Снабжение войск

Снабжение войск (сил флота), удовлетворение потребностей подразделений (частей, кораблей, соединений) в материальных средствах (боевая техника, боеприпасы, горючее, продовольствие и др.). Организуется и осуществляется по видам материального обеспечения соответствующими службами тыла. Исчисление потребностей и обеспеченности войск, установление норм расхода производятся в расчётно-снабженческих единицах.

Снайпер

Снайпер (англ. sniper, от snipe — стрелять бекасов, стрелять из укрытия), стрелок, владеющий искусством меткой стрельбы, маскировки и наблюдения. Название "С." впервые появилось в английской армии во время 1-й мировой войны 1914—1918. В Советских Вооруженных Силах подготовка С. была широко развёрнута во время Великой Отечественной войны 1941—45. С. имели задачу уничтожения вражеских С., офицеров, наблюдателей, связных, орудийных и пулемётных расчётов, низко летящих самолётов и других целей. С. вооружались винтовками с оптическим прицелом, повышающим точность прицеливания и обеспечивающим эффективную стрельбу на дальностях до 800 м. С. действовали обычно вдвоём: один из них являлся С.-истребителем, другой — наблюдателем. После войны подготовка С. проводится в вооруженных силах многих государств. Иногда С. называют метких стрелков в других родах войск (артиллерии, танковых войсках, авиации).

Снаряды артиллерийские

Снаряды артиллерийские, вид боевых припасов, предназначенных для стрельбы из орудий, миномётов, реактивной артиллерии; составная часть артиллерийского выстрела. С. а. состоит из корпуса, снаряжения (или трассера) и взрывателя; активно-реактивные и реактивные снаряды имеют, кроме того, твёрдотопливный двигатель; некоторые С. а. имеют стабилизатор. Корпус снаряда изготавливается из легированной стали или сталистого чугуна, состоит из головной, цилиндрической и запоясковой частей. Для правильного ведения С. а. по каналу ствола при выстреле на его цилиндрической части имеются центрующее утолщение (одно или два) и запрессованный в канавку ведущий поясок (из меди, биметалла, железокерамики, нейлона), обеспечивающий при выстреле предотвращение прорыва пороховых газов (см. Обтюрация)и вращательное движение снаряда, необходимое для его устойчивого полёта на траектории (рис. 1). Длина снарядов составляет от 2,3 до 5,6 его калибра, мин — до 8 калибров, реактивных снарядов — от 5,5 до 10,7. Масса снарядов от 0,1 до 133 кг, мин — от 1,3 до 131 кг, реактивных снарядов — от 11 до 194 кг. Мина состоит из каплеобразного корпуса, стабилизатора, снаряжения и взрывателя. По конструкции С. а. делятся на обычные (активные), получающие движение за счёт энергии пороховых газов в канале ствола орудия или миномёта, реактивные (применяются реактивной артиллерией, см. Реактивный снаряд), имеющие реактивный двигатель, и активно-реактивные снаряды и мины (применяются для стрельбы из артиллерийских орудий и миномётов), в которых пороховые газы, образовавшиеся от сгорания обычного заряда, выталкивают снаряд из ствола, а реактивный заряд, сгорающий уже на траектории снаряда, сообщает ему дополнительную скорость.

