Кнапп Георг Фридрих

Кнапп (Knapp) Георг Фридрих (7.3.1842, Гисен,—20.2.1926, Дармштадт), немецкий экономист и статистик, представитель новой (молодой) исторической школы в буржуазной политической экономии, глава страсбургской школы историков. В 1874— 1918 профессор политэкономии и статистики в Страсбургском университете. Помимо статистики, занимался также вопросами истории аграрном отношений и теории денежного обращения. Создал свою теорию денег, в которой буржуазному государству приписывал возможность через денежное обращение управлять хозяйством страны (см. Деньги).

Наиболее значительное историко-экономическое сочинение К. — "Освобождение крестьян и происхождение сельскохозяйственных рабочих в старых провинциях прусской монархии" (1887; рус. пер. 1900). В нём собран огромный фактический материал об эволюции аграрных отношений в Восточной Германии (главным образом с 16 в.) и о прусских аграрных реформах 1-й половины 19 в. и сделана одна из первых попыток объяснить причины перехода в Восточной Германии 16—17 вв. к барщинному хозяйству.

Соч.: Ausgewähite Werke, Bd 1—3, Münch., 1925—27; в рус. пер. — Очерки государственной теории денег. Деньги. Денежная система. Од., 1913.

Кнаус Людвиг

Кнаус (Knaus) Людвиг (5.10.1829, Висбаден, Гессен,—7.12.1910, Берлин), немецкий живописец. Учился в АХ в Дюссельдорфе (1845—48), в 1852—60 работал в Париже, в 1874—83 профессор АХ в Берлине. Представитель дюссельдорфской школы. К. писал главным образом жанровые картины, тонко передавая местные бытовые особенности, типы и характеры крестьян разных областей Германии ("Детский праздник", 1869, Национальная галерея, Берлин; "Совещание крестьян", 1873, Кунстхалле, Гамбург). Вместе с тем произведения К. лишены социальных обобщений и нередко идеализируют патриарх, быт.

Лит.: Булгаков Ф. И., Людвиг Кнаус и его произведения, СПБ. 1897; Pietsch L., Ludwig Knaus, 2. Aufl., Bielefeld—Lpz., 1901.

Кнебель Мария Осиповна

Кнебель Мария Осиповна [р. 6(18).5.1898, Москва], советский режиссёр, педагог, народная артистка РСФСР (1958). Училась с 1918 в студии М. А. Чехова, затем в школе при 2-й студии МХАТа. С 1924 в труппе МХАТа. Играла в основном острохарактерные роли (Шарлотта — "Вишнёвый сад" Чехова, Карпухина — "Дядюшкин сон" по Достоевскому и др.). Режиссёрскую деятельность К. начала в 1935 в Московском театре им. Ермоловой. Осуществила постановки: "Дальняя дорога" Арбузова (1936), "Последние" Горького (1937), совместно с Н. П. Хмелевым — "Дети солнца" Горького (1937) и "Как вам это понравится" Шекспира (1940), во МХАТе — "Кремлёвские куранты" Погодина (1942, совместно с Вл. И. Немировичем-Данченко и Л. М. Леонидовым), "Иван Грозный" ("Трудные годы") А. Н. Толстого (1946, совместно с А. Д. Поповым) и др. С 1950 режиссёр, а в 1955—60 главный режиссёр Центрального детского театра (спектакли: "Страница жизни" Розова, 1952, и др.). К. особенно близка драматургия Чехова. Она ставила спектакли: "Иванов" (1955, Московский театр им. Пушкина) и "Вишнёвый сад" (1965, Центральный театр Советской Армии; "Эбби тиэтр", Дублин). В 1969 поставила "Таланты и поклонники" Островского (Московский театр им. Маяковского). С 1932 К. ведёт педагогическую работу, с 1948 преподаёт на режиссёрском факультете ГИТИСа (с 1960 профессор). Награждена 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Слово в творчестве актера, М., 1954; О действенном анализе пьесы и роли, М., 1961: Вся жизнь. [Воспоминания актрисы]. М., 1967.

К. Л. Рудницкий.

Кневенагеля реакция

Кневенагеля реакция, конденсация альдегидов или кетонов с соединениями, содержащими активную метиленовую группу, в присутствии оснований с образованием производных этилена. Например, при конденсации бензойного альдегида (1) с диэтиловым эфиром малоновой кислоты (II) в присутствии пиперидина получается производное коричной кислоты (III):

.

К. р. широко применяется в лабораторном органическом синтезе, а также в химико-фармацевтической и парфюмерной промышленности. Реакция открыта немецким химиком Э. Кневенагелем (Е. Knoevenagel) в 1896.

Лит.: Серрей А., Справочник по органическим реакциям, пер. с англ., М., 1962.

Кнезы

Кнезы (кънезь — вождь), общеславянский термин. В период зарождения классового общества — старейшины рода. В раннефеодальный период на Руси термин стал употребляться в значении князь, на территории Западной Украины, Молдавии, Хорватии и др. К. — старшины, привилегированная категория феодально-зависимого крестьянства. В Сербии в период турецкого ига К. — представители общинного самоуправления, после освобождения страны (до 1882) — глава государства.

Кнессет

Кнессет, название парламента государства Израиль. Состоит из 120 депутатов, избираемых на 4 года. См. также ст. Израиль, раздел Государственный строй.

Кнехт

Кнехт (голл. knecht), парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для закрепления накладываемого восьмерками швартового (швартовый К.) или буксирного (буксирный К.) троса. Обычно К. пустотелые, стальные или чугунные. На парусных судах К. снабжали шкивами для натяжения и крепления некоторых снастей бегучего такелажа.

Книга

Книга, важнейшая исторически сложившаяся и продолжающая развиваться форма закрепления семантической информации (главным образом связного и достаточно пространного текста), предназначенная для ее повторяющихся воспроизведения и передачи во времени и пространстве. Текст К. фиксируется на листовом материале посредством знаков (букв или др. графических образов), воспринимаемых зрением (исключение — книги для слепых, рассчитанные на восприятие осязанием). Современная К. представляет собой кодекс — блок скрепленных страниц с текстом и иллюстрациями и внешних защитных элементов (переплёт, обложка). С точки зрения книжной статистики К. — произведение печати в форме кодекса с определённым минимальным количеством страниц (в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО — свыше 3 печатных листов, т. е. не менее 48 страниц).

К. — важнейшее средство массовой, научной и технической информации, играющее колоссальную роль в качестве орудия политической и идеологической борьбы, распространения и пропаганды знаний, образования и воспитания. Как произведение общественно-политической, художественной, научной литературы К. партийна и имеет ярко выраженный классовый характер. К. — продукт общественного сознания, а следовательно, и орудие классовой борьбы. Во все времена К. служила мощным средством пропаганды и распространения политических взглядов. По словам В. И. Ленина, "книга — огромная сила" ("Ленин и книга", 1964, с. 362). К К. полностью относится положение В. И. Ленина о двух культурах в каждой национальной культуре. К. играет революционную или реакционную роль в зависимости от того, идеологию каких социальных сил она отображает и пропагандирует и кому принадлежат орудия и средства производства К. (издательства, типографии, бумага и т.п.). В капиталистическом обществе К., пропагандирующая реакционные идеи, используется господствующими классами как средство политического и национального угнетения широких трудящихся масс. В условиях социалистического общества К. служит интересам народа и тесно связана с его жизнью, она основывается на принципах партийности, народности, научности, действенного гуманизма, пролетарского интернационализма.

