Сюаньхуа

Сюаньхуа, город в Северном Китае, в провинции Хэбэй. Около 200 тыс. жителей (1970). Станция ж. д. Пекин — Баотоу. Чугунолитейный и трубопрокатный заводы, бумажная, пищевая промышленность. В районе С. — Лунъянские рудники (железная руда).

Сюань-цзан

Сюань-цзан (около 600—664), китайский путешественник, буддийский монах. В 629—645 совершил путешествие в Среднюю и Центральную Азию и Индию. В его соч. "Да Тан си юй цзи" ("Записки о странах Запада"), законченном в 648, содержатся многочисленные сведения по географии, этнографии, истории посещенных районов, в том числе Тянь-Шаня и Памира.

Сюдов Макс фон

Сюдов (Sydow) Макс фон (настоящее имя — Карл Адольф) (р. 10.4.1929, Лунд), шведский актёр. В 1951 окончил школу при Королевском драматическом театре в Стокгольме.

Работал в театрах провинции и Стокгольма. С 1949 снимается в кино. В первых же ролях: Нильс ("Просто мать", 1949) и Пьянчужка-возница ("Фрекен Юлия", 1951) раскрылось присущее С. мастерство перевоплощения. Лучшие работы С. — в фильмах режиссёра И. Бергмана: рыцарь Антониус Блок ("Седьмая печать", 1956), иллюзионист Фоглер ("Лицо", 1958), рыцарь Торе ("Источник", 1959), врач Мартин ("Как в зеркале", 1961), рыбак Юнас Персон ("Причащение", 1962), художник Йохан ("Час волка", 1967), Музыкант ("Стыд", 1968) и др. Герои С., мучительно ищущие смысл существования, в напряжённых драматических конфликтах остаются верны высоким нравственным принципам. В 70-е гг. выступил в шведском фильме "Эмигранты" и американском — "Изгоняющий дьявола".

Лит.: Сосневский И., Макс фон Сюдов, в сборнике: Актеры зарубежного кино, в. 7, М., 1972.

Н. П. Абрамов.

Сюжет

Сюжет (от франц. sujet — предмет), 1) в литературе — развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических. К литературе слово "С." впервые применили в 17 в. классицисты П. Корнель и Н. Буало, имея в виду, вслед за Аристотелем, происшествия в жизни легендарных героев древности (например, Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные драматургами позднейших времён. Но Аристотель в "Поэтике" применял для обозначения подобных происшествий древнегреческое слово "миф"(мýthos) в смысле"предание", которое в русском литературоведении переводится обычно неверно латинским словом "фабула". Латинское слово "фабула" (от одного корня с глаголом fabulari — рассказывать, повествовать) употреблялось римскими писателями как обозначение всяких рассказов, в том числе мифов и басен, и получило распространение гораздо раньше, чем французский термин "С.". В немецкой классической эстетике (Шеллинг, Гегель) события, изображенные в произведениях, назывались "действованием" (Handlung). Различие в терминах, обозначающих одно явление, сделало их неустойчивыми и неоднозначными.

В современной советской литературно-критической и школьной практике термины "С." и "фабула" осознаются или как синонимы, или же С. называется весь ход событий, а фабулой — основной художественный конфликт, который в них развивается (в обоих случаях термины удваиваются). В литературоведении сталкиваются два других истолкования. В 1920-х гг. представители ОПОЯЗа предложили важное различение двух сторон повествования: развитие самих событий в жизни персонажей, порядок и способ сообщения о них автором-рассказчиком; придавая большое значение тому, как "сделано" произведение, они стали называть С. вторую сторону, а первую — фабулой. Эта традиция продолжает сохраняться (см. "Теория литературы..." в трёх тт., т. 2, М., 1964). Другая традиция идёт от русских критиков-демократов середины 19 в., а также от А. Н. Веселовского и М. Горького; все они С. называли развитие действия (Белинский В. Г.: "Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому... важно содержание, а не, ''сюжет"" — Полное собрание соч., т. 6, 1955, с. 219; Горький М.: "... Сюжет... связи, противоречия, симпатии и антипатии и вообще взаимоотношения людей..." — Собрание соч., т. 27, 1953, с. 215). Такая терминология не только более традиционна и привычна, но и более точна этимологически (С., по смыслу слова, — "предмет", то есть то, о чём повествуется, фабула, с той же точки зрения — само повествование о С.). Однако сторонникам этой теории важно усвоить теоретическое новаторство "формальной школы" и, называя С. основную, предметную сторону повествования или сценического действия, употреблять термин "фабула" для обозначения второй, собственно композиционной стороны (см. Композиция).

