Ида

Ида, Ипсилоритис, Псилоритис (греч. Íde, Ipseloreítes, Pseloreítes), горный массив в центральной части о. Крит. Сложен известняками. Высота 2456 м. Каменистые склоны покрыты разрежённым покровом из колючих и подушковидных ксероморфных полукустарников, кустарников и жёстких трав.

Идальго Мигель

Идальго, Идальго-и-Костилья (Hidalgo у Costilla) Мигель (8.5.1753, Корралехо, штат Гуанахуато, — 30.7.1811, Чиуауа, штат Чиуауа), национальный герой Мексики, руководитель народного восстания 1810—11, переросшего в войну за независимость Мексики от Испании. Окончил духовную семинарию в Вальядолиде (ныне Морелия), где позднее был преподавателем, а затем ректором. Разжалованный в приходские священники за распространение идей французских энциклопедистов, И. продолжал выступать за независимость страны и улучшение экономического и правового положения индейского населения. 16 сентября 1810 в г. Долорес И. обратился к народу с призывом подняться на освободительную войну ("Клич Долорес") и во главе революционной армии, состоявшей главным образом из крестьян-индейцев, рабочих рудников, пеонов, выступил против испанцев. В ноябре было создано в г. Гвадалахара правительство во главе с И. правительство провозгласило отмену рабства, опубликовало закон о возвращении индейцам общинных земель и о снижении налогов. В январе 1811 революционная армия потерпела поражение. В марте того же года И. был захвачен в плен, предан суду и расстрелян.

Лит.: Альперович М, С., Война за независимость Мексики (1810—1824), М., 1964; Mancisidor J., Hidalgo, Morelos, Guerrero, [2 éd.], Мéх., 1970.

Г. И. Иванов.

Идальго (рыцарство в средневековой Испании)

Идальго (исп. hidalgo), мелкое к среднее рыцарство в средневековой Испании. Термин "И." (первоначально hijo d’algo — сын имеющего нечто) возник в конце 12 в. и окончательно укоренился для обозначения всех лиц рыцарского сословия в 13 и 14 вв. И. были важной военной силой в Реконкисте. Разорение и оскудение И. началось в 15 в. В 16 в. И. активно участвовали в завоевании новооткрытых американских земель. Наличие массы И., обнищавших, но сохранивших сословные предрассудки, присущие рыцарству, — характерная особенность общественной жизни феодальной Испании эпохи её упадка (конца 16 — 17 вв.).

Идальго (штат в Мексике)

Идальго (Hidalgo), штат в центральной части Мексики, на плато Центральная Меса. Площадь 21 тыс. км2. Население 1156 тыс. чел. (1970). Административный центр — г. Пачука. Распространено потребительское земледелие, основные культуры: кукуруза, фасоль, агава, на орошаемых землях (округ Тула) — масличные, овощи, плодовые. Добыча золота и серебра. Машиностроение (Ироло); цветная металлургия (Пачука), пищевая промышленность (Тулансинго).

Идарское белогорье

Идарское белогорье, горный хребет северного склона Восточного Саяна. Расположен в бассейне р. Кан. Высота до 1660 м. Длина около 70 км. На Ю. примыкает к Тукшинскому Белогорью. Преобладает среднегорный рельеф. Сложен главным образом кристаллическими породами. На склонах — кедрово-елово-пихтовая тайга.

Идаятзаде Исмаил Гусейн оглы

Идаятзаде Исмаил Гусейн оглы (19.8.1901, Баку, — 11.11.1951, там же), азербайджанский советский актёр, режиссёр, народный артист Азербайджанской ССР (1938). В 1917 начал сценическую, в 1934 режиссёрскую деятельность. Играл в Азербайджанском государственном театре (ныне им. М. Азизбекова, г. Баку). Роли: Абдул Али бек, Шариф, Саламов ("Севиль","Алмас", "В 1905 году" Джабарлы), Гаджи Кара ("Гаджи Кара" Ахундова), Шмага ("Без вины виноватые" Островского), Швандя ("Любовь Яровая" Тренева) и др. Среди постановок: "Сиявуш" Джавида (1934), "Шах-наме" Джанана (1936), "В 1905 году" (1937), "Невеста огня" (1939) Джабарлы, "Гачах Наби" Рустама (1940). С 1938 главный режиссёр Азербайджанского театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова постановщик, спектаклей: "Кёр-оглы" (1937), "Аршин мал алан" (1938) Гаджибекова, "Девичья башня" (1940), "Низами" (1948) Бадал-бейли, "Ануш" Тиграняна (1941), "Хосров и Ширин" Ниязи (1942), "Вэтэн" ("Родина") Караева (1945), "Кармен" Бизе (1946) и др. Отмеченные неповторимым своеобразием сценические образы и монументальные, ярко театральные спектакли И. — значительный этап в развитии национального актёрского искусства и режиссуры. Депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР 1-го созыва. Награжден 2 орденами.

