Фу

Фу, жанр китайской литературы. Период расцвета 2 в. до н. э. — 2 в. н. э. Был популярен в эпохи правления династий Тан и Сун. Существовал до начала 20 в. Классический Ф. — панегирические сочинения, написанные неравностопным стихом с прозаическими вставками, прославляющие государя, могущество страны и т.д. Отличается цветистостью языка и стиля. В Ф. ценились изящество слога, логической стройность "рассуждения". Ф. представляет поэзию письменную, индивидуальную. На рубеже средневековья Ф. теряют придворный характер. Появились "малые" лирические Ф., воспевающие простого человека, обыкновенные предметы и явления. Позднее стали формой лирического размышления; восхваление сменилось морализацией, цветистость языка — строгостью формы.

Тексты: Китайская классическая проза в переводах В. М. Алексеева, М., 1959.

Лит.: Лисевич И. С., Ханьские фу и творчество Сыма Сян-жу, в сборнике: Литература древнего Китая, М,. 1969; Голыгина К. И., Жанр фу и его толкование в традиционной китайской теории литературы, в сборнике: Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока, М., 1970; Margoulies G., Le "Fou" dans ie Wen siuan. P., 1926; Hervouet Y., Un poète de cour sous les Han; Sseu-ma Siang-jou, P., 1964.

И. С. Лисевич.

Фуа

Фуа (франц. foi, от лат. fides — вера, верность), в средневековой Западной Европе клятва верности вассала сеньору (см. Вассалитет) при заключении вассального договора, оформлявшегося церемонией оммажа.

Фува Тэцудзо

Фува Тэцудзо (настоящие фамилия и имя — Уэда Кэндзиро) (р. 26.1.1930, Токио), деятель коммунистического движения Японии. Член Коммунистической партии Японии (КПЯ) с 1947. Из семьи работника просвещения. В 1953 окончил физическое отделение факультета естественных наук Токийского университета. После окончания университета работал в секретариате Всеяпонской федерации профсоюзов металлургической промышленности, с 1964 — в аппарате ЦК КПЯ. С 1964 кандидат в члены ЦК, с 1966 член ЦК КПЯ. С 1970 член Президиума ЦК и постоянного бюро Президиума ЦК, председатель Секретариата ЦК КПЯ; с 1976 также первый заместитель председателя Президиума ЦК КПЯ. С 1969 депутат палаты представителей парламента.

Соч.: Гэндай сэйдзи то кагакутэки сякайсюги (Современная политика и научный социализм), Токио, 1968; Дзимминтэки гикайсюги (Народный парламентаризм), Токио, 1970; Кагакутэки сякайсюги то сэйдзикакусин (Научный социализм и политическое обновление), Токио, 1972.

Фуга

Фуга (итал. fuga, от лат. fuga — бег, бегство) (музыкальная), высшая форма полифонической музыки (см. Полифония). Строится на многократных имитационных проведениях основной музыкальной темы во всех голосах (от 2 и более). В 1-й части Ф. — экспозиции — тема проходит во всех голосах поочерёдно в основной тональности (вождь) и в доминантовой, реже субдоминантовой, в современной Ф. — в любой другой (спутник, ответ). В др. голосах со 2-го проведения звучат мелодии, образующие контрапункт к ответу или к теме, они называются противосложениями. Проведения темы обычно перемежаются эпизодами развивающего характера, называются интермедиями. Иногда краткость экспозиции компенсируется дополнительными проведениями темы и ответа; если они даны во всех голосах, то образуется контрэкспозиция. В последующих разделах обычно осуществляется тональное развитие — тема проводится в тональностях, не представленных в экспозиции; здесь часто применяются и собственно полифонические средства: стретта (род канонического проведения темы), различные виды сложного контрапункта, преобразования темы (обращение, увеличение и др.). Окончание Ф. устойчивого характера, зачастую типа репризы. В развитии простой Ф., в отличие от сонатной формы, не возникает производного контраста — она развивает один музыкальный образ (характер). В сложной Ф., т. е. написанной на 2 или 3 темы (двойная, тройная Ф.), темы как бы дополняют друг друга.