К. является продуктом книжного дела — совокупности отраслей культуры и производства, связанных с созданием и изготовлением К., её распространением, хранением, описанием и изучением. Отбор для полиграфического воспроизведения и распространения произведений науки, литературы, искусства, их партийная и профессиональная оценка, подготовка для печати и выпуск — функции издательского дела. Множественное воспроизведение К. осуществляется полиграфической промышленностью (см. также Книгопечатание, Полиграфия). Распространение и пропаганда К. являются функцией книжной торговли. Сбор, специальная обработка и хранение К., их пропаганда и руководство чтением осуществляются в рамках библиотечного дела (см. Библиотека, Библиотековедение). Целенаправленное информирование читателей о К. и др. произведениях печати и их активная пропаганда — задача библиографии. К. и книжное дело изучает в исторических и современных аспектах комплексная научная дисциплина — книговедение.

Рукописная книга. Историческое становление К. теснейшим образом связано с процессом создания и формирования письма, структурные особенности которого (система знаков, порядок их расположения, особенности начертания), а также специфика писчего материала и инструмента для письма в значительной степени обуславливали конструктивные особенности самой К. В древности определились два основных типа конструктивной организации К.: лента-свиток (Египет, Греция, Рим, государства Древнего Востока) и совокупность пластин или листов, соединяемых в стопу или в блок (К. на пальмовых листьях в Индии и на Цейлоне, римские полиптихи и т.д.). В 4—3-м тысячелетии до н. э. в Древнем Египте возникает К. в форме свитка с использованием в качестве писчего материала папируса, а со 2 в. до н. э. — пергамена. Средняя длина свитка не превышала 10 м, хотя известны свитки длиной свыше 40 м — так называемый папирус Гарриса (Британский музей). Уже в Древнем Египте искусство К. представляло собой результат весьма сложной и разнообразной профессиональной деятельности писцов и художников, украшавших рукописи на свитках орнаментами и различными изображениями. Характерной особенностью было стремление к функциональной и стилевой связи иероглифического текста с условно-символическими изображениями. Прототипом современной формы К. — кодекса является полиптих — несколько скрепленных между собой дощечек, натёртых воском, которые древние римляне применяли для письма. Древнейший из сохранившихся пергаменных кодексов — "Кодекс Синаитикус" — относится к 4 в. По сравнению со свитком кодекс вмещал большой объем информации и был конструктивно прочнее. Перелистывание гибких страниц, скрепленных в корешке, оказалось более удобным для письма и чтения, чем развертывание и одновременное свертывание свитка. В кодексе появляется титульный лист (от лат. titulus — надпись, заглавие), а также счёт страниц и тетрадей. С появлением кодекса возникает и переплёт, который первоначально делали из нескольких склеенных листов папируса или пергамена, а затем из деревянных досок. Мастера рукописной К. настойчиво стремились к гармоничному расположению на странице текстовой полосы, иллюстраций, орнамента. С 13 в. основным писчим материалом в Европе становится бумага. Центром производства К. в средние века сделались мастерские-скриптории, в которых применялось первичное разделение труда. Текст писал писец-скриптор, оставленные им места для заголовков и буквиц заполнял рубрикатор, украшения и миниатюры выполняли иллюминаторы и миниатюристы. Переплеты и драгоценные оклады для К. изготовлялись переплетчиками и золотых дел мастерами. К. раннего средневековья обильно украшена изоморфическим орнаментом с изображениями рыб и птиц; в Англии и Ирландии в 7—9 вв. преобладал орнамент в виде плетёных ремней и жгутов. Характерные памятники искусства К. этой эпохи — Евангелие из Дарроу (около 670), Евангелие из Келса (около 800). В эпоху Каролингов возникают центры изготовления К. в Париже, Реймсе, Фульде, Type, появляется своеобразная форма латинского письма — каролингский минускул. После распада Каролингской империи ведущим центром изготовления К. становится монастырь на о. Рейхенау (на Боденском озере). С 13 в. в европейской К. господствует готика; особенно большое значение приобретает орнамент. Своеобразной красотой и высоким совершенством исполнения отличаются рукописи каллиграфов Востока (см. Каллиграфия).

Появление К. на Руси связано с распространением славянского письма, созданного во 2-й половине 9 в. Самая ранняя из сохранившихся русских датированных рукописных К. — "Остромирово евангелие" (1056—57). Известно 7 датированных К. 11 в., 8 К. 12 в. Замечательный памятник искусства К. — "Мстиславово евангелие" (около 1117), заключённое в драгоценный оклад. На рубеже 14 и 15 вв. в Москве создаются так называемые Евангелие Кошки и Евангелие Хитрово, художественное убранство которых принадлежит мастерам круга Феофана Грека и Андрея Рублёва. Большую роль в истории рукописной К. 1-й половины 16 в. сыграли мастера круга Феодосия Изографа, с деятельностью которых связано использование в К. гравированной на металле орнаментики (например, так называемое Евангелие Уварова). В середине 16 в. в государственной мастерской был создан многотомный летописный свод с большим количеством миниатюр. В орнаментальном обрамлении русской рукописной К. последовательно сменяют друг друга старовизантийский, "звериный", балканский, нововизантийский, старопечатный стили. Господствующим типом письма был первоначально устав, а с 14 в. — полуустав.

Печатная книга. Первым способом множественного воспроизведения К. была ксилография — гравюра на дереве. Древнейшей печатной К. считают текст, оттиснутый с 12 досок в Корее в период между 704 и 751. Европейские ксилографические издания, появившиеся в 15 в., первоначально представляли собой лубочный лист (изображения иногда сопровождались текстом), а в дальнейшем — блок с запечатанными с одной стороны страницами (так называемая анопистографическая К.). Впоследствии лицевую и оборотную стороны печатали на двух отдельных листах, которые склеивали друг с другом (так называемая опистографическая К.).

Новая эра в истории К. открылась с возникновением книгопечатания в Европе, которое относят к 40-м гг. 15 в. и связывают с именем И. Гутенберга (Германия). Шедевром раннего книгопечатания является его так называемая 42-строчная Библия. Гутенберг воспроизводил полиграфическим способом лишь текст. Первый опыт типографского воспроизведения орнаментики был предпринят в 1457 П. Шеффером на страницах Майнцской псалтыри. В той же К. впервые появились выходные сведения и типографская марка. В 1461 А. Пфистер в Бамберге выпускает К. с гравированными на дереве иллюстрациями. В 70—80-х гг. 15 в. Э. Ратдольт (Венеция, Аугсбург) вводит в К. многокрасочную печать, начинает печатать золотом, снабжает К. прикладного характера подвижными чертежами и схемами. Внимание типографов в 15—16 вв. было направлено на создание экономичных, красивых, удобных для чтения текстовых шрифтов (см. Шрифт).

