Опава

Опава (Opava), город в Чехословакии, в ЧСР, в Северо-Моравской области, на р. Опава (бассейн Одры). 47,9 тыс. жителей (1970). Завод горного оборудования и др. металлообрабатывающие предприятия; пищевая промышленность. Педагогический институт.

Опад

Опад, отмершие части растений (ветки, листья и др.), опавшие на поверхность почвы или дно водоёма. Ежегодный О. в сообществах на поверхности почвы называется мёртвым покровом, а в лесу — лесной подстилкой.

Опадение плодов

Опадение плодов, отделение плодов от ветви, обусловленное образованием на плодоножке отделительного слоя клеток и связанное с обеднением плодов ауксинами. Вещество, связывающее клетки этого слоя, растворяется, и клетки обособляются друг от друга. При этом плод удерживается на растении только сосудисто-волокнистым пучком. Под действием ветра и силы тяжести эта связь вскоре нарушается и плод падает. О. п. вскоре после завязывания обусловлено главным образом тем, что растение не может обеспечить необходимым количеством питательных веществ все образующиеся завязи, и те завязи, которые не получают достаточного питания, опадают. У плодовых деревьев часто наблюдается преждевременное О. п. — в период завязывания и роста зародыша. Это происходит вследствие их поражения вредителями (главным образом плодожоркой), болезнями, под действием низкой температуры, засухи и др. неблагоприятных условий. Основная мера борьбы с преждевременным О. п. — соблюдение всего комплекса агротехнических мероприятий; у яблони и груши — опрыскивание деревьев слабым раствором ауксина, задерживающим образование отделительного слоя; для предотвращения массового опадения завязей у хлопчатника обламывают верхушки главного побега и удаляют ветви, вырастающие на нижние части куста (чеканка хлопчатника).

Опак

Опак (франц. opaque, от лат. opacus — непрозрачный), высший сорт фаянса. О., внешне мало отличимый от фарфора, тоже способен принимать яркую многоцветную роспись; однако черепок О. порист и не обладает просвечиваемостью. О. появился как подражание китайскому фарфору ("фаянсы Сен-Поршера", Франция, 16 в.).

Опал

Опал (лат. opalus, греч. opállios, от санскр. упала — драгоценный камень), минерал, твёрдый природный псевдогидрогель состава SiO2·nH2O. В действительности представляет собой в основном агрегат мельчайших зёрен низкотемпературного кристобалита (см. Кремнезёма минералы). Содержание воды в большинстве О. 2—14%. Обычные примеси: MgO, CaO, Al2O3, Fe2O3 и др. Образует натёчные, слоистые, пористые агрегаты. Твердость по минералогической шкале 5—6,5; плотность 1800—2250 кг/м. Окраска благодаря примесям бывает различной — белой, жёлтой, бурой и др.; нередко бесцветен. Для полупрозрачных разновидностей характерна опалесценция. Разновидности: гиалит (бесцветный и прозрачный), благородный О. (с красивой игрой цветов), гидрофан (пористый, мутный О.) и др. Некоторые горные породы целиком состоят из О. — гейзерит, диатомит, трепел. Образование О. связано с отложением кремнезёма из горячих вулканогенных вод или с разложением силикатов под действием воды и углекислоты в зоне выветривания. О. биогенного происхождения слагают скелеты диатомей и радиолярий. Цветные иризирующие (см. Иризация) О. употребляются в качестве поделочных камней; благородный О. является драгоценным камнем. В СССР находки О. известны на Украине, в Казахстане и др.; за рубежом — в Венгрии, Чехословакии, Мексике, Австралии и др. Из опаловых пород наибольшее практическое значение имеют диатомиты и трепелы.

Г. П. Барсанов.

Опала

Опала, государев гнев; термин, часто встречающийся в русских памятниках 15—18 вв. Имел широкое значение: от запрещения приближённым являться ко двору, лишения должностей и чинов до ссылки, заключения в тюрьму и смертной казни. Угроза О. и её объявление могли быть и предупреждением о возможных репрессиях в дальнейшем.

Опалесценция критическая

Опалесценция критическая, резкое усиление рассеяния света чистыми веществами в критических состояниях, а также растворами жидкостей или газов при достижении ими критических точек растворимости (см. Критическое состояние). О. к. объяснена в 1908 М. Смолуховским, показавшим, что при критической температуре сжимаемость вещества сильно возрастает, в связи с чем энергия теплового движения его частиц становится достаточной для "внезапного" сильного увеличения числа микроскопии. областей, в которых плотность вещества значительно отклоняется от среднего значения — флуктуаций плотности. Каждая такая флуктуация есть нарушение оптической однородности среды (изменение в данном микрообъёме преломления показателя среды). Резкое возрастание числа флуктуаций при О. к. переводит среду, практически прозрачную при температурах выше и ниже критической, в класс мутных сред.

Опалины

Опалины (Opalina), род паразитических простейших класса жгутиковых. Тело размером до 1 мм, листовидное, не вполне симметричное, покрыто многочисленными жгутиками. Хорошо разграничены эктоплазма и эндоплазма с несколькими десятками, иногда сотнями, ядер. Ротового отверстия нет, питаются осмотическим путём. Размножение бесполое (деление надвое) и половое (копуляция). Описано несколько десятков видов О. Живут обычно в кишечнике земноводных, реже рыб и пресмыкающихся. Половой процесс у О. протекает весной в кишке головастиков. Цисты О., попавшие из кишечника животного-хозяина (например, лягушки) на дно водоёма, заглатываются появившимися в это время из икры головастиками; в их кишке из цист вылупляются мелкие О., которые путём деления дают начало одноядерным половым особям (гаметам), сливающимся попарно; из образовавшихся зигот развиваются многоядерные О.

