"Йоа"

"Йоа" (Gjöa), деревянное одномачтовое парусно-моторное судно. Водоизмещение 47 т. В 1903—06 экспедиция Р. Амундсена впервые прошла на нём с В. на З. Северо-западным проходом (проливами Ланкастер, Пил и вдоль берегов полуострова Бутия и материка). Экспедиция вела магнитные наблюдения, собрала этнографический материал об эскимосах.

Йованович Йован

Йованович Йован (1833—1904), сербский поэт; см. Змай Й.

Йованович Слободан

Йованович (Joвановић) Слободан (21.11.1869, Нови-Сад, — 12.12.1958, Лондон), сербский и югославский историк, государственный деятель, идеолог великосербской буржуазии. Окончил юридический факультет в Женеве (1890). В 1897—1941 профессор Великой школы в Белграде (в 1905 преобразована в университет). С 27 марта по 6 апреля 1941 заместитель премьер-министра в правительстве Д. Симовича. С января 1942 по июнь 1943 глава эмигрантского королевского правительства в Лондоне. С мая 1946 председатель реакционной организации югославской эмиграции Югославского национального комитета. Автор ряда работ по истории Сербии с 1838 по 1903.

Соч.: Сабрана дела, [књ).] 1—17, Београд, 1932—40.

Йовине Франческо

Йовине (Jovine) Франческо (9.10. 1902, Гуардиальфиера, провинция Кампобассо, — 30.4.1950, Рим), итальянский писатель. Участвовал в итальянском Движении Сопротивления во время 2-й мировой войны 1939—45. В сборнике сатирических рассказов "Империя в провинции" (1945) разоблачается фашистская демагогия. Лучшее произведение — роман "Земли Сакраменто" (1950), в котором показана борьба итальянского крестьянства за землю в период прихода фашизма к власти в 20-е гг. Как выдающеюся явление литературы неореализма, роман Й. оказал влияние на её развитие.

Соч. в рус. пер.: Земли Сакраменто, М., 1955.

Лит.: Потапова З. М., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961.

Йовков Иордан

Йовков Иордан (настоящее имя Стефанов Иордан) (9.11.1880, с. Жеравна Сливенского округа, — 15.10.1937, Пловдив, похоронен в Софии), болгарский писатель. Окончив гимназию, учительствовал в сёлах Добруджи. Дебютировал в 1905 подражательными стихами в духе символистов. Литературную известность Й. принесли "Рассказы" (т. 1—2, 1917—18). В более поздних рассказах главный герой — болгарский крестьянин (сборник "Последняя радость", 1926, и др.). Й. — автор повести "Жнец" (1920), романа "Поместье у границы" (1934), нескольких пьес. Для рассказов Й., дающих реалистичную картину жизни деревни, характерно восхищение духовным богатством болгарского крестьянина.

Соч.: Събрани съчинения, т. 1—7, С., 1956; в рус. пер. — Рассказы, М., 1,957.

Лит.: Ильина Г. Я., Иордан Йовков, в кн.: Очерки истории болгарской литературы XIX—XX вв., М., 1959; Султанов С., Йовков и неговият свят. Литературни етюди, [С., 1968]; Минев Д., Иордан Йовков. Спомени и документи, 2 изд., Варна, [1969].

Йога

Йога (санскр., буквально — связь, единение, сосредоточение, усилие; термин встречается в текстах, восходящих к устным традициям 9—8 вв. до н. э.), 1) в самом общем смысле — учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний. В этом смысле Й. составляет необходимую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этических и религиозных идеалов, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального существования. Основные идеи Й.: параллелизм микрокосма — человеческой психофизиологии — и космического тела Вселенной, означающий, что любые осознанные стремления человека к переустройству самого себя находят соответствие в игре космических сил; постепенность овладения человеком практикой самоизменения; возможность управления через психику биологическими телами и неживыми предметами; потенциальное наличие и возможность развития в любом живом существе особой йогической силы, способной кардинально изменять естественный миропорядок. Основные понятия и действия Й.: подчинение функций и отправлений тела — яма (управление дыханием, температурой, пищеварением, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела — асана; созерцание фиксированного (реального или мыслимого) объекта — охавана; состояние транса, характеризующееся резким изменением ментального и эмоционального состояния, — дхьяна; равновесно-сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает свойства гомеостатической системы (необратимости психических процессов), — самадхи. На основе идей и понятий Й. развилась особая система анатомо-физиологических представлений о циркуляции жизненной энергии в организме (кундалини-шакти) и о концентрации её в функционально важных центрах тела (чакра). Особое развитие Й. получила в тантристских сектах и школах индуизма, а также в буддизме махаяны.