Первые печатные К. появились в 1465 в Италии, в 1468 в Чехословакии и Швейцарии, в 1469 в Нидерландах, в 1470 во Франции, около 1473 в Польше, в 1473 в Венгрии, в 1474 в Испании и Бельгии, в 1477 в Англии. К., напечатанные до 1 января 1501, называют инкунабулами, К. 1-й половины 16 в. — палеотипами.

Первые печатные К. кирилловского шрифта выпущены были Ш. Фиолем в Кракове в 1491. Книгопечатание в Москве началось в 50-х гг. 16 в. Первая точно датированная русская печатная К. выпущена Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1564 ("Апостол"). В 1574 Иван Федоров во Львове издаёт первые украинские печатные К. ("Азбука" и "Апостол").

Создание целостного организма К. затруднялось интересами массового производства. В преодолении этого противоречия исключительную роль сыграла деятельность крупнейших издателей-типографов 16—17 вв. — семей Мануциев в Венеции, Этьеннов во Франции, К. Плантена в Бельгии, семьи Эльзевиров в Нидерландах, занимавшихся разработкой типов издания различной литературы и устанавливавших наиболее целесообразные и эстетически совершенные решения книжных ансамблей.

Дальнейшее развитие печатной К. было связано с постоянным стремлением к увеличению объёма информации, совершенствованию её передачи, специализации К. по типам изданий (научные, учебные, художественные, культовые, справочные и т.п.).

В книжном искусстве 18—начала 19 вв. углубляется разделение профессий типографского и художественного профиля. Это накладывает опечаток на характер книжного ансамбля: текст и иллюстрации часто утрачивают прежнюю взаимосвязь. Все большее распространение получают наборные орнаментальные украшения, линейки, политипажи.

Открытие литографии (1798) и торцовой ксилографии (80-е гг. 18 в.) облегчило процесс воспроизведения в К. авторского рисунка и позволило с середины 19 в. значительно увеличить выпуск иллюстрированных изданий. В западноевропейскую и русскую К. пришли выдающиеся художники, много сделавшие для распространения в книжной графике реалистических тенденций. (См. Иллюстрация, Графика).

В середине 19 в. полиграфия вступила на путь бурного технического прогресса. С открытием фотомеханического способа воспроизведения изображений К. обогатилась новыми возможностями для широкого привлечения чёрной и цветной графики.

2-я половина 19 в. ознаменована все большим подчинением К. коммерческим интересам издателей, что привело к снижению уровня художественной культуры массовых изданий и к обособлению группы библиофильских книг. Попытки поднять уровень книжного искусства путем возвращения к ремесленным способам производства предпринимались английским писателем и художником У. Моррисом, выпустившим в конце 19 в. 53 превосходно сделанных К. На грани 19—20 вв. в К. зародились новые стилистические формы, отразившие искания живописи и графики того времени.

Современное искусство К. капиталистических стран в основном базируется на высоких достижениях типографского дела (научная, искусствоведческая К.), художественно-образная сторона в нём, как правило, менее развита. Отражая коммерческие интересы издателей, книжная продукция делится на массовую, выпускаемую в ярких обложках, без иллюстраций, и на дорогие издания, в которых нередко участвуют крупные художники.

Советская К. первых лет своего существования стремилась к разрешению сложного комплекса идейно-воспитательных и художественных проблем, вытекающих из программы культурных преобразований в стране. Следуя установке на общедоступность советской К., на ее просветительский характер, советские издатели и полиграфисты большое внимание уделяли массовой К. В этой области работали крупнейшие мастера: московские ксилографы В. А. Фаворский, А. И. Кравченко, А. Д. Гончаров, Г. А. Ячеистов, М. И. Пиков и др.; ленинградские художники Л. С. Хижинский, А. Ф. Пахомов, Г. Д. Епифанов, В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, Е. И. Чарушин, Ю. А. Васнецов и др. Новаторская деятельность конструктивистов 20-х—начала 30-х гг. (Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко) оказала воздействие на развитие конструкции К., введение в нее фотомонтажа и т.д. Велика роль в иллюстрировании классической литературы Н. В. Кузьмина, Кукрыниксов, Д. А. Шмаринова, Е. А. Кибрика и др. В области шрифтовой и оформительской графики большой вклад сделан И. Ф. Рербергом, С. Б. Телингатером, С. М. Пожарским и др.

Советское книжное искусство 50—70-х гг. характеризуется настойчивым стремлением к созданию органической взаимосвязи книжных элементов. В связи с этим возникает интерес к проблемам организации К. как целого (художественное конструирование), к проблеме стиля и т.д.

В середине 20 в. в обстановке чрезвычайно быстрого роста печатной информации и широкого распространения новых средств массовых коммуникаций (радио, телевидение, кино и т.д.) перед К. возникают новые проблемы: уточнение специфической функции в общей системе средств массовых коммуникаций, совершенствование книжной организации (освоение новых печатных материалов, миниатюризация изданий, оптимизация чтения, включение в научные и учебные К. звукозаписей, стереоскопических изображений и пр.), повышение качества полиграфического исполнения и др.

Структура и типология современной книги. Книжный блок соединяется с переплётной крышкой при помощи форзаца. Верхние и нижние края тетрадей скрепляет тесьма с утолщённым краем — каптал. На переплёт иногда надевают суперобложку, которая предохраняет переплётную крышку и служит элементом оформления К. В начале К. помещают титульный лист, который может быть разворотным, занимая 2-ю (контртитул) и 3-ю страницы К. Некоторые сведения могут быть помещены на авантитуле, занимающем 1-ю страницу К. Титульному листу иногда предшествует фронтиспис. Для смысловой организации текста используются различные способы рубрикации К. Отдельным разделам К. иногда предшествует шмуцтитул, на котором напечатано название раздела. Первые (спусковые) полосы разделов выделяют средствами вёрстки или художественного убранства. Шрифтовые и нешрифтовые методы выделения позволяют выявить заголовки или отдельные части текста. Пользование К. облегчают колонтитулы — заглавия отдельных разделов, помещаемые в верхней части полосы, и колонцифры — порядковые номера страниц (пагинация). Порядковые номера тетрадей (листов) К. — сигнатура и условное наименование К. — норма, служащие для облегчения подбора листов в процессе изготовления книжного блока, проставляются на 1-й (а иногда и на 3-й) странице каждой тетради. Аппарат К. включает выходные сведения, содержание (оглавление), предисловие (послесловие), прикнижную аннотацию, примечания, комментарии, указатели, внутрикнижные библиографические списки, приложения, сноски. Содержание (оглавление) и выходные сведения помещают в каждой К., другие элементы аппарата — преимущественно в научных изданиях. Размер страницы К. называется форматом издания.

К. различают по их читательскому и целевому назначению, а также по тематике. По читательскому назначению могут быть выделены К. для массового читателя, для специалистов и для детей. Исходя из целевого назначения К., говорят об официальных, научных, научно-популярных, учебных, литературно-художественных, справочных, рекламных и других изданиях. Широко распространённым видом научной К. является монография. Среди учебных К. можно выделить учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия и др. Характерными видами справочных изданий являются словари, энциклопедии, справочники по специальным вопросам, инструкции, памятки, проспекты, каталоги, календари, путеводители. Тематически К. классифицируются в соответствии с библиотечно-библиографическими классификациями (см. Классификации библиотечно-библиографические).

