Пневматическая почта

Пневматическая почта (от греч. pneumatikós — воздушный), вид пневматического транспорта для перемещения документов и мелких предметов потоком воздуха по трубопроводам. П. п. используют для пересылки документов на предприятиях связи, в библиотеках, банках и др. учреждениях, историй болезни и лекарств в больницах, деталей и инструментов, проб (например, горячего металла) в экспресс-лаборатории на промышленных предприятиях и т. д. Первая действующая установка П. п. с протяжённостью трубопроводов 100 м была построена на Лондонском телеграфе в 1853.

Основные элементы установок П. п.: трубопроводы, транспортные контейнеры, приёмно-отправительные устройства и воздуходувки. Транспортные контейнеры — патроны или капсулы с вложенными в них предметами — с помощью приёмно-отправительного устройства закладываются в трубопровод и под действием перепада давления, создаваемого воздуходувкой, движутся от станции отправления к станции назначения, где изымаются из него. Различают П. п. внутреннюю, функционирующую внутри здания, и внешнюю, связывающую предприятия и учреждения в городе. Трубопроводы внутренней П. п. обычно выполняют из тонкостенных цельнотянутых труб внутренним диаметром 50—120 мм. Их общая длина достигает нескольких сотен м. Наименьший радиус кривизны трубопровода ~1 м. Материал труб — латунь, дюралюминий, сталь, а с начала 60-х гг. 20 в. — часто также полихлорвинил. Для перемещения документов и предметов стандартной формы без упаковки в патроны иногда пользуются трубопроводами прямоугольного сечения (например, 10´70 мм). В установках внешней П. п. используют, как правило, стальные, пластмассовые или асбестоцементные трубы диаметром 65—1000 мм, прокладываемые в грунте. Их длина между соседними станциями достигает нескольких км, а общая длина — нескольких сотен км (например, в Париже — 600 км).

Патрон представляет собой короткий отрезок трубы, диаметр которой примерно на 25% меньше внутреннего диаметра трубопровода (рис. 1). На его внешней поверхности располагаются 2 (реже 1) уплотнительные головки из фетра или кожи. Средняя скорость движения патрона с вложениями массой до 1—2 кг составляет 6—20 м/сек (в отдельных установках до 45 м/сек). Производительность установок П. п. — до 2,4 тыс. патронов в час.

Приёмно-отправительное устройство в простейшем исполнении представляет собой разрыв или продольный вырез в трубопроводе, закрываемый вручную подвижной гильзой (рис. 2). В однотрубных реверсивных установках П. п. приёмно-отправительные станции выполняют в виде герметичного ящика, внутри которого трубопровод имеет продольный вырез. Патрон принимается автоматически с помощью клина, выдвигаемого электромагнитом (рис. 3).

Для воздухоснабжения установок П. п. используют воздуходувки и вентиляторы, создающие в трубопроводах или разрежение, или избыточное давление воздуха. Давление регулируется при помощи заслонок и дроссельных клапанов.

Применяют линейные, радиальные и кольцевые схемы соединения станций П. п. (рис. 4). При малых грузопотоках (до 100 патронов в час) несколько станций соединяют одним трубопроводом — линией двухстороннего действия (рис. 4, а). В движении на такой линии может находиться только 1 патрон. В однотрубных установках внешней П. п. для увеличения их производительности применяют разъезды, которые располагают как в середине участка линии между двумя станциями, так и на станциях. При такой конструкции на участке могут двигаться одновременно несколько патронов. Двухтрубная линия (рис. 4, б) обеспечивает независимое движение нескольких патронов в обоих направлениях. Несколько (от 2 до 6) линий могут подключаться к одному узлу — распределительному центру с ручным или автоматическим управлением, в котором производится перегрузка и сортировка патронов (рис. 4, в). По кольцевой схеме (рис. 4, г) патроны пересылаются между любыми станциями без перегрузок. При двухтрубной линии и кольцевой схеме приёмные станции оборудуют стрелками (на ответвлениях линии, рис. 5). Управление стрелками осуществляется при помощи т. н. несущей памяти — системы контактных или магнитных колец на гильзе патрона или централизованно, например при помощи телефонных искателей.

Перспективным направлением развития П. п. является применение труб большого диаметра (450 мм в ФРГ, 600 мм во Франции, 1020 мм в СССР) и контейнеров на колёсах, соединённых в поезда (по 5—6 контейнеров в каждом), что позволяет транспортировать грузы общей массой ~ 10 т со скоростью 40—60 км/ч.