Встречаются Ф. как самостоятельные сочинения; часто Ф. предваряется прелюдией, токкатой, фантазией. Нередко Ф. с предваряющими их пьесами объединяются в циклы (И. С. Бах, "Хорошо темперированный клавир"; П. Хиндемит, "Ludus tonalis"; Д. Д. Шостакович, 24 прелюдии и фуги). Нередко Ф. является одной из частей сонаты, оратории и др. многочастных произведений, а также разделом одночастной пьесы.

Ф. развилась из канцоны, ричеркара (Дж. Габриели, 16 в.) и др. старинных форм; она сформировалась в инструментальной музыке 17 в. (Дж. Фрескобальди) в пору утверждения мажора и минора при переходе от полифонии строгого стиля к полифонии свободного стиля. Высшего совершенства Ф. достигает в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Во 2-й половине 18 — начале 20 вв. Ф. менее распространена, но В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, С. Франком, С. И. Танеевым и др. композиторами созданы выдающиеся образцы этой формы. В 20 в. Ф. — область особого внимания композиторов, которые реализуют в ней новейшие идеи (И. Ф. Стравинский, Хиндемит, Шостакович, Р. К. Щедрин и др.).

Лит.: Протопопов В., История полифонии в её важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962; его же, История полифонии... Западноевропейская классика XVIII—XIX вв., М., 1965; Полифония. Сб. теоретических статей, М., 1975; Чугаев А., Особенности строения клавирных фуг Баха, М., 1975; Ghislanzoni A., Storia dellafuga, Mil., [1952].

Фугас

Фугас (франц. fougasse, от лат. focus — очаг, огонь), заряд взрывчатого вещества, закладываемый в водонепроницаемой оболочке в земле или под водой на небольшой глубине. Взрываясь неожиданно для противника, наносит ему потери или создаёт препятствие, способное задержать его продвижение. Взрыв Ф. производится электрическим или огневым способом при помощи часового (временного) замыкателя или механическим способом вследствие давления на взрыватель. Ф. относится к минно-взрывным средствам, используемым при устройстве заграждений (см. Заграждения военные).

Фугато

Фугато (итал. fugato, буквально — наподобие фуги) (музыкальное), форма полифонической музыки (см. Полифония) с таким же, как в фуге, экспонированием и развитием темы, но без устойчивого завершения. В отличие от фуги не бывает самостоятельным произведением. Обычно используется внутри др. форм — во вступительных построениях, при изложении темы, особенно часто — в разработке сонатной формы.

Фуггеры

Фуггеры (Fugger), крупнейший южно-германский купеческий и банкирский дом в 15—17 вв. Родоначальники Ф. были ткачами; около 1367 переселились в г. Аугсбург, наряду с ремеслом стали заниматься торговлей продукцией аугсбургских ткачей, которых авансировали привозимым из Венеции сырьём. Деятельность Ф. достигла наибольшего размаха при Якобе II Ф. Младшем, прозванном Богатым (1459—1525), и его племяннике Антоне Ф. (1493—1560). С 1488 крупные денежные займы Ф. Габсбургам оплачивались тирольским серебром и медью (получаемыми Ф. по ценам, значительно ниже рыночных); постепенно Ф. фактически захватили всю добычу этих металлов в Тироле и в Венгрии. Торгуя металлами, Ф. использовали в своих интересах сложившуюся в 16 в. исключительно благоприятную конъюнктуру на мировых рынках серебра и меди. За 1511—27 капитал Ф. увеличился приблизительно с 200 тыс. до 2 млн. рейнских гульденов; в 1546 их актив превышал уже 7 млн. рейнских гульденов. С целью закрепления за собой монопольного положения в торговле металлами Ф. с 20-х гг. 16 в. стали проникать в качестве пайщиков в горные предприятия ряда тирольских промыслов, приобретали и строили плавильни. Деятельность Ф. имела важное значение в процессе т. н. первоначального накопления и зарождения ранних форм капитализма. Однако она базировалась в значительной мере на феодальных монополиях и привилегиях. Ф. были связаны с феодальными монархами, выступали банкирами не только Габсбургов (в частности, способствовали финансовой поддержкой избранию в 1519 Карла V на императорский престол), но и римских пап. Через Габсбургов Ф. проникли в Испанию, откупая королевские доходы с имущества духовно-рыцарских орденов. В последние десятилетия 16 в. начался упадок Ф., завершившийся в 17 в. их крахом (в упадке Ф. сыграло свою роль, в частности, банкротство Испании в 70-х гг. 16 в.). Ф., получившие уже в 16 в. дворянское достоинство (имперские графы), всё более вкладывали свой капитал в приобретение земель, стали крупными феодальными землевладельцами.

