Од

Од (Aude), департамент на Ю. Франции, у побережья Лионского залива Средиземного моря. Площадь 6,3 тыс. км2. Население 276 тыс. чел. (1973). Административный центр — г. Каркассонн. Основная часть территории — низменность Нижнего Лангедока, по которой проходит Южный канал, в южной части департамента — предгорья Пиренеев — горы Корбьер (до высоты 1231 м). В сельском хозяйстве занят 31% экономически активного населения, в промышленности 14% (1968). 2/3 доходов от сельского хозяйства даёт виноградарство; производство овощей, фруктов, зерновых. В горах — животноводство (крупный рогатый скот, овцы). Промышленность: пищевая (особенно виноделие), швейная, кожевенная; производство тары. Приморские климатические курорты (Нарбонн и др.).

Одавара

Одавара, город в Японии, на Ю.-В. о. Хонсю, в префектуре Канагава. 157 тыс. жителей (1970). Ж.-д узел. Центр химической промышленности (взрывчатые вещества, целлулоидные изделия и др.). Металлургия, машино-строительные промышленность, в том числе автосборка; производство кино-, фотоаппаратуры; домостроительные комбинат, предприятия лёгкой промышленности. Крупные оранжереи.

Ода (город в Гане)

Ода (Oda), город на Ю. Ганы, в Восточной области 40,7 тыс. жителей (1970). Ж-д. станция. Деревообрабатывающая промышленность.

Ода (жанр поэзии и музыки)

Ода (от греч. ōdē — песня), жанр лирической поэзии и музыки. В античности слово "О." сначала не имело терминелогического значения, затем стало обозначатьпреимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (16—17 вв.) термин "О." вошёл в употребление для обозначения патетически высокой лирики, ориентирующейся на античные образцы, прежде всего на Пиндара, отчасти на Горация (П. Ронсар во Франции, Г. Кьябрера в Италии, А. Коули и Дж. Драйден в Англии, Г. Р. Векерлин в Германии). В эпоху классицизма (17—18 вв.) О. была канонизована как ведущий жанр высокой лирики (Ф. Малерб, Вольтер, Ж. Б. Руссо, Э. Лебрен — Франция). Метрика и строфика её упростились, композиционные приёмы регламентировались ("тихий" или "стремительный" приступ, наличие отступлений, дозволенный "лирический беспорядок"), выделились О. духовные, торжественные ("пиндарические"), нравоучительные ("горацианские"), любовные ("анакреонтические"). В русскую поэзию О. входит впервые у В. К. Тредиаковского (1734). Здесь борются две тенденции, одна — более близкая традиции барокко (требование "восторга") М. В. Ломоносов, В. П. Петров), другая — рационалистическая — близкая просветительству (требование "естественности" — А. П. Сумароков, М. М. Херасков). В эпоху предромантизма (конец 18 в.) жанровые признаки О. "расшатываются" (поэзия Г. Р. Державина), учащаются попытки имитации античных форм (Ф. Клопшток, Ф. Гёльдерлин — Германия). В эпоху романтизма слово "О." уже применяется по отношению к стихотворению без канонических жанровых примет ("оды" П. Б. Шелли, Дж. Китса, А. Ламартина, В. Гюго, А. Мандзони и др.); в России оно тесно связано с традицией гражданской поэзии ("Вольность" А. Н. Радищева, "Гражданское мужество" К. Ф. Рылеева). В 19—20 вв. жанровая система в лирике размывается и понятие О. выходит из употребления, появляясь в поэзии лишь эпизодически ("Ода революции" В. В. Маяковского).

С 17 в. в западно-европейских странах термин "О." стал обозначать и вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное для придворных праздников, в честь какого-либо события или знатного лица. В Англии такие произведения были близки кантате (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др.), в Германии наряду с кантатоподобными О. (И. С. Бах. "Траурная ода"; Л. Бетховен, финал 9-й симфонии) создавались и О. в виде песен с сопровождением. В последующее время возникали О. для самых различных составов, в том числе и чисто инструментальные; среди их авторов — Л. Керубини, Ф. Давид, Ф. Лист, Ж. Бизе, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев ("Ода на окончание войны" для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, духовых и ударных инструментов, 1945).

М. Л. Гаспаров (О. в поэзии).

Ода Нобунага

Ода Нобунага (1534 — 1582) японский полководец, первый из объединителей (О. Хидэёси Тоётоми Иэясу Токугава) страны. Был главой небольшого княжества в провинции Овари (центр. часть о. Хонсю). В 1558 начал борьбу с соседними феодальными князьями. В 1568 вступил в г. Киото, являвшийся резиденцией сёгунов и официальной столицей Японии. В 1573 низложил последнего сёгуна из дома Асикага. К 1582 объединил под своей властью не менее трети страны. Боролся с буддийским духовенством, выступавшим против централизации государства и действовавшим в союзе с враждебными князьями. С 1570 вёл кровопролитную борьбу во многих провинциях с сектой икко, под знаменем которой выступали широкие народные массы (т. н. икко-икки — восстания секты икко). С целью укрепления феодальных порядков О. начал кадровую перепись земель, уничтожил внутренние заставы, учредил единую денежную единицу, вёл строительство дорог. Был убит одним из своих ближайших сподвижников Мицухидэ Акэти.

Лит.: Жуков Е М История Японии М., 1939 гл. 3 § 1. Очерки новой истории Японии, М., 1958, с. 11—25; Personality in Japanese history, Berk, 1970.

Одарённость

Одарённость, высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различают общую и специальную О., или общие и специальные моменты в О. Так, общая умственная О. проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определённые умственные качества. Специальная О. связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается (О. математическая, техническая, музыкальная, изобразительная, поэтическая и др.). Основными признаками высокой О. являются: раннее проявление способностей, быстрый темп усвоения знаний, формирование умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности. См. также ст. Способности и литературу при ней.

Одежда

Одежда, искусственные покровы человеческого тела. О. в широком смысле слова включает также головные уборы, обувь, перчатки и т.д. Украшения лишь дополняют О.

Наряду с жилищем О. возникла как одно из основных средств защиты от разнообразных внешних воздействий, Некоторые буржуазные учёные признают эту утилитарную причину происхождения О., но многие занимают идеалистические позиции и выдвигают как основные причины чувство стыда, эстетического побуждения (О. якобы возникла из украшений), религиозные и магические представления и т.д.

О. — одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для О., кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, тапа у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки. Научившись в эпоху неолита искусству прядения и ткачества, человек использовал первоначально волокна дикорастущих растений. Происшедший в неолите переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка).

Шитой О. предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая О.; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная О. (передник, юбка, штаны).

Простейшая древняя обувь — сандалии или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).

Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).

О. обычно бывает приспособлена к условиям географической среды. В разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая О. народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т.д.) — набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях О. закрывает всё тело. Северный тип О. подразделяется на умеренно северный и О. Крайнего Севера (последняя — сплошь меховая). Для народов Сибири характерны два вида меховой О.: в приполярной зоне — глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе — распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс О. из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин — длинная рубаха, у мужчин — рубаха и высокие ноговицы. Формы О. тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип О., удобной для верховой езды, — широкие штаны и халат у мужчин и женщин.

В процессе развития общества усиливалось влияние на О. различия общественного и семейного положения. Дифференцировалась О. мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и др. О. По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной О. Уже на ранних этапах истории О. отражала этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшеми общенациональные (что не исключало локальных вариантов).