2) Одна из шести ортодоксальных систем инд. идеалистической философии, суммарно изложенная в "Й.-сутре" Патанджали (2 в. до н. э. — 2 в. н. э.?). Основная идея — достижение духовного освобождения субъекта (пуруша) за счёт остановки потока психической деятельности и приведения в равновесие основных тенденций индивидуального существования (саттва — уравновешенность, раджас — активность, тамас — инертность). В Й. Патанджали различаются 8 стадий сосредоточения психики, начиная ямой и кончая самадхи. В результате йогические усилия достигается состояние махасамадхи, т. е. неразличения познающего, познаваемого и процесса познания, трактуемое как состояние абсолютной свободы.

3) Й. как форма последовательного умозрения (в веданте), противопоставленного психофизиологическим упражнениям (т. н. хатха-Й.). Эта разновидность Й., получившая наименование раджа-Й., даёт интеллектуальное осмысление всем йогическим действиям, представляя их как особые рефлексивные процедуры по установлению тождества познающего субъекта с абсолютной реальностью.

В новое и новейшее время в Й. получили развитие некоторые тенденции классической индуистской Й., наиболее видными представителями которой явились Вивекананда (идея интегральной Й. — конец 19 в.) и Йогананда (40—50-е гг. 20 в.). Специфически буддийская Й. получила особенное развитие в Тибете и Японии. Опыт психофизиологической практики Й., позволявшей поддерживать жизнеспособность человеческого организма в состоянии крайнего дефицита жизненных средств и в аномальных режимах функционирования нервной, эндокринной и дыхательной систем, изучается современной клинической медициной, экспериментальной психологией и физиологией.

Лит.: Рамачарака, Хатха-Йога, СПБ, 1912; Вивекананда С., Философия Йога, Сосница, 1911; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 296—330; Aurobindo, The synthesis of yoga, N. J., 1950; Coster G., Yoga and western psychology, Oxf., 1949; Dasgupta S., Yoga as philosophy and religion, L., 1924; Eliade М., Patanjali et le Yoga, P., 1962.

Д. Б. Зильберман, А. М. Пятигорский.

Йогачары

Йогачары, виджнянавадины, последователи одной из двух крупнейших (наряду с мадхьямикой) религиозно-философских школ буддизма махаяны. Основные идеи учения Й. появляются в 3 в. н. э. Виднейшими представителями Й. считаются: Асанга (4 в. н. э.) — основные соч. "Йога-чарьябхуми", "Махаяна сампариграха" и "Абхидхармасамуччая" — и Васубандху (5 в. н. э.) — основные соч. "Вьякхьяюкти", "Вимшика", "Трамшика". Расцвет школы относится к 6—8 вв. н. э., когда создаются комментарии на соч. Асанги и Васубандху (труды Стхирамати и Дхармапалы) и когда протекает деятельность крупнейших буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти, соч. которых сохранились главным образом в тибетских, монг. и отчасти кит. переводах.

Конкретизируя общее положение буддизма о единственности реальности и ценности психического бытия личности, Й. развивают идею исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлечённого от всякого содержания. Пребывание в этом сознании, составляющее цель человеческих стремлений, есть бодхи (буквально "просветление"), или нирвана; как средство её достижения у Й. особенно культивировалась йога. Одновременно в школе Й. была распространена концепция алая виджняны ("сокровищницы сознания", буквально "накопленного сознания"), своеобразного всесознания, абсолютного сознания, имеющего природу Будды и выступающего как бы в качестве общей основы для всякого эмпирического, индивидуального сознания.