Лит.: Смирин М. М., К истории раннего капитализма в германских землях (XV—XVI вв.), М., 1969: Некрасов Ю. К., Очерк из экономической истории Германии конца XV — нач. XVI вв., в кн.: Проблемы социально-экономической истории Германии и Австрии XV—XVI вв., Вологда, 1969; Ehrenberg R., Das Zeitalter der Fugger, 3 Aufl., Bd 1—2, Jena, 1922; Pölnitz G. von, Jakob Fugger, Bd 1—2, Tübingen, 1949—1952; его же, Anton Fugger, Bd 1—3, Tübingen, 1958—67.

Фугетта

Фугетта (итал. fughetta, уменьшит. от fuga) (музыкальная), небольшая и несложная по построению фуга.

Фугитивность

Фугитивность, величина, используемая для расчёта свойств реальных газов с помощью термодинамических соотношений, выведенных для идеальных газов (см. также Газы); введена Г. Льюисом в 1901. Фугитивность f данного газа (компонента газовой смеси) — такая функция давления p, температуры Т (и концентрации каждого из компонентов смеси), подстановка которой вместо давления (парциального давления) в термодинамическом уравнения для идеального газа делает их справедливыми и для реального газа при рассматриваемых условиях. Хотя этот приём является формально-математическим, однако он продуктивен, т.к. применение более сложных уравнений состояния реальных газов, во-первых, связано со значительными вычислительными трудностями и, во-вторых, не может обеспечить необходимую точность, поскольку любое уравнение состояния реального газа справедливо лишь в определённом интервале значений p и Т.

Отношение f/p называется коэффициентом Ф.; очевидно, для идеального газа он при любых условиях равен 1. Т. о., отличие значения f/p от 1 характеризует степень отклонения газа от идеального состояния. Роль Ф. газа по отношению к его парциальному давлению аналогична роли активности компонента раствора по отношению к его концентрации.

Поскольку Ф. вещества, образующего конденсированную фазу или входящего в её состав, равна его Ф. в насыщенном паре этой фазы, то Ф. можно рассматривать и как величину, количественно характеризующую при заданных p, Т и составе фазы способность вещества к выходу из неё (отсюда и название: лат. fugitivus — убежавший, улетевший).

Лит. см. при ст. Термодинамика химическая.

М. Х. Карапетьянц.

Фуговальный станок

Фуговальный станок, деревообрабатывающий станок для прямолинейного строгания (фрезерования, фугования) заготовок по пласти или кромкам. Ф. с. имеет станину, на которой смонтированы круглый ножевой вал (обычно имеет 2—4 ножа), рабочий стол, вертикальная ножевая головка, направляющая линейка и съёмный (или стационарный) механизм подачи; при ручной подаче этот механизм отсутствует. Обычно на Ф. с. одновременно обрабатывается одна пласть или одна кромка; заготовка ориентируется по направляющей линейке при снятой вертикальной головке. При одновременной обработке пласти и кромки используются ножевой вал и вертикальная фрезерная головка, установленная под углом 90° к поверхности стола. Рабочий стол Ф. с. состоит из удлинённой передней части, устанавливаемой по высоте на толщину сострагиваемого слоя, и неподвижной задней, поверхность которой находится на уровне окружности лезвий ножей. Фуговально-рейсмусовый станок (совмещенный Ф. с. и рейсмусовый станок) используют для двухстороннего строгания брусковых деталей и щитов. Он имеет коробчатую станину, в верхней части которой смонтированы питатель, 4 базовых стола, 2 фуговальные и 2 рейсмусовые ножевые головки; в станине находятся вентилятор и привод механизма подачи. Заготовки размещаются в кассете с поперечными упорами, установленными между двумя подающими цепями; одновременно можно обрабатывать до 30 заготовок.