В О., как правило, проявляется социально-экономическое неравенство различных классов. Так, например, в О. феодалов, крестьян, духовенства существовали резкие различия в материале, украшениях, а часто и в покрое.

Удовлетворяя утилитарные запросы общества, О. в то же время выражает и его эстетические идеалы. Художественная специфика О. как вида декоративно-прикладного искусства и художественного конструирования обусловливается главным образом тем, что объектом творчества является сам человек. Образуя с ним зрительное целое, О. не может быть представлена вне своей функции. Свойство О. как предмета сугубо личного определило в её создании (моделировании) учёт пропорциональных особенностей фигуры, возраста человека, а также частных деталей его внешности (например, цвета волос, глаз). В процессе художественного решения О. эти черты могут подчёркиваться или, наоборот, смягчаться. Эта непосредственная связь О. с человеком породила активное участие, даже соавторство потребителя в утверждении и развитии её форм. Являясь одним из средств воплощения идеала человека той или иной эпохи, О. выполняется в соответствии с её ведущим художественным стилем и его частным проявлением — модой. Сочетание компонентов О. и предметов, её дополняющих, выполненных в едином стиле и художественно согласованных между собой, создаёт ансамбль, называемый костюмом. Основным средством образного решения в О. является архитектоника. При создании композиции О. используются принципы симметрии или асимметрии, нюанса или контраста, варьируются ритмы. Учитывается соразмерность О. и её частей человеку (масштабность). В число художественных средств О. входят также фактура, цвет, рисунок материала, его отделки (лент, кружев, меха, фурнитуры — пуговиц, пряжек). Специфическое средство художественной выразительности О. — её способность видоизменяться в связи с движением человека, что вызывает динамические связи всех элементов композиции О.

Г. С. Маслова, М. Н. Мерцалова, И. А. Андреева.

История стилей одежды. К числу древнейших О., испытавших влияние эстетических норм, относятся О. Древнего Египта. В эпоху Среднего царства (около 2050 — около 1700 до н. э.) в мужской О. (схенти — набедренная повязка из прямого куска ткани) и женской (калазирис — прямая рубашка на лямках) применялись драпировки. В эпоху Нового царства (около 1580 — около 1070 до н. э.) с достижением совершенства в изготовлении тончайших тканей (льняных и хлопчато-бумажных) распространилась плиссированная О. (калазирис, превращенный в юбку на помочах) с присущей ей графической чёткостью прямых линий. О. из тонких тканей различных цветов, нередко украшенная вышивкой, была привилегией господствующего класса. Рабы носили О. из грубого холста или кожи.

В Древней Греции основными видами мужской и женской О. были хитон и гиматий (в виде прямоугольного куска ткани; О. только свободного грека), придававшие облику человека оттенок величавой простоты. Они изготовлялись из эластичных шерстяных или льняных тканей (главным образом белых), выявлявших гибкость тела. Обладая живописной, меняющейся светотеневой игрой, древне-греческая О. не утрачивала чёткости композиционной схемы, основные узлы которой акцентировались застёжкой, поясом и т.д. О. рабов обычно состояла из экзомиса — куска прямой грубой ткани, скрепленного на талии и левом плече тесьмой. Обувью служили сандалии с ремнями, высоко обвивавшими голень, башмаки из цветной кожи, украшенной вышивкой. Форма О. у древних римлян, как и у древних греков, создавалась драпировками (крой ещё был мало развит), отличавшимися, однако, большей громоздкостью. Основной верхней мужской О. свободных граждан была тога (кусок ткани в форме полукруга или овала). Роль нижней мужской и женской О. выполняла туника. В женском костюме поверх неё надевались стола (широкая длинная О. типа хитона) и палла (подобная гиматию).

В Византии с утверждением религиозного аскетизма и утратой интереса в пластических искусствах к объёмному началу силуэт О. аристократии, сохранявшей элементы римского костюма, стал жёстким, столпообразным, нивелирующим формы тела, а ткани (шёлковые, парчовые) плотными, тяжёлыми, с крупным плоскостным рисунком.

У многочисленных племён, заселивших территории Европы после падения Римской империи (5 в.), существовал принципиально иной подход к О., которая должна была не окутывать тело, а воспроизводить его формы, давая человеку возможность легко двигаться. Так, у народов, пришедших с С. и В., основными частями О. были груботканные штаны и рубашка. На их основе сложился такой тип О., как трико, занимавший на протяжении нескольких столетий главное место в европейском костюме. О разнообразии форм европейской О. романского периода судить трудно ввиду недостатка сохранившихся образцов. Полное представление имеется лишь о костюме Франции, отличавшемся сдержанностью и простотой форм. Костюм феодала, формировавшийся под влиянием рыцарских доспехов, включал короткие штаны-брэ, рубашку-шенс, поверх которой носили удлинённую узкую О. (блио) с большими боковыми разрезами. Шенс и блио делали из тканей разных цветов. Верхней О. служил плащ. В женском костюме заметно проявилось римско-византийское влияние.

В 14—15 вв. в Западной Европе развитие навыков черчения привело к созданию всех видов покроев, существующих и ныне. Совершенствованию кроя способствовало также постижение пластических свойств тканей и зависимости формы О. от расположения нитей на той или иной её части. Эти достижения сыграли значительную роль в возникновении конструктивно-чёткой, графически-изысканной по силуэту О. феодалов и горожан. Мужской костюм этого времени состоял из рубашки, узкой безрукавной куртки-жипон, к которой привязывали тесёмками узкие, длинные, обтягивающие ноги штаны-чулки (шоссы). Плотно облегала фигуру, подчёркивая талию, и верхняя О. — котарди (типа удлинённой куртки с низкорасположенным поясом), жакет (в виде короткой куртки; в 15 в. — с расширенными вверху рукавами). Женское платье к середине 15 в. обрело предельно высокую линию талии, остроугольный (утончающий фигуру) глубокий вырез, отделанный широким воротником, узкие длинные рукава и асимметрично задрапированную (только с левой стороны) юбку, которая, расширяясь книзу, сзади переходила в длинный шлейф. Женский и мужской костюмы к середине 15 в. всецело подчинились канонам готического стиля (см. Готика). Удлинённые пропорции силуэта О., высокий, конусообразный головной убор (у женщин он достигал 70 см высоты), остроносая обувь делали фигуру зрительно гибкой и динамичной. Крестьянский костюм также находился под влиянием готического стиля, но грубые ткани, из которых его изготовляли, сделали его мешковатым и придали ему иные пропорции. Эти различия между О. горожан и крестьян в дальнейшем усилились.

В Италии эпохи Возрождения, к концу 15 в., силуэт костюма претерпел резкие изменения. Общей особенностью мужской и женской О. сделались спокойные, крупные формы, пропорции которых сообщили фигуре устойчивость и монументальность. Для женской О. стали характерны естественно располагающаяся линия талии, пышные рукава, широкая, спадающая свободными складками юбка; весомость женскому облику придавали и сами ткани (например, атлас, бархат в аристократической О.) — плотные и тяжёлые, отличавшиеся сочностью красных, зелёных и синих тонов.

