Оферта

Оферта (от лат. offero — предлагаю), предложение заключить гражданско-правовой договор, содержащее все его существенные условия. Адресуется конкретному лицу либо неопределённому кругу лиц (публичная О., например выставление товара с обозначением цены в витрине магазина) в устной или письменной форме, иногда О. содержит срок для ответа (акцепта). По современному праву на основании устной О. без указания срока для ответа договор считается заключённым, если другая сторона немедленно (в том числе по телефону) заявила о принятии О. Если О. сделана в письменной форме, договор считается заключённым, когда ответ о принятии О. получен в течение нормально необходимого для этого времени. Ответ о согласии заключить договор на иных, чем было предложено, условиях закон (например, ГК РСФСР, ст. 165) рассматривает как отказ от О. и в то же время как новую О. Разногласия, возникающие при заключении договоров между государственными, кооперативными (кроме колхозов и межколхозных организаций) и иными общественными организациями, разрешаются, как правило, органами арбитража (так называемые преддоговорные споры).

Офикальцит

Офикальцит, мелкозернистая метаморфическая горная порода, состоящая из кальцита и хризотила и обычно содержащая гнёзда, пятна и прожилки благородного серпентина (офита) (см. Змеевик). О. образуется в большинстве случаев в результате контактного метаморфизма доломитовых пород. Цвет жёлтый, зеленоватый, голубой и др., с многочисленными жилками и узорами; в полированном виде О. очень красив и употребляется, подобно цветному мрамору, для внутренней отделки зданий и различных поделок. Месторождения О. известны в СССР на Кавказе и Дальнем Востоке; за рубежом — в Италии, Китае, США, Мексике и др.

Офиклеид

Офиклеид, офиклейд (от греч. óphis — змея и kléis — засов, ключ), духовой музыкальный инструмент. Запатентован в 1817 парижским мастером Алари (Ж. И. Асте). Представляет собой подковообразную коническую трубку, в узкий спирально отогнутый конец которой вставлен чашеобразный мундштук. О.- бас (существовали также альт и баритон) входил иногда в состав симфонических оркестров; со 2-й половины 19 в. вытеснен тубой. Изредка применяется в оркестрах Франции, Италии, стран Южной Америки.

Офиолиты

Офиолиты (от греч. óphis — змея и líthos — камень), комплекс ультраосновных и основных интрузивных (дуниты, перидотиты, пироксениты, различные габбро, тоналиты), эффузивных (преимущественно базальты и их туфы) и осадочных (глубоководные осадки океанического типа) горных пород, встречающихся совместно.

Понятие "О." впервые введено швейцарским учёным Г. Штейнманом в 1905. Обычно О. связывают с проявлением магматизма в начальные стадии формирования геосинклинальных систем.

В 1960—70-х гг. в связи с интенсивным изучением океанов к проблеме О. было привлечено большое внимание. О. складчатых областей стали рассматриваться как реликты коры океанического типа, тектонически перемещенные на окраины материков; причём обычно серпентинизированные ультрабазиты являются частью верхней мантии, габброиды — "базальтовым слоем", а эффузивно-осадочная серия — аналогом "первого" и "второго" слоев современной океанической коры. Частое нарушение этой последовательности пород вызывается тектоническими причинами, обусловливающими образование специфической геологической формации — серпентинитового меланжа, в котором все компоненты офиолитового комплекса, а также и породы, не имеющие к нему непосредственного отношения, хаотически перемешаны и как бы сцементированы серпентинитами.

О.— обычный компонент линейных складчатых областей земного шара. Они широко распространены в геосинклинальных системах, формируя внутри них протрузии (холодные интрузии, перемещенные в перекрывающие их отложения в результате тектонических движений) или покровы тектонические, надвинутые на миогеосинклинальные или платформенные осадки, подстилаемые континентальной корой. Изучение О. важно для выявления месторождений руд, генетически связанных с породами офиолитового комплекса (хрома, никеля, платины, золота, ртути и др.), а также для изучения истории развития земной коры.

Лит.: Пейве А. В., Океаническая кора геологического прошлого, "Геотектоника", 1969, № 4; Hess Н. Н., History of oceans basins, в кн.: Buddington volume, N. Y., 1962.

А. Л. Книппер.