Лит.: Руденко Н., Говоров Ф., Пневмотранспорт документов и мелких предметов в патронах (пневмопочта), М., 1963; Контейнерный трубопроводный пневмотранспорт промышленных грузов, М., 1972; Heck G., Frerichs I., Eske W., Die Grobrohrepost, Bd 1—2, Baden-Baden, 1965—69.

И. А. Ламм, Г. А. Птицын.

Пневматическая релейная система

Пневматическая релейная система, предназначена для реализации алгебраических и логических операций над пневматическими сигналами, принимающими конечное число (чаще всего два) значений (например, давления окружающей среды, которому ставится в соответствие "0", и давления питания, которому ставится в соответствие "1").

Первая П. р. с. для практического применения создана в СССР в начале 1960-х гг. на базе универсального пневмореле УСЭППА (универсальной системы элементов промышленной пневмоавтоматики). При помощи таких пневмореле можно реализовать все элементарные логические функции (см. Логические операции) и запоминание пневмосигналов. Это позволяет строить любые однотактные (логические преобразователи, шифраторы, дешифраторы, матрицы) и многотактные (со счётчиками, регистрами и др.) пневматические релейные схемы. С появлением универсального пневмореле было положено начало внедрению пневмоавтоматики в машино- и станкостроение, энергетику, металлургию и др. отрасли промышленности, где автоматизация циклических процессов осуществлялась до этого в основном средствами электроавтоматики.

Все П. р. с. могут быть разделены на две основные группы в зависимости от их технической реализации: системы, строящиеся на элементах с подвижными деталями, и системы с элементами без подвижных деталей, в которых используется взаимодействие течений (см. Пневмоника).

В П. р. с. первой группы могут применяться как элементы универсального назначения, которые могут использоваться для реализации нескольких элементарных логических функций, так и специализированные элементы, выполняющие только одну определённую функцию. Применение П. р. с. с элементами второго вида позволяет строить более простые, дешёвые и компактные устройства, но такие системы имеют большую номенклатуру элементов, что не всегда удобно при построении реальных управляющих устройств. П. р. с. из универсальных пневмореле более гибкие и допускают взаимозаменяемость элементов, но при этом каждое управляющее устройство имеет некоторую аппаратурную избыточность, оно больше по габаритам и дороже устройств со специализированными пневмореле. Большинство П. р. с. состоит из универсального пневмореле и пневмоэлемента, реализующего логическую операцию "или". П. р. с. на проточных (струйных) элементах строится не на отдельных элементах, а на модулях, при помощи которых реализуются уже не только элементарные, но и более сложные логические функции. В СССР наибольшее распространение получили комбинированные струйно-мембранные системы (первая такая система — "Цикл" — была создана в 1972), которые рационально сочетают в себе струйные модули (для реализации сложных логических функций и различных схем запоминания) и мембранные усилители (при помощи которых формируются выходные пневмосигналы, восстанавливаются уровни сигналов, нестандартные сигналы преобразуются в стандартные, реализуются простейшие логические функции).

Лит.: Берендс Т. К., Таль А. А., Пневматические релейные схемы, "Автоматика и телемеханика", 1959, № 11; их же, О струйно-мембранной релейной технике, там же, 1968, № 7; Агрегатное построение пневматических систем управления, М., 1973.

Т. К. Берендс.

Пневматическая химия

Пневматическая химия, название химии газов, применявшееся в конце 18 — начале 19 вв.; сохранилось лишь как исторический термин, охватывающий ранний период химического исследования газов — от 1-й половины 17 в. до конца 18 в. В этот период был установлен закон зависимости объёма газа от давления (Р. Бойль), открыты и изучены многие газообразные простые вещества и соединения: двуокись углерода (Дж. Блэк), водород (Г. Кавендиш), азот (Д. Резерфорд), окись азота, окись углерода, двуокись серы (Дж. Пристли), кислород, хлор, фторид кремния (К. Шееле) и др. газы.

Лит.: Фигуровский Н. А., Очерк общей истории химии, М., 1969, с. 292—323.

Пневматические строительные конструкции

Пневматические строительные конструкции, мягкие оболочки, во внутренний замкнутый объём которых воздухонагнетательными установками (вентиляторами, воздуходувками, компрессорами) подаётся атмосферный воздух, чем достигается их устойчивость и противодействие внешним нагрузкам (несущая способность). Впервые П. с. к. были применены в 1946 при сооружении обтекателя радиолокационной антенны (инженер У. Бэрд, США). В последующие годы П. с. к. получили распространение во многих странах.

Оболочки П. с. к. изготовляют из технических тканей с покрытиями из полимеров (в т. ч. каучуков) или армированных плёнок. Силовой основой плёнок и тканей служат нити из синтетического, реже стеклянного волокна.