Й. внесли большой вклад в развитие неаристотелевской логики, создав самостоятельную её отрасль — так называемую буддийскую логику с совершенно оригинальной разработкой проблем дихотомической классификации категорий, построения фигур силлогизма и др.

Лит.: Щербатской Ф. И., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1—2, СПБ, 1903—09; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 534—51; Stcherbatsky Th., Buddhist logic, v. 1—2, Leningrad, 1930—32; Wolff E., Zur Lehre vom Bewußtsein (Vijnanavada) bei den späteren Buddhisten, Hdlb., 1930 (Diss.); Takukasu J., The Essentials of Buddhist philosophy, Honolulu, 1947.

В. П. Лугина.

Йод

Йод, химический элемент; см. Иод.

Йодль Альфред

Йодль (Jodl) Альфред (10.5.1890, Вюрцбург, — 16.10.1946, Нюрнберг), генерал-полковник (1944) немецко-фашистской армии. Участник 1-й мировой войны 1914—18, затем служил на штабных должностях в рейхсвере, был начальником отдела обороны страны. С августа 1939 по май 1945 начальник штаба оперативного руководства вооруженных сил фашистской Германии, главный советник Гитлера по всем оперативно-стратегическим вопросам; в конце войны деятельность его ограничивалась западными театрами войны. 7 мая 1945 по поручению адмирала К. Дёница подписал в Реймсе общую капитуляцию германских вооруженных сил перед западными союзниками. Был привлечён к суду как военный преступник, 1 октября 1946 приговорён Международным военным трибуналом в Нюрнберге к смертной казни и повешен.

Йодль (жанр нар. песен)

Йодль, йодлер (нем. Jodel, Jodler, от jodein — петь с переливами на тирольский лад), жанр народных песен у альпийских горцев (в Австрии, Швейцарии, Южной Баварии), с рефреном в форме вокализа. Последний исполняется в своеобразной манере на одних гласных с характерным частым и резким переходом из низкого грудного регистра в головной (фальцет), на широких интервалах и разложенных аккордовых звуках. В низком регистре певец вокализирует на гласных а, о, в высоком — на е, и.

Лит.: Tobler A., Kühreihen oder Kühreigen, Jodel und Jodellied in Appenzell, Z., 1891.

Йожа Бела

Йожа (Józsa) Бела (1898, с. Хадиш, бывший уезд Одорхей, — 22.11.1943, г. Сомеш), деятель румынского рабочего движения. В 1919—24 сначала руководил профсоюзом лесорубов в Клуже, затем профсоюзом на судостроительной верфи в Галаце. В 1924—27 работал в организации "Красная помощь" (по оказанию помощи политзаключённым) в Бухаресте. В 1927—40 возглавлял рабочую организацию солидарности в Клуже, являясь член комитета организации Трансильвании и Баната компартии Румынии. Неоднократно подвергался арестам. В 1940—43 секретарь областной партийной организации в Сомеше. Выдан провокатором и зверски замучен хортистской охранкой.

Йожеф Аттила

Йожеф (Jozsef) Аттила (11.4.1905, Будапешт, — 3.12.1937, с. Балатонсарсо), венгерский поэт. Член Коммунистической партии Венгрии с 1930. Сын рабочего. Учился в Сегедском и Венском университетах и в Сорбонне. В первом сборнике Й. "Попрошайка красоты" (1922) заметно подражание Э. Ади, Д. Юхасу, У. Уитмену. Но уже в сборниках "Не я кричу" (1924), "Ни отца, ни матери" (1929), несмотря на известное влияние экспрессионизма и сюрреализма, утверждается собственная вызывающе-гротескная, а порой задушевная лирическая манера. Поэзия Й., в которой появляется напряжённый драматизм, отражает обездоленность рабочего люда и волю к революционной борьбе: сборники "Пни корчуй и не скули" (1931), "Ночь окраины" (1932), "Медвежий танец" (1934). В последнем сборнике Й. "Очень больно" (1936) ожесточённый протест переплетается с подавленностью и отчаянием.

