Уна

Уна (Una), река в Югославии, правый приток р. Сава (бассейн Дуная). Длина 214 км, площадь бассейна около 7,5 тыс. км2. Берёт начало в горах Динара, большая часть протекает по Динарскому нагорью в глубокой долине, образуя многочисленные пороги. Весеннее половодье, осенние дождевые паводки. Средний расход воды близ устья около 200 м3/сек. На У. – гг. Бихач, Босански-Нови, Двор, Босанска-Дубица. В нижнем течении доступна для небольших судов.

Унаби

Унаби (Ziziphus), род растений семейства крушиновых. Насчитывает около 40 видов, в тропических и субтропических районах Азии, Африки и Австралии. Наиболее известен вид унаби (Z. jujuba). Крупные деревья, живущие до 300 лет, иногда ветвящиеся кустарники высотой до 4 м. Молодые побеги с колючками. Листья яйцевидные, овальные, иногда ланцетные. Цветки обоеполые, перекрёстноопыляющиеся. Цветёт в мае, в течение 1,5–2 мес. Плод – костянка, длиной 3–4 см, диаметр до 2,5 см, с тонкой, красно-коричневой или жёлтой глянцевой, часто пятнистой кожицей. Мякоть толстая, светло-зелёная или белая, после сушки отделяющаяся от косточки, вкусная, сладкая (до 30% сахаров), хрустящая. При подвяливании (особенно на дереве) вкус плодов улучшается. Плоды используют в свежем виде, для приготовления компота, пастилы, варенья. У. начинает плодоносить с 3–4 лет. В диком виде встречается в Передней Азии, Гималаях, Сев. Китае, Японии; в культуре – в Японии, Пакистане, Афганистане, Китае, США и др.; в СССР – в Туркмении, Таджикистане, Узбекистане.

А. Д. Александров.

Унамуно Мигель де

Унамуно (Unamuno) Мигель де (29.9.1864, Бильбао, – 31.12.1936, Саламанка), испанский писатель, философ, общественный деятель. Один из вождей "Поколения 1898 года" (см. Испания, раздел Литература). Баск по национальности. Получил филологическое образование. С 1891 профессор, с 1901 ректор Саламанкского университета. В 1924 за выступления против диктатуры Примо де Риверы сослан на Канарские острова, откуда бежал во Францию, в эмиграции до 1930. При республике У. – депутат кортесов; с 1932 академик. Выступал против республики, считая, что она не может обеспечить гражданский мир и национальное единство, однако уже в октябре 1936 решительно осудил фашистский мятеж.

Деятельность У. многообразна. Как публицист он неизменно занимал резко критическую позицию по отношению к исп. буржуазно-помещичьему обществу ("Об исконности", 1895, и др.). В 90-е гг. интересовался марксизмом; активно сотрудничал в социалистическом еженедельнике "Луча де классе". После религиозного кризиса 1897 отошёл от социализма и начал разрабатывать философскую концепцию, предвосхитившую ряд положений персонализма и экзистенциализма. Огромное влияние на У. оказали идеи и творчество Л. Н. Толстого, а также Б. Паскаля и позже С. Кьеркегора. центральная проблема философии У. – духовная жизнь личности, сосредоточенная, по его мнению, на стремлении разрешить противоречия конечного и бесконечного: жажде личного бессмертия противоречит рационалистическую уверенность в конечности сущего, потребности в вере – невозможность веры для современного разума. У. вводит понятие "агонии" – особого трагического восприятия жизни, вызванного непримиримым дуализмом разума и веры ("Трагическое чувство в жизни людей и народов", 1913; "Агония христианства", 1924). Творчество, любовь, дружба, материнство и т.п. представляются специфическими для человека способами преодолеть конечность существования, запечатлеть "я" в мире ("Жизнь Дон Кихота и Санчо", 1905, "Абель Санчес", 1917; "Тётя Тула", 1921, и др.). У. подверг критике сциентизм ("Любовь и педагогика", 1902), утверждал личный, "экзистенциальный" характер философкой истины, констатировал противоречия научного и духовного прогресса, считал возрождение личности ("героическое безумие", "кихотизм") единственной возможностью выхода из тупика современного буржуазного мира. В последнем произведении – повести "Святой Мануэль Добрый, мученик" (1933) У. поставил вопрос о необходимости соотнесения личности и народа.