Различают 2 основных типа П. с. к. (рис.): воздухоопорные, в которых слабо сжатый (избыточное давление 0,1—1 кн/м2) воздух подаётся непосредственно под оболочку сооружения, и воздухонесомые, где сильно сжатый (избыточное давление 30—700 кн/м2)воздух наполняет только несущие элементы П. с. к. При установке воздухоопорных П. с. к. оболочка в месте примыкания к основанию плотно закрепляется по периметру сооружения. Для входа в сооружения (и выхода из них) устраивают шлюзы. Воздухонесомые П. с. к. подразделяют на пневмостержневые и пневмопанельные. Применяют также комбинированные оболочки — воздухоопорные с поддерживающими конструкциями, а также усиленные канатами, сетками, оттяжками и диафрагмами.

Достоинства П. с. к.: малая масса, возможность перекрытия больших пролётов без внутренних опор, полная заводская готовность, быстрота монтажа, транспортабельность, свето- и радиопрозрачность, низкая стоимость. Недостатки: необходимость постоянного поддержания избыточного давления воздуха в оболочке, сравнительная недолговечность, низкие огнестойкость и звукоизолирующая способность.

Применение П. с. к. рационально для возведения постоянных и временных сооружений различного назначения (производственные и складские помещения, зрелищные, спортивные, торговые, выставочные и др. сооружения), мобильных зданий (станции технического обслуживания, медпункты, клубы, библиотеки), транспортных и гидротехнических сооружений (мосты, плотины, затворы), вспомогательных устройств для производства строительных работ (подъёмники, тепляки, опалубка и т.п.).

Лит.: Отто Ф., Тростель P., Пневматические строительные конструкции, пер. с нем., М., 1967; Пневматические конструкции воздухоопорного типа, М., 1973; Dent R. N., Principles of pneumatic architecture, L., 1971.

В. В. Ермолов.

Пневматический громкоговоритель

Пневматический громкоговоритель, акустический излучатель, в котором звук создаётся изменением (модуляцией) потока сжатого воздуха. П. г. применялись в 30—40-х гг. 20 в. для передачи команд и сообщений в крупных гаванях, речных портах и на др. объектах с повышенным уровнем шума. П. г. состоит из компрессора и баллона, создающих поток сжатого воздуха, модулятора, изменяющего этот поток в соответствии с подводимыми звуковыми колебаниями, и рупора, излучающего звук. П. г. развивали акустическую мощность до 2 квт и воспроизводили звуковые колебания с частотами до 2,5— 3,5 кгц (при больших собственных шумах и значительных нелинейных искажениях).

Лит.: Олсон Г. Ф., Масса Ф., Прикладная акустика, пер. с англ., М., 1938; Беранек Л., Акустические измерения, пер. с англ., М., 1952.

Пневматический измерительный прибор

Пневматический измерительный прибор в машиностроении, средство измерения линейных размеров деталей машин и механизмов по расходу воздуха, выходящего под давлением из сопла. Деталь, линейный размер которой надо измерить, располагают перед торцом сопла на определённом расстоянии. В зависимости от размера детали изменяется зазор (расстояние между деталью и торцом сопла), благодаря чему изменяется расход воздуха (объём воздуха, проходящего в единицу времени через калиброванное отверстие — сопло). Обычно прибор настраивают по размеру образцовой детали или концевым мерам длины.

Появление П. и. п. относится к 20-м гг. 20 в., когда франц. фирма "Сакма" выпустила приборы типа "Солекс".

П. и. п. имеет: узел подготовки воздуха, в котором осуществляется его очистка и стабилизация давления; отсчётное, или командное, устройство, преобразующее изменение расхода или связанного с ним давления в воздухопроводе в значение определяемого размера; измерительную оснастку с одним или несколькими соплами (диаметр отверстия 1—2 мм), из которых воздух вытекает на деталь. По видам отсчётных устройств П. и. п. разделяют на ротаметрические и манометрические. В П. и. п. ротаметрического типа (рис. 1) сжатый воздух под постоянным давлением поступает в нижнюю часть расширяющейся конической прозрачной (обычно стеклянной) трубки, в которой находится поплавок. Из верхней части трубки воздух подводится к измерительному соплу и через зазор S выходит в атмосферу. В соответствии со скоростью воздуха поплавок устанавливается на определённое расстояние l от нулевой отметки шкалы, которая отградуирована в единицах длины.

В приборах манометрического типа (рис. 2) сжатый воздух под постоянным давлением поступает в рабочую камеру, в которой находится входное сопло, далее в измерительное сопло и через зазор — в атмосферу. Давление в камере, зависящее от зазора S, измеряется манометром, шкала которого отградуирована в единицах длины. Применяются приборы манометрического типа высокого (30—40 кн/м2) и низкого (5—10 кн/м2)давления.