С. произведения — одно из важнейших средств воплощения содержания — обобщающей "мысли" писателя, его идейно-эмоционального осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. С. во всём его неповторимом своеобразии — это основная сторона формы (и тем самым стиля) произведения в её соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают в школьной практике. Всю структуру С., его конфликты и развивающее их соотношение повествовательных и диалогических эпизодов необходимо изучать функционально, в его связях с содержанием, в его идейно-эстетическом значении. При этом надо отличать С. в его неповторимости от отвлечённых сюжетных, точнее — конфликтных "схем" (А любит Б, но Б любит В, и т. п.), которые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное художественное воплощение.

На ранних этапах исторического развития эпоса его С. строились по временному, хроникальному принципу сочетания эпизодов (волшебные сказки, рыцарские и плутовские романы). Позднее в европейском эпосе возникают концентрические С., основанные на едином конфликте. В концентрическом С. эпоса и драматургии конфликт проходит через всё произведение и отличается определённостью своей завязки, кульминации и развязки.

Только на основе анализа С. можно функционально анализировать фабулу произведения во всём сложном соотношении её собственных сторон (см. Фабула).

2) В изобразительных искусствах — определённое событие, ситуация, изображенные в произведении и часто обозначаемые в его названии. В отличие от темы, С. представляет собой конкретное, детальное, образно-повествовательное раскрытие идеи произведения. Особая сложность С. характерна для произведения бытового и исторических жанров.

Лит.: Аристотель. Об искусстве поэзии, М., 1937; Лессинг Г. Э., Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957; Гегель, Эстетика, т. 1, М., 1968: Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954, с. 219; Веселовский А. Н., Поэтика сюжетов, в его кн.: Историческая поэтика, Л., 1940; Шкловский В. Б., О теории прозы, М.— Л., 1925; Медведев П. Н., Формальный метод в литературоведении, Л., 1928: Фрейденберг О. М., Поэтика сюжета и жанра, Л., 1936; Кожинов В. В., Сюжет, фабула, композиция, в кн.: Теория литературы..., т. 2, М., 1964; Вопросы кинодраматургии, в. 5 — Сюжет в кино, М., 1965; Поспелов Г. Н., Проблемы литературного стиля, М., 1970; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971; Wellek R., Warren A., Theory of literature, 3 ed., N. Y., 1963.

Г. Н. Поспелов (С. в литературе).

Сюзане

Сюзане, вышитое декоративное панно, распространённое у народов Таджикистана и Узбекистана; см. Сузани.

Сюзерен

Сюзерен (франц. suzerain), в Западной Европе в средние века крупный феодал — верховный сеньор территории (король, герцог, князь), являвшийся государем по отношению к зависимым от него вассалам (см. Вассалитет). Власть С. была основана на пожаловании им вассалу феода.

Сюзеренитет

Сюзеренитет, характерная для эпохи феодализма система личных отношений и отношений власти, выраженных в виде договоров между сюзеренами (сеньорами)и вассалами. В основе отношений С. лежала иерархия, структура феодальной собственности, которая связывала в единое целое господствующий класс и обеспечивала за крупными феодалами (королями, герцогами, графами и др.) верховенство в политических (военных, судебных и т. п.) делах. С образованием централизованных государств полномочия власти постепенно концентрировались в руках короля, превращавшегося в суверенного монарха.

В форме С. строились и международно-правовые отношения между сильными и более слабыми вассальными государствами. См. также Вассальное государство.