По боевому назначению различают С. а. основного, специального и вспомогательного назначения. К С. а. основного назначения относятся: осколочные, фугасные, осколочно-фугасные и бетонобойные снаряды, поражающие цели осколками разорвавшегося корпуса снаряда, силой газов разрывного заряда и силой удара снаряда о преграду; снаряды с поражающими элементами, наполняющими снаряд (например, шрапнель, рис. 2); бронебойные снаряды, поражающие цели ударным действием, зависящим от кинетической энергии снаряда в момент встречи его с преградой (броневой целью), угла встречи снаряда с бронёй и др.; при этом возникает также заброневое действие (ударное, фугасное, осколочное и зажигательное); кумулятивные снаряды, поражающие бронированные цели кумулятивной струей, образующейся в момент взрыва разрывного заряда; зажигательные снаряды, поражающие цели зажигательным составом, при горении которого развивается температура до 3000 °С. В армиях иностранных государств имеются химические снаряды, поражающие живую силу и заражающие атмосферу, местность, продовольствие, источники водоснабжения, а также ядерные снаряды, поражающие цели ударной волной, проникающей радиацией и световым излучением (см. Поражающие факторы ядерною взрыва). К снарядам специального назначения относятся дымовые, осветительные и агитационные. Они служат для освещения местности, занятой противником, его ослепления, для пристрелки и целеуказания, переброски в расположение противника агитационной литературы. Снаряды вспомогательного назначения применяются в ходе боевой подготовки войск и полигонных испытаний. По калибрам С. а. делятся на снаряды малых (20—70 мм), средних (70—155 мм в наземной артиллерии и до 100 мм в зенитной) и крупных (свыше 155 мм в наземной и свыше 100 мм в зенитной артиллерии) калибров. По отношению к калибру орудия С. а. бывают (рис. 3) калиберными (диаметр снаряда равен калибру орудия), подкалиберными (диаметр поражающей части снаряда — сердечника — меньше калибра орудия), которые для правильного ведения снаряда по каналу ствола снабжаются поддонами, образующими ведущую часть, соответствующую калибру орудия, и надкалиберными (диаметр снаряда больше калибра орудия; такой снаряд вставляется в ствол хвостовой частью). Мощность снаряда зависит от типа и массы его заряда и определяется коэффициентом наполнения снаряда (отношение массы разрывного заряда взрывчатого вещества к массе окончательно снаряженного снаряда), составляющим для фугасных снарядов до 25%, осколочно-фугасных и кумулятивных до 15%, бронебойных до 2,5%. Для осколочных снарядов мощность определяется также числом убойных осколков и радиусом зоны поражения. Снаряды характеризуются дальнобойностью (высотобойностью), кучностью стрельбы, безопасностью при обращении и стойкостью (при хранении). В боевой комплект орудия или миномёта обычно входят снаряды (мины) различного назначения и устройства.

Лит.: Латухин А. Н., Современная артиллерия, М., 1970 (лит.).

А. Н. Латухин.

Снаряжение военное

Снаряжение военное, комплект предметов, необходимых для ношения личного оружия, боеприпасов, средств защиты, шанцевого инструмента, запасов продовольствия, воды и пр. Конструкция и состав С. в. зависят от развития вооружения, тактики и технического оснащения войск. В Вооружённых Силах СССР в комплект С. в. для сержантов и солдат мотострелковых войск входят: поясной ремень, плечевая лямка, сумки (гранатная, для магазинов к автомату), чехлы (для фляги, малой лопаты, маслёнки, для защитных чулок и перчаток), вещевой мешок, в который укладываются плащ-палатка и шлем (когда они не используются), запасные портянки, котелок, кружка, запас продовольствия. В карман вещевого мешка помещаются туалетные принадлежности, полотенце, ложка и предметы хозяйственного обихода. Вещевые мешки, как правило, перевозятся и хранятся в боевых и транспортных машинах. С. в. сержантов и солдат других родов войск и воинских специальностей отличается в основном предметами, предназначенными для ношения боеприпасов соответственно видам положенного им оружия. В комплект С. в. для офицеров входят: поясной и плечевой ремни, полевая сумка и кобура для пистолета.

Снег

Снег, твёрдые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде снежинок — снежных (ледяных) кристаллов (см. Снежные кристаллы), очень разнообразных по форме, но имеющих в основе шестиугольную пластинку или шестигранный столбик. Диаметр снежинок от долей мм до нескольких мм. При штиле и температуре воздуха около 0 °С снежинки могут при соударении соединяться в крупные хлопья диаметром до нескольких см. Средняя масса отдельных снежинок от 0,0001 до 0,003 г, крупных снежных хлопьев — до 0,2—0,5 г. В умеренных и высоких широтах С. является типичным зимним видом осадков и образует снежный покров. Количество выпавшего С. измеряется с помощью осадкомера.