П. и. п. используются в системах активного контроля (см. Контроль активный)и в контрольных автоматах (см. Контроль автоматический). В качестве чувствительного элемента используются упругие элементы (трубчатые пружины, сильфоны, мембранные коробки, упругие и вялые мембраны) или жидкостные дифманометры (U - образные и чашечные). П. и. п. разделяются на бесконтактные (воздух из измерительного сопла обдувает непосредственно деталь) и контактные (воздух из измерительного сопла направлен на торец измерительного стержня или одно из плеч рычага, второй конец которого входит в контакт с деталью).

Преимущества П. и. п.: относительная простота конструкции, возможность бесконтактных измерений при очистке измеряемой поверхности струей воздуха, большое увеличение при измерении (до 10 тыс. раз) и, как следствие, высокая точность, возможность определения размеров, погрешностей формы, суммирования и вычитания измеряемых величин, получение непрерывной информации и дистанционные измерения. К недостаткам П. и. п. относятся: необходимость иметь очищенный воздух со стабилизированным давлением; инерционность пневматической системы; колебание температуры в зоне измерения.

Перспективными являются созданные конструкции, в которых сочетаются преимущества пневматического метода с использованием индуктивных или др. преобразователей.

Лит.: Высоцкий А. В., Курочкин А. П., Конструирование и наладка пневматических устройств для линейных измерений, М., 1972; Цидулко Ф. В., Выбор параметров пневматических приборов размерного контроля, М., 1973.

Н. Н. Марков.

Пневматический инструмент

Пневматический инструмент, ручные машины с встроенными пневматическими двигателями. П. и. предназначен для механизации ручного труда в строительстве, машиностроении, металлообработке, горной промышленности и на транспорте. Наибольшее распространение получили: молотки, перфораторы, бетоноломы, гайковёрты, пилы, ножницы, шлифовальные и сверлильные машины. Масса П. и. обычно 2—10 кг. Основные типы двигателей, применяемых в П. и., — поршневые и ротационные мощностью от 0,15 до 1,75 квт (0,2—2,5 л. с.); давление сжатого воздуха, применяемого для питания П. и., — 0,6—1 Мн/м2 (6—10 кгс/см2). Несмотря на сравнительно низкий кпд (10—15%), П. и. получил распространение благодаря таким преимуществам: безопасность, надёжность и безотказность действия, нечувствительность к перегрузкам, продолжительное безостановочное действие, работа в условиях повышенной сырости, запылённости и взрывоопасности.

Пневматический канал

Пневматический канал, пневмоканал, изолированный переход между устройствами пневмоавтоматики, который имеет один вход и один выход и обеспечивает передачу пневмосигналов на расстояние. В качестве П. к. чаще всего применяют резиновые, пластмассовые или металлические трубопроводы (рис.), соединяющие между собой пневматические приборы и устройства. При построении устройств из отдельных пневмоэлементов П. к. выполняют также в пластинах (печатных платах), на которых крепятся пневмоэлементы. Такой монтаж придаёт устройствам компактность, уменьшает протяжённость каналов и повышает их надёжность. Сечение и длина П. к. оказывают существенное влияние на характеристики устройств пневмоавтоматики (чрезмерно большие сечения и длина приводят к увеличению паразитных пневмоёмкостей, а следовательно, и расхода рабочего воздуха, к снижению быстродействия систем и их удорожанию; заниженные сечения создают дополнительное сопротивление). Предельная длина П. к. ограничивается допустимой величиной затухания сигнала и обычно составляет ~300 м при стандартном сечении 4—8 мм2. П. к., длина которого существенно сказывается на характеристиках устройств пневмоавтоматики, называемая пневматической длинной линией и при расчётах рассматривается как система с распределёнными параметрами.

Лит.: 3алманзон Л. А., Проточные элементы пневматических приборов контроля и управления, М., 1961; Берендс Т. К., Ефремова Т. К., Тагаевская А. А., Элементы и схемы пневмоавтоматики, М., 1968.

Т. К. Берендс.