Сюита

Сюита (франц. suite, буквально — ряд, последовательность), одна из основных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих частей, объединённых общим художественным замыслом. В отличие от сонаты и симфонии, С. свойственны большая самостоятельность частей, не столь строгая закономерность их соотношения, а также более непосредственная связь с песней, танцем, применение картинной изобразительности. Прообразом С. явилось характерное уже для 16 в. сопоставление медленного (павана)и быстрого (гальярда) танцев. Классический тип старинной танцевальной С. сложился в творчестве И. Я. Фробергера в середине 17 в. Она состоит из 4 танцев — умеренно быстрой аллеманды, быстрой куранты, медленной сарабанды и стремительной жиги, помимо которых в С. 17—18 вв. включались менуэт, гавот, бурре, паспье, полонез, нетанцевальные пьесы — прелюдия, увертюра, ария, рондо и др., а также "дубли" (вариации на один из танцев). Все части писались, как правило, в одной тональности и предназначались для лютни, клавесина, оркестра и др. Термин "С. " к таким соч. ранее всего стали применять французские лютневые композиторы в конце 17 в.; наряду с этим группы танцев в Англии назывались "lessons" (Г. Пёрселл), в Италии — "balletto" или (позднее) "sonata da camera" (А. Корелли), в Германии — "Partie" (И. Кунау) или "Partita" (И. С. Бах), во Франции — "ordre" (Ф. Купсрен). Высокие образцы классической С. создали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Во 2-й половине 18 в., в эпоху венского классицизма, С. уступает ведущее положение сонате и симфонии, продолжая существовать в виде кассаций, серенад и дивертисментов (В. А. Моцарт). В 19—20 вв. создаются главным образом оркестровые С. нетанцевального склада, иногда включающие отдельные части в танцевальных ритмах (Ф. Лахнер, П. И. Чайковский). Нередко такие С. бывают программными ("Шехеразада" Н. А. Римского-Корсакова). Часто они составляются из музыки к театральным постановкам, операм, балетам ("Пер Гюнт" Грига, балетные сюиты Чайковского, С. С. Прокофьева), фильмам. Пишутся и С., связанные с народными танцевальными традициями (А. Дворжак, Б. Барток). Особые разновидности — вокальная и хоровая С.

Термин "С." обозначает также музыкально-хореографическую композицию из нескольких танцев.

Лит.: Попова Т., Сюита, М., 1963; Nef К,, Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921; Blume F., Studien zur Vor-geschichte der Orchestersuite im 15. und 16. Jahrhundert, Lpz., 1925.

И. Э. Манукян.

Сюй Бэй-хун

Сюй Бэй-хун, Жю Пэон (19.6. 1895, уезд Исин, провинция Цзянсу, — 26.9. 1953, Пекин), китайский живописец и график. Учился у своего отца Сюй Да-чжана в Шанхае и в Париже (с 1919) у П. А. Ж. Даньян-Бувре. В 1934 посетил СССР. В 1949—53 директор центральной АХ в Пекине и председатель Всекитайской ассоциации деятелей литературы и искусства. Работал в жанрах "цветы-птицы", "люди" (оба — бумага, тушь, водяные краски), в технике акварели; одним из первых в Китае начал писать маслом. С. Б.-х. выступил как один из создателей нового направления в китайском искусстве 20 в., объединяющего национальные художественные традиции с достижениями европейской реалистической живописи. В произведениях С. Б.-х. мягкая лепка формы сочетается с силой и чёткостью линий. Если работы С. Б.-х., посвященные жизни природы ("Отдыхающая лошадь", 1930, бумага, тушь, Музей искусства народов Востока, Москва), проникнуты духом ясной поэзии, то его жанровые и исторические композиции ("С думой о поле брани", 1935, там же) нередко насыщены героическим пафосом. Острота психологических и социальных характеристик свойственна портретам С. Б.-х. (серия портретов отличников труда и героев Национально-освободительной армии, 1950, бумага, тушь).

Лит.: Левина Л. М., Сюй Бэй-хун, М., 1957; Ци Бай-ши и Сюй Бэй-хун. [Предисл. Т. Нориной], М., 1959.

Сюй Ди-шань

Сюй Ди-шань (настоящее имя — Сюй Цзань-кунь, др. имя — Ди-шань; псевдоним — Ло Хуа-шэн) (1893, уезд Лунси, провинция Фуцзянь, — 1941, Сянган), китайский писатель и учёный. Окончил Пекинский университет (1922), учился в Колумбийском университете (1922—27), в Лондоне и в Индии. Один из основателей общества изучения литературы (см. Китай, раздел Литература). Аллегорические рассказы С. Д.-ш. объединены в сборники начала 20-х гг. "Чудесный дождь в пустынных горах" (1922) и "Трудолюбивый паук" (1925). Рассказы "Предназначенные судьбой", "Жена лавочника", "Старый тополь расцвёл вновь" окрашены в романтические и порой религиозные тона. Реализм, заметный ещё в раннем творчестве С. Д.-ш., укрепился в его рассказах 30-х гг.: "Чунь-тао" (1934), "Жабры железной рыбы" и др. В повести "Господин Дуне" (1932) показан сложный путь либеральной интеллигенции в революцию. С. Д.-ш. известен как исследователь буддизма и даосизма. Автор книг "История даосизма" (т. 1, 1934), "История индийской литературы".