После первого романа "Мир во время войны" (1897) У. переходит к экспериментальному художественному повествованию: обнажённость конструкции, параболичность, марионеточность персонажей, система авторских масок и псевдонимов характерны в особенности для романа "Туман" (1914). Позже У. возвращается к реализму, однако противопоставляет "внутреннюю реальность", реальность воображения и воли "внешней реальности" (книга "Назидательные новеллы", 1920). У. стремился лишь к передаче "внутренней реальности", однако персонажи его лучших новелл социально и психологически достоверны. Обширное поэтичесое наследие У. отличается гуманистическим богатством тем, классической ясностью, виртуозным владением исп. стихом, исповедальной искренностью ("Песенник", издан посмертно). Важнейшее место в творчестве и философии У. занимала Испания – судьба её народа и культуры, любовное переживание пейзажа, традиций, памятников языка и искусства.

Влияние У. на йен. культуру 20 в. огромно. В течение нескольких десятилетий многие его работы были запрещены католической церковью. Наследие У. способствовало освобождению исп. интеллигенции из-под власти католической ортодоксии, развитию критического, бунтарского мышления.

Соч.: Obras completas, v. 1–14, Madrid, 1958–72; Obras selectas, 4 ed., Madrid, 1960; в рус. пер. – Две матери, М., 1927; Три повести о любви с прологом, М,, 1929; Назидательные новеллы, М. – Л., 1962; Туман, М., 1972; Стихи, "Иностранная литература", 1974, № 2.

Лит.: Зыкова А. Б., Экзистенциализм в Испании, в сборнике: Современный экзистенциализм, М., 1966; Тертерян И. А., Испытание историей. Очерки испанской литературы XX века, М., 1973: Granjel L., Retrato de Unamuno, Madrid – Bogota, 1957; Marias J., Miguel de Unamuno, Madrid, 1960: Collado J.-A., Kierkegaard у Unamuno, Madrid, 1962: Schurr Fr., Miguel de Unamuno. Der Dichterphilosoph des tragischen Lebensgefilhis, Bern – Munch., 1962; Salcedo E., Vida de Don Miguel. Unamuno en su tiempo, en su Espana, en su Salamanca, Salamanca, 1970; Garcia Blanco M., En torno a Unamuno, Madrid, 1965: Unamuno centennial studies. [Texas], 1966; Ilie P., Unamuno: an existential view of self and society, Madison, 1967; Unamuno a los cien anos, [Salamanca], 1967; Unamuno: creator and creation, Berkeley – Los Ang., 1967.

Унанганы

Унанганы, самоназвание алеутов.

Унанимизм

Унанимизм [франц. unanimisme, от unanime (лат. unanimus) – единодушный], литературное течение во франц. литературе. Возникло в 1-м десятилетии 20 в. и объединило Ж. Ромена (глава течения, автор манифеста "Унанимистские чувства и поэзия", 1905), Ж. Дюамеля, Ж. Р. Аркоса, Ж. Шеневьера, Ш. Вильдрака, Л. Дюртена и др. Объявив себя противниками символизма, все они стремились к правдивому изображению действительности, простоте стиля. Сочувствуя обездоленным, они проповедовали единение народов, слияние человека с природой. Пытаясь вернуть поэзии лирическую непосредственность и конкретность, тяготели к свободному стиху. Однако эклектизм взглядов, абстрактный гуманизм и мистический культ "единодушия" человеческих коллективов, независимо от классов и экономических условий, мешали им стать на позиции реализма.

Философскую основу У. составили социология Э. Дюркгейма, принципы философии А. Берусопа, а также некоторые положения амер. прагматизма. Литературным образцом У. являлась социально-гуманистическая поэзия У. Уитмена и Э. Верхарна. Течение У. было тесно связано с творческим объединением "Аббатство", 1-ю мировую войну 1914–18 унанимисты осуждали с позиций пацифизма. Позже их пути разошлись. Несмотря на идеализм и противоречивость исходных позиций, У. оказал в пору своего возникновения положительного влияние на развитие франц. литературы.