С 16 в. образцом начал служить испанский костюм на жёстких прокладках и металлических частях. Элементы мужского костюма: хубон (лиф с пришитой к его низу расклёшенной полосой ткани — баской и высоким стоячим воротом, замененным в концу 16 в. широким гофрированным воротником), ропилью (удлинённая куртка с откидными фальшивыми рукавами), кальсес (короткие штаны) — делали на двойной подкладке, набитой ватой или конским волосом. О. на такой подкладке ограничивала движения, подчёркивая тем самым чопорную манеру держаться испанских грандов. Основной верхней О. были плащи различных форм и размеров. Головным убором служил плоский, низкий берет, замененный в середине 16 в. высокой шляпой. Женское платье, туго натянутое на металлический корсет и плотную нижнюю юбку с металлическими обручами, производило впечатление футляра строго геометризированной формы.

В 17 в., в период расцвета абсолютизма, ведущая роль в области костюма перешла к Франции, создавшей пышную, изобилующую украшениями аристократическую О., всецело подчинённую этикету королевского двора. В 1-й половине 17 в. дворянский мужской костюм, утративший каркас, состоял из пурпуэна (аналогичного по покрою испанскому хубону, но с отложным воротником), шоссов (прямых штанов, закрывавших колени), шёлковых чулок и сапог или туфель на каблуках. Мягкость свободных, но выявляющих силуэт фигуры контуров, яркость гармонично сочетающихся цветов тканей придавали костюму живописность — черту, предвосхитившую стиль барокко в О. К середине 17 в. пурпуэн заменила курточка-брасьер с короткими рукавами, из-под которых спускались рукава рубашки, перехваченные лентами; поверх коротких шоссов (типа шаровар) надевали широкие, как юбка, штаны-рэнгравы, отделанные по низу бахромой. Обилие ткани, лент, кружев скрывало очертания фигуры, превращая костюм в непрерывную игру цветовых пятен, света и тени, характерную для зрелого барокко. В 1660-е гг. была создана новая О. на основе военной — длинный полуприлегающий жюстокор с рукавами до локтя, в чёткости конструкции которого заметно веяние классицизма. Все последующие изменения аристократического мужского костюма 17 в. — варианты жюстокора и шоссов. Буржуазия в О. стремилась подражать дворянству. Французский женский дворянский костюм по мере своего развития изменялся не так часто, как мужской. Парадность женской О. в 1-й половине 17 в. (до 40-х гг.) усиливалась введением пышных рукавов и юбки, большого белого воротника, отделанного кружевом. К концу 17 в. мода на тонкую, стянутую металлическим корсетом талию привела к контрасту между геометризированно жёстким, суживающимся книзу лифом и мягкими, широкими рукавами и юбкой, в чём своеобразно проявился классицистический принцип ясности конструкции. Женский костюм буржуазии 17 в. обладал такими особенностями, придававшими ему практичность и подчёркнутую аккуратность, как отсутствие каркаса, белизна фартука и чепца.

При определённой однотипности европейского городского костюма 17 в. отдельные страны выработали в значительной мере самостоятельные решения. В Испании возник придворный женский костюм, громадные формы каркаса которого, а также контрасты в сочетании цветов, асимметрия в расположении рисунка ткани и отделки делали его броским, эффектно декоративным. В буржуазных кругах Англии под влиянием пуританизма сформировался костюм практичных, небольших форм, отличающийся изысканностью классицистически строгих линий.

Образование единых форм европейского городского костюма протекало особенно интенсивно в 18 в. Образцом для всей Европы оставался французский костюм, в свою очередь испытавший некоторое влияние английского. О. Определившийся во 2-й половине 17 в. тип дворянской мужской О. сохранялся в 18 в. Изменялись только силуэт и отдельные детали. Так, в 1-й половине 18 в. жюстокор (его называли аби) делали более плотно прилегающим до талии, а в боковые швы спинки (вниз от талии) вставляли складки, расширяя тем самым силуэт в боках настолько, что мужской костюм получал сходство с женским платьем, Такое композиционное решение сложилось под влиянием рококо. Со временем возникло стремление к изысканной строгости силуэта, связанное с новым этапом в искусстве классицизма (отказ от пышных фалд аби, плавное сужение его передних пол книзу). В 1770-х гг. появилась ещё более узкая О. — фрак, родиной которого была Англия. Во 2-й половине 18 в. увеличилось количество видов верхней О., возникли прообразы пальто 19—20 вв. — редингот (типа длинного сюртука) и каррик (двубортная О. с 2 или 3 широкими воротниками, покрывавшими плечи), происхождение которых также связано с Англией. В 1-й половине 18 в. мужскую модную О. делали из шёлка, бархата, а для зимы — из сукна. Цвета их были яркими и насыщенными. Во 2-й половине 18 в. носили О. главным образом из шерстяных тканей, вначале светлых, нежных, а позже тёмных, тусклых тонов. В женской аристократической О. 18 в. по-прежнему использовался каркас (в форме т. н. панье — корзины, покрытой волосяным или полотняным чехлом), но теперь на его основе создавался динамичный костюм, изысканно-чувственный характер которого отвечал эстетическим принципам рококо. Платье 1720—1740-х гг., с крупными формами, оттенёнными низким декольте, почти не подчеркивало фигуры; внимание сосредоточивалось на лице, шее и руках, казавшихся хрупкими среди кружевных оборок. Талия, слегка намеченная спереди, на спинке исчезала в широких складках свободно падающей ткани, переходящих в шлейф. Подвижная, полная трепетных светотеней, эта масса ткани контрастировала с гладкой, свободно лежащей на панье юбкой, получавшей при ходьбе динамические волнообразные складки. В 1750—60-х гг., с развитием стиля рококо, костюм уменьшился в ширине и длине и обрёл обилие драпировок, складок, рюшей. Материалом служили лёгкие ткани (тафта, тонкий атлас), нежных полутонов (жёлтого, голубого, зелёного), с мелким рисунком (букеты, гирлянды, цветы и др.). Светлые цвета этой О. гармонировали с белыми чулками и изящной светлой обувью на высоких изогнутых каблуках. Существенные изменения произошли в женском костюме в 1780-е гг. в связи с английским влиянием. Из употребления вышло панье, и в костюме стали доминировать спокойные линии.

Период Великой французской революции был отмечен появлением костюма якобинцев, сыгравшего главную роль в становлении европейского мужского костюма 19 в. Он состоял из длинных панталон, короткой куртки карманьолы, рубашки, нередко со свободно повязанным галстуком-шарфом, и красного фригийского колпака. В последующие годы классицистическое направление привело сначала к заимствованию видов античной О., а затем к созданию на их основе оригинальных форм. Так, получили распространение женские платья ясных пропорций и плавных линий, с высокой талией и длинной юбкой, суженной спереди и свободной, образующей шлейф сзади. Эти платья, выполнявшиеся главным образом из тонкого белого хлопчато-бумажного муслина, носили с цветными шерстяными шалями, игравшими роль античных гиматиев и палл.