До недавнего времени О. считали подклассом инфузорий, однако у О. отсутствуют их основные признаки: два типа ядер и половой процесс типа конъюгации.

Опалубка

Опалубка (от палуба, опалубить — покрыть настилом из досок и т.п.), совокупность элементов и деталей, предназначенных для придания требуемой формы монолитным бетонным или железобетонным конструкциям, возводимым на строительной площадке. Выбор типа О. определяется характером бетонируемых конструкций или сооружений, соотношением их геометрических размеров, принятой технологией производства работ, климатическими условиями.

Наиболее распространена разборно-переставная мелкощитовая О. Она состоит из отдельных щитов, замков для их соединения, поддерживающих элементов, воспринимающих нагрузки, и креплений. Щиты и поддерживающие элементы могут быть выполнены из древесины, фанеры, стали (рис. 1), синтетических материалов или различных их комбинаций. При изготовлении О. из металла возможна предварительная укрупнительная сборка щитов в панели или пространственные блоки и последующий механизированный монтаж и демонтаж их, что резко повышает производительность труда. Из элементов разборно-переставной О. можно собрать практически любую форму для бетонирования конструкций фундаментов, стен (при высоте 10—15 м), перекрытий, покрытий и пр. По достижении бетоном прочности, допускающей распалубливание, О. разбирается и переставляется на новое место. При бетонировании в условиях температур ниже О °С щиты О. могут утепляться или оборудоваться нагревателями (термоактивная О.). Используются преимущественно электрические нагреватели. Термореактивная О. впервые была разработана в СССР (инженер И. И. Богатыревым) и применена в 1950-х гг.

Разборно-переставная крупнощитовая О. выполняется из деревянных каркасных щитов повышенной несущей способности (массой 150—500 кг) и креплений. Усиленные ребра каркаса О. позволяют отказаться от поддерживающих элементов (схваток). Тяжи, удерживающие щиты, крепятся к стальным анкерам, закладываемым в основание или в ранее уложенный бетон сооружения. Монтаж и демонтаж крупнощитовой О. осуществляются с помощью подъёмных механизмов.

Скользящая О. (рис. 2) состоит из щитов (стальных, деревянных или комбинированных) высотой 1100—1500 мм, связанных между собой стальными домкратными рамами. На рамы опираются фермы или прогоны рабочего настила, с которого производится укладка бетонной смеси и установка арматуры. К рамам подвешиваются подмости, позволяющие производить первоначальную отделку бетонируемых конструкций. Устанавливаемые на рамах гидравлические (наиболее распространены) или электрические подъёмники (домкраты) обеспечивают одновременное вертикальное движение (скольжение) всей О. по бетонируемой конструкции, при этом освобождается затвердевший бетон. Скользящая О. применяется главным образом при возведении стен, резервуаров силосов, труб и др. сооружений высотой не менее 12—15 м.

Подъёмно-переставная О. сочетает конструктивные признаки скользящей и разборно-переставной. Состоит из щитов, специальных креплений и устройств для отрыва О. от бетона и её вертикального перемещения. Рабочий настил обычно опирается на бетонируемую конструкцию. Используется в основном для возведения высоких сооружений переменного сечения (труб, градирен и т.п.). При бетонировании уникальных сооружений (таких, например, как Останкинская телебашня) применяются специальные самоподъёмные механизмы. Для защиты от атмосферных осадков, ветра и низких температур на О. устанавливаются т. н. тепляки.

Горизонтально-перемещаемая (катучая) О. состоит из стальных или деревянных щитов и каркаса, смонтированного на тележках или полозьях. О. перемещается по рельсам или направляющим с помощью электродвигателей или лебёдок. Применяется при возведении конструкций и сооружений значительной протяжённости: стен, перекрытий, покрытий, тоннелей, коллекторов, водоводов, небольших плотин и др.

Блок-форма представляет собой пространственную конструкцию, состоящую из стальных щитов, каркаса, креплений и приспособлений для отрыва щитов от бетона. Монтаж и демонтаж блок-форм осуществляются с помощью подъёмных механизмов. Блок-формы используются преимущественно для бетонирования отдельно стоящих конструкций (фундаментов, колонн и др.).

Несъёмная О. применяется в тех случаях, когда её разборка затруднена; иногда она выполняет функции изоляционной защиты, декоративной или специальной облицовки конструкции (сооружения). В качестве несъёмной О. используются тканая металлическая сетка, железобетонные и керамические плиты, соединённые с основной конструкцией с помощью анкеров, асбестоцементные, стальные или пластмассовые листы.

Особый вид О. — т. н. горная О. (передвижная, створчатая, секционная и др.), предназначенная для возведения бетонной крепи горных выработок.

Работы, связанные с изготовлением, установкой и разборкой О., а также с обслуживанием механизмов и приспособлений для её перемещения, называются опалубочными работами.