Лит.: Деревообрабатывающее оборудование. Каталог-справочник, М., 1972.

Н. К. Якунин.

"Фудзи банк"

"Фудзи банк", коммерческий банк Японии. Учрежден как частный банк в 1880 под название "Ясуда банк", в 1948 переименован в "Ф. б.". Вместе с "Марубени корпорейшен" (торговая компания) и "Ниппон кокан" (металлургия и судостроение) составляет финансовое ядро монополистической группы Фудзи. Через свои филиалы и дочерние компании внедряется в такие сферы деятельности, как освоение океана, нефтедобывающая и авиационная промышленность и информационная служба ("Ф. б." принадлежит одна из старейших в стране систем расчётов с помощью кредитных карточек). Банк обслуживает широкий круг клиентов: от гигантских корпораций до мелких и средних предприятий и частных лиц. "Ф. б." имеет в стране 219 отделений и за границей — филиал, 5 отделений, 6 представительств; участвует в капитале 12 банков и 6 финансовых институтов в валютно-финансовых центрах (Лондоне, Нью-Йорке, Париже и др.). Поддерживает корреспондентские отношения почти со всеми крупнейшими банками мира, в том числе с Банком для внешней торговли СССР и банками др. социалистических стран.

Капитал банка 66 млрд. иен (230 млн. долл.). Сумма баланса на сентябрь 1976 составляла 10549 млрд. иен (36,7 млрд. долл.), депозиты — 7199 млрд. иен (25,0 млрд. долл.), кредиты — 5895 млрд. иен (20,5 млрд. долл.), акцепты и гарантии — 1241 млрд. иен (4,3 млрд. долл.), ценные бумаги — 1289 млрд. иен (4,5 млрд. долл.).

Б. И. Сергеев.

Фудзивара (древн. япон. род)

Фудзивара, древний японский род, составлявший высший слой феодальной аристократии. Род Ф. вышел из рода Накатоми — наследственных жрецов японской религии синтоизм. Политическое возвышение рода связано с т. н. переворотом Тайка в 7 в. С 8 в. (вплоть до 20 в.) установился обычай брать жён императорам только из рода Ф. С 9 в. началось правление представителей этого дома, с 859 — уже официально со званиями регентов (сэссё) и канцлеров (кампаку). Нахождение Ф. у власти было связано с укреплением в Японии системы поместий (сёэн) с налоговым и политическим иммунитетом и сосредоточением большого числа таких поместий у рода Ф. Правление дома Ф. продолжалось формально до 1184. Фактически он потерял реальную власть уже в середине 11 в. при распаде единого управления Японией, явившемся следствием начала феодальной раздробленности.

Фудзивара Тэйка

Фудзивара Садаиэ, Тэйка (1162—1241), японский поэт, учёный-филолог. Принадлежал к древнему роду Фудзивара. Писал в форме танка, сочетая строгую приверженность традициям с новыми поэтическими идеалами. Тонкий лирик, Ф. отразил умонастроения и мироощущение аристократии, уступившей доминирующее положение в обществе военному сословию. Известен также как составитель классических антологий японской поэзии, в том числе "Новое Собрание старых и новых песен" (1205), "Лучшие поэты нашего времени" (1209), "По одному стихотворению от ста поэтов" (1237) и др. Автор работ по эстетикой теории поэзии ("Ежемесячные заметки", 1219; "Предисловие" к антологии "Лучшие поэты нашего времени" и др.). Эстетические концепции Ф. оказали влияние на развитие классической японской литературы и театра, а его стихи явились одной из вершин японской поэзии.