Лит.: История французской литературы, т. 3, гл. 17, М., 1959: Cuisenier A., Jules Romains. L'unanimisme et les hommes de bonne volonte, P., 1969; Minot P., Maulnier Th., Mallet R., Hommagealamemoire de J. Romains..., P., 1973.

М. А. Гольдман.

Унгава

Унгава (Ungava), залив Гудзонова пролива, вдаётся в сев. берег полуострова Лабрадор (Канада). Длина 280 км, ширина у входа около 260 км. Глубины до 67 м, у входа 200–600 м. Приливы полусуточные, их величина 13,9 м (бухта Лиф). Покрыт льдом с октября по июнь. В У. впадают реки Лиф, Коксоак, Уэйл, Джордж.

Унгаретти Джузеппе

Унгаретти (Ungaretti) Джузеппе (10.2.1888, Александрия, Египет, – 1.6.1970, Милан), итальянский поэт. С 1912 учился в Париже, где сблизился с Г. Аполлинером, П. Валери, итал. футуристами. В 1915–18 У. – участник 1-й мировой войны 1914–18. Печатается с 1915. В 1916 опубликовал сборник "Заброшенный порт", ставший ядром сборника "Веселье кораблекрушений" (1919; с дополнениями издан в 1931 и 1936 под названием "Веселье"). Основные темы творчества У. – трагичность жизни, одиночество и потребность в человеческом общении. Его стихам присущи лаконизм, отказ от рифмы, ассоциативность образа, при простоте языковых средств. У. – один из создателей поэтической школы герметизма. В 30-е гг. в его поэзии усиливаются пессимистические мотивы (сборник "Чувство времени", 1933). В цикле "Оккупированный Рим" (1943–44) поэт приобщается к общенародным чувствам (стихотворение "Перестаньте убивать убитых", посвященное героям Сопротивления). Поэтический сборник "Страдание" (1947) отразил кризис поэзии У. В последний период творчества поэзия У. включает в себя и "непоэтическая реальность". С 1962 был председателем Европейского сообщества писателей.

Соч.: Vita d'un uomo. Tutte ie poesie, [Mil. – Verona, 1969]; в рус. пер. – [Стихи], в кн.: Из итальянских поэтов. Предисл. А. Суркова, М., 1958; в кн.: Итальянская лирика. XX век. Предисл. А. Суркова, М., 1958.

Лит.: Потапова З. М., Сопротивление и судьбы итальянской литературы, в кн.: Литература антифашистского Сопротивления в странах Европы. 1939–1945, М., 1972; Portinari F., G. Ungaretti, Torino, [1967] (лит.); Piccioni L., Vita di un poeta G. Ungaretti, [Mil., 1970].

З. М. Потапова.

Унгены

Унгены, город (с 1940) республиканского подчинения, центр Унгенского района Молдавской ССР. Расположен на левом берегу р. Прут. Узел ж.-д. линий (пограничная ж.-д. станция) на Бельцы-Слободзею, Кишинев и Яссы (Румыния). Мясокомбинат; заводы: биохимический, консервный, маслодельный, винодельческий, художественной керамики и др. Производство железобетонных изделий. Этнографический музей.

Унгер Каролин

Унгер, Унгер-Сабатье (Unger-Sabatier) Каролин (28.10.1803, Секешфехервар, Венгрия, – 23.3.1877, Флоренция, Италия), австрийская певица (меццо-сопрано). Ученица Д. Ронкони, А. Ланге и И. М. Фогля. В 1821 дебютировала на оперной сцене (Вена). Большую роль в артистической судьбе У. сыграло её творческое общение с Л. Бетховеном: она участвовала в первом исполнении его 9-й симфонии и "Торжественной мессы". Выступала в Италии. У. – одна из выдающихся представителей школы бельканто. Обладала сочным, ярким и выразительным голосом, захватывала слушателей высоким пафосом и драматизмом интерпретации. Среди партий: Розина ("Севильский цирюльник" Россини), Норма ("Норма" Беллини), Анна Болейн ("Анна Болейн" Доницетти).

