоненко Д. Ф., Савчук Н. Г., Материалы для одежды, М., 1975.

Л. В. Потапова.

"Шёлковый путь"

"Шёлковый путь", название караванных торговых путей, связывавших со 2 в. до н. э. до 16 в. н. э. Китай (через Среднюю Азию) с Передней Азией и далее с Европой. Главным товаром, провозимым по "Ш. п.", был китайский шёлк. "Ш. п." начинался в центральных районах Китая и через Ланьчжоу шёл на Дуньхуан, где раздваивался. Южный путь проходил через гг. Хотан, Яркенд, Балх и Мерв; северный — через Турфан, Кашгар, Самарканд, Мерв. Далее "Ш. п." проходил через Нису, Гекатомпил, Экбатану, Багдад к портам Средиземного моря Тиру и Антиохии. В первые века существования "Ш. п." между Римом и Парфией велась борьба за преобладание в посреднической торговле. В 5—6 вв. значительная часть "Ш. п." находилась в руках Иран. и согдийских, а с 7 в. — арабских купцов. В 14 в. в связи с развитием мореходства значение "Ш. п." упало.

Шёлкография

Шёлкография, вид трафаретной печати, в котором изображение наносится масляными или водяными красками на сетку (из шёлка или другой прочной материи), натянутую на рамку (участки сетки, соответствующие пробельным местам композиции, покрывают непроницаемым для краски составом); при печатании краска продавливается ракелем через отверстия сетки на воспринимающую поверхность. Техника Ш., возникшая в середине 20 в., используется для воспроизведения изображений (в т. ч. для репродуцирования произведений искусства), а также применяется для создания авторских произведений, отличающихся повышенной яркостью и декоративной красочностью колорита.

Шёлкокручение

Шёлкокручение, совокупность технологических процессов, посредством которых шёлк-сырец или некручёные химические нити перерабатывают в кручёные нити. По назначению различают кручёные шёлковые и химические нити для ткачества, трикотажно-вязального производства, для широкого потребления (швейные и вышивальные нити) и для технических целей (хирургические, изоляционные и др.). По структуре кручений шёлк делится на шёлк простой, сложной и фасонной крутки.

В Ш. мотки шёлка-сырца замачивают в мыльно-жировой эмульсии для размягчения серицина, что способствует лучшему разъединению нитей при сматывании, придаёт им гладкость и гибкость. Одновременно повышается гигроскопичность нитей и снижается способность их к электризации. Химические нити вместо замачивания подвергают шлихтованию — проклеиванию для придания им большей прочности и гладкости, а также для снижения электризуемости. После замачивания или шлихтования мотки шёлка-сырца или химических нитей отжимают, расправляют и сушат. Мотки шёлка-сырца перед сушкой подвергают расщипыванию с целью разъединения нитей и устранения их перепутывания. После сушки мотки разматывают на мотальных машинах, что позволяет проконтролировать непрерывность нити и намотать её на катушки или бобины, удобные для последующей обработки. Во время разматывания удаляются слабые и дефектные места нитей. Для получения более толстой нити проводят трощение (соединение нескольких нитей в одну), чаще всего — на тростильно-крутильных машинах с одновременным слабым скручиванием нитей. Это уменьшает обрывность нитей в последующем процессе кручения, который осуществляется на этажных или кольцевых крутильных машинах. Для придания кручёным нитям равновесности, т. е. уменьшения способности их раскручиваться, нити обрабатывают паром (запаривание) в специальных камерах. После этого проводят т. н. уборку, т. е. перематывание кручёных нитей в паковки, удобные для их последующей переработки.

Кручёный шёлк обычно вырабатывается в несколько (2—5) вместе сложенных нитей с различными крутками (от 50 до 3000 кручений на 1 м).

Лит.: Усенко В. А., Шелкокручение, М., 1969.

В. В. Жоховский.