Процесс образования единого европейского городского костюма завершился в 19 в. Развитие массового производства дешёвой О. привело к тому, что модные костюмы стали достоянием широких слоев города, а со 2-й половины 19 в. и деревни. Характерной особенностью моды было и то, что основное её влияние распространялось на костюм женщин (в феодальную эпоху мужской костюм занимал доминирующее положение и изменялся чаще, чем женский). Гегемоном в области женской моды оставалась Франция. Англия сохраняла первенство по созданию мод мужского костюма. Утверждение значения мужчины-дельца в жизни буржуазного общества определило становление мужского костюма 19 в. Костюм делового человека 1-й половины 19 в. из шерстяных тканей сдержанных тонов включал редингот, жилет и длинные панталоны. Каждодневной О. служил также фрак. Его носили со светлыми панталонами и жилетом. Неотъемлемыми элементами костюмов были шляпа-цилиндр и перчатки. Для костюма 1-го десятилетия 19 в. характерны классицистическая простота и строгость линий; в 1820—30-е гг. повседневная О. под влиянием романтизма обрела черты средне-векового костюма: пышные вверху рукава, тонкая талия. Демократизация мужской О., начавшаяся в эпоху Великой французской революции, была особенно заметна во 2-й половине 19 в. Почти полностью вышли из употребления элементы костюма, связанные с эстетическими традициями феодального прошлого, — рубашка с рюшами и кружевами, жилет из парчовой ткани и т.п. С 1850-х гг. обязательной частью гардероба светского человека и буржуа стала "визитка" (разновидность редингота). Её носили с брюками из чёрной ткани в серую полоску. Фрак превратился в самую парадную О. — знак привилегии богатых людей. Как повседневная О. в быт вошёл прямой, нивелирующий фигуру пиджак. Пиджак, жилет и брюки образовали классическую триаду костюма, изготовляющуюся начиная с 1860-х гг. преимущественно из одной ткани тёмных тонов. Головными уборами были фетровая шляпа или "котелок" с небольшими полями (вытеснившие цилиндр), а летом — соломенная шляпа (канотье). В женском гардеробе в начале 19 в. с утверждением ампира появились лёгкие прозрачные платья на плотных чехлах, а затем из тяжёлых, плотных тканей, придававших силуэту линейную чёткость. К 1830-м гг. романтизм поспособствовал формированию женственно-хрупкого силуэта О. Он создавался очень тонкой (стянутой корсетом) талией, занявшей естественное место и контрастировавшей с сильно расширенными рукавами и юбкой. Модными стали туфли без каблуков, с квадратным носком, зрительно сокращавшим размер ступни. Художественный кризис прикладных искусств во 2-й половине 19 в. в О. проявился в стремлении к украшательству и увлечению псевдостилями (особенно псевдорококо; снова вошёл в употребление каркас, т. н. кринолин). Вместе с тем освобождение от строгих стилевых норм дало возможность более широкого поиска новых форм, связанных с выдвинутыми буржуазной эпохой требованиями удобства и практичности. Основным законодателем мод стал художник-модельер Ш. Борт, организовавший в Париже первый в истории дом моделей. В 1870-е гг. отказ от каркаса привёл к созданию костюма, в котором гладкий длинный лиф сочетался с почти прямой юбкой с драпированным тюником (декоративной короткой юбкой). Движение ткани тюника (на спинке) начиналось в одной точке, подчёркнутой бантом и небольшим турнюром (подкладкой в виде подушки), и переходило в шлейф. Такое ритмическое решение, придававшее костюму динамическую остроту, было художественным достижением времени. В конце 1870-х гг. уменьшившийся объём костюма позволил делать прямые полуприлегающие пальто. Возник "короткий костюм" (т. е. костюм без шлейфа) для улицы и путешествий. Существенной причиной распространения практичной, скромной и простой О. было появление женщин-служащих. В их костюме сказалось тяготение к тёмным тонам, подражание мужской О. (крахмальные воротники, манжеты, галстуки). Некоторое единство художественного замысла, существовавшее в костюме 1870-х гг., исчезло в 1880-е гг. Сложные линии, крупные, аляповатые отделки, нагромождение форм, отсутствие конструктивности свидетельствовали о низком художественном качестве О. этого времени. В 1890-е гг. в О. нашёл отклик стиль "модерн" с его претенциозной замысловатостью форм. Расширенная книзу юбка получила форму "клёш", корсет придал фигуре S-образную линию изгиба.

В 20 в. технический прогресс и связанные с ним изменения условий жизни (в частности, рост её темпов), а также развитие швейной промышленности открыли новый этап в истории костюма. В течение первого десятилетия мужской костюм изменился с распространением езды на мотоцикле и автомобиле: появились короткие брюки, куртки, цветные рубашки, кепи. На небольшие приёмы вместо фрака стали надевать смокинг (однобортный пиджак с шёлковыми лацканами). Со второго десятилетия 20 в. большинство мужчин начало носить готовый стандартный костюм единообразного покроя. Для периода 1-й мировой войны 1914—18 были характерны закрытые пиджаки типа френча, краги, заменявшие голенища сапог, брюки-галифе. Заметные нововведения относятся к 50-м гг., когда возникла более удобная в движении О. Её стали делать более лёгкой и мягкой по форме. Появились цельнокроеный рукав (главным образом в пальто), узкие внизу брюки. Всё шире использовались формы спортивного костюма. На рубеже 60—70-х гг. набор видов мужской О. (часто из практичных синтетических материалов) весьма разнообразен (удобные по формам пиджаки, куртки, пуловеры, спортивные лёгкие куртки и эластичные брюки, изысканные по силуэту официальные костюмы, яркие летние рубашки и т.д.). В женском костюме вычурность форм, асимметрия в линиях и декоре исчезли в 1-й половине 1910-х гг. В платьях появилась плавность линий, создаваемая свободными драпировками эластичных тканей. В военные годы в употребление вошла практичная будничная О. — ансамбль из блузы и юбки, укороченное платье без корсета. В 20-е гг. с распространением принципов функционализма создавалась удобная и простая по силуэту О., не требовавшая специальной пригонки по фигуре. Платья изготовлялись в форме короткой рубашки (нередко с низко расположенным поясом), в которой отделка (часто в виде вышивки) выделяла главные конструктивные линии. Важнейшей частью такого костюма стали чулки. В костюме 30—40-х гг., вновь обретшем изящный силуэт (кроёная по косой нитке ткань облегала фигуру), диссонансом выступали черты военного мундира (подчёркнуто увеличенная ширина и высота плеча и др.). Туфли имели утолщённую подошву (т. н. платформу). Угловатые линии военизированного силуэта к началу 50-х гг. сменились плавными, создаваемыми новым покроем лифа с цельнокроеным рукавом, узкой талией и юбкой, округляющей бедра; туфли получили изящную остроносую форму и тонкий каблук. С начала 60-х гг. в женской О. происходит изменение стиля. Вводится принцип конструктивной композиции, где линии кроя являются доминантами общего решения модели и швы включаются в композиционный строй в качестве декоративных элементов. Длина юбок во 2-й половине 60-х — начале 70-х гг. резко колеблется — от укорочения до середины бёдер (мини) и до удлинения до середины голени (миди) или щиколоток (макси). Широко используются заменяющие юбку брюки. Виды О., так же как и их силуэты, к 70-м гг. очень различны. Именно в этом различии модельеры видят возможность индивидуализации костюма, по-разному сочетающего отдельные стандартные элементы. В середине 60-х гг. изменения произошли и в обуви: появились модели спортивного стиля с широким каблуком средней высоты. Наиболее модной зимней обувью стали т. н. русские сапожки. В начале 70-х гг. в моду вновь вошла обувь на подошве-платформе.

К 60-м гг. в мужской и женской О. выделяется категория молодёжного костюма. Сходство принципов моделирования О. юношей и девушек привело к созданию почти одинаковых изделий (по ткани, форме деталей).

Место законодателя мод по-прежнему занимает Франция, где сложились основные современные центры моделирования О., носящие имена своих создателей — художников-предпринимателей (Г. Шанель, К. Диора, П. Кардена, А. Куррежа). Однако со 2-й половины 20 в. с ними успешно конкурируют фирмы Великобритании (М. Куант), Италии (сестёр Фонтана, Валентине), а также крупнейшие фирмы США, Японии и др.