Унгерн фон Штернберг Роман Федорович

Унгерн фон Штернберг Роман Федорович [10(22).1.1886, о. Даго, ныне Хийумаа Эстонской ССР, – 15.9.1921, Новониколаевск, ныне Новосибирск], барон, один из руководителей контрреволюции в Забайкалье и Монголии, генерал-лейтенант (1919). Окончил Павловское военное училище (1908) и назначен в Забайкальское казачье войско. Участник 1-й мировой войны 1914–18, за уголовное преступление был осужден на 3 года крепости, но освобожден во время Февральской революции 1917. В августе 1917 был направлен А. Ф. Керенским вместе с Г. М. Семеновым в Забайкалье для формирования контрреволюционных частей. Во время семёновщины командовал Конно-азиатской дивизией, отличаясь садистской жестокостью. После эвакуации японцев из Забайкалья в 1920 отделился от Семенова, ушёл в Монголию и в феврале 1921 занял Ургу (ныне Улан-Батор). Получил от монг. реакционеров титул "вана" и стал фактическим диктатором Монголии. В мае 1921 белогвардейцы во главе с У. фон Ш. вторглись на сов. территорию в районе Троицкосавска (ныне Кяхта), но в ходе Монгольской операции 1921 были разгромлены Красной Армией и монг. революционными войсками. 21 августа был выдан монголами партизанскому отряду П. Е. Щетинкина и по приговору Сибирского ревтрибунала расстрелян.

Унгер Франц

Унгер (Unger) Франц (30.11.1800, Амтхоф-бей-Лёйчах, – 13.2.1870, Грац), австрийский ботаник. профессор университетов в Граце (1835) и Вене (1849–66). Внёс крупный вклад в развитие морфологии, анатомии, эмбриологии, физиологии растений и палеоботаники. Открыл зооспоры у водорослей. Одним из первых наблюдал деление клетоколо На основе палеоботанических данных ещё до Ч. Дарвина (1852) пришёл к выводу о превращении видов и об эволюционном развитии растительного мира.

Соч.: Versuch einer Geschichte der Pflanzenwelt, W., 1852.

Лит.: Reyer A., Leben und Wirken des Naturhistorikers Franz Unger, Graz, 1871.

Унгуз

Унгуз, субширотное понижение, протянувшееся в виде ложбины в средней части пустыни Каракумы, по сев. окраине Центральных (Низменных) Каракумов. Длина 470 км. С севера окаймляется уступом (высота до 60–80 м) возвышенных Заунгузских Каракумов, с юга – менее высоким бортом, образуемым грядовыми песками. Состоит из цепочки впадин длиной до 15 км и ширина 1–4 км с плоскими солончаковыми или такырными днищами. Впадины отделены друг от друга возвышенными перемычками из коренных песчанистых пород или навеянных песков. Предполагают, что У. – остаток древнего речного русла, деформированного тектоническими движениями и обработанного агентами пустынной денудации.

Ундер

Ундер (псевдоним; настоящее имя и фамилия Марие Адсон) [р. 15(27).3.1883, Таллин], эстонская поэтесса. В 1944 эмигрировала в Швецию. Печатается с 1917. Сборники "Голос из тени" (1927), "Радость от прекрасного дня" (1928), "Камень с сердца" (1935) отражают основные черты поэзии У.: человечность, диалектическое ощущение счастья и горя. В стихах, написанных в эмиграции (сборники "Искры в пепле", 1954; "На грани", 1963), выражены чувства одиночества и тоски по родине.

Соч.: Kogutud luuletused, Stockh., 1958; Valitud luuletused. [P. Rurnmo järelsona], Tallinn, 1958; Uneretk, Tallinn, 1968.

Лит.: Siirak Е., Marie Underi luule tolkimisest, "Keel ja kirjandus", 1968, № 3; Sogel Е., Kodumaise kevade sillerdusist..., в кн.: Revolutsioon ja kirjandus, Tallinn, 1972.

Ундецима

Ундецима (от лат. undecima – одиннадцатая) (музыкальная), интервал, представляющий собой сумму октавы и кварты.

