Иоан Водэ Грозный

Иоан Водэ Грозный (год рождения неизвестен — умер 14.6.1574), молдавский господарь с 1572; см. Иван Лютый.

Иоанн II Добрый

Иоанн II Добрый (Jean II le Bon) (16.4.1319, замок Ге-де-Молюи, близ Манса, — 8.4.1364, Лондон), французский король (с 1350) из династии Валуа. Правил в период Столетней войны. После поражения французских войск при Креси (1346) военное и финансовое положение Франции было очень тяжёлым; ради получения денег для ведения военных действий И. II созвал в 1355 Генеральные штаты, которые согласились на субсидии лишь при условии их контроля над расходами. Однако удалось получить только часть необходимых денег. В битве при Пуатье (1356) войска И. II потерпели поражение от английских войск, а сам И. II попал в плен; в 1357 был перевезён в Лондон. В 1359 И. II подписал Лондонский договор, по которому уступал англичанам половину своего королевства и обещал выкуп в 4 млн. золотых экю (договор был дезавуирован правившим в отсутствие И. II дофином Карлом). После подписания мира в Бретиньи на условиях последующей уплаты выкупа в 3 млн. золотых экю И. II в декабре 1360 вернулся в Париж. Однако ввиду неуплаты выкупа полностью и бегства из Англии заложника (сына И. II) возвратился в 1364 в Лондон, где вскоре умер.

Иоанн XXIII

Иоанн XXIII (Joannes), в миру — Анджело Джузеппе Ронкалли (Angelo Giuseppe Roncalli) (25.11.1881, Сотто-иль-Монте, Бергамо, — 3.6.1963, Ватикан), папа римский, избран в 1958. В 1925—53 представитель Ватикана в ряде стран. В 1953—58 патриарх Венеции. В сане кардинала с 1953. И. XXIII начал проводить новый курс ватиканской политики, направленный на приспособление католической церкви к изменившимся в мире условиям. Выступал за мирное сосуществование государств с различным общественным строем, за разоружение и мирное решение спорных международных вопросов. В целях принятия католической церковью нового курса и укрепления её позиций созвал (в 1962) 2-й Ватиканский собор.

Иоанн Безземельный

Иоанн Безземельный (John Lackland) (24.12.1167, Оксфорд, — 19.10.1216, Ньюарк), английский король (с 1199) из династии Плантагенетов. Младший сын Генриха II (прозван "Безземельным" потому, что, в отличие от старших братьев, не получил владений во Франции). В результате неудачной войны с Францией 1202—04 потерял значительную часть английских владений на континенте. В 1207 вступил в открытый конфликт с римским папой Иннокентием III из-за своего отказа признать назначенного папой нового архиепископа кентерберийского. После того как Иннокентий III наложил на Англию интердикт (1208), а затем низложил И. Б. (1209), последний в 1213 полностью покорился папе, признав себя его вассалом. Фискальный и политический нажим И. Б. на крупных феодалов — баронов, сопровождавшийся откровенным произволом, а также его неудачи во внешней политике вызвали в Англии в 1215 восстание баронов, которое было поддержано рыцарями и горожанами, недовольными резким увеличением налогов. И. Б. был вынужден подписать Великую хартию вольностей. После отказа И. Б. соблюдать хартию бароны в 1216 начали против него войну, во время которой он умер.

Лит.: Петрушевский Д. М., Очерки из истории английского государства и общества в средние века, 4 изд., М., 1937; Пти-Дютайн Ш., Феодальная монархия во Франции и в Англии Х—XIII вв., пер. с франц., М., 1938.

Е. В. Гутнова.

Иоанн Бесстрашный

Иоанн Бесстрашный (Jean sans Peur) (28.5.1371, Дижон, — 10.9.1419, Монтро), герцог Бургундии с 1404. Глава феодальной группировки бургиньонов, И. Б. в правление слабоумного короля Франции Карла VI (1380—1422), борясь за власть, организовал в 1407 убийство своего соперника — герцога Людовика Орлеанского, возглавлявшего арманьяков (см. Арманьяки и бургиньоны), после чего захватил руководящую роль в правлении Францией. Пытался использовать в борьбе с арманьяками движение кабошьенов, но в решающий момент предал его. В 1413 был оттеснён от власти арманьяками. В возобновившейся Столетней войне И. Б. вступил в тайный союз (октябрь 1416) с английским королём Генрихом V. И. Б. после взятия им Парижа в 1419, испугавшись военных успехов англичан, угрожавших Парижу, стал искать сближения с французским королём. Во время переговоров с дофином (впоследствии король Карл VII) был убит его приверженцем.