Русская одежда. Самые ранние сведения о древне-русской О. восходят к эпохе Киевской Руси. С принятием христианства (конец 10 в.) в быт князей вошёл византийский костюм как официальная торжественная О., отличавшаяся при этом некоторым своеобразием покроя и меньшей пышностью в орнаментации. Крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Декоративный акцент в эту простую по покрою О. вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней О. служили шуба и островерхая меховая шапка. Княжеская женская О. была близка византийской, но не производила впечатления жёсткого футляра благодаря применению более мягких тканей. У горожанок и крестьянок главной частью костюма была рубашка. Возможно, существовала и набедренная О. типа понёвы. Роль женского головного убора выполнял убрус. Ткани использовались главным образом холщовые и шерстяные, нередко с набивным рисунком (см. Набойка).

С 16 в. простота и малая расчленённость форм О. бояр, придававшие фигуре торжественную величавость, стали сочетаться с особой эффектностью декоративного оформления. Последняя проявилась в сочности и богатстве цветов тканей, в обилии крупной рельефлой вышивки с жемчугом, в яркости пуговиц (деревянных, обтянутых тканью и расшитых шёлком; золотых, украшенных финифтью и камнями). Мужской костюм 16—17 вв. состоял из рубашки (у бояр к ней добавлялся пристежной вышитый воротник), все конструктивные линии (швы) которой выделялись нашитой узкой полоской красной ткани и прямых и длинных штанов. Верхней О. были армяк, кафтан, охабень, тегиляй, ферязь. Головным убором служил колпак. Знатные бояре носили высокие, цилиндрической формы шапки из меха чёрных лисиц (т. н. горлатные шапки). Боярыни и княжны поверх рубашки из тонкого белого холста надевали вторую, цветную, нередко из шёл ковой ткани. Распространение получили и сарафаны. Верхними О. были расширенные книзу, с откидными чрезвычайно длинными рукавами телогрея, накладная шубка со стоячим воротником, летник — самая торжественная О. (в продольные разрезы рукавов вставлялись обильно вышитые куски ткани — "вошвы"). Головные уборы отличались разнообразием (кичка с сорокой, кокошник). Самой распространённой обувью горожан были цветные сапоги на каблуках, с острыми, загнутыми вверх носками, нередко украшенные вышивкой.

Процесс проникновения с конца 17 в. в Россию иностранной О. был ускорен в начале 18 в. реформой Петра I, заменившей русское платье модным общеевропейским костюмом. Европейское платье прочно вошло в быт аристократии. У крестьянства и большей части городского населения оставалась традиционная русская О. Процесс европеизации костюма городских слоев населения особенно заметен в 19 в. С 1-й половины 19 в. в купеческой и мещанской среде мужчины носили свободный долгополый сюртук со слегка намеченнойталией, с конца 19 в. — и пиджаки; женщины сочетали европейский наряд с деталями традиционного костюма. Для женщин-служащих был характерен костюм европейского стиля, но отличавшийся большей простотой и строгостью отделки.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции в Советском государстве впервые была поставлена задача создания массовой, общенародной О. высокого художественного качества. В 20-е гг. виды гражданской О., известные в предреволюционные годы, получили иной смысл. Кожанка, например, известная прежде как О. шофёров, стала своеобразной униформой военных комиссаров в армии, руководителей рабочих организаций. Широко распространились гимнастёрки, френчи, галифе, платья из солдатского сукна, шлемы-"будённовки". Популярной сделалась красная косынка — своего рода символ женщины-активистки. В 1919 в Москве была создана мастерская современного костюма при отделе Изо Наркомпроса, возглавляемая художником-модельером Н. П. Ламановой. Мастерская стала творческой экспериментальной лабораторией новых форм О. В 1923 было открыто "Ателье мод" — своеобразный теоретический центр искусства моделирования бытового костюма. В работе этих центров активно участвовали художники В. И. Мухина, А. А. Экстер, Е. И. Прибыльская, Н. С. Макарова. В решении отдельных проблем искусства костюма участвовала и группа художников-конструктивистов, представителей т. н. производственного искусства — В. Ф. Степанова, Л. С. Попова, А. А и В. А. Веснины, А. М. Родченко, В. Е. Татлин и др. Разные по своим творческим почеркам и подходам к решению проблем советской О., эти мастера были едины в утверждении основных её принципов: демократичности, простоты и рациональности. Однако низкий технический уровень швейной промышленности тогда не дал возможности воплотить в массовом масштабе замыслы первых советских модельеров. В 30-е гг. состояние экономической базы страны позволило обратиться к проблеме культуры промышленного производства О. и её массовому выпуску. Через расширенную сеть государственное ателье распространилась относительно стандартизованная О. общеевропейского типа. В 1934 в Москве был организован Дом моделей О., который в 1949 преобразован в Общесоюзный, возглавляющий (1974) около 40 домов моделей страны. Они создают образцы для швейного и трикотажного производства, для фабрик головных уборов и меховой О. Внимание обращается на моделирование национальной О. в республиках, где носят традиционные виды О. Советские модельеры, преодолев тенденцию этнографизма 40-х — начала 50-х гг., продолжают развивать передовые принципы моделирования 20-х гг., опираясь на базу хорошо оснащенного швейного производства. Меняющаяся в русле общеевропейской моды, советская О. лишена экстравагантности и крикливой эффектности, её отличает строгая рациональность. При этом она не выглядит однообразной: используются различные по цвету и фактуре ткани, многочисленные формы и приёмы покроев. В числе получивших международную известность мастеров советского моделирования 50—70-х гг. — Т. А. Файдель, В. М. Зайцев, Л. Г. Телегина, И. В. Крутикова.

М. Н. Мерцалова (история стилей О. до конца 19 в.), И. А. Андреева (стили О. 20 в.).

Народная одежда, создаваемая трудовым народом (см. Народное творчество) и бытующая в его среде, занимает особое место в истории костюма. Уходящая корнями в глубокую древность, она продолжала существовать и в последующие исторические периоды, отражая специфику национальную культуры. В странах Европы народная О. была распространена вплоть до конца 19 — начала 20 вв., а во многих странах Азии, Африки и Южной Америки сохраняется в быту и поныне.