Офиоплутеус

Офиоплутеус, личинка иглокожих класса офиур. Для О. характерны 4 пары длинных отростков — "рук", скелет которых образуют известковые иглы; с помощью "рук", окаймленных полоской мерцательного эпителия, О. плавает в толще воды. От кишечника отделяются 3 пары целомических мешков, из которых левый передний соединяется с наружной средой поровым каналом. Взрослая офиура формируется только из передней части О.

Офиоцистии

Офиоцистии (Ophiocistia), класс вымерших иглокожих. Остатки О. известны из ордовикских — девонских отложений Европы. Тело небольшое (1—6 см в диаметре), дисковидное или шлемовидное; покрыто многочисленными многоугольными известковыми пластинками. На нижней поверхности имеется несколько пар крупных амбулакральных ножек, прикрытых мелкими пластинками. О. были хищниками, вели подвижный образ жизни. 4 семейства, представленные 7 видами. Интересны для познания путей эволюции иглокожих.

Офисина

Офисина (Oficina), город в Венесуэле, в штате Ансоатеги. 11 тыс. жителей (1968). Центр района нефтегазовой промышленности на С.-В. страны. Нефтеперерабатывающий завод. Соединён трубопроводом с портом Пуэрто-ла-Крус.

Офитовая структура

Офитовая структура (от греч. ophítës — похожий на змею), структура жильных и основных интрузивных горных пород, в которых плагиоклазы образуют крупные вытянутые кристаллы, а тёмные минералы (преимущественно пироксен) заполняют промежутки между ними. О. с. характерна для многих габбро, а также для диабазов. Выделяется большое количество разновидностей О. с., которые связаны взаимными переходами.

Офиуры

Офиуры, змеехвостки (Ophiuroidea), класс морских донных животных типа иглокожих. Тело состоит из плоского диска (диаметром обычно до 2, иногда до 10 см) и отходящих от него 5 (реже 10) гибких лучей длиной в несколько (иногда в 20—30) раз больше диска. Лучи у О., в отличие от морских звёзд, резко отграничены от диска, членистые (состоят из многочисленных позвонков). У большинства О. лучи простые; у части — ветвящиеся. Диск и лучи покрыты тонкими известковыми пластинками. Большинство О. раздельнополы. Развитие обычно с метаморфозом; свободноплавающая личинка — офиоплутеус. Некоторые О. живородящи; часть видов способна размножаться и делением. О. ползают посредством изгибания лучей или зарываются в грунт. Питаются мелкими животными или детритом. Многие мелководные тропические О. ярко окрашены. Некоторые способны светиться. У О. хорошо развита способность к регенерации лучей. О. обитают на дне океанов и морей повсеместно (до глубины 8 км). Часто образуют массовые поселения и служат пищей рыбам. Некоторые живут на водорослях, губках, кораллах, на морских ежах. Около 2 тыс. видов; в морях СССР около 120 видов. Вымершие группы О. известны в ископаемом состоянии с ордовика.

Г. М. Беляев.

Офицер

Офицер (нем. Offizier, через позднелат. officiarius — должностное лицо, от лат. officium — должность), лицо командного и начальствующего состава в вооружённых силах, а также в милиции и полиции. О. имеют присвоенные им воинские звания. Первоначально О. назывались лица, занимавшие некоторые государственные должности. С возникновением постоянных наёмных армий и военно-морских флотов (16 в.) во Франции, а затем и в других европейских странах О. стали именовать войсковых командиров. В русской армии офицерские чины впервые введены в "полках нового строя". В феодальных государствах О. комплектовались из дворян и составляли особую замкнутую касту. С развитием капитализма офицерский состав стал пополняться выходцами из буржуазии, средних слоев и несколько демократизировался. В России в начале 18 в. О. делились на штаб-О. (от майора до полковника) и обер-О. (от капитана и ниже). По табели о рангах 1722 чин О. в зависимости от звания давал права личного или потомственного (от капитана) дворянства. С середины 19 в. права личного дворянства давал чин капитана, потомственного — чин полковника. Во время Великой Октябрьской социалистической революции чины О. были упразднены. В Красной Армии и ВМФ в 1943 с введением погон командиры и начальники стали именоваться О., которые делятся на младший и старший офицерский состав. См. Звания воинские.