Лит.: Совалов И. Г., Топчий В. Д., Опалубочные работы, М., 1971; Руководство по применению опалубки для монолитных железобетонных конструкций, в. 1, М., 1972.

В. Д. Топчий.

Опарин Александр Иванович

Опарин Александр Иванович [р. 18.2(2.3).1894, Углич], советский биохимик, создатель научно обоснованной теории возникновения жизни на Земле, академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1939). Герой Социалистического Труда (1969). В 1917 окончил Московский университет. Затем работал в ряде вузов и научно-исследовательских институтов. В 1942—60 заведующий кафедрой биохимии растений МГУ. В 1935 совместно с А. Н. Бахом организовал институт биохимии АН СССР; до 1946 заместитель директора, затем директор этого института. В 1948—55 академик-секретарь Отделения биологических наук АН СССР. Основные труды по биохимическим основам переработки растительного сырья, действию ферментов в растении, проблеме возникновения жизни на Земле. О. показал, что в основе технологии производства ряда пищевых продуктов лежит биокатализ. Им разработаны основы технической биохимии в СССР. По вопросу о возникновении жизни на Земле О. впервые выступил в 1922. Затем опубликовал свою книгу "Происхождение жизни". (1924). Согласно О., возникновение жизни на Земле — результат эволюции углеродистых соединений (см. Происхождение жизни).О. —президент Международного общества по изучению происхождения жизни (с 1970), почётный член АН Болгарии, ГДР, Кубы, Испании и Италии; член Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина". Ленинская премия (1974), премия им. А. Н. Баха, золотая медаль им. И. И. Мечникова. Награжден 5 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также иностранными орденами и медалями.

Соч.: Изменение действия энзимов в растительной клетке под влиянием внешних воздействий, М., 1952; Возникновение жизни на Земле, 3 изд., М., 1957; Жизнь, ее природа, происхождение и развитие, 2 изд., М., 1968; История возникновения и развития теории происхождения жизни, "Изв. АН СССР Сер. биол.", 1972, № 6.

Лит.: А. И. Опарин, 2 изд., М., 1964 (АН СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Сер. биохимии, в. 6).

Опарино

Опарино, посёлок городского типа, центр Опаринского района Кировской области РСФСР. Ж.-д. станция на линии Киров — Котлас, в 185 км к С.-З. от Кирова. 3 леспромхоза, маслозавод. Народный театр.

"Оп-арт"

"Оп-арт" (англ. ор art, сокращение от optical art — оптическое искусство), неоавангардистское течение в изобразительном искусстве, одна из поздних модификаций абстрактного искусства.Ведёт истоки из т. н. геометрического абстракционизма, представителем которого вначале был и основоположник "О." В. Вашархей (Вазарели; р. 1908), венгр, работающий с 1930 во Франции. Первые опыты Вашархея в области "О." относятся к 40—50-м гг.; распространение "О." как течения происходит в 60-е гг. В основе произведений "О." лежит ритмическая комбинация многократно повторяющихся простейших геометрических фигур, включающих одна другую, постепенно меняющих характер линейных, пространственных и цветовых соотношений между собой и т. о. создающих оптическую иллюзию одновременного динамического удаления и приближения планов, а также перемещения цветовых пятен. Оптические и декоративные эффекты, достигаемые средствами "О.", нашли известное применение в промышленной графике, плакате, декоративно-прикладном и оформительском искусстве (полиграфия, реклама, текстиль, оформление витрин и интерьеров и т.д.).

Лит.: Стойков А., Что же такое оп-арт?, "Искусство", 1968, № 12; Кузьмина М., Оп-арт..., в сборнике: Модернизм, М., 1973, с. 236—38; Parola R., Optical art. Theory and practice, N. Y. — Amst. — L., 1969; Barrett C., Op art, L., 1970.

Опатия

Опатия (Opatija), город в Югославии, в Социалистической Республике Хорватия, на берегу Риекского (Кварнерского) залива Адриатического моря, у подножия горы Учка, в 14 км к С.-З. от Риеки. 10 тыс. жителей (1972). Порт. Климатический приморский курорт. Зима умеренно мягкая (средняя температура января 8 °С), лето очень тёплое (средняя температура июля 22,3 °С). Лечебные средства: климатотерапия, морские, солнечные и воздушные ванны (аэрогелиоталассотерапия), виноградолечение. Лечение больных с заболеваниями органов дыхания нетуберкулёзного характера, функциональными расстройствами нервной системы, рахитом, диатезами. Крупный центр туризма.

Лит.: Борисов А. Д., Важнейшие курорты социалистических стран Европы, М., 1967.

Опахало

Опахало, пластинчатая часть пера птиц, лежащая по обе стороны от его стержня. Состоит из множества отходящих от стержня уплощённых образований — бородок. Каждая из них несёт два ряда мелких пластинок — бородочек, снабженных крючочками, посредством которых соседние бородки плотно сцепляются между собой, образуя эластичную, плохо проницаемую для воздуха поверхность.