Лит.: Ленин и книга, М., 1964; Пятьсот лет после Гутенберга. 1468—1968, М., 1968; 400 лет русского книгопечатания, т. 1—2, М., 1964; Сидоров А. А., Книга и жизнь, М., 1972; его же. История оформления русской книги, 2 изд., М., 1964; Люблинский В. С., Книга в истории человеческого общества, М., 1972; Кацпржак Е. И., История книги, М., 1964; Немировский Е. Л., Начало славянского книгопечатания, М., 1971; его же, Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров, М., 1964; Книга в России, ч. 1—2, под ред. В. Я. Адарюкова и А. А. Сидорова, М., 1924—25; Назаров А. И., Октябрь и книга, М., 1968; Черняк А. Я., История технической книги, ч. 1, М., 1969; Пахомов В. В., Книжное искусство, кн. 1—2, М., 1961—62; Ляхов В. Н., Оформление советской книги, М., 1966; его же, Очерки теории искусства книги, М., 1971; Книга. Исследования и материалы, сб. 1—25, М., 1959—72: Искусство книги. (Альманах), в.1—7, М.,1960— 71; Aldis Н., The printed book, Camb., 1951; Barge H., Geschichteder Buchdruckerkunst, Lpz., [1940]; DahI S., Histoire du livre de l'antiquité a nos jours, 2 éd., P., 1960; Flocon A., L'universdes livres, P.,[1961]: Labarre A., Histoire du livre, P.,1970; McMurtrie D. C., The book, N. Y., [1943]; Steinberg S. H., Five hundred years of printing, L., 1959.

В. H. Ляхов, Е. Л. Немировский.

"Книга"

"Книга", центральное издательство Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Находится в Москве. С 1964 выпускает книги по книговедению, издательскому делу, книжной торговле, полиграфии, библиотечному делу, теории библиографии, издания государственной, научно-вспомогательной и рекомендательной библиографии. В 1972 издательство выпускало 33 периодические издания, в том числе журналы "В мире книг", "Полиграфия", сборники "Советская библиография", "Летописи" Всесоюзной книжной палаты, газету "Книжное обозрение". Издаёт каталожные и аннотированные карточки. В числе продолжающихся изданий — "Ежегодник книги СССР", сборник "Печать СССР в 19... году", "Книга. Исследования и материалы". "Искусство книги" и др. Среди серийных изданий — "Деятели книги", "Судьбы книг". В 1972 издательством было выпущено 289 книг и брошюр тиражом 3 млн. экземпляров, 556 номеров периодических изданий тиражом 10,9 млн. экземпляров, 70 изданий прочей продукции тиражом 0,5 млн. экземпляров, 270,6 тыс. названий каталожных и аннотированных карточек тиражом 425,5 млн. экземпляров; общий листаж печатной продукции (без газеты) — 71,4 млн. печатных листов-оттисков.

А. Э. Мильчин.

"Книга большому чертежу"

"Книга большому чертежу", описание крупнейшей карты России 17 в., свод географических и этнографических сведений; была практическим руководством при посылках служилых людей для "государевой службы". С конца 17 и в 18 вв. служила общеобразовательным пособием, а также использовалась в научных целях. "К. Б. ч." была составлена в 1627 в Разрядном приказе. Она состоит из вводной части и основной — подробного описания утраченной карты Русского государства, включившего в себя все имевшиеся на карте надписи и изобразительные материалы. Поскольку карта 1627, состоявшая из "Старого чертежа" и "Большого чертежа полю", не сохранилась, то "К. Б. ч." является ценным историческим источником, дошла в многочисленных списках 17—19 вв. Существует 8 основных редакций "К. Б. ч.". Впервые опубликована Н. И. Новиковым под названием "Древне российская идрография, содержащая описание Московского государства, рек, протоков, озер, кладезей и какие на них урочища и на каком они расстоянии" (1775).

Лит.: "Книга Большому чертежу". Подготовка к печати и редакция К. Н. Сербиной, М.—Л., 1950: Сербина К. Н., "Книга Большого чертежа" и ее редакции, в сборнике: Исторические записки, т. 14, М., 1945.

Л. К. Бажанова.

"Книга и пролетарская революция"

"Книга и пролетарская революция", ежемесячный критико-библиографический журнал, выходивший в Москве в 1932—40. Публиковались статьи о новых произведениях художественной литературы, о книгах по истории философии, марксизму-ленинизму, политической экономии, мировому хозяйству, по всеобщей истории, праву и т.д.; библиографические обзоры и списки литературы по всем отраслям знания.

"Книга и революция"

"Книга и революция", 1) ежемесячный критико-библиографический журнал, издававшийся в 1920—23 сначала в Петрограде, затем в Москве. Помещал статьи литературоведческого характера, рецензии на книги и обзоры литературы по всем отраслям знания. 2) Двухнедельный журнал политики, культуры, критики и библиографии, издававшийся в Москве в 1929—30.

"Книга. Исследования и материалы"

"Книга. Исследования и материалы", продолжающееся издание Всесоюзной книжной палаты. Выходит с 1959 в Москве (до 1973 вышло 25 сборников). Публикует статьи и материалы, посвященные книговедческим проблемам: общественному значению книги, истории книги и ее оформлению, издательскому и библиотечному делу, библиографии, книгораспространению. Помещаются библиографические обзоры, рецензии, архивные документы, хроника. Тираж (1972) 3 тыс. экземпляров.

Книга почёта

Книга почёта, на предприятиях СССР специальная книга для занесения на её страницы имён наиболее отличившихся рабочих и служащих — победителей в социалистическом соревновании, участников движения за коммунистическое отношение к труду и др. Занесение фамилии, имени и отчества работника в К. П. является одной из форм морального поощрения за успешный труд, предусмотренных трудовым законодательством. Инструкция по ведению К. П. утверждена ВЦСПС 17 июня 1952.

Вопрос о занесении в К. П. обсуждается общим собранием профгруппы и окончательно решается ФЗМК совместно с администрацией предприятия. Работники, имена которых занесены в К. П., получают соответствующее свидетельство, в их трудовой книжке делается соответствующая запись. К. П. ведутся также в воинских частях.

"Книга страшного суда"

"Книга Страшного суда" ("Domesday Book"), свод материалов всеобщей поземельной переписи в Англии, предпринятой по инициативе Вильгельма I Завоевателя в 1086 (через 20 лет после Нормандского завоевания Англии 1066) с целью выяснения материальных ресурсов короны. В ходе этой наиболее ранней в истории Европы и исключительно полной государственной переписи были собраны сведения о размерах вотчин (маноров), распределении пахотной земли, скота и инвентаря в маноре между доменом и крестьянами-держателями, о количестве и категориях (имущественных и юридических) держателей. Самим фактом фиксации юридического статуса крестьянского населения Англии "К. с. с." обусловила резкое ухудшение его положения, распространение крепостного права на ранее свободные слои крестьянства. В названии переписи отразилось отношение к ней современников. "К. с. с" — ценнейший источник по социально-экономической истории средневековой Англии.

Публ.: Domesday Book..., v. I—4, L., 1783—1816.

Лит.: Косминский Е. А., Исследования по аграрной истории Англии XIII в., М., 1947; Барг М. А., Исследования по истории английского феодализма в XI—XIII вв., М., 1962; Левицкий Я. А., Проблема раннего феодального города в Англии и Книга Страшного суда, в сборнике: Средние века, в. 3, М., 1951.