В западно-европейских странах, при всём многообразии форм народной О., в ней можно выделить некоторые элементы, общие для большинства народов Европы. Такими элементами мужского костюма (в скандинавских странах, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Австрии и др.) были узкие короткие штаны, белая или цветная рубаха с длинными широкими рукавами (иногда с манжетами), различные по покрою и материалу жилеты, короткие тёмные суконные куртки (реже — длинные кафтаны). Эти различные части костюма "дробили" фигуру, облегчая и подчёркивая её формы. Головные уборы — суконные шляпы с небольшими полями или береты (у скандинавских народов — вязаные шапочки, на Ю. Европы — широкополые соломенные шляпы). Несколько отличалась мужская О. некоторых народов восточных и юго-восточных областей Западной Европы (болгар, словаков, хорватов, румын, венгров и др.), которые носили и узкие длинные штаны из белого или тёмного сукна (украшенные аппликацией или вышивкой), и очень широкие длинные штаны из домотканого полотна. Для этих областей характерна была и плащеобразная О. У некоторых горных народов Европы своеобразной частью мужского костюма была короткая (до колен) и широкая юбка — клетчатая у шотландцев, жёлтая или коричневая у ирландцев, белая у албанцев и греков. Необходимой принадлежностью мужского костюма повсеместно был широкий, богато орнаментированный пояс (у большинства народов — кожаный, в Скандинавии — вязаный шерстяной, на Ю. Европы — широкий шёлковый кушак). Основными частями женского костюма в большинстве стран Европы были белая рубаха различного покроя с короткими или длинными рукавами, короткий лиф-корсаж с бретелями, плечиками (иногда и с рукавами) и шнуровкой (реже — застёжкой) спереди или сзади, широкие юбки, длинные или короткие, у талии собранные в сборки (в некоторых странах надевалось одновременно несколько таких юбок), и фартук — наиболее яркий и нарядный в праздничной О. Художественная особенность этого костюма, сложившегося под влиянием городского каркасной О. (16 — середина 19 вв.), заключалась в изяществе и чёткости силуэта. Головными уборами служили преимущественно разнообразные чепцы, платки, соломенные шляпы. Девушки чаще носили головные уборы в виде обруча или повязанной вокруг головы ленты. Повсеместно употреблялись различного вида наплечные платки — от тяжёлых больших шалей на С. Европы до лёгких шёлковых платков или косынок на Ю. У народов Юго-Восточной Европы, отчасти и у з

Одеколон

Одеколон (от франц. eau de Cologne, буквально кельнская вода), спирто-водный раствор разнообразных душистых веществ. Ароматизирующее, гигиеническое и освежающее средство (см. Духи). Впервые был составлен около 1725 на основе цитрусовых масел (апельсиновое, мандариновое, лимонное и бергамотовое). Производство О. сводится к приготовлению т. н. композиции (смеси эфирных масел и душистыхвеществ), добавлению к ней настоев душистого сырья, спирта и воды, выстаиванию и последующей фильтрации. О. фасуются в стеклянные флаконы и плотно укупориваются. В отличие от духов, О. содержит меньше душистых веществ.

Одельстинг

Одельстинг (odelsting), название части парламента Норвегии — стортинга, Избранный населением парламент из числа своих депутатов избирает 1/3, которая образует лагтинг, остальные депутаты образуют О.

Одемиш

Одемиш (Ödemiş), город на Ю.-З. Турции, в вилайете Измир. 35 тыс. жителей (1970). Ж.-д. станция. Пищевая промышленность. Торговый центр (инжир, хлопок, табак), В районе О. — добыча ртути и мышьяка.

Оденвальд

Оденвальд (Odenwald), горный массив на Ю.-З. ФРГ. Расположен к С. от Шварцвальда на правобережье Рейна, между рр. Майн и Неккар. Высота до 626 м. Сложен преимущественно гнейсами (на З.) и пёстрыми песчаниками (на В.). Вершины плоские склоны крутые. Осадков 800—1000 мм в год. Около 1/3 О. занимают буковые дубовые и хвойные леса. Скотоводство, земледелие (овёс, ячмень, пшеница) в речных долинах садоводство. На территории О. расположен природный парк Бергштрасе-Оденвальд.

Оденсе

Оденсе (Odense), город и порт в Дании, в низовьях р. Оденет, на о. Фюн. Административный центр амта Оденсе. 137,3 тыс. жителей (1971). Главный центр судостроения страны. Др. отрасли машиностроения; сборка автомобилей и велосипедов, производство элеваторов, электрооборудования. Пищевая, текстильная и швейная промышленность. Университет.

О. разросся вокруг средневекового ядра с готическим кирпичным собором Санкт-Кнудскирке (13—15 вв.) и церковью Вор Фруэ-кирке (12 в.). При реконструкции центра (1930—50-е гг.) сохранён старый квартал вокруг Дома-музея Х. К. Андерсена, родившегося в О. Старый канал (1803) соединяет О. с портом на С.- В. и новым промышленным районом. Художественный музей (датская живопись), Историко-культурный музей, Музей на открытом воздухе "Фюнская деревня".

Лит.: Trap J. P., Danmark, bd 5, part 1 (Odense amt), Kbh., 1956.

Одеон

Одеон (греч. ōdéion, от ōd — песня), постройка, предназначенная в основном для выступлений певцов. Первый О. был построен при Перикле у Акрополя в Афинах (440-е гг. до н. э., архитектор Иктин). О. представлял собой обычно круглую в плане постройку, нередко включенную в квадратное крытое здание. В Риме был распространен тип открытого О.

Лит.: Broneer О., The Odeum, [Cambr. (Mass.)], 1932.

Одер

Одер (Oder), немецкое название р. Одра в Западной Европе.

Одержимость

Одержимость (мед.), группа особых психических состояний, характеризующихся чувством подчинённости субъекта враждебной и неодолимой (обычно иррациональной) силе (колдовству и т.п.); может быть симптомом психозов (вид бреда) либо формой психической реакции человека (группы людей) на определённые влияния социальной среды (важные факторы — высокая внушаемость и низкий культурный уровень). В последнем понимании различают несколько основных форм О. Бесоодержимость была широко распространена, например, в средневековье, особенно среди женщин, испытавших "греховные соблазны" и добровольно, а чаще под пытками инквизиции сознававшихся в преступных связях с сатаной. При околдованности (т. е. "порче") через заклинание, символические действия, добавление в пищу или питье "приворотного зелья" у "жертв" (при условии их высокой внушаемости) возникают такие формы О., как иссушающая любовь, изнуряющая болезнь и т.п. В конце 19 в. в некоторых местностях Сибири, Якутии и Колымы у целых групп населения наблюдалась своеобразная форма О., проявлявшейся в насильственной (т. е. противоречащей воле и желанию самого одержимого) потребности прыгать, ругаться, передразнивать окружающих. Эта форма О., получившая название мереченья (эмиречения), имеет общие черты с шаманством. В 20 в. аналогичные состояния описаны у островитян Зондского архипелага, южноамериканских индейцев и др. В зарубежной литературе эти состояния обозначают терминами "латах" (latah), "иму"; наблюдаются преимущественно у женщин и выражаются чаще всего в циничных телодвижениях и выкриках.

Амок — немотивированный приступ слепого агрессивного возбуждения, сходный с эпилептическим, согласно современным исследованиям, имеет основу (чувство зависимости от враждебных социальных сил, обида, стыд, "потеря лица" — с точки зрения местных понятий), близкую и др. формам О.

Лит.: Токарский А. А., Мерячение и болезнь судорожных подергиваний, 2 изд., М. 1893; Каннабих Ю., История психиатрии, М., 1929, гл. 5; Мицкевич С. И., Мэнэрик и эмиряченье. Формы истерии в Колымском крае, Л., 1929; Preiffer W., versenkungs und Trancezustände bei indonesischen Volksstämmen, "Nervenarzt" Jg. 37, 1966, № 1; Westermeyer J., A comparison of amolt and other homicide in Laos, "American Journal of Psychiatry", 1972, v. 129, № 6.

А. М. Халецкий.

Одер-Хафель

Одер — Хафель канал (Oder-Havel-Kanal), Хафель-Одер канал, водный путь в ГДР, от Ораниенбурга на р. Хафель до Хоэнзатена на р. Одер. Длина 82,8 км, средняя глубина 2 м; разница в высотах между плато Барним и Одерской низменностью (36 м) преодолевается с помощью двух судоподъемников. Доступен для судов до 1000 т.