Снега кающиеся

Снега кающиеся, формы рельефа поверхности снега в виде многочисленных стоящих рядом и несколько наклоненных игл и пирамид, напоминающих коленопреклонённые человеческие фигуры. Высота несколько м. Образуются при быстром инсоляционном таянии и испарении. Встречаются чаще всего в высокогорных пустынных областях субтропиков и тропиков (классическая область развития С. к. — фирновый район Экуадора).

Снегаров Иван

Снегаров Иван (30.9.1883, Охрид, — 1.3.1971, София), болгарский историк, академик (1943) Болгарской АН (БАН). В 1947—50 директор института истории БАН, в 1951—59 директор Архивного института БАН. Основные труды по истории болгарской церкви, русско-болгарских связей и феодальных отношений в средние века.

Лит.: Ковачев М., Поважни трудове и статии на академик Иван Снегаров, "Известия на Институга за история", 1964, кн. 14—15.

Снегирёв Владимир Федорович

Снегирёв Владимир Федорович [27.6 (9.7).1847, Москва, — 19.12.1916 (1.1.1917), там же], русский врач, один из основоположников гинекологии как научной дисциплины в России. В 1870 окончил медицинский факультет Московского университета, с 1884 профессор этого университета. Гинекологические болезни рассматривал как заболевания всего организма, а не только половой системы. Основные труды по оперативной гинекологии: разработал ряд новых методов удаления яичников, матки, лечения пороков развития женских половых органов (операция при двойной матке и двойном влагалище и т. д.), фиксации влагалища при его опущении и выпадении и др. Написал первое в России фундаментальное руководство по гинекологии "Маточные кровотечения" (1884), получившее мировое признание; врачи называют этот труд "энциклопедией гинекологии". Организатор (1896) и директор первого института для усовершенствования гинекологов. По инициативе С. гинекологию стали преподавать как самостоятельную дисциплину. Создал крупную школу гинекологов (А. П. Губарев и др.). Почётный и действительный член многих научных обществ России и зарубежных стран. Имя С. присвоено клинике акушерства и гинекологии 1-го Московского медицинского института.

Соч.: Новый способ образования искусственного влагалища, М., 1892; О целебном действии рентгеновских лучей, радия и мезотория на доброкачественные и злокачественные новообразования, М., 1913.

Лит.: Сердюков М. Г., В. Ф. Снегирев, М., 1950 (лит.).

Снегирь

Снегирь (Pyrrhula pyrrhula), птица семейства вьюрковых отряда воробьиных. Длина тела около 18 см, весит около 35 г. Верх головы и хвост чёрные, спина серая; брюшко у самок и молодых буроватое, у самцов — красное (на Ю.-В. Сибири и Курильских островах — серое). Распространён в Европе и Азии; в СССР — в зоне лесов (кроме сев. Якутии) и горных лесах Кавказа. Зимой кочует, появляясь и в степи, часто у жилья. Гнёзда на деревьях, чаще на елях. В кладке 4—6 голубоватых с крапинами яиц; насиживает в основном самка, 12—14 суток. Питается семенами, ягодами, почками (в т. ч. плодовых деревьев и сирени); птенцов кормят семенами, отрыгивая их из пищевода.

Снегование

Снегование овощей, русский народный способ хранения овощей в снеговых буртах. Издавна применяется на территории центральных районов Европейской части СССР. Закладку на хранение проводят в феврале — марте, в оттепель, при температуре наружного воздуха не ниже —1°С. На утрамбованный снег (на открытой площадке или в холодном помещении) укладывают вынутую из хранилища продукцию: кочаны капусты рядами в несколько слоев (каждый слой перестилают снегом), картофель, свёклу — штабелями ширина 1—2 м, которые закрывают сначала соломенными матами или рогожей, а затем полиэтиленовой плёнкой или крафт-бумагой; морковь, лук — в плотных ящиках. Сверху овощи засыпают снегом (слой 0,5—1 м), который изолируют опилками или другими материалами (0,4—0,6 м) от наружного воздуха и тем самым предохраняют от таяния. Состояние продукции контролируют измерением температуры в буртах и их проверочным вскрытием. Способом С. можно сохранить овощи до нового урожая.