Офицер связи

Офицер связи, офицер, назначенный в вышестоящий штаб, в штабы подчинённых и взаимодействующих соединений и частей для установления связи с ними и выполнения порученных заданий. О. с. обычно обеспечиваются средствами передвижения (мотоцикл, автомобиль, самолёт, вертолёт) и при необходимости — радиостанциями. О. с. высылаются также от старшего начальника к подчинённым командирам для выполнения ответственных поручений.

Официальной народности теория

Официальной народности теория, теория официальной народности, принятое в русской и советской исторической литературе обозначение реакционных общественно-политических взглядов представителей правящих кругов царской России, особенно в царствование Николая I (1796—1855), в области просвещения, науки и литературы. Основой О. н. т. является формула "православие, самодержавие и народность". Термин "О. н. т." введён историком А. Н. Пыпиным (журнал "Вестник Европы", 1872—73).

Офлюсованный агломерат

Офлюсованный агломерат,комплексный окускованный железорудный материал, содержащий повышенное количество основных окислов (CaO, MgO) в виде химических соединений, образующихся в процессе спекания агломерационной шихты с добавкой флюсов — известняка, доломита (см. Агломерация). Это позволяет исключить сырые флюсы из доменной шихты с соответствующим улучшением технико-экономических показателей доменной плавки. В современной металлургии практически весь железорудный агломерат выпускается офлюсованным (1973).

Лит.: Базилевич С. В., Вегман Е. Ф., Агломерация, М., 1967; Ширяев П. А., Ярхо Е. Н., Металлургическая и экономическая оценка железных руд, М., 1971.

Офнет

Офнет (Ofnet), две палеолитические пещеры (Большой и Малый О.) на Ю. ФРГ (к С.-З. от г. Аугсбург). Содержат по несколько перекрывающих друг друга культурных слоев, относящихся к разным ступеням позднего палеолита, к мезолиту, неолиту и эпохе металлов. В пещере Большой О. обнаружено (1908, Р. Р. Шмидт) мезолитическое погребение человеческих черепов, принадлежавших древним европеоидам. В одном круглом углублении лежало 27 черепов, в другом, по соседству,— 6. Черепа были обращены лицевыми частями к входу в пещеру, густо посыпаны красной охрой. Здесь же находились украшения из просверлённых раковин и оленьих зубов. Большинство черепов принадлежало женщинам и детям.

Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Müller-Karpe Н., Handbuch der Vorgeschichte. Bd 1 — Altsteinzeit, Münch., 1966.

Оформительское искусство

Оформительское искусство,область декоративного искусства; праздничное (то есть временное) оформление улиц, площадей, производственных территорий, а также оформление витрин, демонстраций, народных празднеств, физкультурных выступлении и парадов, различного рода экспозиций. О. и., пользующееся выразительными средствами архитектуры, скульптуры, живописи, графики, театра (см. "Массовое действо"), киноискусства и светотехники, позволяет создавать наиболее массовые образцы синтеза искусств. Взаимодействуя с архитектурой, О. и., в отличие от последней, обычно заключает в себе программное, наглядно-агитационное содержание. О. и. родственно театрально-декорационному; но если в традиционном театре декорации и другие элементы спектакля воспринимаются извне, с одной точки (из зрительного зала), то в О. и. зритель обычно находится внутри многопланового пространства (например, выставки) или же сам становится участником художественно решенного действия (демонстрация). Если монументальное искусство отражает дух эпохи в наиболее обобщённых, в известной мере непреходящих образах и создаётся из "вечных" материалов (камень, металл, смальта и т. д.), то О. и.— это быстрая, нередко публицистически-острая реакция на сегодняшний день, в которой плакатный лаконизм образов сочетается с лёгкостью материалов, мобильностью конструкций, остротой пространственных и цветовых решений. Произведения О. и., как правило, не создаются с расчётом на типовое воспроизведение.