Пневматический молот

Пневматический молот, молот, в котором функцию рабочего тела выполняет сжатый воздух, упруго связывающий компрессорный и рабочий поршни. Воздух из компрессора поступает в рабочий цилиндр и через поршень и кривошипный механизм передаёт возвратно-поступательное движение падающим частям (пустотелая баба, которая одновременно служит поршнем и штоком рабочего цилиндра). П. м. имеет индивидуальный электрический привод. В П. м. простого действия подъём бабы осуществляется благодаря разрежению, которое образуется в рабочем цилиндре, когда поршень компрессорного цилиндра идёт вниз. В П. м. двойного действия верхней и нижней полости компрессорного цилиндра соединены соответственно с верхними и нижними полостями рабочего цилиндра. Опускание бабы происходит при движении компрессорного поршня вверх, подъём — при его движении вниз. Независимо от высоты обрабатываемой поковки число ударов, наносимых бабой, равно числу оборотов кривошипного вала. П. м. используются главным образом для выполнения свободной ковки на плоских или вырезных бойках. промышленность СССР выпускает П. м. с массой падающих частей 30—1000 кг; скорость движения падающих частей в момент удара для малых молотов — 5 м/сек (до 200 ударов в 1 мин), для крупных — 7,5 м/сек (до 95 ударов в 1 мин).

Пневматический преобразователь

Пневматический преобразователь, устройство пневмоавтоматики, предназначенное для изменения амплитуды, частоты или формы пневмосигналов либо для преобразования давления воздуха (газа) в др. физическую величину. Иногда П. п. называют также пневматическими усилителями. Конструкция П. п. определяется его функциональным назначением; так, например, пневмоэлектрические и электропневматические преобразователи имеют завершенную конструкцию и относятся к элементам универсальной системы элементов промышленной пневмоавтоматики (УСЭППА), а аналого-цифровые или цифро-аналоговые и, тем более, функциональные П. п. имеют более сложную, многоэлементную структуру.

Пневматический регулятор

Пневматический регулятор, регулятор, в котором взаимодействие между отдельными элементами и воздействие на регулирующий орган вызываются изменением давления сжатого воздуха. Принцип действия П. р. заключается в компенсации перемещений или усилий, развиваемых чувствительными элементами при изменении давления подводимого к ним сжатого воздуха, за счёт изменения давления на выходе регулятора. В качестве чувствительных элементов в П. р. используются мембраны (преимущественно эластичные) или сильфоны. Питание П. р. осуществляется сжатым воздухом; входными и выходными сигналами служат изменения давления сжатого воздуха в стандартном диапазоне значений. Наибольшее распространение в СССР имеют П. р. систем пневмоавтоматики АУС (агрегатная унифицированная система) и "Старт", реализующие следующие функции: стабилизации параметра на заданном значении, изменения параметра по программе, поддержания постоянного соотношения двух параметров или коррекции соотношения двух параметров по третьему, поддержания оптимального значения параметра.

П. р. применяются в системах автоматического регулирования расхода, давления, температуры, уровня и др. параметров технологических процессов.

Лит.: Березовец Г. Т., Малый А. Л., Наджафов Э. М., Приборы пневматической агрегатной унифицированной системы и их использование для автоматизации производственных процессов, 3 изд., М., 1965: Системы и устройства пневмоавтоматики. [Сб. ст.], М., 1969.

Г. Т. Березовец.

Пневматический транспорт

Пневматический транспорт, совокупность установок и систем, служащих для перемещения сыпучих и штучных грузов с помощью воздуха или газа; один из видов промышленного транспорта. Установки П. т. в зависимости от способа создания воздушного потока и условий движения его в трубопроводе вместе с материалом или создания перепада давления в трубе могут быть всасывающие, нагнетательные и комбинированные. По сравнению с др. видами транспорта П. т. имеет следующие преимущества: герметичность транспортных систем, возможность приспосабливать их к различным производственным условиям и автоматизировать работу пневмоустановок; использование пневмоустановок для сушки, нагрева или охлаждения материала при его транспортировании; монтаж трубопроводов произвольной конфигурации. Недостатки, общие для всех типов П. т.: сравнительно высокий расход энергии и большая металлоёмкость. В установках П. т., работа которых основана на принципе переноса грузов в смеси с воздухом, отмечается повышенный износ оборудования при транспортировке материалов, обладающих высокой абразивностью, затруднено перемещение влажных материалов.

Установки П. т. применяются для загрузки бункеров и регулируемого выпуска материалов из них, перемещения материалов со складов в производственные цехи и между цехами, разгрузки и загрузки вагонов, судов и автомобилей, закладки выработанных пространств шахт породой, удаления отходов производства (золы, металлической и древесной стружки и т.п.), отсасывания пыли и т.д. Производительность пневмотранспортных установок — от нескольких кг до сотен т в 1 ч, дальность транспортирования достигает нескольких км. В системах П. т. применяют трубы диаметром 70—1200 мм. Давление воздуха или газа в установках П. т. высокого давления до 0,8 Мн/м2 (8 кгс/см2), удельный расход энергии до 5 квт×ч/т.