М. А. Барг

Книги сошного письма

Книги сошного письма, рукописные книги в России 16—17 вв., содержавшие обзор русских поземельных мер и указания об их применении при измерении пашни. К. с. п. снабжались для практического руководства лица, отправлявшиеся по городам и уездам для составления писцовых книг. Возникновение К. с. п. связано с податной реформой середины 16 в. Древнейшая опубликованная К. с. п. датируется 1629 и содержит сведения о мерах земельных площадей, руководства по их измерению и исчислению окладных единиц (сох и вытей) с учетом качества земли ("добрая", "средняя", "худая") и категории землевладения. Для удобства пользования К. с. п. снабжалась арифметическими выкладками, геометрическими чертежами и геодезическим руководством.

Лит.: Веселовский С. Б., Сошное письмо, т. 1—2, М., 1915—16; Устюгов Н. В., Очерк древнерусской метрологии, в сборнике: Исторические записки, т. 19, М.. 1946.

Л. К. Бажанова.

Книговедение

Книговедение, комплексная наука о книге и книжном деле, изучающая процессы создания, распространения и использования произведений письменности и печати в обществе. Термин "К." применяется также для обозначения общей теории науки о книге и книжном деле. Близкими по значению к К. в разное время выступали термины "библиология", "библиогнозия" и некоторые др., ныне почти полностью вышедшие из употребления. К. объединяет научные дисциплины, к которым относятся: история книги, история, теория, методика и организация издательского дела, книжной торговли, библиотечного дела (библиотековедение), библиографические дела (библиографоведение). Для книговедческих дисциплин характерен функциональный подход к книге с позиций фактического или потенциального читателя. Это в значительной степени определяет их специфику и создает реальную основу для отграничения каждой дисциплины и всего комплекса от сопредельных областей знания. В силу комплексной природы и универсальности объекта К. активно взаимодействует с другими науками.

Книговедение в России и СССР. Первые опыты осмысления практики книжного дела относятся к концу 18 в. В значении К. как всеобъемлющей науки о книге до середины 19 в. употреблялась расширительная трактовка библиографии. Именно с этих позиций писал о библиографии В. С. Сопиков в "Предуведомлении" к "Опыту российской библиографии" (ч. 1, 1813). Последователь Сопикова В. Г. Анастасевич впервые употребил термин "К." (статья "О необходимости в содействии русскому книговедению", журнал "Благонамеренный", 1820, № 7, ч. 10), понимая под К. "философию библиографии (или "вышнюю библиографию ").

Значительный вклад в развитие К. сделал Н. М. Лисовский. Он был создателем курса К., который читал в Петроградском и Московском университетах, готовил материалы для словаря русского К, выступал с исследованиями теоретического характера. По Лисовскому, К. — научная дисциплина, которая на почве объединения различных познаний о книге изучает её эволюцию в качественном и количественном отношениях. Он вычленял 3 раздела К.: 1) книгопроизводство, 2) книгораспространение, 3) книгоописание. К., по Лисовскому, должно быть связующим звеном между различными предметами, касающимися книги и рассматривающими её в том или ином отношении ("Книговедение как предмет преподавания, его сущность и задачи", 1915, и др.). Концепция Лисовского оказала большое влияние на последующие книговедческие теории.

В 1889 по инициативе А. Д. Торопова возник Московский библиографический кружок, преобразованный в 1900 в Русское библиографическое общество при Московском университете (просуществовало до 1930). Видным деятелем общества был Б. С. Боднарский, теоретические работы и многолетняя практическая деятельность которого оказали значительное влияние на развитие науки о книге. Кружок и общество издавали журналы "Книговедение" (1894—96) и "Библиографические известия" (1913—27, 1929). В 1899 в Петербурге было создано Русское библиологическое общество (просуществовало до 1930), выпускавшее "Литературный вестник" (1901—04), "Доклады и отчеты" (1908—1916), "Библиологический сборник" (т. 1—2, 1915—18). Инициатором его создания был А. М. Ловягин. Написанная им в 1901 статья "О содержании библиологии или библиографии" явилась манифестом общества. Ловягин определял библиологию как теоретическую науку, объединяющую в одну целостную систему все знания и наблюдения о книге. В "Основах книговедения" (1926) он указывал, что К. является наукой о книге как орудии общения людей. В отличие от Лисовского, Ловягин рассматривал К. как систему знаний о книге (а не комплекс дисциплин), внутренне связанную единством социологического подхода.

Особое место в русском К. занимают труды Н. А. Рубакина, внёсшего большой вклад в изучение проблемы взаимодействия книги и читателя. Свои эмпирические наблюдения он обобщил в ряде трудов: "Что такое библиологическая психология" (1924), "Психология читателя и книги, Краткое введение в библиологическую психологию" (1929) и др. Ядром созданной им библиологической психологии является изучение процесса чтения. В библиопсихологическом анализе чтения Рубакин исходил из биологических и физиологических предпосылок, а также из теории мнемы Р. Семона. Эклектизм Рубакина привел его к субъективно-идеалистическим выводам (отрицание объективно существующего содержания книги, переоценка психологической типологии книг и др.), подвергшимся критике. Советские книговеды, не соглашаясь с некоторыми выводами Рубакина, используют и развивают всё то положительное, что он внёс в изучение проблемы "читатель и книга".

После Октябрьской революции 1917 К. вступает в полосу интенсивного развития. Принципиально важное значение для развития К. 20-х гг. имела деятельность Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, В. В. Воровского, М. Горького, Н. Л. Мещерякова, О. Ю. Шмидта, возглавлявших различные участки культурного фронта. Претворяя в жизнь ленинские идеи о роли книги в социалистическом обществе, они содействовали разработке идейных и организационных принципов советского книжного дела, определению путей его развития. 20-е гг. отмечены деятельностью таких крупных книговедов, ставших зачинателями советской науки о книге и книжном деле, как А. И. Малеин, А. М. Ловягин, М. Н. Куфаев, А. Г. Фомин, А. В. Мезьер, М. Ф. Яновский, Б. С. Боднарский, Н. М. Сомов, М. Б. Вольфсон, М. И. Щелкунов, Н. В. Здобнов. В эти годы было положено начало разработке теоретических основ искусства книги (А. А. Сидоров), экономики книги (Н. В. Здобнов, М. В. Вольфсон), статистики печати (Н. Ф. Яницкий, М. Н. Куфаев, Н. В. Здобнов). Появились исследования по истории книги, книжного дела, сборники и журналы ("Книга о книгах", "Книга и революция", "Печать и революция", "Бiблiологичнi вicтi" и др.). В эти же годы был создан уникальный во всей мировой книговедческой литературе труд А. В. Мезьер "Словарный указатель по книговедению" (1924, 1931—34). В 20-е гг. предпринимались первые, далеко не всегда удачные попытки осмысления проблем К. с позиций марксистско-ленинской методологии. Анализ реального историко-книжного процесса подменялся часто изложением общих идей, лишь более или менее удачно иллюстрируемых изучаемым материалом. Немалую дань различным искусственным построениям и схемам отдал, в частности, М. Н. Куфаев. Книговедческие концепции Куфаева подверглись критико-историческому осмыслению в трудах А. Г. Фомина (в работе "Книговедение как наука", 1931, и др.).