Лит.: Pocquet du Haut-Jussé В.-A., La France gouvernée par Jean sans Peur, P., 1959; David Н., Du nouveau sur Jean sans Peur, Dijon, 1959; Vaughan R., John the Fearless, L., 1966.

Иоанн Богослов

Иоанн Богослов, в новозаветных легендах один из апостолов, ученик Иисуса Христа; сын галилейского рыбака Зеведея. По утверждению Папия, епископа Иерапольского (1-я половина 2 в.), И. Б. был убит в 60-х гг. 1 в. Согласно позднейшей христианской традиции, И. Б. дожил до рубежа 1—2 вв. (закончил жизнь в Эфесе). Христианская церковь приписывает И. Б. ряд сочинений, включенных в Новый завет: 4-е евангелие, три послания и Апокалипсис (в действительности являющихся сочинениями различных авторов).

Иоанн Воротнеци

Иоанн Воротнеци (1315—1386), армянский философ, педагог и церковно-политический деятель; см. Ованес Воротнеци.

Иоанн Дамаскин

Иоанн Дамаскин (Ioánnes Damaskenós) (р. около 675, Дамаск — ум. до 753) византийский богослов, философ и поэт. Родился в христианской арабской семье. Получил энциклопедическое образование в греческом духе. По-видимому, был приближённым халифа; затем стал монахом (до 700). Выступал как ведущий идейный противник иконоборчества.

И. Д. — завершитель и систематизатор греческой патристики. К новизне идей и оригинальности теорий он не стремился, верный своему девизу: "Я не скажу ничего от себя". Всесторонность познаний И. Д. позволила ему соединить разнородный идейный материал в единую замкнутую систему. Решая задачу упорядочения наук под эгидой церковной догмы и на основе аристотелевской логики, И. Д. создал основы схоластического метода (см. Схоластика), позднее получившего развитие у средневековых теологов Запада, учившихся у И. Д. Главное сочинение И. Д. — "Источник знания"; это компендиум философских и богословских сведений, предвосхищающий "суммы" западных схоластов; латинский перевод его третьей части, осуществленный в середине 12 в., оказал влияние на Петра Ломбардского, Альберта Великого, Фому Аквинского. Сочинения И. Д. получили распространение также в восточно-христианских странах: Грузии, Древней Руси и др. Высказываемая И. Д.мысль о подчинённом положении философии по отношению к теологии повлияла на дальнейшее формулирование этого тезиса в западной схоластике (прежде всего у Петра Дамиани).

В историю литературы И. Д. вошёл как выдающийся поэт, создавший ряд знаменитых церковных песнопений. В литургической лирике он реставрирует античную просодию, доводит до необычайной усложнённости архитектонику канона, дополняя её хитроумными акростихами и превращая как бы в кристаллическую структуру, действующую на воображение своей продуманностью и стройностью. Наряду с этим он способен на выражение простого и сердечного чувства (например, в погребальном гимне "Какая сладость в жизни сей..."), Принадлежность И. Д. романа "Варлаам и Иоасаф" является спорной.

Соч.: Opera omnia, t. 1—3 P., 1860 (Patrologiae cursus completus, ser. graeca, accur. J.—P. Migne, t. 94—96); Schriften, Bd 1 —, В., 1969 —; в рус. пер. — Полн. собр. творений, т. 1, СПБ, 1913; в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 621—26; Памятники византийской литературы IV—IX веков, М., 1968, с. 270—80.

С. С. Аверинцев.

Иоанн Драсханакертци

Иоанн Драсханакертци, Иоаннес (889—931), армянский историк; см. Ованес Драсханакертци.