Одер-Шпре

Одер — Шпре канал (Oder-Spree-Kanal), водный путь в ГДР, от юго-восточные окраины Берлина на Шпре до Вернсдорфа на Одере. Длина 83,7 км, средняя глубина 1,85 м; разница в высотах (15 м) преодолевается с помощью 5 шлюзов. Доступен для судов до 750 т. На канале — города Фюрстенвальде и Эйзенхюттгенштадт.

Одесса (город в США)

Одесса (Odessa), город на Ю. США, в штате Техас. 78 тыс. жителей (1970). Торговый центр с.-х. района (скотоводство, хлопчатник) и важного района по добыче нефти. Нефтепереработка, сажевые заводы, производство синтетического каучука.

Одесса (центр Одесской обл.)

Одесса, город, центр Одесской области УССР. Один из крупных промышленных, культурных, научных и курортных центров Советского Союза. Порт на северо-западном берегу Чёрного моря, вблизи Хаджибейского и Куяльницкого лиманов. Узел шоссейных и железных (линии на Львов, Измаил, Брянск и др.) дорог. Население 981 тыс. чел. в 1974 (420,9 тыс. в 1926; 599 тыс. в 1939; 664 тыс. в 1959; 892 тыс. в 1970). Город делится на 6 районов.

О. основана на месте татарского поселения Качибей, первое упоминание о котором относится к 1415. В 15 в. поселение было разрушено турками, затем возникло под названием Хаджибей. По Ясскому мирному договору 1791 Хаджибей вошёл в состав России. В августе 1794 в Хаджибее по проекту инженеров Ф. Деволлана под руководством А. В. Суворова и Дерибаса (см. Рибас И.) начала создаваться морская гавань. В 1795 Хаджибей переименован в Одессу. В 1797—1802 О. входила в Новороссийскую губернию, с 1803 — в Херсонскую. С 1805 О. — административный центр Новороссийского края (генерал-губернаторство, во главе которого стояли А. Э. Ришелье, М. С. Воронцов). С 1825 уездный город Херсонской губернии. Быстрому росту О. с 19 в. способствовало расширение внешней торговли, объявление города порто-франко (1819—59), строительство в 60—70-х гг. ж. д. Одесса — Балта, Одесса — Киев (в конце19 в. порт О. по товарообороту занимал 2-е место после Петербурга). В 19 в. О. становится значительным культурным центром (основан Ришельевский лицей, 1817, преобразованный в 1865 в Новороссийский университет, Одесское общество истории и древностей, 1839, и т.д.)

О. играла значительную роль в национально-освободительном движении греческих и болгарских народов ("Филики этерия", "Одесское болгарское настоятельство"). Во время Крымской войны 1853—56 русские войска и жители города отразили попытки англо-французов высадить десант и захватить город. С развитием капитализма в России в городе растет промышленность, главным образом пищевая, металлообрабатывающая и лёгкая (в 1900 было 486 предприятий с 16 тыс. рабочих). О. занимает важное место в революционном движении. В 1870-х гг. О. — центр народовольческого движения на Южной Украине. В 1875 был создан "Южно-российский союз рабочих"; в 1900 — комитет РСДРП. В 1901 оформились "Южная революционная группа социал-демократов", объединившаяся затем с комитетом РСДРП. Значительную помощь организации РСДРП оказывали В. И. Ленин, газета "Искра" и её агенты. Рабочие О. приняли участие во Всеобщей стачке на Юге России 1903. В 1905—07 О. являлась одним из центров революционной борьбы (в июне и октябре 1905 происходили стачки, вооружённые столкновения с полицией и войсками; в ночь на 15 июня на одесский рейд прибыл восставший броненосец "Потёмкин", в ноябре возник Совет рабочих депутатов). После Февральской революции 1917 в О. создаются Советы рабочих депутатов (март), Румчерод (май), отряды Красной Гвардии. В июне 1917 организационно оформился комитет РСДРП (б). Советская власть установлена 17(30) января 1918. С марта по ноябрь 1918 О. была оккупирована австро-германскими войсками, с ноября 1918 по апрель 1919 — англо-французскими. В августе 1919 захвачена деникинскими войсками; окончательно освобождена от белогвардейцев 7 февраля 1920. В подполье действовали обком КП (б) Украины во главе с И. Смирновым (Николаем Ласточкиным) и "Иностранная коллегия", проводившая революционную работу среди войск интервентов.

За годы предвоенных пятилеток в городе сооружено свыше 30 новых и реконструированы старые промышленные предприятия; в 1940 продукция промышленности О. превысила уровень 1913 в 8 раз. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 город прославился героической обороной (см. Одесская оборона 1941). С 16 октября 1941 по 9 апреля 1944 О. была оккупирована немецко-румыно-фашистскими войсками, нанёсшими городу огромный ущерб. В период оккупации в городе действовали подпольный обком партии, пригородный райком КП (б) Украины, 5 партизанских отрядов, 45 подпольных патриотических групп. Базой для действий партизан служили известные в истории города катакомбы, образовавшиеся на месте добычи известняка для строительства. Город освобожден 10 апреля 1944 в результате Одесской операции 1944. 22 декабря 1942 была учреждена медаль "За оборону Одессы". 8 мая 1965 городу-герою О. вручены орден Ленина и медаль "Золотая Звезда". В послевоенную пятилетку (1946—1950) О. была полностью восстановлена; в последующие десятилетия в городе получили дальнейшее развитие экономика, наука и культура. В О. в разное время жили и работали выдающиеся учёные И. И. Мечников, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, Н. И. Пирогов, В. П. Филатов; писатели А. С. Пушкин, А. Мицкевич, Н. В. Гоголь, А. И. Куприн, классик румынской и молдавской литературы М. Эминеску, декабристы П. И. Пестель, братья С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы и др.

Н. Н. Пустовойтенко.

О. — крупный промышленный центр. В послевоенные годы особое внимание было уделено реконструкции старых и строительству новых заводов, как, например, "Автогенмаш", "Одескабель", радиально-сверлильных станков им. В. И. Ленина, прецизионных станков и др. В результате социалистического строительства О. стала важным машино-строительным центром Советского Союза. Кроме названных, выделяются также заводы: станкостроительный, с. х. машиностроения (см. Одесский завод сельскохозяйственного машиностроения), тракторных деталей, тяжёлого краностроения (см. Одесский завод тяжёлого краностроения), киноаппаратуры, судоремонтный и др.; основная продукция машиностроения — радиально-сверлильные, фрезерные, алмазно-расточные, прецизионные станки, кузнечно-прессовые машины и др. Химическая промышленность (заводы: нефтеперерабатывающих, химико-фармацевтических препаратов и биогенных стимуляторов, суперфосфатный, по производству пластмасс и др.), развивается производство синтетических материалов. Видное место по промышленной продукции занимает многоотраслевая пищевая (сахарорафинадная, мукомольная, мясо-молочная, консервная, кондитерская, винодельческая и др.) промышленность. Лёгкая промышленность представлена джутовой, меховой, суконной фабриками, обувными, кожаными и швейными предприятиями. Имеются предприятия деревообрабатывающей и промышленности стройматериалов.

О. — крупный морской порт (см. Одесский морской порт). Воздушные линии соединяют О. со всеми крупными городами СССР.

О. — база китобойных антарктических флотилий.

О. — один из наиболее живописно расположенных и благоустроенных городов СССР, с правильно распланированными кварталами, прямыми озеленёнными улицами, многочисленными бульварами и парками, стадионами, водными станциями.