Лит.: Чэфэров Ч., Халг артисти Исмаjыл, hидаjэтзадэ, Бакы, 1956.

Идеал (алгебраич. понятие)

Идеал (математический), одно из основных алгебраических понятий. Возникнув первоначально в связи с изучением алгебраических иррациональных чисел, И. нашли впоследствии многочисленные применения в других отделах математики.

Известно, что всякое целое (рациональное) число можно разложить в произведение простых множителей; например, 60 = 2 · 2 · 3 · 5, причём разложение единственно с точностью до порядка и знака множителей:

В 19 в. математики столкнулись с необходимостью разлагать на множители числа более общей природы. Если, например, рассматривать числа вида

где m и n — любые целые (рациональные) числа, то так же, как и для обычных целых чисел, здесь каждое число всегда можно разложить в произведение далее неразложимых множителей. Однако в этом случае нарушается единственность разложения. Так, число 9 (которое получается, если считать m = 9, n = 0) допускает здесь два различных разложения:

причем ни один из множителей

дальше разложить в произведение чисел вида

нельзя. Нарушения привычных законов единственности разложения не будет, если свойство делимости связывать не с числами, а с И. В современной алгебре И. вводятся в произвольных кольцах. В случае числовых колец (таковым является, например, рассмотренная выше совокупность чисел вида

И. называются также идеальными числами. И. — это совокупность чисел, принадлежащих данному числовому кольцу (а в случае произвольного кольца — совокупность его элементов), обладающая следующими свойствами: 1) сумма и разность двух чисел (элементов) совокупности принадлежит этой совокупности; 2) произведение числа (элемента) из этой совокупности на любое другое число (на любой другой элемент) кольца также принадлежит этой совокупности. Затем рассматривают вместо чисел соответствующие им И.; так, например, числу 9 соответствует И. p = (9), состоящий из всех чисел, делящихся на 9.

Числовые понятия, связанные с делимостью чисел, переносятся на И.: один И. делится на другой, если любой элемент первого лежит также и во втором (для чисел это эквивалентно тому, что любое число первого И. делится хотя бы на одно число второго); произведение И. определяется как наименьший И., содержащий всевозможные попарные произведения элементов из обоих идеалов-множителей; наибольший общий делитель двух И. — наименьший И., содержащий элементы как первого, так и второго И., и др. В совокупности целых чисел любой И. состоит из кратных какого-либо фиксированного числа: любой И. является главным. В общем случае, уже для алгебраических иррациональных чисел, не всякий И. является главным. Делимость на главный И. эквивалентна делимости на соответствующее этому И. число. Благодаря наличию не главных И. для целых алгебраических чисел остаётся справедливой теорема о том, что любой И. единственным образом разлагается в произведение неразложимых далее И. Эти неразложимые И., называются также простыми И., выполняют роль простых чисел и характеризуются тем, что обязательно содержат хотя бы один из множителей, если они содержат их произведение. Так, в рассмотренном выше примере

(3) = p1 p2,

где

и

— новые И., например И. p1, являющийся наибольшим общим делителем И.

состоит из всех чисел вида

где k и l — любые целые рациональные числа.

Понятие "И." (или в первоначальной терминологии "идеального числа") было введено в 1847 для одного частного случая числовых полей немецким математиком Э. Куммером. Строгое и полное обоснование теории И. для любых числовых полей дали независимо друг от друга немецкий математик Р. Дедекинд в 1871 и русский математик Е. И. Золотарев в 1877. Новое содержание теория И. получила в середине 20 в. в связи с развитием общей теории колец.