Иоанн Дунс Скот

Иоанн Дунс Скот (Joannes Duns Scotus) (около 1266, Макстон, Шотландия, — 8.11.1308, Кельн), средневековый философ-схоласт; монах-францисканец. Учился в Оксфорде и Париже. Преподавал в университетах Оксфорда, Парижа, Кёльна и других городов. Крупнейший представитель францисканского направления в схоластике. Учение И. Д. С. противостоит доминиканской схоластике, нашедшей законченное выражение в системе Фомы Аквинского. Критикуя последнего, И. Д. С. ставит во главу угла не интеллект, а волю, не умственное созерцание бога, а единение с ним через акт воли. Теология для И. Д. С. — прежде всего "практическая мудрость", необходимая для "врачевания духа". И. Д. С. считал невозможным и ненужным построение завершенной философско-теологической системы, в частности рационально разработанной этики: человеческие действия определяются в зависимости от того, соответствуют ли они божьей воле; то, что противоречит ей и не исходит от любви, есть грех. В онтологии для И. Д. С. характернопередвижение акцента от абстрактно-всеобщего бытия к бытию индивидуальному как наиболее совершенному. И. Д. С. вводит специальное понятие, характеризующее не класс предметов, а данную единичную, "эту" вещь (haec ceitas).

Учение И. Д. С. выразило собой глубокий мировоззренческий кризис средневековой культуры. Не будучи замкнутой системой, оно открывало широкие возможности для творчества не столько на путях интеллектуальных построений, сколько на путях мистики. Из идей И. Д. С. в определенной мере исходили У. Оккам и оккамисты.

Соч.: Opera omnia..., v. 1—Civitas Vaticana, 1950; в рус. пер., в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2, М., 1969,с. 877—890.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 474—76; Штёкль А., История средневековой философии, пер. [с нем.], М., 1912, гл. 6; Harris C. R. S., Duns Scotus, v. 1—2, L.—Oxf., 1927; Gilson Е., Joan Duns Scot, P., 1952; Copleston Fr. Ch., History of philosophy, v. 2, Oxf., 1965.

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст (Ioánnes Chrysóstomos) (между 344 и 354, Антиохия — 14.9.407, около Команы, Понт), константинопольский патриарх (с 398), видный идеолог восточно-христианской церкви. Получил образование в школе языческого ритора Ливания (Антиохия). Блестящий оратор (отсюда его прозвище, с 6 в.), автор многих проповедей, панегириков, псалмов, комментариев к Библии. В проповедях ярко рисует общественную и религиозную жизнь своего времени. И. З. активно выступал против военного засилья готов в Константинополе и соответственно против арианства. Способствовал изгнанию готов из Константинополя в 400. Хотя И. З. не призывал к реформе общественного строя (в частности, к отмене рабства) и субъективно стремился к укреплению позиций господствующего класса и церкви, его критика пороков высших слоев общества (роскоши императорского двора, развращенности высшего духовенства и т. п.) вызвала недовольство константинопольского правительства; И. З. был низложен в 403, затем возвращённый на патриарший престол, вновь был низложен в 404 и сослан в Кукуз (Малая Армения). Причислен христианской церковью к лику святых. Ему ошибочно приписывается православной церковью литургия (так называемая литургия И. З.).

Соч.: Opera omnia, t. 1—13, P., 1858—60 (Patrlogiae cursus completus, ser. graeca, accur J.—P. Migne, t. 47—64); в рус. пер. — Творения свыше отца нашего Иоанна Златоуста..., т. 1—12, СПБ, 1895—1906.

Лит.: Курбатов Г. Л., Классовая сущность учения Иоанна Златоуста, "Ежегодник музея истории религии и атеизма", 1958, в. 2; Baur Ch., Der heilige Johanes Chrysostomus und seine Zeit, Bd 1—2, Münch., 1929—30.