В первое десятилетие Советской власти возникли книговедческие научные учреждения и общества: Научно-исследовательский институт книговедения в Ленинграде (1920—33), Музей книги, документа и письма (1922, с 1931 — институт книговедения, просуществовал до 1936), Украинское библиологическое общество при АН УССР (1928—30). Украинский научный институт книговедения (УНИК). Украинские книговеды С. И. Маслов, П. Н. Попов, Ю. А. Меженко и др. внесли ценный вклад в разработку теоретических аспектов советского К. и в практику книжного дела.

На рубеже 20—30-х гг. начался новый этап в развитии общей теории К., что обусловливалось возросшей ролью книги и печати в целом в жизни советского общества. Основное внимание было направлено на изучение социальной, классовой роли книги, на выявление ее идеологической функции в жизни общества. Однако для многих теоретиков К. было характерно упрощённое вульгарно-социологическое понимание социальной и классовой сущности книги. На совещании по К. в 1931 были подвергнуты резкой критике буржуазно-идеалистические и вульгарно-социологические концепции К. В конце 30-х гг. принципиальная критика недостатков К. зачастую подменялась огульным его отрицанием, что тормозило развитие науки о книге.

На современном этапе советского К., опираясь на основополагающие принципы партийности, народности и научности, содействует выполнению книгой ее социальной роли в борьбе за построение коммунистического общества. Общественное назначение советского К. состоит в том, чтобы научно обоснованно направлять и регулировать развитие книжного дела, обеспечивать его совершенствование на основе изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта, а также интеграции материалов, добытых другими науками (социологией, психологией, науковедением, историей, литературоведением, педагогикой, информатикой, статистикой); выявлять на каждом историческом этапе условия и средства наиболее эффективного выполнения книгой ее социальных функций в качестве орудия идеологической борьбы, воспитания, образования, научного, технического, культурного прогресса, средства общения между народами. Советские книговеды интенсивно исследуют объективные закономерности развития книги и книжного дела в современную эпоху социальных преобразований, научно-технической революции, бурного развития всей системы информации и коммуникации. В ряде исследований намечен системный подход к книге как к целостному материально-духовному комплексу со сложившимися в процессе ее общественного производства и потребления внешними и внутренними связями и отношениями. Попытка построения модели книги (конструктивное моделирование) помогает осмыслить её как сложную функциональную структуру и обнаружить в природе книги те качества, которые отличают её от других средств массовых коммуникаций. Разработка теоретических проблем К. способствует определению места книги в ряду различных средств идеологической борьбы и коммуникации; установлению закономерностей развития книгоиздания в условиях социалистического общества; обоснованию идейных и организационных принципов всех отраслей книжного дела как сфер идеологической деятельности; выработке прогнозов развития книжного дела в СССР; созданию научных основ для терминологических государственных стандартов в области издательского дела, библиографии и библиотековедению, активизировалась разработка общей теории К.

В 50—60-е гг. советское К. обогатилось рядом ценных научных трудов по истории книги и книжного дела, оформлению книги, общим проблемам издательского дела и редактированию, библиографии и библиотековедению, активизировалась разработка общей теории К.

Важными вехами в развитии К. явились капитальный двухтомный труд "400 лет русского книгопечатания" (1964), коллективный сборник "500 лет после Гутенберга" (1968). Значителен вклад в развитие науки о книге учёных Украины (сборники на украинском языке "Книга и книгопечатание на Украине", 1965; "Украинская книга", 1965), Белоруссии ("450 лет белорусского книгопечатания", 1968, на белорусском языке) и др. союзных республик. Знаменательную дату 100-летия со дня рождения В. И. Ленина советские книговеды отметили созданием многочисленных работ, раскрывавших различные стороны многоаспектной темы "Ленин и книга".

В 1959 и 1964 в Москве были проведены книговедческие дискуссии, в 1971 состоялась Всесоюзная научная конференция по проблемам К.

Разработкой проблем К. занимаются Научный совет по истории мировой культуры АН СССР, Всесоюзная книжная палата, кафедры К. во многих университетах, полиграфических институтах, институты культуры, крупнейшие библиотеки и издательства страны.

Изданиями общекниговедческого характера являются сборники "Книга. Исследования и материалы" и научно-информационный сборник "Издательское дело. Книговедение" (с 1968). Кроме того, издаются специальные периодические и продолжающиеся издания, в которых печатаются материалы по различным книговедческим отраслям: "Полиграфия", "Библиотекарь", "Советское библиотековедение", "Советская библиография", "Журналист", "Научные и технические библиотеки СССР", альманах "Искусство книги", "Альманах библиофила" и др. На широкого читателя рассчитаны журнал "В мире книг" и еженедельная газета "Книжное обозрение". Аналогичные издания выпускаются в союзных республиках.

Книговедение за рубежом. Основы теории К. за рубежом заложены трудами австрийских и французских специалистов книжного дела — М. Дениса, Не де ла Рошеля, Г. Пеньо и др. В 1777—78 вышла работа по общей теории К. — "Введение в книговедение" М. Дениса. Озаглавив первую часть своего труда "Библиография", Денис трактует этот термин весьма расширительно, как одну из филологических дисциплин, которая распадается на типографику, библиотековедение и "каталоги книг". Понимание библиографии как "книговедения" было присуще и Не де ла Рошелю, автору "Рассуждения о библиографической науке" (1782). В 1802—04 Г. Пеньо опубликовал "Толковый словарь по библиологии". Проводя различие между библиографией и библиологией (книговедением), Пеньо мыслит последнюю как "теорию библиографии", носящую универсальный характер.

Под французским влиянием развивалась книговедческая мысль др. европейских стран. В духе Пеньо написано "Введение в изучение библиографии" Т. Х. Хорна, опубликованное в Англии в 1814. Ещё сильнее французское влияние сказалось в начале 19 в. в Польше, давшей ряд работ по теории библиографии и книговедения (Е. С. Бандтке, К. Эстрейхер, И. Лелевель). Среди них особый интерес представляют "Две книги о библиографии" И. Лелевеля (1823—26), отличающиеся широтой книговедческого подхода.

Значительный вклад в теорию К. внёс видный немецкий библиотековед и библиограф Ф. Эберт, который приравнивал термины "библиография", "библиогнозия" и "библиология", не разграничивая тем самым предмет К. и библиографии.

Во 2-й половине 19 в. усилившаяся дифференциация наук приводит ко все большему обособлению книговедческих дисциплин, прежде всего библиографии и библиотековедения. К. все чаще осмысляется как преимущественно историко-книжная наука, исследующая книгу с чисто внешней материальной стороны. Такого взгляда на К. придерживался, например, французский теоретик Ш. В. Ланглуа — автор известного труда "Руководство по исторической библиографии" (1896).

Известную роль в развитии науки о книге сыграли музеи книги, в частности Немецкий музей книги и шрифта в Лейпциге (основан в 1884) и Музей Гутенберга в Майнце (основан в 1900), а также созданный в 1895 бельгийскими юристами П. Отле и А. Лафонтеном Международный библиографический институт.