Соч. в рус. пер.: Чудесный светильник, предисл. Д. Воскресенского, М., 1961.

Сюйчан

Сюйчан, город в Китае, в провинции Хэнань. Свыше 100 тыс. жителей (1971). Ж.-д. станция. Важный центр табачной промышленности.

Сюйчжоу (второе назв. г. Ибинь)

Сюйчжоу, второе название г. Ибинь в Китае.

Сюйчжоу (город в Китае)

Сюйчжоу, город на В. Китая, в провинции Цзянсу. Около. 700 тыс. жителей (1970). Важный ж.-д. узел у пересечения Тяньцзинь-Пукоуской и Лунхайской железных дорог.

Металлургия на базе местных железных руд (месторождение Лигоцзэ) и каменного угля (копи Цзяван); производство горного оборудования. Хлопчатобумажная и пищевая промышленность; ремёсла.

Сюлли Максимильен де Бетюн

Сюлли (Sully) Максимильен де Бетюн (Béthune), барон Рони (Rosny) (13.12.1560, Рони-сюр-Сен, — 22.12.1641. Вильбон), французский государственный деятель, герцог (с 1606). Гугенот, один из ближайших советников Генриха Наваррского (Генриха IV) во время Религиозных войн. В правление Генриха IV занимал ряд важных государственных постов, стал сюринтендантом (министром) финансов. Укрепил финансовое положение государства, ликвидировал значительную часть государственного долга. Реорганизовал систему откупов, уменьшил талью, увеличил косвенные налоги, провёл монетную реформу. После гибели Генриха IV лишился всех постов. В 1610-х гг. участвовал в выступлениях феодальной знати против королевской власти.

С. — автор мемуаров, в которых прославлял Генриха IV и самого себя.

Соч.: Memoires..., P., 1942.

Лит.: Люблинская А. Д., Франция в начале XVII в., Л., 1959; её же, Французский абсолютизм в первой трети XVII в., М.— Л., 1965; Permezel J., La politique financiere de Sully..., Lyon, 1935; Buisseret D., Sully and the growth of centralized government in France 1598—1610, L., 1968.

Сюлли-Прюдом

Сюлли-Прюдом (Sully-Prudhomme) (псевдоним; настоящее имя Рене Франсуа Арман Прюдом) (16.3.1839, Париж, — 6.9.1907, Шатне-Малабри, депутат О-де-Сен), французский поэт. Член Французской академии (1881). Изучал точные науки и право в Парижском университете. Первый сборник "Стансы и стихотворения" (1865) принёс ему известность. С.-П. вошёл в группу парнасцев (см. "Парнас"), испытал влияние А. де Виньи и в некоторых отношениях предвосхитил символистов. Склонность к изображению внутреннего мира человека, анализ интимных переживаний нашли выражение в стихах 1865—67 и в сборнике "Напрасная нежность" (1875). Сделав превосходный перевод первой книги поэмы Лукреция "О природе вещей" (1869), С.-П. попытался продолжить его традиции и создал крупные поэмы "Справедливость" (1878) и "Счастье" (1888), отразив в них свои морально-философские и научные концепции.

В духе позитивистской философии трактаты С.-П.: "Предисловие" (1869) к переводу из Лукреция, "Психология свободного выбора" (1906) и др.; очерк "Истинная религия Паскаля" (1905), несколько социологических и искусствоведческих работ, в том числе "Поэтическое завещание" (1901). Нобелевская премия (1901).

Соч.: Œuvres, v. 1—7, P., 1886—1908; в рус. пер. — Избр. стихотворения. Сост. П. Н. Петровский, М., 1924.

Лит.: Леметр, Современные писатели, СПБ, 1891: Estève Е., Sullv-Prudhomme..., P., 1925; Dansel M., Sully-Prudhonme, в его кн.: Les "Nobel" français de littérature, P., Г1967].

Н. Н. Полянский.