Опека

Опека, в СССР одна из правовых форм защиты личных и имущественных интересов граждан. Осуществляется органами государства. Цели О.: 1) воспитание несовершеннолетних в возрасте до 15 лет и защита их личных и имущественных прав и интересов. Устанавливается в случае смерти или болезни родителей, лишения их родительских прав, а также во всех иных случаях, когда дети по каким-либо причинам остались без родительского попечения либо родители уклоняются от обязанностей по воспитанию ребёнка. Опекуны обязаны заботиться о физическом развитии подопечных, их обучении и подготовке к общественно полезной деятельности, а также защищать их права и интересы. Детям, воспитание которых осуществляется детскими учреждениями, опекуны не назначаются (выполнение их обязанностей возлагается на администрацию этих учреждений); 2) защита личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными (душевнобольных и слабоумных). Опекун недееспособного обязан обеспечить ему уход и лечение. О. устанавливается специальным решением исполкома районного (городского), поселкового или сельского Совета депутатов трудящихся по месту жительства лица, нуждающегося в О., или по месту жительства опекуна. Опекунские функции (обследование условий, в которых находится нуждающийся в О., подыскание опекуна или определение детей в детский дом, интернат и т.д.) в отношении несовершеннолетних лиц осуществляются отделами народного образования, в отношении недееспособных — отделами здравоохранения. Непосредственные обязанности по О. осуществляют назначаемые этими органами опекуны, которые являются законными представителями своих подопечных, совершают от их имени и в их интересах необходимые юридические действия. Опекуном может быть только гражданин, достигший 18 лет, добровольно взявший на себя функции по О. Эти функции не могут быть возложены на лиц, лишённых родительских прав или признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными). Опекун может быть освобожден от своих обязанностей по О. в случаях, указанных в законе (например, при возвращении детей на воспитание родителям, при усыновлении детей, при помещении совершеннолетних недееспособных лиц в государственные учреждения и др.), по его личной просьбе при наличии уважительных причин. При ненадлежащем выполнении обязанностей по О. он может быть отстранён, а при использовании О. в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи — привлечён к уголовной ответственности. При достижении подопечным 15 лет О. прекращается, а опекун, без особого решения, становится попечителем. При выздоровлении совершеннолетнего подопечного О. прекращается по решению суда; 3) охрана имущества лиц, признанных в установленном законом порядке безвестно отсутствующими (назначается на основании решения суда), а также имущества, требующего управления (например, жилым домом) до передачи его наследникам (назначается исполкомом местного Совета — в местностях, где нет нотариальных контор). См. также Попечительство.

Опека международная

Опека международная, международная система управления некоторыми из несамоуправляющихся территорий, которая была создана после 2-й мировой войны 1939—45 в соответствии с Уставом ООН. Система О. м. распространялась на территории, включенные в неё на основе соглашений об опеке, в том числе территории, ранее управлявшиеся по мандату Лиги Наций, территории, отторгнутые от государств гитлеровской коалиции в результате 2-й мировой войны, а также территории, добровольно включенные в систему О. м. государствами, ответственными за их управление. Вопрос о том, какие конкретно территории будут включены в систему О. м. и на каких условиях, должен был явиться предметом последующих соглашений. Предусматривалось, что условия опеки для каждой территории будут определяться соглашениями заинтересованных государств (включая страны-мандатарии, если территория находилась под мандатом одного из членов ООН) и утверждаться либо Генеральной Ассамблеей, либо, если территория признавалась стратегически важной, Советом Безопасности.

Власть в подопечных территориях осуществляется от имени и под руководством ООН. Согласно Уставу ООН, все функции ООН по опеке над районами, признанными стратегическими, выполняются Советом Безопасности (ст. 83), а над другими районами — Генеральной Ассамблеей ООН (п. 1, ст. 85). Специальный орган ООН — Совет по опеке действует под руководством Генеральной Ассамблеи и помогает ей выполнять эти функции. Совет Безопасности также может пользоваться помощью Совета по опеке. По инициативе СССР в Устав ООН было включено положение о периодических посещениях территорий под опекой с целью инспекции, т. е. ООН были предоставлены права, которых не имела Лига Наций в отношении мандатных территорий.

В 1946—50 О. м. была установлена над Танганьикой, Британским Камеруном и Британским Того (опекун — Великобритания), Французским Камеруном и Того (Франция), Руанда-Урунди (Бельгия), Новой Гвинеей (Австралия), Западным Самоа; Тихоокеанскими островами — Маршалловыми, Марианскими и Каролинскими (США), о. Науру (Великобритания, Австралия и Новая Зеландия), Сомали (Италия).

Основные положения Устава ООН, касающиеся системы О. м., не были реализованы на практике. В нарушение Устава условия опеки нередко представляли собой односторонние декларации опекающих государств, содержавшие положения, позволявшие этим государствам управлять подопечными территориями как составной частью своих собственных территорий и создавать на этих территориях военные базы. Некоторые колониальные державы (Великобритания, Франция, Бельгия и Австралия) в нарушение Устава ООН объединили находившиеся под их опекой территории со своими колониями в т. н. "административные союзы", тем самым поставив подопечные территории в одинаковое положение с несамоуправляющимися. Правовое положение подопечных территорий мало отличалось от правового положения прежних подмандатных территорий; подавляющее большинство населения подопечных территорий было лишено всяких политических прав; управляющие власти не принимали по существу никаких мер в области социального прогресса.

В результате мощного развития национально-освободительного движения подавляющее большинство подопечных территории добилось независимости. На 1 января 1974 под опекой находились лишь Папуа — Новая Гвинея (опекун — Австралия) и Тихоокеанские острова (США). Не решена проблема Намибии (Юго-Западной Африки) в связи с отказом правительства ЮАР выполнить решение ООН о прекращении действия мандата и предоставлении этой стране независимости.