Перемещение сыпучих материалов в трубопроводе в смеси с воздухом осуществляется путём переноса твёрдых частиц материала во взвешенном состоянии обтекающим их потоком воздуха или насыщением материала воздухом, в результате чего материал приобретает текучесть.

Перемещение штучных грузов по трубопроводу производится под действием перепада давления, создаваемого воздуходувными или отсасывающими установками. Размеры груза в этом случае должны соответствовать внутреннему сечению трубы. Груз фактически выполняет функцию поршня в цилиндре. Этот вид П. т. получил наибольшее распространение для перемещения различных документов или мелких предметов (приборов, инструментов, проб материалов, полуфабрикатов и т.п.) на предприятиях, в учреждениях, библиотеках и т.д. (т. н. пневматическая почта). Дальнейшее развитие П. т. штучных грузов получает в виде контейнерного (капсульного) транспорта. Система трубопроводного контейнерного П. т. представляет собой трубопровод, в котором под давлением воздуха, создаваемым воздуходувными установками, движутся контейнеры на колёсном ходу или составы из них. Для создания силы, обеспечивающей движение транспортной единицы на горизонтальных участках, необходим незначительный перепад давления (порядка 104 н/м2). Контейнерные системы П. т. по эксплуатационному режиму разделяются на системы непрерывного и периодического действия. Система непрерывного действия имеет 2 трубопроводные транспортные линии, по одной из которых осуществляется движение гружёных контейнеров или патронов, по другой — возврат порожних. В системе периодического действия осуществлен челночный характер движения гружёных и порожних контейнеров или составов в одной трубопроводной линии, т. е. в трубопроводе одновременно может находиться только одна транспортная единица. Капсульный П. т. нашёл применение также в проектах транспортных систем для перевозки пассажиров в специальных кабинах.

Лит.: Машины непрерывного транспорта, М., 1969; Пневмотранспортные установки. Справочник, Л., 1969; Контейнерный трубопроводный пневмотранспорт промышленных грузов, М., 1972.

Н. И. Шинкарёв.

Пневматическое оружие

Пневматическое оружие, вид стрелкового оружия, в котором пуля выбрасывается из канала ствола силой давления сжатого воздуха. Появилось в Европе в 1430. Применялось вначале как охотничье, а затем в некоторых армиях (Австрия, Франция и др.) и как боевое оружие, но ввиду малой дальности стрельбы (до 100 м) и недостаточной эффективности действия не получило широкого распространения. Современное П. о. в виде пневматических ружей и пневматических пистолетов в основном применяется для тренировочной и спортивной стрельбы. Имеет калибр от 3 до 5,6 мм. Бывает поршневое и баллонное. Стрельба из П. о. производится специальными свинцовыми тупоголовыми пульками (дробинками) или стальными остроголовыми пульками с хвостовым оперением, обычно на дальность 10 м, при проведении тренировок в войсках — на 10—20 м и более.

Пневматолиз

Пневматолиз (от греч. pnéuma, родительный падеж pnéumatos — дуновение и lýsis — разложение, растворение), процесс образования минералов вследствие воздействия на вмещающие горные породы выделившихся из магмы летучих соединений, главным образом перегретых паров воды, соединений В, Р, S, As, фторидов и хлоридов олова, вольфрама, бериллия, лития и др. Наиболее широко П. проявляется в толщах, вмещающих кислые (граниты), реже щелочные и основные интрузии, а также в пегматитах, контактово-метасоматических образованиях и в областях вулканических извержений. При глубинной раскристаллизации этих образований вследствие П. формируется группа пневматолитовых месторождений полезных ископаемых.

Пневматолитовые месторождения

Пневматолитовые месторождения (от пневматолиз), залежи полезных ископаемых, образованные горячими минерализованными парами и газами, выделяющимися при застывании в глубинах Земли магмы вследствие пневматолиза. При этом формируются грейзеновые, альбититовые высокотемпературные гидротермальные и метасоматически измененные пегматитовые месторождения, относящиеся к пневматолитовой группе и имеющие форму жил, штокверков и масс неправильных очертаний, достигая по наибольшему измерению нескольких км. Для П. м. характерен метасоматизм с образованием минералов, содержащих в своём составе летучие компоненты (H2O, F, В). Типичные минералы П. м. — кварц, топаз, мусковит и др. слюды, альбит, турмалин, флюорит — входят в состав руд редких металлов (W, Sn, Be, Li). Месторождения этих руд особенно широко распространены в районах развития гранитов (например, оловянные и вольфрамовые месторождения Восточной Сибири и Казахстана в СССР, Рудных гор в Чехословакии и ГДР, Малайзии).