В основе регулярного плана О. (инженер Ф. Деволлан), принятого в 1794, переработанного в 1803 и окончательно утвержденного в 1814, — 3 осевые магистрали, выходящие к Приморскому бульвару. С начала 19 в. город застраивался в стиле классицизма. Центральный городской ансамбль — полукруглая площадь с 2 образующими её зданиями (1826—29, архитектор А. И. Мельников) и памятник А. Э. Ришелье (бронза, 1823—28, И. П. Мартос); к морю от площади спускается монументальная Потемкинская лестница (длина 142 м; 1834—1841, архитектор Ф. К. Боффо). Др. архитектурные памятники 1-й половины 19 в.: "Пушкинский дом" (1821); дворец Воронцова (ныне Дворец пионеров; 1826—27) и Старая биржа (ныне горисполком; 1828—34, перестройка 1871—73), замыкающие с двух сторон Приморский бульвар (оба — архитектор Боффо); дворец Потоцкого (ныне Художественный музей; начало 19 в.), госпиталь (1806—1821, архитектор Ж. Тома де Томон), дворец Нарышкиной (ныне — Дворец культуры моряков имени М. Горького; 1829—30, архитектор Боффо). В духе эклектики выстроены оперный театр (1884—87, архитектор Ф. Фельнер и Г. Гельмер) и Новая биржа (ныне филармония; 1894—99, архитектор А. И. Бернардацци). В советское время сооружены: Санаторий им. Ф. Э. Дзержинского (1930—32, архитектор А. И. Дубинин), НИИ курортологии (1937, архитектор Ф. А. Троупянский), НИИ глазных болезней и тканевой терапии им. В. П. Филатова (1939, архитектор М. А. Кац и Л. Л. Кордовский), ж.-д. вокзал (1952, архитектор Л. М. Чуприн, инженер В. В. Березницкий), здание обкома КП Украины (1953, архитектор Г. В. Топуз и др.), аэровокзал (1961—65, архитектор Н. А. Шаповаленко и др.), морской вокзал (1965—1966, архитектор В. К. Головин и др.), главный корпус политехнического института (1965—67, архитектор Б. И. Подзырко и др.), высотная гостиница "Чёрное море" (1972, архитектор И. Н. Иванов и др.). Реализуется новый генеральный план (1966, архитектор Б. И. Тандарин и др.), возникают новые жилые массивы (на проспекте Шевченко, Новоаркадийский и юго-западные посёлки им. Таирова и Котовского). Памятники: Неизвестному матросу (1960, М. И. Нарузецкий, архитектор П. Б. Томилин и Г. В. Топуз), "Потёмкинцам — потомки" (1965, В. А. Богданов, архитектор М. М. Волков и Ю. С. Лапин), В. И. Ленину (1967, М. Г. Манизер и О. М. Манизер, архитектор И. Е. Рожин и др. — все памятники бронза, гранит).

О. — крупный научный и культурный центр. В городе — 14 вузов (в т. ч. университет им. И. И. Мечникова, политехнический институт, институт инженеров морского флота, электротехнический институт связи, консерватория), 25 средних специаных учебных заведений (техникумы: газовой и нефтяной промышленности, автомеханический, станкостроительный и др.). Имеются (1974): Театр оперы и балета (см. Одесский театр оперы и балета), Украинский музыкально-драматический театр им. Октябрьской революции, Русский драматический театр им. А. В. Иванова, Театр музыкальной комедии, Театр юного зрителя, кукольный театр, цирк, филармония, киностудия; музеи — археологический, историко-краеведческий, художественный, западного и восточного искусства, морского флота СССР.

В О. — 4 научно-исследовательских медицинских института: глазных болезней и тканевой терапии им. В. П. Филатова, вирусологии и эпидемиологии им. И. И. Мечникова, курортологии, стоматологии. Медициские кадры готовят медицинские институты им. Н. И. Пирогова (лечебный, педиатрический и стоматологический факультеты) и 3 медицинских училища.

В О. и вблизи неё, а также к З. от Днестра вдоль побережья Чёрного моря — группа бальнео-грязевых, бальнео-климатических и климатических приморских курортов союзного значения. Зима умеренно мягкая (средняя температура января —3 °С), лето очень тёплое (средняя температура июля 22 °С); осадков 351 мм в год. Лечебные средства: лечебные иловые грязи, рапа лиманов, морские и искусственные минеральные ванны на морском воде (углекислые, сероводородные, родоновые, кислородные, азотные), морские купания, солнечные и воздушные ванны (талассогелиотерапия), виноградолечение. Основные курорты О.: бальнео-грязевые и климатические — Аркадия (санатории для больных с заболеваниями сердечно-сосудистой и периферической нервной систем, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания нетуберкулёзного характера; взрослые и детские противотуберкулёзные санатории), Куяльницкий (санатории, грязеводолечебница), Лермонтовский (санаторий — база клиник Одесского института курортологии — для больных с заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем, опорно-двигательного аппарата, бальнеогрязелечебница, дом отдыха, пансионаты), Холодная Балка (санаторий для детей с последствиями полиомиелита и ревматизмом в неактивной форме); бальнео-климатические — Большой Фонтан (специализированный санаторий с водолечебницей для больных с заболеваниями органов пищеварения, неврологический санаторий, противотуберкулёзные взрослые и детские санатории), Затока (санаторий для детей с костно-суставным туберкулёзом, пансионаты), Лузановка (санатории, пионерские лагеря), Приморское, Черноморка (на обоих курортах — противотуберкулёзные санатории для детей и взрослых); грязевые и климатические — Лебедевка, Сергеевка, Хаджибейский курорт (лечение больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата).

Лит.: Одесса 1794—1894, Од., 1895; Одесса. Очерк истории города-героя, Од., 1957; Загоруйко В., По страницам истории Одессы и Одесщины, в. 1—2, Од., 1957—60; В борьбе за Октябрь, Сб. документов и материалов, Од., 1957; Евстигнеев B. H., 70 героических дней, М., 1964; Котков И., Ушаков А., Архитектура Одессы, Од., 1967; Коляда И. М., Одесса. Путеводитель, Од., 1969.

Д. И. Богуненко, С. К. Килессо.

Одесская астрономическая обсерватория

Одесская астрономическая обсерватория, научно-исследовательское учреждение Одесского государственного университета им. И. И. Мечникова. О. а. о. основана в 1871. С 1881 по 1910 на О. а. о. А. К. Кононович выполнил ряд фотометрических работ, а также провёл исследования Солнца (фотографическое определение положений пятен и наблюдения протуберанцев). В 1912—34 А. Я. Орловым были организованы наблюдения с помощью меридианного круга для определения положения и исследования небесных светил, исследования приливов в ряде пунктов побережья Черного моря, а также определения ускорения силы тяжести. На О. а. о. ведутся работы по измерению точных положений звёзд, систематическому фотографированию неба и изучению переменных звёзд и метеорных явлений, электроспектрофотометрическому наблюдению звёзд. Основные инструменты: 5 рефлекторов с диаметрами зеркал 50 (дм), 47, 45 и 42 см, катадиоптрический телескоп системы Аргунова с диаметром зеркала 43 см, 5 рефракторов с диаметрами объектива 20 (три), 17 и 13 см, камера Шмидта, 2 метеорных патруля, семикамерный астрограф, меридианный круг. Имеет две загородные наблюдательные станции в сёлах Маяки и Крыжановка.

В. П. Цесевич.