Лит.: Ван-дер-Варден Б. Л., Современная алгебра, пер. с нем., 2 изд., ч. 1—2, М.—Л., 1947.

Идеализация (математич.)

Идеализация, процесс идеализации, мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Процесс И. характеризуется отвлечением от свойств и отношений, необходимо присущих предметам реальной действительности и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. Примером понятия, являющегося результатом И., может быть "точка": невозможно найти в реальном мире объект, представляющий собой точку, то есть объект, который не имел бы измерения. Аналогичный характер имеют понятия "прямая линия", "окружность", "абсолютно чёрное тело", "инерция". О понятиях, являющихся результатом И. (их часто называют просто идеализациями), говорят, что в них мыслятся идеализированные (или идеальные) объекты. Образовав с помощью И. понятие о данном объекте, можно в дальнейшем оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующей вещью. И. позволяет строго формулировать законы, строить абстрактные схемы реальных процессов для более глубокого их понимания; в этом смысле метод моделирования неотделим от И.

Признаком научной И., отличающим её от бесплодной фантазии, является то, что порожденные в ней идеализированные объекты в определённых условиях находят истолкование в терминах неидеализированных (реальных) объектов. Именно практика (включая практику систематических научных наблюдений и экспериментов) подтверждает правомерность тех отвлечений, которые порождают понятия об идеализированных абстрактных объектах и служит критерием плодотворности И. в познании.

Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961.

Б. В. Бирюков.

Идеализация (представление лучшим)

Идеализация (франц. idéalisation, от idéal — идеал), представление кого- или чего-либо лучшим, более совершенным, чем он или оно есть в действительности; наделение качествами, соответствующими идеалу.

Идеализм

Идеализм (франц. idéalisme, от греч. idéa — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. И., таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя И. возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 в. В 1702 немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист Д. Дидро назвал И. "...самой абсурдной из всех систем" (Избранные соч., т. 1, М. — Л., 1926, с. 28).

Философский термин "И." не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом "идеалист", которое происходит от слова "идеал" и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле "И." также и в этической области обозначает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философии материализма.

При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его главные формы: И. объективный и субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

С исторической предшественницей объективного И. мы встречаемся уже в религиозно-художественных образах древнеиндийской Упанишад (материальный мир — покрывало Майи, за которым скрывается истинная реальность божественного первоначала, Брахмана). В концептуальной форме объективный И. получил первое законченное выражение в философии Платона. В средневековой философии его представлял схоластический реализм, в новое время его крупнейшие представители — Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 в. Дж. Беркли и Д. Юма.

Наличие двух главных форм И. не исчерпывает многообразия различных версий идеалистических философских систем. В пределах этих двух форм в истории философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология — см. Монада, плюрализм), как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический Эмпиризм и сенсуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное "свободное" начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).

Поскольку идеалистическое или материалистическое решение основного вопроса философии являются взаимоисключающими, истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистическое решение, что подтверждается историей науки, рассматриваемой под этим углом зрения, а также развитием общественной практики. Чем же объясняется в таком случае долговечность И., его сохранение в общественном сознании на протяжении тысячелетий? Это обстоятельство имеет свои глубокие корни: гносеологические и социальные. Историческими истоками И. являются присущие мышлению первобытного человека анимизм и антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологическим истоком И. становится сама способность абстрактного мышления. Возможность И. дана уже в первой элементарной абстракции. Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования — необходимые моменты прогресса теоретического мышления. Однако превратное пользование абстракцией влечёт за собой гипостазирование отвлечённых мышлением свойств, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельного существования. Сознание, мышление, величина, форма, добро, красота, мыслимые вне и независимо от материальных предметов и существ, которые ими обладают, равно как и растение "вообще" или человек "вообще", принимаемые за сущности, или идеи, воплощаемые в вещах, — таков тот ложный ход абстрактного мышления, который ведет к И. "Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота voilá (вот — Ред.) гносеологические корни идеализма" (Ленин В. И., Полн. собр. соч.,5 изд., т. 29,с. 322). Эти гносеологические корни И. закрепляются в силу определённых социальных факторов, берущих начало в отделении умственного труда от физического, при котором "...сознание в состоянии эмансипироваться от мира..." (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 30). С формированием рабовладельческого общества И. становится естественноисторической формой сознания для господствующих классов, поскольку умственный труд был первоначально их привилегией.