Советский Союз и др. социалистические страны на протяжении всей истории ООН ведут последовательную борьбу за полную ликвидацию колониализма во всех его формах и проявлениях. С принятием в 1960 Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам система О. м. по существу утратила значение.

Опекун

Опекун, см. в ст. Опека.

Опекушин Александр Михайлович

Опекушин Александр Михайлович [16(28).11.1838, деревня Свечкино, ныне Ярославской области, — 4.3.1923, село Рыбница, ныне Ярославской области], русский скульптор. Сын крепостного. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художников и в скульптурной мастерской Д. И. Иенсена в Петербурге. Действительный член петербургской АХ (1895). Участвовал в создании (по проектам М. О. Микешина) памятник "Тысячелетие России" в Новгороде (открыт в 1862) и Екатерине II в Петербурге (открыт в 1873). Наиболее значительные произведения О. — памятник А. С. Пушкину в Москве (бронза, гранит, открыт в 1880), сочетающий приподнятость образа с его исторической конкретностью и достоверностью. О. создал также памятники А. С. Пушкину в Петербурге (открыт в 1884), К. М. Бэру в Тарту (открыт в 1886), М. Ю. Лермонтову в Пятигорске (открыт в 1889) — все бронза, гранит.

Лит.: Беляев Н., Шмидт И., А. М. Опекушин, М., 1954.

Опёнок

Опёнок, 1) О. настоящий, О. осенний (Armillaria mellea), — шляпочный гриб семейства рядовковых. Шляпка сверху серовато-желтоватая с тёмными чешуйками, снизу пластинчатая, белая, у молодого гриба прикрыта плёнчатым белым покрывалом, которое у взрослого гриба разрывается и остаётся в виде кольца на длинной ровной ножке. Растет группами на пнях (отсюда название), валёжных деревьях, корнях, в основании живых деревьев (как паразит). Гниющая древесина, содержащая мицелий О., светится в темноте. Гриб съедобен. 2) Летний О. (Pholiota mutabilis) — гриб семейства строфариевых, растущий группами на древесине с весны до осени. Отличается гладкой, без чешуек, коричневой шляпкой, ржаво-бурыми пластинками и чешуйчатой, внизу темно-бурой ножкой. Съедобен. 3) Ложный О. (Hypholoma fasciculare) растет группами на пнях, древесине, резко отличается от др. О. жёлто-зелёной окраской пластинок и горьким вкусом мякоти. Ядовит.

Опера

Опера (итал. opera, буквально — сочинение, от лат. opera — труд, изделие, произведение), жанр музыкально-драматического искусства. Литературная основа О. (либретто) воплощается средствами музыкальной драматургии и в первую очередь в формах вокальной музыки.

О. — синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет). Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов О. толкуются различно. Разнообразны вокальные формы классической О. Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада,песня). Различные функции в О. имеет речитатив — музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах О.,преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно — в диалогах. Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в О. соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т.д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия. По-разному в О. трактуется хор. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М.П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина"). В музыкальной драматургии О. большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. О. включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.

История О. тесно связана с развитием культуры и истории человеческого общества. Часто О. выступала в качестве своеобразного идеологического форпоста музыкального искусства, отражая острые проблемы современности — социального неравенства, борьбы за национальную независимость, патриотизма.

Истоки музыкального театра — в народных празднествах, игрищах. Уже в древне-греческих дионисийских играх, греческой трагедии велика роль музыки. Существенное место отводилось ей и в средне-вековых народных культовых ("священных") представлениях. Как самостоятельный жанр О. сформировалась на рубеже 16—17 вв. За несколько веков её существования сложилось множество национальных оперных школ, стилей, типов оперного произв. Во многих европейских национальных культурах в соответствии с гуманистическими идеями эпохи Возрождения вырабатывались принципы нового типа музыкально-драматического спектакля. Эти искания ранее всего увенчались успехом в классической стране Ренессанса — Италии. Группа философов, поэтов, музыкантов, художников (т. н. "Флорентийская камерата", 1580) проповедовала возрождение античной трагедии. Идеалом флорентийцев в музыке была простота, естественность высказывания; музыку в своих спектаклях они подчинили поэзии. В этом духе были написаны первые О. — "Дафна" (1597—98) и "Эвридика" (1600), музыка Я. Пери, текст О. Ринуччини. Следующая веха в истории О. — "Орфей" К. Монтеверди (1607). Художник огромного трагедийного дарования, он создал произведения, отличающиеся глубиной драматического выражения, мастерской лепкой характеров.