В связи с тем что П. м. трудно отличить от гидротермальных месторождений, они признаются не всеми исследователями, в этом случае П. м. объединяются с постмагматическими гидротермальными месторождениями.

Лит.: Смирнов В. И., Геология полезных ископаемых, 2 изд., М., 1969; Котляр В. Н., Основы теории рудообразования, М., 1970.

В. И. Смирнов.

Пневматофор

Пневматофор (от греч. pnéuma, родительный падеж pnéumatos — дыхание, воздух и phorós — несущий), воздушный пузырь — орган гидростатического равновесия у колониальных кишечнополостных — сифонофор. Расположен на верхнем конце общего ствола колонии. Полость П. разделена на воздухоносные и железистые участки; клетки железистого участка выделяют газ, близкий по составу к воздуху.

Пневматофоры

Пневматофоры, пнейматофоры, надземные вентиляционные, или дыхательные, корни некоторых тропических древесных растений. П. характерны для многих деревьев, образующих мангровые леса, некоторых пальм, американского болотного кипариса, произрастающих на бедных кислородом заболоченных почвах или по берегам морей, заливаемых во время прилива. П. развиваются из подземных корней или корневищ и растут вертикально вверх, поднимаясь над водой или почвой. Биологическое значение П. — главным образом в снабжении воздухом подземных органов, чему способствует анатомическое строение П.: тонкая кора, многочисленные чечевички, сильно развитая система воздухоносных межклетников (их обилие нередко обусловливает белую окраску П.). Растения, у которых обычно имеются П., при выращивании на незаболоченной почве их не образуют (так, у болотного кипариса, разводимого как декоративное растение на Южном берегу Крыма, на Кавказе и в Средней Азии, П. отсутствуют).

Пневмоавтоматика

Пневмоавтоматика (от греч. pnéuma — дуновение, воздух), комплекс технических средств для построения систем автоматического управления, в которых информация представляется давлением или расходом газа, обычно воздуха (пневмосигналы); техническая дисциплина, объектом рассмотрения которой является этот вид технических средств автоматизации. В П. используются устройства для сбора информации (датчики с пневматическим выходом, пневматические конечные и путевые выключатели и др.), преобразования и хранения информации (пневматические регуляторы, оптимизаторы, вычислительные аналоговые устройства, релейные системы), представления информации (показывающие и регистрирующие устройства, индикаторы) и её преобразования в управляющие воздействия (пневматические исполнительные устройства).

Из-за низкого быстродействия П. используется в системах управления медленно текущими процессами и в тех случаях, когда реализация алгоритмов управления не требует выполнения очень большого объёма вычислений. Несмотря на эти ограничения, область применения П. очень широка, в частности средства П. применяются в большинстве систем управления технологическими процессами. Часто при выборе между электронными средствами автоматики и пневматическими предпочтение отдают последним. Это связано главным образом с тем, что П. по своей природе взрыво- и пожаробезопасна и, кроме того, лучше, чем электроника, приспособлена для работы в условиях промышленного производства, особенно когда воздух в производственных помещениях сильно загрязнён или когда производственные процессы порождают сильные электромагнитные поля. П. является основным средством автоматизации в химической и нефтеперерабатывающей промышленности, на нефте-, газо- и угледобывающих предприятиях, при транспорте нефти и газа и во многих др. отраслях промышленности.

При решении задач автоматизации распространение получили прежде всего пневматические устройства стабилизации одного регулируемого параметра, представляющие собой связанные в единую конструкцию датчик, задающее устройство (задатчик), регулятор, показывающий и регистрирующий приборы, т. е. все приборы, комплектующие одноконтурную цепь регулирования. В то же время в машиностроении простые системы дискретной автоматики часто строили путём соединения в релейную систему конечных и путевых пневматических выключателей и распределителей пневматических исполнительных механизмов. Важный шаг на пути к созданию комплекса пневматических средств автоматизации универсального назначения был сделан в начале 50-х гг. 20 в. при переходе к агрегатному построению систем регулирования, которое осуществляется с помощью набора функциональных блоков и приборов. В СССР такая система средств получила название агрегатной унифицированной системы (АУС). Применение АУС заметно расширило возможности П. при построении систем управления непрерывными технологическими процессами.

Радикальное изменение возможностей П. связано с созданием и использованием в ней элементной базы универсального назначения. В СССР в начале 60-х гг. была разработана и освоена система пневматических элементов, известная под названием УСЭППА (Универсальная система элементов промышленной пневмоавтоматики). С тех пор элементный способ построения пневматических систем управления вошёл в практику. На базе УСЭППА создан новый комплекс типовых приборов — система "Старт", заменившая и перекрывшая АУС по функциональным возможностям, создан агрегатизированный комплекс средств централизованного контроля и управления многими непрерывными технологическими процессами — система "Центр". Обе системы полностью обеспечивают потребности в П.