Иоанн Зонара

Иоанн Зонара (loánnes Zonarás) (год рождения неизвестен — умер после 1159?), византийский хронист, церковный писатель. Видный сановник при дворе императора Алексея I Комнина. Выражая интересы высшей столичной знати, находился в оппозиции к Комнинам. Автор всемирно-исторической хроники от "сотворения мира" до 1118 (представляющей собой в основном пересказ античных и средневековых авторов; оригинальные сведения сообщает лишь по истории Византии рубежа 11—12 вв.). И. З. составил также комментированный сборник канонического права, толковый словарь; писал церковные стихи.

Соч.: Epitomae historiarum.v. 1—6 Lipsiae, 1868—75; Epitomae historiarum libri XIII—XVIII, т. 3, Bonnae, 1897.

Иоанн, Иван

Иоанн, Иван, древнерусский зодчий 12 в. Построенный И. (до 1159) Спасский собор Спасо-Евфросиниевского монастыря (ныне в черте Полоцка) — наиболее совершенное произведение полоцкого зодчества 12 в. И. впервые в древнерусском зодчестве отступил от обычных до того решений крестово-купольного здания: приподнял основание барабана, выступающее над центральным кубом храма своими трёхлопастными закомарами, понизил апсиду и западный притвор, благодаря чему композиция приобрела башнеобразный характер и напряжённую динамику. И. приписывают также авторство двух церквей в полоцком Бельчицком монастыре (обе 1-й половины 12 в., в руинах). Илл. см. в ст. Полоцк.

Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 3, М.—Л., 1966, с. 585—87.

Иоанн Имастасер

Иоанн Имастасер (р. около 1045/55 — ум. 1129), армянский учёный, философ и богослов, см. Ованес Имастасер.

Иоанн (императоры Византии)

Иоанн (loánnes) в Византии. Наиболее значительны: И. I Цимисхий (около 925, Иераполис, — 10.1.976, Константинополь), император Византийской империи с 969. Знатного малоазийского (армянского) рода Куркуасов. Захватив престол в результате аристократического переворота, пошёл на ряд уступок византийской церкви, в частности отменил антицерковное законодательство Никифора II Фоки. И. I удалось вытеснить из Болгарии отряды киевского князя Святослава (971) и подчинить северо-восточную Болгарию; в 974—975 византийскими войсками была занята Тивериада и другие сирийские города. И. I подавил мятежи византийской феодальной знати, возглавлявшейся Фоками.

Лит.: История Византии, т. 2, М., 1967, гл. 7—8.

И. I I Комнин (13.9.1087, Константинополь, — 1143, Киликия), император Византийской империи с 1118. Из династии Комнинов. Опирался на феодальную знать и главным образом на обширный род Комнинов и их вассалов. И. II удалось одержать победы над печенегами (1122), сербами (около 1124), венграми (1129), сельджуками (1135), разгромить Киликийскую Армению (около 1136) и подчинить Антиохию (1137). Правительством И. II была проведена реформа флота, направленная на централизацию его управления.

Лит.: История Византии, т. 2, М., 1967, гл. 12—13; Chalandon F., Les Comnéne, t. 2, P., 1912.

И. III Дука Ватац (1193, Дидимотика, Фракия, — 3.11.1254, Нимфей), император Никейской империи с 1222. В борьбе с Латинской империей опирался на горожан и свободное крестьянство горных областей Малой Азии. К 1225 отвоевал у латинян почти все владения в Малой Азии, острова Самос, Лесбос и др., в 1235 утвердился во Фракии, вступив в союз с болгарским царём Иваном II Асенем. В 1242 верховную власть И. III признали Фессалоники, а в декабре 1246 он вступил в город, не оказавший ему никакого сопротивления. В 1252 И. III вынудил к вассальной зависимости правителя Эпира, который уступил ему западно-македонские земли и албанский Кройю. При И. III Никейская империя стала сильнейшим государством в бассейне Эгейского моря.

Лит.: История Византии, т. 3, М., 1967, гл. 3—4.