Соч.: Összes versei, [Bdpst], 1966; Összes müvei. 1—4 köt., Bdpst, 1952—67; Irodalom és szocializmus, [Bdpst], 1967; в рус. пер. — Стихотворения, М., 1958; Стихи, М., [1962].

Лит.: Шаргина Л., Аттила Йожеф, в сборнике: Писатели стран народной демократии, М., 1959; Россиянов о., Поэтический образ у Аттилы Йожефа, в сборнике: Поэзия социализма, М., 1969; Szabolcsi М., Fiatal életek indulója, Bdpst, 1963; Forgács L., József Attila esztétikája, Bdpst, 1965; Tötök G., A lira: logika, Bdpst, 1968; Balogh L., Józef Attila, 2 kiad., Bdpst, 1970.

О. К. Россиянов.

Йозгат

Йозгат (Yozgat), город в центральной части Турции; административный центр вилайета Йозгат. 27,8 тыс. жителей (1970). Узел автодорог, завод взрывчатых веществ; пивоваренный завод, мельницы. В районе Й. — добыча свинца и марганцевой руды.

Йокаи Мор

Йокаи (Jókai) Мор (18.2.1825, Комаром, — 5.5.1904, Будапешт), венгерский писатель. Родился в семье мелкопоместного дворянина. Первый роман "Будни" (1846) написан в традициях романтизма, с которым связано и дальнейшее творчество Й. С 1847 редактировал прогрессивный журнал "Элеткепек" ("Életképek"). В 1848 с Ш. Петёфи участвовал в революции, но вскоре перешёл на позиции примирения с Габсбургами. В романах "Золотой век Трансильвании" (1852), "Сыновья человека с каменным сердцем" (1869, рус. пер. 1959, одноимённый фильм, 1965) Й. воспел национально-освободительную борьбу. В романах "Венгерский набоб" (1853, одноимённый фильм, 1966), "Золтан Карпати" (1854) и "Новый землевладелец" (1863) отразилось увлечение Й. идеей постепенных реформ. Писатель возлагает надежды на развитие капиталистической экономики — романы "Чёрные алмазы" (1870, рус. пер. 1882), "Золотой человек" (1873, рус. пер. 1882). В позднем творчестве Й. большое место занимают элементы развлекательности, но роман "Узник Раби" (1879) и повесть "Жёлтая роза" (1893, рус. пер. 1956) содержат реалистические черты.

Соч.: Válogatott művei, [1—32 köt.], Bdpst, 1954—62.

Лит.: Кланицаи Т., Саудер Й., Сабольчи М., Краткая история венгерской литературы XI—XX в., пер. с венг., Будапешт, 1962; Sőtér 1., Romantika és realizmus, Bdpst, 1956; Dely Zs., A fiatal Jókai nyelve és stilusa, Bdpst, 1969.

Е. И. Малыхина.

Йоккаити

Йоккаити, Ёккаити, город и порт в Японии, на Ю. острове Хонсю, на берегу залива Исе, в префектуре Миэ. 229,3 тыс. жителей (1970). Один из важнейших центров нефтепереработки и нефтехимии страны (мощный этиленовый комбинат — 300 тыс. т продукции в год). производство хлопчатобумажных тканей, фаянсово-керамических, стекольных изделий. Цветная металлургия (медеплавильный завод), электромашиностроение. ТЭС (660 тыс. квт). Морской курорт.

Йокосука

Йокосука, Екосука, город и порт в Японии, на острове Хонсю, на полуострове Миура. Расположен в 16 км к Ю. от Йокохамы, в префектуре Канагава. 347,6 тыс. жителей (1970). Судостроительная и судоремонтная верфи; сухие доки, морской арсенал. Орудийный завод. Подземные нефтехранилища. ТЭС (мощность 1,2 млн. квт). База китобойной флотилии. Авиационный научно-исследовательский центр, морские учебные заведения, Морской музей. Й. — главная военно-морская база японского военного флота.