Лит.: Бобков В. А., Высоцкая О. М., Шелапутин В. И., Новые методы хранения овощей с помощью льда и снега, М., 1958.

Снеговая граница

Снеговая граница, граница земной поверхности, выше которой накопление твёрдых атмосферных осадков преобладает над их таянием и испарением. Различают С. г. истинную (её наивысшее положение — в конце лета) и сезонную (или временную). С. г. снижается в холодных и влажных районах и поднимается в тёплых и засушливых. В Антарктике она опускается до уровня моря, а в Арктике расположена на несколько сотен м выше уровня моря. Наибольшей высоты С. г. достигает в сухих тропических и субтропических районах (на Тибетском нагорье до 7 км), снижаясь на экваторе до 4,4 км. Высота С. г. зависит от местных условий (например, формы рельефа, создающие защиту от ветра, способствуют накоплению снега, а формы, защищающие поверхность от солнечной радиации, — ослаблению таяния). Уровень истинной (климатической) С. г. соответствует её положению на горизонтальной незатенённой поверхности. Нижнюю границу постоянных снежников называют орографической С. г.; она местами расположена намного ниже истинной: Урал, Таймыр, Лабрадор и некоторые другие районы горного оледенения полностью расположены ниже истинной С. г.

Высоту истинной С. г. данного года определяют путём наблюдений за накоплением и таянием снега на ледниках, где она называется фирновой границей. Средняя многолетняя высота С. г. здесь определяется: 1) морфологической границей между обычно вогнутой в поперечном профиле областью питания и обычно выпуклой областью абляции горных ледников; 2) структурной границей между областью согласной осадочной слоистости снега и фирна, границей расположения бергшрундов и областью сечения тектонических структур льда, поверхностью таяния и выходов поверхностных морен; 3) уровнем средней высоты поверхности горных ледников, приблизительно совпадающей с высотой С. г.

Лит.: Тронов М, В., Вопросы горной гляциологии, М., 1954; его же, Факторы оледенения и развитие ледников, Томск, 1972; Тушинский Г. К., Ледники, снежники, лавины Советского Союза, М., 1963.

П. А. Шумский.

Снегозадержание

Снегозадержание, снегонакопление, агротехнический приём, заключающийся в задержании и накоплении на полях снега. С. проводят для увеличения запасов влаги в почве и для утепления зимующих растений (озимых культур, многолетних трав и др.). Слой снега толщиной в 1 см на 1 га при таянии весной даёт от 20 до 35 т воды. Почва под глубоким снеговым покровом меньше промерзает, поэтому талые воды легко проникают в неё. Слой снега в 25—30 см хорошо защищает озимые культуры от вымерзания. В годы с сухой весной С. способствует дружному появлению всходов и значительно повышает урожай с.-х. культур (например, зерновых в условиях Казахстана на 2—4 ц с 1 га).

С. осуществляют образованием снежных валов; с помощью стерни и оставленных стеблей возделываемых в поле растений; специально высеваемыми кулисными растениями; искусственными преградами, расставляемыми в поле. Наиболее распространённый и высокопроизводительный способ С. — устройство снежных валов. Их нарезают тракторными снежными плугами или снегопахами поперёк направления господствующих ветров или в диагонально-перекрестном направлении на расстоянии 5—10 м один от другого. Стерню для С. оставляют на поле сплошь или полосами (стерневые кулисы). Эффективность С. стернёй увеличивается при сочетании с устройством снежных валов. Высокостебельные кулисные растения (кукурузу, подсолнечник, горчицу и др.) для С. высевают в паровых и занятых с.-х. культурами полях (см. Кулисный пар, Кулисы). В качестве искусственных преград используют щиты, хворост, снопы из соломы и камыша, ветки деревьев и т. п., которые расставляют в поле в шахматном порядке, рядами поперёк направления господствующих ветров или поперёк склона. Надёжный способ С. — полезащитные лесные полосы (см. Полезащитное лесоразведение).

В СССР С. применяют в степной и лесостепной зонах, особенно в районах с невысоким снежным покровом (Поволжье, Ю. Украины, Западная Сибирь, Северный Казахстан). За рубежом С. проводят в США, Канаде, европейских странах.