Ундецимаккорд

Ундецимаккорд (музыкальный), аккорд из шести разноимённых звуков, которые при терцовом расположении занимают объём ундецимы (отсюда название). См. Аккорд.

Ундольский Вукол Михайлович

Ундольский Вукол Михайлович [1815–1(13).11.1864, Москва], русский библиограф и библиофил, исследователь рукописной и старопечатной книги. Опубликовал ряд памятников рус. библиографической литературы, в том числе "Оглавление книг, кто их сложил" (1846), "Оглавление Четьих Миней митрополита Макария" (1847), "Библиотеку российскую" (1881) Дамаскина. Занимался историей библиографии ("Очерк библиографических трудов в России", "Москвитянин", 1846, № 2). Основной труд – "Очерк славяно-русской библиографии" (1871), в котором описано 4705 изданий кирилловской печати 1491–1864 (издан посмертно в 1871 с дополнениями А. Е. Викторова и А. ф. Бычкова). У. собрал большую библиотеку слав. и иностранных рукописей (1422 единицы хранения) и книг кирилловской печати (около 900), которая поступила в Румянцевский музей. Составленное им самим описание "Славяно-русские рукописи В. М. Ундольского" в 1870 было издано с дополнениями А. Е. Викторова.

Соч.: Библиографические разыскания, М., 1846; Каталог славяно-русских книг церковной печати библиотеки А. И. Кастерина, М., 1848; Описание славянских рукописей Московской патриаршей (ныне Синодальной) библиотеки, "Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете", 1867, кн. 2, разд. 3.

Лит.: Барсуков Н. П., Русские палеологи 40-х гг., СПБ, [1880]; Ухова Т. Б., Миниатюры, орнамент и гравюры в собрании В. М. Ундольского, "Записки Отдела рукописей библиотеки им. В. И. Ленина", 1956, т. 18.

Е. Л. Немировский.

Ундэр-Хан

Ундэр-Хан, город в МНР, на р. Керулен. Административный центр Хэнтэйского аймака. 7,4 тыс. жителей (1963). Пищевая промышленность. В окрестностях – посевы зерновых.

Ундюлюнг

Ундюлюнг, Юндюлюн, река в Якутской АССР, правый приток р. Лена. Длина 414 км, площадь бассейна 12 800 км2. Берёт начало в хребте Орулган. В верховьях – горная порожистая река, в низовьях протекает по Центральноякутской равнине; в устье разбивается на 2 рукава. Питание снеговое и дождевое. На У. много наледей (общей площадь около 23 км2).

Унетицкая культура

Унетицкая культура, археологическая культура раннего бронз, века (17–14 вв. до н. э.). Названа по могильнику Унетице (Unetice) близ Праги. В период расцвета была распространена на значительной территории в Центральной Европе (Нижняя Австрия, Моравия, Чехия, Тюрингия, Саксония, юж. часть Бранденбурга, юго-зап. Польша). Имеет локальные варианты. Погребения У. к. – скорченные на боку трупоположения в ямах; встречаются детские погребения в керамических сосудах и трупосожжения. Поселения раннего периода неизвестны; позднего (с середины 16 в. до н. э.) – расположены на возвышенных местах, иногда укреплены деревянными оградами с валами. Жилища столбовой конструкции и полуземлянки. Керамика – сосуды с заглаженной поверхностью. Орудия и оружие из камня, на поздних памятниках – и из бронзы (алебарды, кинжалы и др.). Основные занятия населения – плужное земледелие и животноводство. Некоторые могильники свидетельствуют о возникновении имущественной дифференциации.

Лит.: Монгайт А. Л., Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века, [в. 2], М., 1974, с. 50-57.

Унеча

Унеча, город (с 1940), центр Унечского района Брянской обл. РСФСР. Расположен в верховьях р. Унеча (бассейн Днепра), на автодороге Брянск – Гомель. Узел ж.-д. линий на Брянск, Оршу, Гомель, Хутор-Михайловский. Предприятия ж.-д. транспорта; заводы: "Тембр", овощесушильный, масла и сухого молока, мясо-птицекомбинат, комбинат железобетонных изделий. Через У. проходит нефтепровод "Дружба".