Во Франции оперная школа сложилась несколько позже (2-я половина 17 в.). О. её основоположника Ж. Б. Люлли ("Альцеста", 1674; "Армида", 1686) связаны с классицистским театром Ж. Расина и П. Корнеля. Люлли создал классический тип французской "лирической трагедии" (лирическая, т. е. музыкальная) — гармонично построенной монументальной композиции нз 5 актов с прологом, эпилогом-апофеозом и драматической кульминацией в конце 3-го акта; основой вокальной музыки являлся мелодизированный речитатив. Традиции Люлли в "лирической трагедии" продолжал Ж. Ф. Рамо.В 17 в. своеобразный оперный жанр сложился в Испании (сарсуэла); в Англии О. связана с именем композитора Г. Пёрселла ("Дидона и Эней", 1689). Первый немецкий оперный композитор — Г. Шюц ("Дафна", 1626). На рубеже 17—18 вв. в итальянской музыке большое значение приобрела неаполитанская оперная школа во главе с А. Скарлатти, основоположником нового типа О. — оперы-сериа (буквально — серьёзная О.). Героической, мифологической тематике, её возвышенному содержанию соответствовали эмоционально приподнятые арии, в которых певцы могли демонстрировать виртуозное вокальное искусство. Постепенно литературно-драматическое содержание стало лишь фоном для виртуозных арий солистов. С оперой-сериа связано творчество Г. Ф. Генделя. Драматизм, мелодическое и гармоническое богатство музыкального языка выделяют его произведения среди О. этого типа ("Юлий Цезарь в Египте", "Тамерлан", обе 1724; "Роделинда", 1725, и др.).

К середине 18 в. опера-сериа исчерпала свои художеств. возможности, она уже не отвечала эстетическим потребностям времени. На смену пришло новое, более демократическое искусство — комическая О. Наигранному пафосу отжившей классицистской О. противопоставляется комедийная тематика, выспренным статичным ариям — живая музыка. В разных странах сложились национальные разновидности комической О. В Италии — опера-буффа, выросшая из интермедий оперы-сериа и театральных комедий. Этот жанр утвердился в творчестве Дж. Б. Перголези ("Служанка-госпожа", 1733) и окончательно сформировался в операх Дж. Паизиелло ("Мельничиха", 1788) и Д. Чимарозы ("Тайный брак", 1792). В Англии — балладная опера ("Опера нищего", обработка мелодий Дж. Пепуша, 1728). В Испании — тонадилья ("Мнимый слуга" В. Гарсиа, 1804). Во Франции — комическая опера. В этом жанре писали Э. Дуни ("Влюблённый художник", 1757), Ф. А. Филидор ("Садовник и его господин", 1761), А. Э. Гретри ("Ричард Львиное сердце", 1789). В Австрии и Германии — зингшпиль ("Доктор и аптекарь" К. Диттерсдорфа, 1786; "Лотхен при дворе" И. А. Хиллера, 1766).

Выдающееся значение имела деятельность крупнейших реформаторов оперного искусства К. В. Глюка и В. А. Моцарта, отразивших в своём творчестве передовые идеи Просвещения. Глюк создал героическую музыкальную трагедию, в которой достиг органического единства всех музыкально-драматургических средств выразительности ("Орфей и Эвридика", 1762; "Альцеста", 1767, и др.). Моцарт, опираясь на достижения оперы-буффа и зингшпиля, дал высокие реалистические образцы комедии ("Свадьба Фигаро", 1786), драмы ("Дон Жуан", 1787), философские сказки ("Волшебная флейта", 1791).

Первые русские оперные спектакли появились в 70-х гг. 18 в. Это были комедии бытового плана ("Мельник — колдун, обманщик и сват" М. М. Соколовского, 1779; "Санкт-петербургский гостиный двор", в новой редакции под названием "Как поживёшь, так и прослывёшь" М. А. Матинского — В. А. Пашкевича, 1782; "Ямщики на подставе" Е. И. Фомина, 1787). Русская опера с самого начала формировалась как демократический жанр, основываясь на народной и бытовой музыке, в тесной связи с литературой своего времени.

Откликом на Великую французскую революцию явились монументально-драматические произведения агитационного плана ("Республиканская избранница, или Праздник добродетели", первоначальное название — "Праздник Разума", Гретри, 1794) и др. оперы героических жанров, в том числе "опера спасения" ("Лодоиска" Л. Керубини, 1791; "Пещера" Ж.Ф. Лесюэра, 1793). Драматургия её (название отражает специфическую сюжетную ситуацию, завершающуюся торжеством высоких гуманистических идей, победой "добра") строилась на сопоставлении контрастных образов и сцен. Выдающийся образец этого жанра в Германии — опера Л. Бетховена "Фиделио" (1805, 3-я редакция 1814). Комическая О. продолжала развиваться в творчестве Ф. Буальдьё ("Белая дама", 1825), Д. Ф. Обера ("Фра-Дьяволо", 1830). Типические черты итальянской комической О. нашли блестящее выражение в творчестве Дж. Россини ("Севильский цирюльник", 1816).

Начало и середина 19 в. связаны с утверждением романтизма в национальных оперных школах. В Германии основоположником романтической О. был К. М. Вебер ("Вольный стрелок", 1820), в романтическом плане выдержаны ранние оперы Р. Вагнера ("Риенци", 1840; "Летучий голландец", 1841). Во Франции романтический стиль воплотился в творчестве Дж. Мейербера, с именем которого связано развитие жанра т. н. большой оперы ("Роберт-Дьявол", 1830; "Гугеноты", 1835), в Италии — В. Беллини ("Сомнамбула", "Норма", обе 1831), Г. Доницетти ("Лючия ди Ламмермур", 1835), Дж. Верди в ранний период его деятельности ("Навуходоносор", 1841; "Ломбардцы в первом крестовом походе", 1842). Из рус. О. эпохи романтизма выделяется "Аскольдова могила" А. Н. Верстовского (1835).