И. VI Кантакузин (около 1293, Константинополь, — 15.6.1383, Мистра), император Византийской империи в 1341—54. В правление Андроника III Палеолога (1328—41), будучи великим доместиком (главнокомандующим императорских войск), сосредоточил в своих руках всю полноту власти; проводил политику в интересах провинциальной знати. После смерти Андроника III стал в 1341 регентом малолетнего Иоанна V Палеолога. В том же году возглавил мятеж против Иоанна V; в октябре 1341 феодальные магнаты провозгласили его императором. В 1347 И. VI овладел Константинополем. Иоанн V номинально был объявлен соправителем И. VI. В 1349 И. VI подавил восстание зилотов. Внутренняя и внешняя политика И. VI была враждебна интересам городских ремесленников, купцов, предпринимателей. В борьбе с политическими противниками И. VI опирался на турок-османов и позволил им укрепиться на европейском берегу. Всеобщее недовольство правлением И. VI вынудило его отречься от престола и в 1355 постричься в монахи. Написанная им в монастыре "История", охватывающая события 1320—56, хотя и тенденциозна (И. VI стремится оправдать свою политику), является одним из лучших исторических поздневизантийских памятников: автор её, стоявший в центре событий, отличается наблюдательностью; "История" основана на документах, содержит большой фактический материал.

Соч.: Historiarum libri IV, v. 1—3, Bonnae, 1828—32.

Лит.: История Византии, т. 3, М., 1967, гл. 9.

Г. Г. Литаврин.

Иоаннисян Абгар Рубенович

Иоаннисян Абгар Рубенович [р. 30.5(12.6).1908, Тбилиси], советский историк, академик АН Армянской ССР (1947). Член КПСС с 1944. В 1938—46 проректор Ереванского университета, в 1947—53 директор Института истории АН Армянской ССР, в 1949—60 академик-секретарь Отделения общественных наук АН Армянской ССР, в 1960—63 и с 1967 вице-президент АН Армянской ССР. Основные труды по истории утопического социализма, освободительных движений армянского народа и присоединения Закавказья к России. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Генезис общественного идеала Фурье, М.—Л., 1939; Иосиф Эмин, Ер., 1945; Россия и армянское освободительное движение в 80-х гг. XVIII ст., Ер., 1947; Присоединение Закавказья к России и международные отношения в начале XIX ст., Ер., 1958; Шарль Фурье, М., 1958; Коммунистические идеи в годы Великой Французской революции, М., 1966.

Иоаннисян Ашот Гарегинович

Иоаннисян Ашот Гарегинович [р. 5(17).6.1887, Шуша, Азербайджан], советский историк, академик АН Армянской ССР (1960). Член Коммунистической партии с 1906. Активный участник революционного движения в Закавказье. Профессор Лазаревского института в Москве (1918—19), Ереванского университета (1921—26), Института национальностей СССР (1929—34). В 1920—21 нарком просвещения Армении, в 1922—27 первый секретарь ЦК КП(б) Армении. В 1936—37 заместитель директора Института истории АН СССР, с 1954 старший научный сотрудник этого института. Основные труды по истории общественных движений и политической мысли армянского народа ("Налбандян и его время", т. 1—2, 1955—1956; "Очерки истории армянской освободительной мысли", кн. 1—2, 1957—59).

Иоаннисян Иоаннес Мкртичевич

Иоаннисян Иоаннес Мкртичевич [14(26).4.1864, Вагаршапат, — 29.9.1929, Ереван], армянский поэт. Родился в семье крестьянина. Учился в Лазаревском институте в Москве. В 1888 окончил историко-филологический факультет Московского университета. До 1912 был учителем. И. приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию, принял участие в строительстве новой жизни, работал в Законодательной комиссии при Совнаркоме Армянской ССР (с 1922). Поэт выпустил три сборника "Стихотворения" (1887, 1908, 1912). Ранние стихи принадлежат к лучшим образцам армянской гражданской лирики. И. показал жестокую эксплуатацию крестьянства, тяжёлый труд хлебороба ("Прощайте, солнце и весна", "Ашуг", "Араз", "Алагяз побелел, застылый" и др.). Некоторые его стихи окрашены в трагические тона ("Бывают минуты", "Верю в то, что бессмертен" и др.). Опираясь на народные предания, И. создал классические обработки песен старинных армянских певцов (гусанов), баллады и легенды ("Царь Артавазд", "Рождение Ваагна" и др.), в которых проповедовал освободительские идеи. Творчество И. сыграло большую роль в развитии армянской поэзии, в том числе советской; он проложил путь О. Туманяну и А. Исаакяну. И. — мастер любовной лирики и певец природы. Стихам И. присущи пластическая выразительность, свежесть сравнений и метафор. Переводы из Гомера, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, П. Я. Якубовича, А. Мицкевича, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Г. Гейне и др. поэтов до сих пор являются образцовыми.