По своему происхождению и на всех ступенях своего развития И. тесно связан с религией. По сути дела, И. возник как концептуальное, понятийное выражение религиозного миросозерцания и в последующие эпохи служил, как правило, философским оправданием и обоснованием религиозной веры. По словам В. И. Ленина, философский И. есть "...дорога к поповщине..." (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 322).

Многовековая история И. весьма сложна. В самых различных видах на разных этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Основные формы И., получившие дальнейшее развитие в последующей истории философии, возникли уже в Древней Греции. Своего наивысшего расцвета философский И. достиг в немецкой классической философии (конец 18 — 1-я половина 19 вв.), обосновавшей и развившей новую историческую форму рационализма — идеалистическую диалектику. С переходом капитализма в империалистическую стадию доминирующей чертой идеалистической философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими течениями являются: неопозитивизм преимущественно в англосаксонских странах), экзистенциализм (в континентальных западноевропейских странах), феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм (в католических странах).

Современные философы-идеалисты редко признают свою принадлежность к идеалистическому лагерю. "Многие чувствуют что это скорее явление прошлой истории, чем живая школа наших дней..." (Ewing А. С., The idealist tradition, Glencoe, 1957, р. 3). Господствующая в современной идеалистической философии классификация философских учений чаще всего основывается не на противопоставлении материализма — И., а на противопоставлении И. — реализму. Так неотомисты, называя своё учение "реализмом", отличают его и от материализма, и от субъективного И. Другие идеалистические течения претендуют на преодоление обоих противоборствующих направлений при помощи разного рода двусмысленных терминов ("нейтральный монизм", "элементы" и др.). На деле подобные истолкования носят по существу дезориентирующий характер, и все ведущие течения современной буржуазной философии являются фактически различными видами И.

Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн., собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, К вопросу о диалектике, там же, т. 29; его же, Конспект книги Аристотеля "Метафизика", там же; Быховский Б., Нарский И., Соколов В., Идеализм, в кн.: Философская энциклопедия, т. 2, М., 1962; Флоренский П. А., Смысл идеализма, Сергиев Посад, 1914; Черкашин П. П., Гносеологические корни идеализма, М., 1961: Корнфорт М., Наука против идеализма, пер, с англ., М., 1957; Современный субъективный идеализм, М., 1957; Современный объективный идеализм, М., 1963: Ойзерман Т. И., Главные философские направления, М., 1971; Willmann 0., Geschichte des Idealismus, 2 Aufl., Lpz.,1907; Ewing A.C. Idealism, L., 1934.

Б. Э. Быховский.

Идеал (филос.)

Идеал (франц. idéal, от греч. idéa — идея, первообраз), идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природы сообразно И. представляет собой специфически-человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до её фактического осуществления.

Проблема И. была обстоятельно разработана в немецкой классической философии. Наиболее остро она была поставлена И. Кантом в связи с проблемой "внутренней цели". Согласно Канту, явления, не имеющие цели, которая могла бы быть представлена образно, не могут иметь и идеала. Единственным существом, действующим по "внутренней цели", является человек как представитель рода. В животном внутренняя целесообразность осуществляется бессознательно и потому не обретает форму И., особого образа цели. Согласно Канту, И. как воображаемое (достигнутое в воображении) совершенство человеческого рода характеризуется полным и абсолютным преодолением всех противоречий между индивидом и обществом, то есть между индивидами, составляющими "род". Таким образом, осуществление И. совпадало бы с концом истории. В силу этого И., по Канту, принципиально недостижим и представляет собой только "идею" регулятивного порядка. Он указывает скорее направление на цель, чем задаёт образ самой цели, и потому руководит человеком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата. Только в искусстве И. может и должен быть представлен в виде образа — в форме прекрасного. И. науки ("чистого разума") задаётся в виде принципа "запрета противоречия", моральный И. ("практического разума") — в форме категорического императива. Ни там, ни здесь наглядно представить себе состояние, соответствующее И., нельзя, ибо оно неосуществимо в течение сколь угодно длительного, но конечного времени. Поэтому И. и "прекрасное" становятся синонимами, и жизнь И. допускается только в искусстве. Эти идеи Канта получили развитие в соч. Ф. Шиллера, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга и немецких романтиков.