Соч.: Утаавасэсю, Токио, 1956; в кн.: Нихон котэн бунгаку тайкэй, т. 28, Токио, 1970; в рус. пер., в сборнике: Японская поэзия, М., 1956; в сборнике: Японские пятистишия, М., 1971.

Лит.: Литература Востока в средние века, ч. 1, М., 1970; Мурата Сюити, Фудзивара Садаиэ, Токио, 1956.

Фудзимори Сэйкити

Фудзимори Сэйкити (р. 28.8.1892, префектура Нагано), японский писатель, драматург. Окончил отделение немецкой литературы Токийского университета (1916). Видный деятель движения "Пролетарская литература" 20—30-х гг. Печатается с 1914. Уже ранние произведения Ф. отличает гуманистическая направленность. Драма "Распятый Модзаэмон" (1926) рисует крестьянское восстание в феодальной Японии. Сюжетом драмы "Жертва" (1926) послужило самоубийство писателя Арисима Такэо. В 1932 Ф. был арестован за финансовую поддержку компартии Японии. После освобождения отошёл от политики; писал на исторические темы (роман "Ватанабэ Кадзан", 1936, и др.). После 2-й мировой войны 1939—1945 вновь примкнул к демократическому движению в литературе. Член общества новой японской литературы ("Синнихон бунгакукай"). Автор романов "Грустная любовь" (1954), "Непознанный гений" (1965) и др.

Соч. в рус. пер.: Беглец, в сборнике: Ад, М. — Л., 1929; Человек, который не аплодировал, в кн.: Сборник японской революционной литературы, М. — Л., 1933.

Лит.: История современной японской литературы, М., 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964.

Фудзисава

Фудзисава, город в Японии, на о. Хонсю, в префектуре Канагава, близ Йокохамы. 254,6 тыс. жителей (1973). Производство транспортного оборудования, шарикоподшипников; сталелитейные заводы. Морской курорт у побережья залива Сагами.

Фудзи-Хаконе-Идзу

Фудзи-Хаконе-Идзу, национальный парк Японии. Расположен на о. Хонсю (префектуры Канагава, Яманаси и Сидзуока). Организован в 1936. Площадь 122 309 га. Включает часть вулкана Фудзияма и вулкан Хаконе (1439 м), горячие источники, озёра и реки, вечнозелёные леса; из животных характерны краснолицый макак и олень-сика, много видов птиц.

Фудзияма

Фудзияма, Фудзи, Фудзисан (возможно, от айнского Фусхи — богиня огня; японского яма, сан — гора), действующий вулкан на о. Хонсю, наиболее высокая вершина Японии (3776 м), в 90 км к З.-Ю.-З. от Токио. Правильный конус с кратером на вершине диаметром 700 м и глубиной до 100 м. На склонах — боковые кратеры и шлаковые конусы. Ф. перекрывает большей частью древнего вулкана Аситока, вершина которого обнажается на юго-восточном склоне. С 781 было 12 взрывных и изливающих базальтовую лаву извержений (последнее — в 1707—08). На склонах вечнозелёные леса, кустарниковые пустоши. Вершина в течение 10 месяцев покрыта снегом.

Ф. считается священной горой, служит объектом религиозного паломничества и туризма. Изображение Ф. — излюбленный предмет японского искусства (картины, вышивки, фарфор). См. также Фудзи-Хаконе-Идзу.

Фужерон Андре

Фужерон (Fougeron) Андре (р. 1.10.1913, Париж), французский живописец и график. Член Французской коммунистической партии (с 1939). Родился в семье рабочего. Специального художественного образования не получил. Во время 2-й мировой войны 1939—45 участвовал в Движении Сопротивления. Один из крупнейших представителей т. н. нового реализма во французском искусстве, Ф. постоянно обращается к темам жизни и социальной борьбы французского народа. Произведения Ф. ("Честь и слава Андре Улье", 1949, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; серия картин и рисунков "Страна шахт", 1950) присущи выразительный, нередко остродраматический лаконизм рисунка и колорита.