Йокохама

Йокохама, Иокогама, город, крупный экономический центр и порт в Японии. Административный центр префектуры Канагава. Расположен на острове Хонсю, на побережье Токийского залива, в 30 км к Ю.-З. от Токио. Вместе со столицей образует городскую агломерацию Кейхин. Площадь города 413 км2. Население 2238,3 тыс. жителей (1970). Важный транспортный узел международного значения. Один из самых крупных торгово-пассажирских портов Дальнего Востока. Общая длина причалов 14 км, крупнейшие — Синко, Осанбаси и Мидзухо. По переработке портовых грузов Й. занимает второе место в стране. Промышленный центр в индустриальном районе Канто. Наибольшее развитие из отраслей промышленности получили: судостроение и др. виды машиностроения (главным образом производство подвижного состава, электроэнергетическое машиностроение), чёрная металлургия, нефтехимия. Имеются предприятия атомной промышленности (строится атомная электростанция), военные заводы (в том числе самолётостроительный). Лёгкая и пищевая промышленность (хлопчатобумажная, шёлкомотальные, ткацкие и швейные фабрики), стекольно-керамическое производство.

В городе находятся главные конторы и филиалы крупнейших японских банков, монополистических концернов и торговых фирм. Й. основана в 1858 (до этого на месте современной Й. были расположены 2 небольших селения — Канагава и Й.). В 70-х гг. 19 в. Й. стала одним из важнейших портов Японии (70% внешнеторгового оборота страны). В 1923 большая часть города была уничтожена землетрясением и пожаром. В 1945 Й. подверглась большому разрушению в результате налётов американской авиации.

Йокубонис Гедиминас Альбине

Йокубонис Гедиминас Альбине (р. 8.3.1927, г. Купишкис), советский скульптор, заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1965), член-корреспондент АХ СССР (1967). Учился в Каунасском институте прикладного и декоративного искусства (1946—51) и в Вильнюсе в Художественном институте Литовской ССР (1952) у Ю. Й. Микенаса. Для окрашенных национально-романтическим пафосом монументальных и станковых работ Й. характерны смелая обобщенность форм, энергичная выявленность пластической структуры объёма. Произведения: "Председатель колхоза" (бронза, 1957), портрет Й. Янулёниса (гранит, 1962) — оба в Художественном музее Литовской ССР, Вильнюс; памятник жертвам фашизма в деревне Пирчюпис (гранит, 1960, Ленинская премия, 1963; архитектор В. П. Габрюнас), портрет Ю. Веножинскиса (гранит, 1964), памятник В. И. Ленину на площади Ильича в Москве (бронза, гранит, 1967, архитектор В. А. Чеканаускас). Илл. см. также при ст. Литовская ССР.

Лит.: Budrys St., Gediminas Jokubonis, Vilnius, 1963.

Йом

Йом, река в Таиланде, одна из составляющих р. Менам-Чао-Прая. Истоки на С. Таиланда в пределах нагорья Фипаннам, протекает по Менамской низменности. Длина около 500 км. Летнее половодье, муссонный режим. Лесосплав. Используется для орошения.

Йомены

Йомены, йоменри (Yeomen, Yeomanry), крестьяне в Англии 14—18 вв., которые вели самостоятельное хозяйство на земле, являвшейся их традиционным наследственным держанием. Термин "Й." отличался известной неопределённостью. Изначально ядро Й. составляли свободные крестьяне-фригольдеры средневекового манора (см. Фригольд). С разложением манориальной системы преобладающая часть бывших крепостных приблизилась по своему фактическому положению к мелким фригольдерам, пополнив ряды йоменри. В условиях дальнейшего развития товарно-денежных отношений слой йоменри стал размываться, поляризуясь на зажиточную верхушку и деревенскую бедноту Тем не менее вплоть до середины 17 в. Й. составляли основную массу английского крестьянства. Во время английской буржуазной революции 17 в. они (вместе с плебейским элементом городов) сыграли решающую роль в ликвидации феодально-абсолютистского режима, однако были лишены плодов победы. Дальнейшее развитие капиталистических отношений привело в столетие, следовавшее за революцией, к почти полному исчезновению Й. с исторической арены.

М. А. Барг.