Г. Гегель, остро понявший бессилие кантовского представления об И., развенчал его как абстракцию, выражающую на деле один из моментов развивающейся действительности "духа" (то есть истории духовной культуры человечества) и противопоставленную другой такой же абстракции — "эмпирической действительности", якобы принципиально враждебной И. и несовместимой с ним. И. становится у Гегеля моментом действительности, образом человеческого духа, вечно развивающегося через свои имманентные противоречия, преодолевающего свои собственные порождения, свои "отчуждённые" состояния, а не изначально внешнюю и враждебную ему "эмпирическую действительность". И. науки (научного мышления) поэтому может и должен быть задан в виде системы логики, а И. практического разума — в виде образа разумно устроенного государства, а не в виде формальных и принципиально неосуществимых абстрактных императивных требований, обращенных к индивиду. И. как таковой поэтому всегда конкретен, и он постепенно реализуется в истории. Любая достигнутая ступень развития предстаёт с этой точки зрения как частично реализованный И., как фаза подчинения эмпирии власти мышления, силе идеи, творческой мощи понятия, — то есть коллективного разума объединённых вокруг идей людей. В виде И. всегда оформляется образ конкретной цели деятельности "рода", то есть человечества на данной ступени его интеллектуального и нравственного развития. В составе И. действительно представляются разрешенными главные, наиболее острые и окончательно назревшие всеобщие противоречия. "Дух" всегда осуществляет наличные проблемы, а не абстрактно-формальную цель "абсолютного совершенства", представляемого как неподвижное и лишённое жизни (стало быть и противоречий) состояние.

Поскольку И. определяется Гегелем в духе традиций немецкой классической философии как наглядно созерцаемый образ цели, дальнейшая разработка проблемы И. переходит у него в эстетику, в систему определений "прекрасного". Осуществление И. как "прекрасного" относится Гегелем, однако, к прошлому — к эпохе античного "царства прекрасной индивидуальности". Это связано с тем, что Гегель считает буржуазное (идеализированное им) развитие культуры завершением социальной истории людей. Теоретически увековечивая капиталистическое разделение труда, Гегель считает романтической мечтой, то есть реакционным идеалом, идею всестороннего и целостного развития индивида. Но без этого идея "прекрасной индивидуальности" становится немыслимой даже чисто теоретически. Поэтому "прекрасное" (а тем самым и И. как таковой) оказывается у Гегеля скорее образом прошлого человеческой культуры, нежели образом её будущего.

Подвергнув критике идеализм Гегеля, марксизм-ленинизм материалистически переработал диалектические идеи Гегеля относительно И., его состава, его роли в жизни общества и возможностей его конкретной реализации. Понимая под И. образ цели деятельности объединённых вокруг общей задачи людей, К. Маркс и Ф. Энгельс главное внимание обратили на исследование реальных условий жизни основных классов современного им (буржуазного) общества, на анализ тех реальных всеобщих потребностей, которые побуждают эти классы к деятельности и преломляются в их сознании в форме И. Идеал был впервые понят с точки зрения отражения противоречий развивающейся социальной действительности в головах людей, находящихся в тисках этих противоречий. В виде И. в сознании всегда своеобразно отражается противоречивая социально-историческая ситуация, чреватая назревшими, но не удовлетворяемыми потребностями более или менее широких масс людей, общественных классов, групп. В виде И. эти группы людей и создают для себя образ такой действительности, в рамках которого наличные, гнетущие их противоречия представляются преодоленными, "снятыми", и действительность изображена "очищенной" от этих противоречий, свободной от них. Это не значит, что в виде И. следует представлять себе грядущее состояние лишённым каких бы то ни было противоречий развития. В И. идеально разрешаются наличные, конкретно-исторические по существу и по происхождению, противоречия и поэтому И. выступает как активная, организующая сознание людей сила, объединяющая их вокруг решения вполне определённых, конкретных, исторически назревших задач.