Из элементов УСЭППА строят системы управления дискретного типа (см. Пневматическая релейная система). Развитие релейной техники привело к тому, что современная П. как в отношении функциональных возможностей, так и по конструктивно-компоновочным признакам мало отличается от современной промышленной электроники. Наиболее полно это выражено в комплексе пневматических средств "Цикл", предназначенном для систем управления периодическими (циклическими) процессами. Элементная база этого комплекса построена на т. н. струйно-мембранной релейной технике. Основной компоновочной единицей комплекса является субблок, представляющий собой плату с пневматическим печатным монтажом, несущую на себе относящийся к этому субблоку комплект пневмоэлементов — струйных модулей (см. Пневмоника) и мембранных усилителей. Система включает набор субблоков, отличающихся выполняемыми ими функциями: из этого набора можно построить практически любую систему управления циклического типа. Субблоки системы монтируются с помощью специальных пневматических разъёмов в контейнерах, образующих блоки; нескольких блоков, в свою очередь, монтируются в типовых шкафах, стойках, пультах.

Лит.: Лемберг М. Д., Пневмоавтоматика, М. — Л., 1961; Залманзон Л. А., Проточные элементы пневматических приборов контроля и управления, М., 1961; Березовец Г. Т., Малый А. Л., Наджафов Э, М., Приборы пневматической агрегатной унифицированной системы и их использование для автоматизации производственных процессов, 3 изд., М., 1965; Прусенко В. С., Пневматические датчики и вторичные приборы, М. — Л., 1965; его же, Пневматические регуляторы, М. — Л., 1966; Берендс Т. К., Ефремова Т. К., Тагаевская А. А., Элементы и схемы пневмоавтоматики, М., 1968; Лемберг М. Д., Релейные системы пневмоавтоматики, М., 1968; Фернер В., Воздух помогает автоматизировать, пер. с нем., М., 1971; Элементы и устройства струйной техники, М., 1972; Фудим Е. В., Пневматическая вычислительная техника. Теория устройств и элементов, М., 1973; Агрегатное построение пневматических систем управления, М., 1973; Дмитриев В. Н., Градецкий В. Г., Основы пневмоавтоматики, М., 1973.

Т. К. Берендс, А. А. Таль.

Пневмография

Пневмография (от греч. pnéuma — дыхание и... графия), запись (регистрация) дыхательных движений человека и животных. П. широко применяется в экспериментальных и клинико-физиологических исследованиях для получения сведений о характере дыхательных движений, регуляции внешнего дыхания и его нарушениях при различных заболеваниях и патологических состояниях. Методические приёмы П. разнообразны; используемая аппаратура имеет 3 основных элемента: датчик, непосредственно воспринимающий дыхательные движения; устройство, передающее показания датчиков к регистрирующему аппарату; регистрирующая система. Обычно датчик, а иногда и всю установку называют пневмографом. Сигналы датчиков передаются к регистрирующей установке на большие расстояния с помощью радиосвязи — телепневмография (см. Биотелеметрия). П. не даёт количественной оценки вентиляции лёгких, поэтому её обычно дополняют спирометрией или спирографией, обеспечивающими регистрацию основных лёгочных объёмов, а также пневмотахографией — регистрацией объёмных скоростей воздуха, поступающего в лёгкие при вдохе и покидающего их при выдохе. Для исследования значения отдельных мышц в осуществлении дыхательных движений и анализа особенностей внешнего дыхания П. сочетают с электромиографией дыхательных мышц.

Пневмодвигатель

Пневмодвигатель (от греч. pnéuma — дуновение, воздух), пневматический двигатель, энергосиловая машина, преобразующая энергию сжатого воздуха в механическую работу. По принципу действия обычно различают объёмные и турбинные П. В объёмных П. работа совершается в результате расширения сжатого воздуха в цилиндрах поршневой машины, в турбинных — в результате воздействия потока воздуха на лопатки турбины (в первом случае используется потенциальная энергия сжатого воздуха, во втором — кинетическая).

Наибольшее распространение получили объёмные П. (поршневые и ротационные). П. применяются для привода различных инструментов (дрелей, гайковёртов, отбойных молотков, шлифовальных головок), обеспечивая безопасность работы во взрывоопасных местах (со скоплением газа, угольной пыли), в среде с повышенным содержанием влаги. См. также Пневматический инструмент.