Истоки О. и. лежат в религиозных ритуалах древности, празднествах, посвященных солнцу, приходу весны и т. п., древнегреческих процессиях, древнеримских триумфах. Оформление средневековых массовых действ — карнавалов и религиозных процессий — часто становилось ярким проявлением народной художественной культуры. Если в средние века эстетическое единство произведений О. и. складывалось более или менее стихийно, то с эпохи Возрождения усиливается организующая роль оформителя (обычно живописца или архитектора), подчиняющего театрализованное действо целостному художественному замыслу (в области О. и. работали такие мастера, как Леонардо да Винчи, И. Джонс, П. П. Рубенс). В 15—18 вв. О. и., развивавшееся в рамках исторических стилей (ренессанс, маньеризм, барокко), было важнейшей составной частью придворных феерий и триумфальных шествий (в России появившихся при Петре I). Широко используя декоративную живопись и скульптуру, фейерверки, различные механические трюки, художники-оформители этого периода нередко стремились с помощью аллегорий и эмблем создать жизнеутверждающие, проникнутые светским духом образы. В церемониях Великой французской революции (Ж. Л. Давид и др.) и празднествах Парижской Коммуны 1871 О. и. выступало как средство наглядной политической агитации, обращенной к народным массам. Роль техники максимально возрастает в О. и. 20 в., когда всё чаще применяются аудио-визуальные методы воздействия на зрителя (например, кино), фотографии и фотомонтажи, светокинетические конструкции. Особое внимание уделяется совершенствованию методов музейной и выставочной экспозиции: мастера О. и. активизируют зрительное восприятие, оттеняя наиболее важные в образном отношении черты экспоната. Если официальное О. и. капиталистических стран, чаще всего применяемое для коммерческой рекламы, насыщено штампами "массовой культуры", то прогрессивные общественные организации и партии используют его для борьбы за мир, социальный прогресс и демократию.

Советское О. и. возникло в первые дни Великой Октябрьской социалистической революции, что свидетельствовало о поисках форм, которые утверждали бы пафос героического подъёма масс, в общедоступной форме раскрывая всемирно-исторический смысл происходящих событий. О. и. объединило усилия мастеров всех существовавших в дореволюционной России противоречивых творческих направлений и впервые побудило их осознать свою роль в формировании рождающейся социалистической культуры. Для О. и. этой эпохи (оформление отдельных городских кварталов и шествий в дни праздников, убранство агитационных поездов, трамваев, пароходов), идейно связанного с ленинским планом монументальной пропаганды, были характерны объёмные декоративные построения, проникнутые динамикой обнажённых ритмов и конструкций (Н. И. Альтман, Л. В. Руднев), более спокойные архитектурно-пространственные и декоративные решения площадей, магистралей, отдельных зданий (братья Веснины, М. В. Добужинский), а также живописные тематические панно (С. В. Герасимов, П. В. Кузнецов, Б. М. Кустодиев, К. С. Петров-Водкин). С ростом экономической мощи и международного престижа СССР особое значение приобрело оформление выставок, пропагандирующих достижения социалистического строя (Л. М. Лисицкий, Н. П. Прусаков, Н. М. Суетин, Р. Р. Кликс). Художники (М. Ф. Ладур, Я. Д. Ромас, В. А. Стенберг) стали систематически участвовать в оформлении парадов и демонстраций. Мастера советского О. и., широко используя возможности и средства всех искусств, а также достижения техники, стремятся к совершенствованию художественно-эстетического решения облика городов и сёл, разработке новых методов музейной и выставочной экспозиции, развитию новых форм наглядной агитации, внедрению в жизнь новых, советских обрядов.

Лит.: Художник-оформитель. [Сб. ст.], Л., 1962; Искусство современной экспозиции. Выставки. Музеи, М., [1965]; Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции. Каталог выставки, [М., 1967]; Рождественский К., Ансамбль и экспозиция, [Л., 1970]; Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. Материалы и исследования, М., 1971; Немиро О., В город пришёл праздник. Из истории художественного оформления советских массовых празднеств, Л., 1973; Художник и город. [Сб.], М., 1973; Les fêtes de la Renaissance, v. 1—2, P., 1956—60.

К. И. Рождественский.