Лит.: Шульгин А. М., Снежный покров и его использование в сельском хозяйстве, Л., 1962.

С. А. Воробьев.

Снегозащита

Снегозащита, мероприятия для предохранения от снежных заносов ж.-д. путей, автомобильных дорог и т. п. К средствам защиты относятся древесные и кустарниковые насаждения, постоянные снеговые заборы, снеговые щиты и др. В СССР на ж.-д. транспорте С. 70% заносимых участков пути осуществляется естественными лесами и защитными насаждениями — древесными (высотой 15—65 м) и кустарниковыми, а также заборами высотой 4—7 м или щитами (2´2 м), устанавливаемыми в несколько рядов. Расстояние от бровки земляного полотна до древесных насаждений 20—30 м, до заборов — 12-кратная высота забора и более, до щитов — 30 м и более. О С. автомобильных дорог см. в ст. Защитные лесные насаждения.

Снегомер

Снегомер, плотномер, прибор для измерения плотности снежного покрова. Основная часть С. — полый цилиндр определённого сечения с пилообразным краем, который при измерении погружают отвесно в снег до соприкосновения с подстилающей поверхностью, а затем вырезанный столбик снега вынимают вместе с цилиндром. Если взятую пробу снега взвешивают, то С. называют весовым, если растапливают и определяют объём образовавшейся воды, то — объёмным. Плотность снежного покрова находят, вычисляя отношение массы взятой пробы к её объёму.

Начинают применять гамма-снегомеры, основанные на измерении ослабления снегом гамма-излучения от источника, помещенного на некоторой глубине в снежный покров.

Снегомерная съёмка

Снегомерная съёмка, измерение высоты и плотности снежного покрова по определённому маршруту для изучения распределения снежного покрова на данной территории и определения запасов содержащейся в нём воды. Производится регулярно гидрометеорологическими станциями с помощью переносной снегомерной рейки и весового снегомера. Разрабатываются дистанционные способы проведения С. с. с помощью гамма-методов, пассивной радиолокации и т.п.

Снегоочиститель

Снегоочиститель железнодорожный, путевая машина для очистки ж.-д. путей от снега. С. представляет собой специальный вагон, на котором размещены снегоочистительные устройства, двигатели, механизмы управления, осветительное и другое оборудование. Снегоочистительные устройства выполняются в виде отвального щита (плуга) с боковыми крыльями (двухпутный плуговой С.), клиновидного плуга с боковыми крыльями (однопутный плуговой С.), одного или двух питающих и одного выбросного ротора (роторный С.), питающего и выбросного ротора (шнекороторный С.), двухгранного мощного плуга с наклонной плоскостью и подрезным ножом (таранный С.) или могут быть заменены соплом и турбореактивным двигателем с отработанным моторесурсом. Плуговой С. по ж.-д. пути толкается локомотивом. Рабочая скорость 40—70 км/ч, ширина очищаемой полосы до 5,1 м, высота очищаемого слоя снега до 1,5 м. На однопутных С. плуг отбрасывает снег в обе стороны от колеи. На двухпутных С. (рис. 1) плуг составляет вместе с крыльями отвальную плоскость, располагаемую под углом 45—50° (в плане) к оси пути, и смещает снег в полевую сторону от колеи. Снегоочистительное устройство монтируется на одном из торцов вагона. Роторный (или шнекороторный) С. устанавливается в голове поезда для расчистки путей от снежных заносов, сзади располагаются подталкивающие локомотивы (от 1 до 3). Рабочая скорость 0,5—10 км/ч, ширина пробиваемой траншеи 5—6 м, высота очищаемого слоя снега 3—4,5 м, дальность отброса снега до 50 м. Снегоочистительное устройство монтируется в передней части вагона (рис. 2). Наибольшее распространение получили трёхроторные С. с двумя роторами-питателями и с одним выбросным ротором. Таранный С. толкается одним или несколькими локомотивами. Рабочая скорость до 45 км/ч, ширина очищаемой полосы до 3,4 м, высота до 3 м. Снегоочистительное устройство, установленное в передней части вагона, представляет собой мощный двухгранный плуг, раздвигающий снег в стороны. С. с реактивным двигателем (рис. 3) используют для очистки ж.-д. станций, стрелочных переводов, горловин станций, вскрытия кюветов. Базой их служит дрезина или платформа, на которой на поворотном круге установлен реактивный двигатель с соплом, бак с топливом и система управления. Сопло направлено под острым углом на путь сзади машины, и выхлопные газы выдувают, растапливают и испаряют снег. Рабочая скорость 10—15 км/ч. Для очистки ж.-д. путей от снега применяют также путевые струги и автодрезины, оборудованные щёточными барабанами.