19 в. — время становления и расцвета русской О. Главой русской классической О. был М. И. Глинка. Его О. — народно-патриотическая "Иван Сусанин" (1836) и сказочно-эпическая "Руслан и Людмила" (1842) — ярчайшие образцы реалистического оперного искусства. Первую в России социально-бытовую драму создал А. С. Даргомыжский ("Русалка", 1855).

Эпоха 60-х гг. вызвала дальнейший подъём русской О., связанный с деятельностью композиторов "Могучей кучки". Один за другим появляются шедевры оперной классики, обновляются старые жанры, создаются новые. Среди них — народной музыкальной драмы М. П. Мусоргского ("Борис Годунов", 1869, 2-я редакция 1872; "Хованщина", завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883), где с небывалой силой зазвучала тема борьбы и страданий народа; эпическая опера А. П. Бородина "Князь Игорь" (завершена Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1888); оперы Римского-Корсакова — сказочная "Снегурочка" (1881), О.-былина "Садко" (1896), О.-легенда "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1904), О.-сатира "Золотой петушок" (1907) и др. Одно из величайших явлений музыкального театра — оперное творчество П. И. Чайковского. Тонкий психологизм, глубокое раскрытие душевного мира человека отличают его О. ("Евгений Онегин", 1878; "Чародейка", 1887; "Пиковая дама", 1890). Он обращался и к историко-патриотическим темам ("Орлеанская дева", 1879; "Мазепа", 1883), и к народно-бытовым ("Черевички", 1885). Оперный репертуар обогатили также А. Г. Рубинштейн ("Демон", 1871), А. Н. Серов ("Вражья сила", 1871), С. И. Танеев ("Орестея", 1894), С. В. Рахманинов ("Алеко", 1892).

Классиком реалистического искусства в Италии был Дж. Верди — создатель разнообразных типов и жанров оперной драматургии ("Риголетто", 1851; "Травиата", 1853; "Анда", 1870; "Отелло", 1886; "Фальстаф", 1892). Для французского музыкального театра 2-й половины 19 в. характерен жанр лирической оперы, пришедший на смену большой опере и во многом ей противоположный: "Фауст" Ш. Гуно (1859), "Лакме" Л. Делиба (1883), "Манон" Ж. Массне (1884). Вершина оперного реализма во французской музыке 19 в. — "Кармен" Ж. Бизе (1874), яркость, эмоциональность образов, своеобразие музыкального языка которой ставят её в ряд лучших произведений мировой классики.

Немецкая опера 2-й половины 19 в. связана с именем Р. Вагнера, оказавшего большое воздействие на музыкальное искусство Европы. Вагнер, как и Глюк, ратовал за единство музыки и драмы. Основа его оперной драматургии — система лейтмотивов. Стремясь к сохранению целостности музыкального развития, он отказался от деления актов на отдельные номера. Особую роль в сложной, психологически утончённой О. отводил Вагнер оркестру. Однако скрупулёзное подчинение этим принципам привело к противоречиям в творчестве художника. Реформаторские оперы Вагнера — "Тристан и Изольда" (1859), тетралогия "Кольцо нибелунга" (1854—74), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1867), "Парсифаль" (1882).

В последнем десятилетии 19 в. в итальянской О. возникло новое направление — веризм. Среди веристских О. выделяются "Сельская честь" П. Масканьи (1890), "Паяцы" Р. Леонкавалло (1892). Веризм проявляется и в творчестве Дж. Пуччини ("Манон Леско", 1892; "Богема", 1895; "Тоска", 1899; "Чио-Чио-сан", 1904).

В результате освободительного движения в Восточной Европе в 19 в. складываются национальные оперные школы. На мировую арену выходят чешские, польские, венгерские О.: "Бранденбуржцы в Чехии" (1863) и "Проданная невеста" (1866) Б. Сметаны, "Галька" С. Монюшки (1847), "Ласло Хуньяди" (1844) и "Банк Бан" (1852) Ф. Эркеля.

Аналогичный процесс становления национальных оперных культур наблюдается у ряда народов дореволюционной России. Представителями этих школ являются: на Украине — С. С. Гулак-Артемовский ("Запорожец за Дунаем", 1863), Н. В. Лысенко ("Наталка Полтавка", 1889), в Грузии — М. А. Баланчивадзе ("Дареджан коварная", 1897), в Азербайджане — У. Гаджибеков ("Лейли и Меджнун", 1908), в Армении — А. Т. Тигранян ("Ануш", 1912) и др.

Музыкальные течения конца 19 — начала 20 вв. представлены и в оперном искусстве: импрессионизм — в операх К. Дебюсси ("Пеллеас и Мелизанда", 1902); экспрессионизм — Р. Штрауса ("Саломея". 1905; "Электра", 1908), А. Шёнберга ("Ожидание", 1909; "Счастливая рука", 1913), А. Берга ("Воццек", 1921), П. Хиндемита ("Кардильяк", 1926, новая редакция 1952). Тенденции неоклассической стилизации нашли отражение в ряде произведений И. Стравинского (О.-оратория "Царь Эдип", 1927). Существен вклад в развитие О. композиторов разных стран и направлений: Д. Мийо ("Бедный матрос", 1927; "Христофор Колумб", 1930), К. Орфа ("Луна", 1938; "Умница", 1942), М. де Фальи ("Жизнь коротка", 1905, пост. 1913), З. Кодая ("Хари Янош", пост. 1926), Л. Яначека ("Её падчерица", 1903), Дж. Энеску ("Эдип", 1932), П. Владигерова ("Царь Калоян", 1936) и др. Значительным явлением в О. 20 в. стала "Порги и Бесс" Дж. Гершвина (1935). Это — первое произведение американского композитора в музыкально-драматическом жанре, написанное ярким музыкальном языком, основанное на нар. музыке, затрагивающее остросоциальные проблемы.