Офорт

Офорт (от франц. eau-forte — азотная кислота), вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. Известен с начала 16 в.; до этого времени линии изображения на металлической пластине гравировались резцами. Техника О. менее трудоёмка. На цинковую (или медную) пластину ("доску") наносят кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям будущего изображения до металла, затем пластину помещают в азотную кислоту (медную — в раствор хлорного железа). Травление можно производить в несколько приёмов. После первого травления в местах, где отсутствовал лак, образуются незначительные углубления. Затем места, которые соответствуют светлым участкам изображения, вновь покрывают лаком и вторично подвергают травлению, углубляя печатающие элементы, и таким образом за несколько раз получают желаемую градацию тонов. Для печати краска закатывается в углубления, её избыток снимается с ровной поверхности; под действием давления краска переходит на бумагу. В широком смысле в понятие "О." часто включают и другие виды гравюры с травлением — акватинту, лавис, которые обычно сочетаются со штриховым О., а также мягкий лак и др. Все эти виды (особенно акватинта) могут, как и штриховой О., применяться для цветной печати.

Э. М. Фарбер.

Как правило, к О. обращаются художники, склонные к живописному видению мира, тяготеющие к смешению реальных и фантастических образов и увлечённые таящимися в технике О. возможностями особой непосредственности в воплощении замысла, а также случайными эффектами, произвольно возникающими при печати (возможность получать различные оттиски с одной пластины). "Капризы" травления и печати, как и всей технологии О., дают в распоряжение мастера-офортиста дополнительные средства художественной выразительности. Повторное травление создаёт богатейшую тональную шкалу, а правильно заточенный инструмент сообщает штриху особую точность и изящество. На пластине, покрытой лаком, рисуют иглой или гвоздём, просто на металле — кистью, смоченной кислотой, и т. д., что диктует самый различный характер изобразительных средств. В О. возможны волосяной штрих, пятно и мягкая широкая линия. Офортная линия, свободная, непринуждённая, способствует достижению широчайшей градации в эмоциональном строе образа — от проникновенной лиричности до напряжённого драматизма. Соединение травленой линии и акватинты (дающей пятно с мягкими переходами тона), эффекты светотени, усиленные применением "сухой иглы" (которая сообщает штрихам особую насыщенность, "бархатистость"), неповторимая фактура, возникающая при многократном травлении,— всё это придаёт О. черты, отличающие его от любого другого вида гравюры.

Первые известные О. были выполнены в начале 16 в. немецкими мастерами Д. Хопфером и А. Дюрером. (В 16 в. для О. использовались железные "доски"; в 17—18 вв. гравёры работали на медных "досках" и лишь в 19 в. обратились к цинковым пластинам, более простым в обработке.) Расцвет искусства О. относится к 17 в. Во Франции Ж. Калло создаёт образы, отмеченные острым гротеском и в то же время полные жизненной правды; его мастерство отличается особой виртуозностью. Одним из первых Калло начинает применять повторное травление. В Голландии искусство Рембрандта во многом предопределяет творчество последующих поколений мастеров О. Соединяя динамичный штрих, сочные или едва заметные линии "сухой иглы", повторное травление, добиваясь тончайших нюансов светотени, Рембрандт раскрывает почти всю широту средств художественной выразительности О. и создаёт с их помощью сложнейшие психологические характеристики, состояния трагичности и глубокого жизнеутверждения. Одновременно с Рембрандтом в Голландии работают и такие значительные офортисты, как Х. Сегерс, А. ван Остаде, П. Поттер, Я. ван Рёйсдал, Н. Берхем. Во Фландрии 17 в. ярко выделяется портретное искусство А. Ван Дейка. Италия 17 в. также выдвигает крупных мастеров О.— Г. Рени и Дж. Б. Кастильоне, а Испания этого времени — Х. Риберу. С середины 18 в. обозначаются две линии развития О.: творческий О. и репродукционный. Блестящими мастерами творческого О. были Дж. Б. Тьеполо, Каналетто и Дж. Б. Пиранези в Италии, А. Ватто, Ф. Буше и О. Фрагонар во Франции, У. Хогарт в Великобритании. К 18 в. относится и распространение цветного О. На рубеже 18—19 вв. испанец Ф. Гойя намечает новые пути в развитии О. Обладая поразительным чувством материала, он сочетает О. с акватинтой и, используя её живописные качества, достигает высокой эмоциональной напряжённости своих образов. В 19 — начале 20 вв. как офортисты плодотворно работают Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи, Э. Мане, Т. Стейнлен во Франции, А. Менцель, Л. Коринт в Германии, А. Цорн в Швеции, Я. Б. Йонгкинд в Голландии, Дж. М. Уистлер в США, И. И. Шишкин, В. В. Матэ, В. А. Серов в России. В 20 в. продолжаются усиленные поиски новой выразительности О. путём усложнения и комбинирования техник, увеличения экспрессивного напряжения линий, расширения палитры, подчёркнутого выявления фактуры "доски", соединения травления и печати тиснением. К О. обращаются такие значительные художники 20 в., как П. Пикассо во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Дж. Моранди в Италии. Советский О. представлен творчеством целой плеяды значительных мастеров. Среди них — И. А. Фомин, И. И. Нивинский, А. И. Кравченко, Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин, Г. Ф. Захаров, М. Г. Дерегус, Р. М. Гибавичюс и др. Особенно большое место О. занимает в графике Советской Эстонии (Э. Окас, А. Кютт, В. Толли и др.). Подробнее об истории О. см. в ст. Гравюра.