Соч.: В рус. пер. — Стихотворения, Ер., 1940; Избранное, М., 1949; Лирика, М., 1963.

Лит.: История армянской советской литературы, М., 1966; Хитарова С., Поэзия Иоаннисяна, М., 1968.

Иоанн Итал

Иоанн Итал (Ioánnes Italós) (2-я половина 11 в.), византийский философ. Ученик Михаила Пселла и его преемник в сане "консула философов". Довёл воспринятое им от учителя тяготение к античному идеалистическому рационализму (прежде всего к платонизму) до прямого конфликта с христианством и церковной ортодоксией. Его учение было по приказу императора Алексея I Комнина рассмотрено на церковном соборе 1082 и предано анафеме. В православном Синодике И. И. было вменено в вину отрицание воплощения бога и принятие платоновской доктрины об идеях, отягощённое признанием предвечности идей и материи (см. А. Ф. Лосев, Очерки античного символизма и мифологии, М., 1930, с. 847—48). Учение И. И. оказало влияние на грузинского мыслителя Иоанэ Петрици.

Соч.: Opuscula selecta, fasc. 1—2, Tphilisiis 1924—26; в рус. пер., в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 627—29.

Лит.: Успенский Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; его же, Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси, "Изв. Русского Археологического института в Константинополе", 1897, т. 2.

С. С. Аверинцев.

Иоанниты

Иоанниты, госпитальеры, члены духовно-рыцарского ордена, основанного в Палестине крестоносцами в начале 12 в. Названы по иерусалимскому госпиталю св. Иоанна (дому для паломников, от лат. hospitalis — странноприимный), в котором после 1-го крестового похода находилась первоначальная резиденция рыцарей — основателей ордена. В 1113 папой был утвержден устав И. Помимо обслуживания крестоносцев и паломников, И. обязаны были исполнять военную службу (которая приобрела особенно большое значение в 13 в.). Они активно участвовали в крестовых походах против мусульманских государств. В 12—13 вв. орден стал крупной военно-политической силой, имел свои подразделения во многих странах Западной Европы, приобрёл обширные земельные владения на Ближнем Востоке и в Западной Европе. После вытеснения крестоносцев с Востока И. в 1291 переселились на Кипр, в начале 14 в. обосновались на о. Родос (отсюда их другое название — родосские рыцари), в 1530 — на о. Мальта (стали называться также Мальтийским орденом). Великая французская революция нанесла удар ордену. В 1798 И. лишились Мальты, а затем и других владений, утратив прежнее значение. В 1834 резиденция И. была перенесена в Рим. В 70-х гг. 20 в. организации И. имеются в ФРГ, Англии, Швейцарии [где находится один из их пропагандистских центров — Рыцарский дом (музей) в Бубиконе, основан в 1936], Швеции и ряде других государств. Орден объединяет около 8 тыс. человек, преимущественно представителей аристократии; в целях расширения влияния ордена с 1961 в соответствии с новым уставом в него допускаются и лица незнатного происхождения. Деятельность И., формально занимающихся религиозной благотворительностью, в действительности носит реакционный политический характер.

Лит.: Заборов М. А., Папство и крестовые походы, М., 1960; Botarelli G., Storia politica e militare del Sovrano Ordine di S. Giovanni di Jerusalemme delto di Malta, v. 1—2, Mil., 1940; Pierredon М., Histoire politique de l’ordre souverain de St. Jean de Jerusalem (ordre de Malte) de 1789 á 1955, 2 éd., t. 1, P., 1956; Cassagnac P., Histoire de l’Ordre souverain de St. Jean de Jérusalem..., P., 1963; Riley-Smith J., The knights of St. John in Jerusalem and Cyprus 1050—1310, L., 1967.

М. А. Заборов.