Сложны пути О. в капиталистических странах. В неё проникли различные модернистские тенденции, искажающие и расшатывающие оперный жанр. Однако прогрессивные художники, сочетая достижения современной музыки с принципами реалистической О., продолжают создавать ценные произведения. К таким передовым явлениям относятся О. французского композитора Ф. Пуленка ("Человеческий голос", 1959), итальянского композитора Л. Даллапикколы ("Заключённый", 1948), итальянского композитора, живущего в США, Дж. К. Менотти ("Медиум", 1942; "Консул", 1950). Крупными достижениями современной английской О. являются произведения Б. Бриттена ("Питер Граймс", 1945; "Сон в летнюю ночь", 1960), А. Буша ("Уот Тайлер", 1950).

Особое место в истории развития О. занимает советское оперное искусство, сложившееся после Великой Октябрьской социалистической революции. Советские композиторы, опираясь на классические традиции и метод социалистического реализма, стремятся к правдивому изображению действительности и истории во всём их многообразии. Советский музыкальный театр складывался как многонациональный (в некоторых республиках — Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Белоруссии, Башкирии — национальный музыкальный театр был создан впервые в годы Советской власти). Новым в советской О. было обращение к современным сюжетам. В 30-е гг. в операх И. И. Дзержинского ("Тихий Дон", 1934, пост. 1935), Т. Н. Хренникова ("В бурю", 1939, новая редакция 1952) и др. сформировался тип "песенной" О. (песня — основа музыкальной драматургии). К выдающимся достижениям советской О. принадлежат "Семен Котко" (1939) и "Война и мир" (1943, окончательная редакция 1952) С. С. Прокофьева, "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова", 1932, новая редакция 1962) Д. Д. Шостаковича. Появились яркие образцы национальной классики: "Даиси" 3. П. Палиашвили (1923), "Алмаст" А. А. Спендиарова (1928), "Кёр-Оглы" У. Гаджибекова (1936). В советской О. нашла отражение героическая борьба советского народа во время Великой Отечественной войны 1941—45: "Семья Тараса" Д. Б. Кабалевского (1947, 2-я редакция 1950), "Молодая гвардия" Ю. С. Мейтуса (1947, 2-я редакция 1950), "Повесть о настоящем человеке" Прокофьева (1948, пост. 1960) и др. Значительный вклад в советскую О. внесли композиторы Р. М. Глиэр, К. В. Молчанов, В. И. Мурадели,С. М. Слонимский, А. Н. Холминов, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин,Р. К. Щедрин и др., а также композиторы братских республик — Ф. Амиров,М. Ашрафи, С. А. Баласанян, Е. Г. Брусиловский, В. А. Власов, Д. Г. Гершфельд, Н. Г. Жиганов, А. К. Жубанов, М. О. Заринь, Э. А. Капп, Б. Н. Лятошинский,Г. И. Майборода, А. М. М. Магомаев,А. Малдыбаев, В. Мухатов, Д. Овезов, Ш. М. Мшвелидзе, В. Ю. Клова,Ш. Сайфиддинов, Ю. В. Семеняко, А. Л. Степанян, О. В. Тактакишвили,Е. К. Тикоцкий, В. Г. Фере, Л. А. Хамиди, А. Г. Шапошников и многие др. По пути социалистического реализма развивается оперное искусство европейских стран социализма. Среди композиторов этих стран — П. Дессау (ГДР), Л. Пипков (Болгария), Э. Сухонь (Чехословакия), Ш. Соколаи (Венгрия) и др.

См. также разделы Музыка в статьях об отдельных союзных и автономных республиках и странах.

Лит.: Роллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М., 1931; Ля-Лоранси Л. де, французская комическая опера XVIII века, пер. с франц., М., 1937; Асафьев Б. В., Опера, в сборнике: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М. — Л., 1947; Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы. На материале классического наследия, Л., 1952; Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1952; его же, Очерки по драматургии оперы XX века, М., 1971; Советская опера. Сб. критических статей, М., 1953; Гозенпуд А. А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; его же, Русский советский оперный театр. (1917—1941). Очерки истории, Л., 1963; его же, Русский оперный театр XIX века, [т. 2] — 1857—1872, Л., 1971; Хохловкина А., Западноевропейская опера. Конец XVIII – первая половина XIX века. Очерки, М., 1962; Ванслов В., Опера и её сценическое воплощение, М., 1963; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1–2, М., 1966—73 (т. 1, в. 1 совместно с В. В. Протопоповым); Loewenberg A., Annals of opera 1597—1940, v. 1—2, 2 ed., Gen., 1955; Ewen D., Encyclopedia of the opera, N. Y., 1955; Brockway W., Weinstock Н., The world of opera..., L., 1963.

М. Р. Волкова.