Лит.: Калитина Н., Фужерон, Л. — М., 1962.

Фужиенгская забастовка 1930

Фужиенгская забастовка 1930, забастовка рабочих каучуковых плантаций в провинции Бьенхоа (Южный Вьетнам) в феврале. Происходила в условиях роста рабочего движения в стране, вызванного началом мирового экономического кризиса; руководили стачкой коммунисты. Начавшись как экономическая забастовка с требованиями увеличения зарплаты, установления 10-часового рабочего дня, запрещения телесных наказаний и т.д., Ф. з. быстро переросла в вооруженное выступление рабочих. Власть на плантациях перешла в руки забастовочного комитета. Выступление было подавлено войсками и полицией, руководители приговорены к смертной казни. Под влиянием Ф. з. произошли стачки на цементном заводе в Хайфоне, на текстильном комбинате в Намдине (март — апрель 1930).

Фузариозы

Фузариозы, болезни многих культурных и дикорастущих растений, вызываемые несовершенными грибами рода Fusarium.

Распространены во всех климатических зонах. При Ф. поражаются сосудистая система (фузариозное увядание) и ткани растения (гниль корней, плодов и семян, Ф. колосьев, початков; др. виды Ф.). Возбудители долго сохраняются в почве и на растительных остатках в виде мицелия, хламидоспор или перитециев; попадают в растения через корневую систему и нижнюю часть стебля. Источником инфекции могут быть также зараженные семена и рассада. Быстрому развитию болезни способствуют неблагоприятные абиотические факторы (резкие колебания температуры и влажности воздуха и почвы, недостаток почвенного питания и др.), ослабляющие растение, повреждения насекомыми и др. При фузариозных увяданиях поражения и гибель растений происходят из-за резкого нарушения жизненных функций вследствие закупорки сосудов мицелием гриба и выделения им токсических веществ (фузариевой кислоты, ликомаразмина и др.). У больных растений листья теряют тургор, желтеют, свёртываются и опадают; верхушки поникают и засыхают; замедляется рост, снижается жизнестойкость; часто посевы гибнут на значительных площадях. Фузариозные увядания особенно опасны для тонковолокнистых сортов хлопчатника (фузариозный вилт), всходов льна, для капусты (преимущественно кочанной), тыквенных культур, зерновых бобовых (главным образом люцерны, сои, кормовых бобов); картофеля, томата и баклажана. Фузариозные корневые гнили поражают растения на всех фазах их развития; у хлебных злаков приводят к отмиранию продуктивных стеблей, пустоколосице, щуплости зерна (при раннем заражении к гибели всходов); у бобовых трав буреют и загнивают корни, разрушаются основание корневой шейки, центральный цилиндр и сосудистые пучки стебля. Ф. колоса и зерна хлебных злаков вызывает побеление, затем побурение колосков и образование в них нежизнеспособных зерновок. Ф. початков кукурузы характеризуется появлением на них (в начале полной спелости) бледновато-розовых или белых пятен, образованных мицелием гриба. В центре пятен зерновки грязно-бурые, легко крошатся. Семена, пораженные болезнью, теряют всхожесть. Один из видов Ф. — снежная плесень — опасен для озимых (пшеница и рожь) и многолетних злаковых трав. На листьях появляются расплывчатые водянистые пятна, образованные грибницей. Мицелий распространяется по листьям, склеивая их. Больные растения часто погибают. Известны Ф. хвойных древесных пород (ели, сосны и др.).

Меры борьбы: соблюдение севооборотов, выращивание устойчивых к болезням сортов, удаление и сжигание растительных остатков, протравливание семян гранозаном, меркураном и др., обработка посевов пестицидами, использование здоровых семян и рассады, внесение повышенных доз фосфорно-калийных удобрений, известкование и осушение почв.

Лит.: Райлло А. И., Грибы рода Фузариум, М., 1950; Горленко М. В., Сельскохозяйственная фитопатология, М., 1968; Пересыпкин В. Ф., Сельскохозяйственная фитопатология, М., 1969.

М. В. Горленко.