В 70—90-х гг. 19 в. возникают периодические издания, посвященные кругу вопросов, входящих в К.:"Лайбрери джорнал" ("Library journal", 1876), "Центральблатт фюр библиотексвезен" ("Zentralblatt für Bibliothekswesen", 1884), "Цайтшрифт фюр бюхерфройнде" ("Zeitschrirt fьr Bьcherfreunde", 1897), "Ревю де библиотек" ("Revue des bibliotheques", 1891), "Лайбрери ассошиэйшен рикорд" ("Library association record", 1899) и др.

В 1-й половине 20 в. по вопросам общей теории К. выступали П. Отле (Бельгия), Л. Живный (Чехословакия), С. Вртель-Верчиньский (Польша). Проблемы К. в той или иной мере затрагивались в теоретических трудах по вопросам библиотековедения, библиографии и в исследованиях обобщающего характера по истории книги и книжного дела. Преобладающее большинство специалистов исходило из понимания К. как единого комплекса наук о книге и книжном деле.

Разработка теоретических проблем К. приобрела широкий размах в европейских социалистических странах. Овладение марксистской методологией помогает специалистам социалистических стран правильно подходить к решению теоретических вопросов К. Ценный вклад в развитие теории К. внесли Т. Боров (Болгария), Х. Кунце (ГДР), А. Лысаковский и К. Гломбиевский (Польша), Я. Дртина (Чехословакия), М. Ковач (Венгрия), Разработка теоретических проблем К. ведётся научно-исследовательскими институтами ("Институт книги и чтения" в Варшаве, "Вроцлавское научное общество", "Югославский лексикографический институт"), национальными библиотеками и рядом библиофильских обществ. Успешному развитию К. в социалистических странах способствуют регулярно проводимые конференции и симпозиумы, в которых наряду с др. странами участвует также Советский Союз.

Определённый итог достижениям теории и практики К. за рубежом подводят изданные в ряде стран общие и отраслевые книговедческие энциклопедии и справочники: "Энциклопедия книговедения" И. Кирхнера (Штутгарт, 1952—56); "Книжная энциклопедия" Г. А. Глейстера (Кливленд — Нью-Йорк, 1960); "Энциклопедия библиотековедения" Т. Ландау (3 изд., Нью-Йорк, 1966); "Энциклопедия библиотечных и информационных наук" под ред. А. Кента и Ш. Ланкура (т. 1, Нью-Йорк, 1968, всего предполагается 18 томов); "Энциклопедия библиотековедения" под ред. Х. Кунце и Г. Рюкля (Лейпциг, 1969); "Энциклопедия книговедения" (Вроцлав — Варшава — Краков, 1971).

Лит. (кроме указанной в статье): Маркс К. и Энгельс Ф., О печати, Л., 1963; Ленин и книга, М., 1964; Шамурин Е. И., Словарь книговедческих терминов, М., 1958; Сомов Н. М., Сущность книговедения, М., 1933; Обсуждение назревших проблем советского книговедения, в сборнике: Книга. Исследования и материалы, сб. 11, М., 1965; Сикорский Н. М., Книга и наука о книге, там же; Барсук А. И., О книговедении как комплексной науке, там же, сб. 17, М., 1968; Первая Всесоюзная научная конференция по проблемам книговедения, там же, сб. 24, М., 1972: Книговедение. Указатель литературы, выпущенной в 1961—1964 гг., в сборнике: Книга. Исследования и материалы, сб. 11, М., 1965; то же... в 1965— 1966 гг.. там же, сб. 16, М., 1968; то же... в 1967 г., там же, сб. 19, М., 1969; то же... в 1968 г., там же, сб. 21, М., 1970; то же... в 1969 г., там же, сб. 23, М., 1972; Материалы к указателю по книговедению за 1945— 1964 гг., в 1—3, М., 1965; Немировский Е. Л.. Проблемы книговедения. История книжного дела. Обзор литературы 1964— 1969 гг., М., 1970. См. также лит. при статьях Книга, Библиография, Библиотека, Библиотековедение, Издательское дело.

Н. М. Сикорский, И. Е. Баренбаум, А. И. Барсук.

Книговставочная машина

Книговставочная машина, предназначена для сборки книги из двух полуфабрикатов — книжного блока и крышки, скрепляемых между собой посредством клеевого слоя. На К. м. производятся операции: промазка форзацев блока клеем, кругление корешка крышки (так называемая выгибка шпации), совмещение крышки с блоком и приклейка сторонок крышки к форзацам блока (см. Книга). Как правило, К. м. являются автоматами (автоматическая подача книжных блоков и переплётных крышек в машину). К. м. наиболее распространённого типа работает по следующей схеме (рис.). Книжные блоки корешком вверх либо из стопы 1 в магазине самонаклада, либо с предыдущих операций поступают в продольный жёлоб машины. При перемещении блока по жёлобу на форзацы блока валиком 2 наносится клеевой слой, что обеспечивает надёжную приклейку клапанов марли к форзацам и к переплётной крышке. При дальнейшем перемещении блок раскрывается ножом 3 и подхватывается крылом 4, проходящим вертикально вверх сквозь прорезь в ноже. При вертикальном перемещении блока на форзацы наносится клей. Затем блох перемещается к месту вставки, куда одновременно поступает и переплётная крышка 5. Крышки по одной перемещаются из магазина самонаклада 6 в секцию, где происходит кругление корешка нагретой колодкой 7, и далее к месту вставки. При перемещении книжного блока вверх осуществляется процесс вставки. Клапаны крышки закрываются, прикрепляясь к промазанным форзацам, и обжимаются роликами 8. После этого книга снимается с крыла, поступая на приёмный транспортёр 9 машины.

Различают также книговставочные станки, предназначенные главным образом для промазки форзацев блока с последующей ручной операцией вставки. Книговставочные станки применяются в небольших типографиях, где невыгодно применять дорогостоящее высокомеханизированное оборудование.

Развитие конструкции К. м. происходит в направлении повышения точности вставки путем применения более совершенных систем базирования блока относительно крышки, а также повышения производительности посредством применения механизмов, производящих обработку блока при непрерывном перемещении продукции.

Производство К. м. в СССР было организовано в конце 30-х гг. Наибольшее распространение получили отечественные К. м. марок В-2 и В-2М; за рубежом широко применяются машины фирмы "Смайт" (США) и "Колбус" (ФРГ). Производительность современной К. м. достигает 70 книг в 1 мин.

Лит.: Белозерский Л. К., Смирнов Г. П., Свиридов Н. М., Брошюровочно-переплетные машины, 3 изд., ч. 1—2, М., 1969—71.

М. М. Плоткин.

Книгообмен

Книгообмен библиотечный, передача произведений печати в постоянное пользование из одной библиотеки в другую. Различают К. внутренний и международный. Внутренний К. в СССР получил значительное развитие. Созданы книгообменные фонды центральных, республиканских, областных и некоторых др. библиотек. Крупнейшим фондом является Центральный книгообменный фонд (ЦКФ) Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, насчитывавший в 1972 свыше 3 млн. экземпляров Во внутрисоюзном К. в 1972 участвовало более 100 советских библиотек; количество ежегодно перераспределяемой литературы доходит до 1,4 млн. экземпляров. Обмен литературой между библиотеками Советского Союза ведётся без денежных расчётов.