Сюникское царство

Сюникское царство, Сюнийское царство, феодальное государство в Армении 2-й половине 10—12 вв. Находилось в области Сюник (территория современного Зангезура — юго-восточная часть Армении). Основателем С. ц. был великий князь Сюника Смбат, провозглашенный царём в 970. Цари Сюника признавали верховную власть армейских Багратидов и сотрудничали с ними. Столицей С. ц. вскоре стал г. Капан, а духовным центром — Татевский монастырь. Наивысшего расцвета С. ц. достигло в 1-й половине 11 в. при Васаке I и Смбате II. В горной стране Сюник насчитывалось 43 крепости, 48 монастырей и более 1000 сёл. Основными занятиями населения были земледелие и скотоводство. В 1170 С. ц. завоёвано сельджуками. При монгольском владычестве Сюник приобрёл в 1251 статут особой военно-административной единицы — тумана и право на "инджу", то есть непосредственное подчинение великому хану.

Лит.: История армянского народа, ч. 1, Ер., 1951.

Сюнну

Сюнну, употребляемое в русской литературе китайское название народности хунну.

Сюнь

Сюнь, река в Башкирской АССР и Татарской АССР, левый приток р. Белой (бассейн Волги). Длина 209 км, площадь бассейна 4500 км2. Берёт начало на Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Питание преимущественно снеговое. Половодье с середины апреля до середины мая. Средний расход воды 14,8 м3/сек.

Сюнь-Цзы

Сюнь-Цзы (около 313 — около 238 до н. э.), древнекитайский мыслитель, взгляды которого изложены в написанном им трактате "Сюнь-цзы". Для С.-Ц. характерны наивно-материалистические и атеистические представления о сущности мира и происхождении "вещей". Социально-политические воззрения С.-Ц., сочетавшие учение Конфуция об "идеальном" правителе с концепцией легистов (см. Фацзя), основывались на учении о "злой природе" человека. С.-Ц. указывал на необходимость власти "просвещённого" правителя, строгой иерархической социальной градации и регламентации всей обществ. жизни на основе конфуцианских принципов "ли" ("ритуала") и "и" ("чувства долга"), дополненных легистской системой наказаний и поощрений. Социально-политическое учение С.-Ц. заложило теоретический фундамент официальной идеологии императорского Китая.

Лит.: Феоктистов В. Ф., Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. Исследование и перевод, М., 1976.

В. Ф. Феоктистов.

Сюпервьель Жюль

Сюпервьель (Supeгvielle) Жюль (16.1. 1884, Монтевидео, Уругвай, — 17.5.1960, Париж), французский писатель. Детство провёл в Южной Америке. Получил образование в Сорбонне. Печатался с 1900. После сборников "Печальные юморески" (1919) и "Дебаркадеры" (1922) создал книгу "Тяготение" (1925), высоко оцененную Р. М. Рильке. Затем последовали сборники "Олорон-Сент-Мари" (1927), "Невинный каторжник" (1930), "Неведомые друзья" (1934), "Сказание о мире" (1938).

Творчество периода 2-й мировой войны 1939—45 — "Стихотворения о несчастной Франции" (1941, 1942), сборник "1939—1945. Стихотворения" (1946), — несмотря на пронизывающее его горечь и боль в конечном счёте оптимистично. В послевоенные годы С. опубликовал сборники: "Забывчивая память" (1949), "Рождения" (1951), "Лестница" (1956), "Трагическое тело" (1959).

В ранних сборниках С. большое место занимали: тема природы, романтика странствий, образы, почерпнутые из древних культур Южной Америки. Для зрелого творчества поэта характерны настроения меланхолии, тревоги, интерес к теме смерти, стремление опереться на образы мифов и религию католицизма. Опубликованы романы "Человек из пампасов" (1923), "Похититель детей" (1926) и его продолжение "Оставшийся в живых" (1928), "Молодой человек в воскресенье..." (1955); сборники рассказов "Дитя открытого моря" (1931 и 1946), "Ноев ковчег" (1938), в которых развивал те же темы, что и в своей поэзии; комедии "Лесная красавица" (1932), "Боливар" (1936), "Робинзон" (1949), "Шехерезада" (1949) и др.

Соч. в рус. пер., в кн.: Я пишу твое имя, Свобода... [М., 1968].

Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Roy С., J. Supervielle, [P., 1967] (лит.); Blair D. S., J. Supervielle. A modern fabulist, Oxf., 1960; Etiemble R., Supervielle, P., 1960; Vivier R., Lire Supervielle, P., [1972].

Н. Н. Полянский.