К. В. Безменова.

Лит.: Масютин В., Гравюра и литография, М.— Берлин, 1922; Фалилеев В. Д., Офорт и гравюра резцом, М.— Л., 1925; Айзеншер И. Я., Техника офорта. Гравюра на металле, Л.— М., 1939; Кристеллер П., История европейской гравюры. XV—XVIII века, пер. с нем., [Л.], 1939; Очерки по истории и технике гравюры, [Сб. ст.], М., 1941; Корнилов П. Е., Офорт в России 17—20 веков, М., 1953; Виппер Б. Р., Графика, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970; Звонцов В., Шистко В., Офорт, М., 1971.

"Офранцуженные"

"Офранцуженные" (исп. afrancesados), сторонники французского господства в Испании в период оккупации страны войсками Наполеона I, сотрудничавшие с оккупантами. Состав "О." был пёстрым — от противников испанского абсолютизма, надеявшихся на проведение прогрессивных реформ, до карьеристов, рассчитывавших на служебные и материальные выгоды. Широкие народные массы относились к "О." враждебно; имели место случаи убийства их толпой. Кадисские кортесы (1810—13), а позднее — вернувшийся в 1814 из французского плена Фердинанд VII серьёзно ограничивали "О." в правах. Однако применение постановлений против "О." постепенно смягчалось. В 1820 они были амнистированы.

Офсетная печать

Офсетная печать (англ. offset), способ печатания, при котором краска с печатной формы передаётся под давлением на промежуточную эластичную поверхность резинового полотна, а с неё на бумагу или другой печатный материал. Принцип О. п. предложен в 1905 в США, когда была создана первая офсетная печатная машина. Обычно название "О. п." объединяет процессы печатания с форм плоской печати, которые основаны на избирательном смачивании печатающих элементов краской, а пробельных — водным раствором, что достигается благодаря различным молекулярно-поверхностным свойствам отдельных участков формы. В процессе печатания форму попеременно смачивают водным раствором и закатывают краской, после чего вводят под давлением в контакт с поверхностью резиновой пластины, а последнюю — в контакт с бумагой и получают отпечаток. Таким образом происходит двукратная передача изображения и бумага не входит в непосредственный контакт с печатной формой, что позволяет резко сократить давление, необходимое при печатании, а следовательно, и износ формы, увеличить скорость печатания и улучшить качество воспроизведения.

Технология О. п. основана на применении фотомеханических методов и электронной техники в формных процессах, а также использовании средств механизации и автоматизации при изготовлении форм и печатании. Офсетные печатные формы изготавливаются на алюминиевых или цинковых пластинах толщиной 0,35—0,8 мм, поверхность которых подвергают механической обработке (зернению) для получения равномерно матовой поверхности. Печатающие и пробельные элементы на поверхности пластин образуются путём создания различных по молекулярно-поверхностным свойствам плёнок, устойчиво воспринимающих влагу или краску. Это так называемые монометаллические формы. Алюминиевые пластины для увеличения адсорбционной способности и повышения износостойкости поверхности подвергают комплексной электрохимической подготовке на автоматизированных гальванолиниях. Применяются также способы изготовления форм на полиметаллических пластинах, основанные на использовании двух металлов с разными молекулярно-поверхностными свойствами: меди для создания устойчивых печатающих элементов и никеля (или хрома, нержавеющей стали) — для пробельных. Высокие гидрофильность и износостойкость пробельных элементов позволяют применять полиметаллические формы при печатании изданий большими тиражами на высокоскоростных печатных машинах. Полиметаллические пластины обычно изготавливают на алюминиевой или стальной основе и гальваническим путём наносят на всю поверхность пластины плёнки меди толщиной до 10 мкм и никеля или хрома толщиной 1—3 мкм.