За рубежом внутренний К. распространён в Великобритании и США, где имеются крупные центры библиотечного К. — Британский национальный книжный центр (BNBC) в Лондоне и Книгообмен Соединённых Штатов (USBE) в Вашингтоне. Последнее учреждение работает по принципу самоокупаемости, поэтому библиотеки вынуждены платить значительные суммы за получаемую от него литературу.

Международный К. ведется на основе взаимовыгодных двусторонних и многосторонних межгосударственных договоров, а также в соответствии с соглашениями, заключаемыми непосредственно между библиотеками или научными учреждениями различных стран. Советские научные библиотеки активно участвуют в международном К. (особенно Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина в Москве и Библиотека АН СССР в Ленинграде). Ежегодно советскими библиотеками посылается за границу свыше 1 млн. экземпляров советских книг и журналов; поступление иностранных изданий исчисляется в 800—900 тыс. экземпляров. Координацию работы по международному К. в СССР осуществляет Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина.

В некоторых зарубежных странах действуют национальные центры международного К. (например, Бельгийская служба международного книгообмена в Брюсселе). Из зарубежных библиотек в международном К. наиболее активно участвуют Библиотека конгресса в Вашингтоне и Библиотека Британского музея в Лондоне.

Б. П. Каневский

Книгопечатание

Книгопечатание, комплекс производственных процессов, целью которых является изготовление печатной продукции.

Изобретение К. сыграло огромную роль в социально-политической и историко-культурной жизни человечества. К. Маркс считал К. одной из необходимых предпосылок буржуазного развития (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 30, с. 262). Ф. Энгельс, перечисляя факторы, обусловившие возрождение науки в 15—16 вв. "после темной ночи средневековья", называет среди них и изобретение печатного станка. По словам Энгельса, духовенство "в результате изобретения книгопечатания и роста потребностей все более расширяющейся торговли... лишилось монополии не только на чтение и письмо, но и на более высокие ступени образования" (там же, т. 7, с. 350—51). Возникновение К. содействовало становлению и дальнейшему развитию литератур на национальных языках, унификации орфографии и графических форм письма, что, в свою очередь, способствовало развитию образования. С появлением К. печать стала мощнейшим средством распространения и сохранения идей и знаний, безгранично сильным оружием социальной и идеологической борьбы, научного исследования и развития культуры. См. также статьи Печать, Книга, Газета, Журнал, Издательское дело.

Материально-техническую основу К. составляет полиграфический процесс, который состоит в формировании красочного изображения, аналогичного оригиналу, и в передаче этого изображения на воспринимающую поверхность (например, на бумагу). К. предполагает печатание текста с наборной формы, составленной из отдельных элементов — литер.

Обычно термин "К." применяют, говоря об истории изготовления печатной книги, для современного книгопечатного производства чаще используют термин полиграфия.

Первые опыты К. были предприняты в 1041—48 китайцем Би Шэном. Возникновение К. в Европе относят к 40-м гг. 15 в. и связывают с именем И. Гутенберга. Металлические наборные литеры изготовлялись путём выдавливания пуансоном в мягком металле углублённого изображения буквы — матрицы и последующей отливки в неё типографского сплава. Литеры располагались в систематическом порядке в ячейках кассы наборной. Для собственно печатания был создан ручной печатный станок. Гутенберг воспроизводил полиграфическим способом лишь текст. Типографское воспроизведение орнаментики в книге, отпечатанной с набора, было предпринято немецким печатником П. Шёффером в 1457 на страницах так называемой Майнцской псалтыри. В 1461 в Бамберге типограф А. Пфистер выпускает книги с гравированными на дереве иллюстрациями. К. быстро распространилось в Европе. Первая так называемая анонимная типография в Москве возникла около 1553. В 1564 И. Федоров и П. Мстиславец в Москве напечатали первую точно датированную русскую печатную книгу "Апостол". На протяжении всего 15 в. параллельно с ксилографией развивается углублённая гравюра на металле. Первый опыт применения таких гравюр в книге сделан в 1475 англичанином У. Кэкстоном в Брюгге. Гравированные на металле иллюстрации и текст с наборной формы впервые отпечатал на одном листе флорентийский типограф Н. ди Лоренцо в 1477. В 16—18 вв. возникают различные способы изготовления иллюстрационных форм глубокой печати: офорт, мягкий лак, меццо-тинто, акватинта и др. Реконструкция печатного станка сводилась к механизации отдельных процессов, первоначально выполнявшихся вручную, а также к последовательной замене деревянных частей металлическими.

Большую роль в развитии К. сыграла так называемая типометрия — типографская система мер, предложенная французом П. С. Фурнье в 1737 и впоследствии усовершенствованная Ф. Дидо. В конце 18 в. появляются новые способы изготовления печатных форм — торцовая гравюра на дереве, изобретённая англичанином Т. Бьюиком, и литография, изобретённая немцем А. Зенефельдером.

Промышленная революция в К. связана с созданием печатной машины (Ф. Кёниг). 29 ноября 1814 на машине впервые был отпечатан номер газеты "Таймс" (Лондон). Совершенствование иллюстрационных процессов в 19 в. шло по линии создания фотомеханических способов репродуцирования — фототипии, цинкографии, автотипии, растровой глубокой печати. В конце 19 в. начинается внедрение в производство наборных и брошюровочно-переплётных машин. Первый патент на наборную машину выдан англичанину У. Черчу в 1822. В 1867 русский изобретатель П. П. Княгининский построил первую автоматическую наборную машину. В 1886 немецкий изобретатель О. Мергенталер запатентовал машину линотип. Идея фотографического набора выдвинута в 1894 венгерским изобретателем Е. Порцельтом. Первую фотонаборную машину построил в 1895 В. А. Гассиев. В области печатных процессов рубеж 19 и 20 вв. ознаменован появлением машин глубокой и офсетной печати. 20 в. стал в К. периодом перехода от машин, механизирующих отдельные производственные операции, к автоматизированным поточным линиям. В начале века полиграфические машины переводятся на электропривод. В 30—40-х гг. появляются электрические контрольно-блокирующие и измерительные устройства. В 50—60-х гг. в К. начинает применяться электроника. Электронные счетно-решающие устройства произвели подлинную революцию в наборной технике. Фотоэлектроника рационализировала процессы изготовления иллюстрационных форм, цветокорректуру и цветоделение. Появились электрические способы формирования изображения (см. Электрофотография). Развиваются бесконтактные электрические способы переноса красочного изображения. Широкое применение находят синтетические материалы — от фотополимерных печатных форм до пластмассовых переплётных крышек.

Лит.: Щелкунов М. И., История, техника, искусство книгопечатания, М. — Л., 1926; Орлов Б. П., Полиграфическая промышленность Москвы. Очерк развития до 1917 г., М.. 1953; 400 лет русского книгопечатания, [т. 1—2], М., 1964; Немировский Е. Л., Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров, М., 1964: Пятьсот лет после Гутенберга. 1468—1968, М., 1968; Lülfing Н.. Johannes Gutenberg und das Buchwesen des 14. und 15. Jahrhunderts, Lpz., 1969.

Е. Л. Немировский.