Расчистку трамвайных путей осуществляют специализированные вагоны, оборудованные щёточными роторами, которые сметают снег и отбрасывают его в сторону. Для очистки от снега автомобильных дорог, площадей и тротуаров используют автомобильные С. (см. Дорожные машины).

Лит. см. при статьях Путевые машины, Дорожные машины.

С. А. Соломонов.

Снегопах-валкователь

Снегопах-валкователь, с.-х. орудие для образования снежных валов в целях задержания снега и накопления влаги на полях (см. Снегозадержание). Рабочие органы С.-в. (рис.) — правый и левый корпуса, состоящие каждый из лемеха и отвала цилиндрической формы. Лемехи подрезают снежный пласт, а отвалы разрушают его крупные глыбы и укладывают большую часть их на ребро, создавая высокие (превышающие высоту снежного покрова в 2,5—3,5 раза) глыбистые и устойчивые против разрушения снежные валы. С.-в. — прицепное орудие, работает в агрегате с тракторами класса 3 т. Ширина захвата орудия 2,6 м. Максимальная производительность (при расстоянии между валами 10 м и рабочей скорости 9,9 км/ч) до 10 га/ч.

Снегопогрузчик

Снегопогрузчик, см. в ст. Дорожные машины.

Снегоуборщик

Снегоуборщик, снегоуборочный поезд, путевая машина для уборки со станционных путей и стрелочных переводов снега и мусора, транспортировки их и выгрузки. В комплект С. входят снегоуборочная машина с оборудованием для уборки и погрузки снега, один или несколько промежуточных полувагонов специальной конструкции и концевой разгрузочный полувагон. Иногда устройства для уборки, погрузки и разгрузки, т. е. рабочие органы и ёмкости для накопления снега, находятся в одном большегрузном полувагоне. Получили распространение многовагонные С. (рис.) со снегоуборочной машиной в головной части поезда. Щёточные роторы или подрезной нож установлены в передней части машины поперёк пути. Забираемый ротором или срезаемый ножом снег подаётся на транспортёр, с которого сгружается в прицепленные к машине полувагоны, в вагоны, стоящие на другом пути, или в отвал. Для рыхления льда и уплотнённого снега служит льдоскалывающее устройство, которое в рабочем положении опускается на 80 мм ниже головки рельса. На дне полувагонов установлены пластинчатые наклонные транспортёры с электроприводом (на четырёхосных полувагонах) или с приводом от колёсной пары через цепную передачу (на двухосных). При незначительной (до 0,06 м/сек) скорости транспортёрной ленты поступающий снег накапливается на ней большим слоем. Транспортёры соседних полувагонов расположены с некоторым перекрытием по длине, поэтому накопившийся снег сдвигается вдоль состава и разгружается в концевом полувагоне. Разгрузочное устройство состоит из поворотного ленточного транспортёра, выбросного ротора или направляющего щита.

Производительность С. до 1200 м3/ч, рабочая скорость до 10 км/ч, толщина убираемого слоя до 0,9 м, ширина до 5,3 м. Перемещение С. осуществляется локомотивом или от собственного электропривода на колёсные пары.

Лит. см. при ст. Путевые машины.

С. А. Соломонов.

Снежка

Снежка (Snezka), вершина на границе Польши и Чехословакии, в горах Крконоше. Наиболее высокая в Судетах (1602 м). Сложена сланцами. На склонах — каменные россыпи, леса, горные луга. Вершина более 7 мес в году покрыта снегом. Метеостанция. Канатная дорога. Народный парк.