Классы, реализующие прогресс всего общества, формируют соответственно прогрессивные И., собирающие под свои знамена всех активных людей, ищущих выхода из кризисных ситуаций. Таковыми были, например, И. Великой французской революции. Таковыми являются в современную эпоху И. Великой Октябрьской социалистической революции. В наши дни единственной системой идей, представляющей прогрессивный И., является коммунистическое мировоззрение, и именно потому, что оно указывает людям единственно возможный выход в будущее из тупика неразрешимых при капитализме противоречий: построение коммунизма, в условиях которого осуществляется свободное и всестороннее развитие личности.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Критика Готской программы, там же, т. 19; Кант И., Критика эстетической способности суждения, Соч., т. 5, М., 1965; Шиллер Ф., Письма об эстетическом воспитании. Собр. соч., т. 6, М., 1957; Гегель Г. В. Ф., Наука логики, т. 1—2, Собр. соч., т. 5—6, М., 1937—39; его же, Эстетика, т. 1—3, М., 1968—72; Дебольский Н. Г., Об эстетическом идеале, "Вопросы философии и психологии", 1900, кн. 55, с. 759—816; Лифшиц М. А., И. И. Винкельман и три эпохи буржуазного мировоззрения, в сборнике: Вопросы искусства и философии, М., 1935; Муриан В. М., Эстетический идеал, М., 1966; Ильенков Э. В., Об идолах и идеалах, М., 1968; Schliesinger A., Der Begriff des Ideals, Lpz., 1908: Tsanoff R. A., Moral ideals of our civilization, N. Y., 1942; Bertin G. M., L’ideale estetico, Varese-Mil., 1949.

Э. В. Ильенков.

Идеальная жидкость

Идеальная жидкость, воображаемая жидкость, лишённая вязкости и теплопроводности. В И. ж. отсутствует внутреннее трение, то есть нет касательных напряжений между двумя соседними слоями. Такая идеализация допустима во многих случаях течения, рассматриваемых гидроаэромеханикой, и даёт хорошее описание реальных течений жидкостей и газов на достаточном удалении от омываемых твёрдых поверхностей и поверхностей раздела с неподвижной средой. Математическое описание течений И. ж. позволяет найти теоретическое решение ряда задач о движении жидкостей и газов в каналах различной формы, при истечении струй и при обтекании тел.

Идеальное

Идеальное, 1) нечто существующее не в действительности, а только в сознании; способ бытия предмета, отражённого в сознании; в этом плане И. обычно противопоставляется реальному; 2) результат процесса идеализации — абстрактный объект, который не может быть дан в опыте, например идеальный газ, точка, абсолютно чёрное тело; 3) нечто совершенное, соответствующее идеалу.

Многообразные концепции И. тяготеют к двум полюсам: материализму и идеализму. Идеализм трактует И. как самодовлеющее начало, которое находится вне материального мира, и не может быть выведено из материи и объяснено с её помощью. В различных системах идеалистического мировоззрения И. истолковывается в виде изначальных нематериальных сущностей — "идей" как прообразов всех вещей (объективный идеализм платоновского типа), в виде деятельности абсолютного духа или мирового разума (объективный идеализм гегелевского типа), в виде особой субстанции наряду с материальной (дуализм картезианского типа), в виде непосредственных данностей индивидуального сознания, превращенных в нечто первичное и исходное (субъективный идеализм), в виде особого мира ценностей и значений (современный критический реализм и феноменология).

Домарксовский материализм, критикуя представления об И. как особой субстанции, противостоящей материальному миру, истолковывал И. как функцию особым образом организованной материи. Слабая сторона домарксовского материализма в трактовке И. заключалась в том, что он рассматривал И. как продукт пассивного созерцания, а не как результат и способ человеческой деятельности.