Печатающие элементы на монометаллических или полиметаллических пластинах создаются фотохимическим способом путём копирования изображения через негатив или диапозитив на светочувствительный копировальный слой. Такие слои изготавливают из высокомолекулярных соединений (альбумин, камедь сибирская лиственница, поливиниловый спирт и др.) и хромовых солей, или диазосоединений, с введением плёнкообразующих веществ или фотополимеров. Продукты фотохимической реакции хромовых солей обладают дубящим действием. При копировании на освещенных участках слой дубится и теряет способность растворяться в воде. С неосвещенных участков, защищенных непрозрачными элементами негатива или диапозитива, слой удаляется при проявлении, и на пластине создаётся изображение — печатающие элементы. Более широко используются копировальные слои на диазосоединениях, в которых под действием света происходит фотохимический распад в освещенных местах и слой удаляется с этих участков пластины при проявлении. В копировальных слоях из фотополимеров под действием света на освещенных участках происходит полимеризация слоя и потеря растворимости в воде. С неосвещенных участков слой удаляется при проявлении. Копировальный слой на диазосоединениях и фотополимеры, нанесённые тонким слоем на металлические пластины (моно- или полиметаллические), длительное время (более года) не изменяют свойств, что позволяет производить подготовку металлов и предварительное очувствление пластин на специализированных предприятиях.

При изготовлении форм на предварительно очувствлённых пластинах печатающие элементы на монометалле создаются на копировальном слое, защищенном при копировании непрозрачными участками диапозитива и оставшимися после проявления копии (рис. 1). На полиметаллических пластинах копировальный слой после проявления удаляется с печатающих элементов и остаётся как временная защита на пробельных участках. Затем производят химическое или электрохимическое травление верхнего металла (никеля или хрома) до слоя меди, после чего удаляют защитный слой с пробельных элементов. В этом случае печатающие элементы создаются на поверхности меди, а пробельные — на никеле или хроме (рис. 2). При всех способах изготовления форм после создания печатающих элементов производят обработку пробельных элементов гидрофилизующим раствором для придания им устойчивых гидрофильных свойств.

Отдельные операции процесса изготовления монометаллических форм (проявление, промывка, сушка) проводятся на механизированных установках, процессы обработки копии и изготовление полиметаллических форм — на механизированных линиях.

О. п. осуществляется на офсетных машинах (см. Печатная машина). За каждый рабочий цикл машины происходит увлажнение печатной формы, накатывание краски на печатающие элементы, подача бумаги, собственно печатание и вывод готового оттиска на приёмный стол.

О. п. получила широкое применение благодаря механизации формных процессов, высокой производительности печатных машин, возможности воспроизведения всех типов изданий.

Лит.: Синяков Н. И., Технология изготовления фотомеханических печатных форм, М., 1966; Никанчикова Е. А., Попова А. Л., Технология офсетной печати, М., 1966; Захаров А. Г., Фуфаевский Д. А., Офсетные машины и работа на них, М., 1972.

А. Л. Попова.

Офтальмия

Офтальмия (греч. ophthalmía, от ophthalmós — глаз), воспаление оболочек глаза, преимущественно неинфекционного характера. Воспалительные процессы в конъюнктиве и роговой оболочке могут возникать под действием некоторых видов лучистой энергии, например электричества (электроофтальмия при электросварке, киносъёмке и т. п.), отражённого света (снежная О., или глетчерный катар, встречающаяся у участников арктических экспедиций или у альпинистов, если они не пользуются защитными очками), а также при попадании в глаз инородных тел. Термином "О." обозначают также симпатическое воспаление глаза, возникающее при проникающих ранениях второго глаза, метастатическая О.— гнойное воспаление при заносе инфекции из какого-либо др. воспалительного очага. Лечение: устранение контакта с причиной, вызвавшей О., удаление инородных тел.

Офтальмо...

Офтальмо... (от греч. ophtalmós — глаз), часть сложных слов, указывающая на отношение к глазу, глазным болезням (например, офтальмология).