По характеристике К. Маркса "... идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 21). Диалектический материализм исходит из понимания И., как явления общественно-исторического по своей природе и происхождению и рассматривает его прежде всего как отражение предметного, материального мира в сознании человека, как субъективный образ объективной действительности, опосредствованный социальной практикой. И. представляет собой, таким образом, определённый аспект человеческого сознания, характеризующий специфический способ его бытия, несводимость его к каким-либо материальным процессам и явлениям (физическим, физиологическим и т.п.). См. также статьи Сознание, Отражение, Психика и литературу при них.

Идеальное число

Идеальное число, см. Идеал (математический).

Идеальный газ

Идеальный газ, теоретическая модель газа, в которой пренебрегается взаимодействием частиц газа (средняя кинетическая энергия частиц много больше энергии их взаимодействия).

Различают классический И. г. (его свойства описываются законами классической физики) и квантовый И. г., подчиняющийся законам квантовой механики.

Частицы классического И. г. движутся независимо друг от друга, так что давление И. г. на стенку равно сумме импульсов, переданных за единицу времени отдельными частицами при столкновениях со стенкой, а энергия — сумме энергий отдельных частиц. Классический И. г. подчиняется уравнению состояния Клапейрона p = nkT, где р — давление, n — число частиц в единице объёма, kБольцмана постоянная, Т — абсолютная температура. Частными случаями этого уравнения являются законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля (см. Газы). Частицы классического И.г. распределены по энергиям согласно распределению Больцмана (см. Больцмана статистика). Реальные газы хорошо описываются моделью классического И. г., если они достаточно разрежены.

При понижении температуры Т газа или увеличении его плотности n до определённого значения становятся существенными волновые (квантовые) свойства частиц И. г. Переход от классического И. г. к квантовому происходит при тех значениях Т и n, при которых длины волн де Бройля частиц, движущихся со скоростями порядка тепловых, сравнимы с расстоянием между частицами.

В квантовом случае различают два вида И. г.; частицы газа одного вида имеют целочисленный спин, к ним применима статистика Бозе — Эйнштейна, к частицам другого вида (с полуцелым спином) — статистика Ферми — Дирака (см. Статистическая физика).

И. г. Ферми — Дирака отличается от классического тем, что даже при абсолютном нуле температуры его давление и плотность энергии отличны от нуля и тем больше, чем выше плотность газа. При абсолютном нуле температуры существует максимальная (граничная) энергия, которую могут иметь частицы И. г. Ферми — Дирака (так называемая Ферми энергия). Если энергия теплового движения частиц И. г. Ферми — Дирака много меньше энергии Ферми, то его называют вырожденным газом. Согласно теории строения звезд, в звездах, плотность которых превышает 1—10 кг/см3, существует вырожденный Ферми — Дирака И. г. электронов, а в звёздах с плотностью, превышающей 109 кг/см3, вещество превращается в Ферми — Дирака И. г. нейтронов (см. Нейтронные звёзды).

Применение теории И. г. Ферми — Дирака к электронам в металлах позволяет объяснить многие свойства металлического состояния. Реальный вырожденный Ферми — Дирака И. г. тем ближе к идеальному, чем он плотнее.

Частицы И. г. Бозе — Эйнштейна при абсолютном нуле температуры занимают наинизший уровень энергии и обладают равным нулю импульсом (И. г. в состоянии конденсата). С повышением Т число частиц в конденсате постепенно уменьшается и при некоторой температуре Т0 (температуре фазового перехода) конденсат исчезает (все частицы конденсата приобретают импульс). При Т < Т0 давление И. г. Бозе — Эйнштейна зависит только от температуры. Свойствами такого И. г. обладает при температурах, близких к абсолютному нулю, гелий. Другим примером И. г. Бозе — Эйнштейна является электромагнитное излучение (И. г. фотонов), находящееся в тепловом равновесии с излучающим телом. И. г. фотонов является также примером ультрарелятивистского И. г., то есть совокупности частиц, движущихся со скоростями, равными или близкими скорости света. Уравнение состояния такого газа: р = e/3, где e — плотность энергии газа. При достаточно низких температурах различного рода коллективные движения в жидкостях и твёрдых телах (например, колебания атомов кристаллической решётки) можно представить как И. г. слабых возбуждений (квазичастиц), энергия которых вносит свой вклад в энергию тела (см. Твёрдое тело, Квантовая жидкость).

В. Л. Покровский.

Идеальный кристалл

Идеальный кристалл, 1) кристалл совершенной структуры, лишенный всех дефектов строения (см. Дефекты в кристаллах), которые неизбежны в реально существующих кристаллах. И. к. является теоретической моделью, широко используемой в теории твёрдого тела. 2) Кристалл совершенной формы, в которой физически равноценные грани одинаково развиты. Кристаллы, близкие к И. к., вырастают в подвешенном состоянии в хорошо перемешиваемом переохлажденном растворе (см. Монокристаллы).

Идейность

Идейность, приверженность определенной целостной системе идей и соответствующему ей социальному, нравственному и эстетическому идеалу; последовательная верность им и в теории, и на практике. Одно только знание идеи, если оно не превратилось в убеждённость, а равно и одно только практическое принятие определённых жизненных правил, требований и лозунгов, если оно не основано на сознательном усвоении идейного содержания, ещё не есть И. Внутреннее их единство, основанное на единстве теоретического смысла идеи и практического, конкретно-исторического значения её, есть И. Но такое единство невозможно у идеологий и социальных сил, противостоящих историческому прогрессу. Поэтому в каждую эпоху И. есть передовая И., означающая духовную ориентацию и осмысленность всей жизни личности, которая сознательно выбрала приверженность прогрессивным силам своей эпохи (группе, классу, партии). Приверженность реакционным идеям и деятельность по их осуществлению — антиподы подлинной, прогрессивной И.

И. проявляется во всех сферах общественной деятельности и духовной жизни — философии, науке, искусстве, политике, морали и т. п. И. противоположна безыдейности — безразличию к духовному смыслу общественных поступков и событий, отказу от ответственности за решение социально-нравственных проблем, пронизывающих собою все действительные отношения человека к другим людям. И. противостоит замыканию внутри ограниченных интересов — бытовых, утилитарных, технических, местных, групповых и т.п. — и любому оправданию этого мещанской, обывательской идеологией, индивидуалистическому отгораживанию от реальных проблем, а также практицизму, который маскируется формальной приверженностью к И. и выхолащивает её. И. всегда противоположна той идеологической порабощённости, которая свойственна классово-антагонистическим обществам и которая выражается в слепой вере, в некритическом принятии навязанных и внушенных идей господствующего класса. Быть идейным — это значит измерять и оценивать любые частные дела с позиции мировоззренческих принципов; это значит становиться ко всякой ситуации в активное отношение и благодаря этому пролагать новые пути преобразующей деятельности. В исторической борьбе сил прогресса против реакции, созидания против разрушения, освобождения против порабощения и эксплуатации, в борьбе за социализм и коммунизм И. всегда была неотделима от партийности.

И. — источник великой энергии и мужества, нравственного возвышения и очищения, энтузиазма и героизма. И. всегда была знаменем революционно-созидательной активности. Поборники полисной демократии и независимости в античной Греции и республиканцы в Риме, гуманисты эпохи Возрождения, участники буржуазных революций, уходившие в своих устремлениях далеко за пределы возможностей капитализма, утопические социалисты, революционные демократы, парижские коммунары 1871, русские революционеры 1905 и 1917 — творцы Великого Октября, защитники страны социализма в Гражданской и Великой Отечественной войнах, современные коммунистическое, рабочее, национально-освободительное движение — дают образцы И., картину углубления и расширения поля действия И. вместе с углублением социальных преобразований и с возрастанием требований к личным качествам их вершителей. Чем глубже социальные противоречия и чем более сложные формы они принимают, тем настоятельнее потребность в И. для решения назревших исторических задач. Теоретическое содержание И. всегда развивается у участников событий в самом ходе исторического действия. Оно живёт в деятельном процессе проверки, критики и творчества. Поэтому И. передовых сил всегда противостоит как идеологическому догматизму и доктринерству, так и антиинтеллектуализму реакционных и консервативных классов и групп. И. чужда догматизму, который ставит готовые схемы и формулы выше жизни, выше процесса познания истины, рассматривая саму действительность как нечто подчинённое соблюдению буквы доктрины и превращая свои положения в магические заклинания, в идеологический ритуал. Антиинтеллектуализм враждебен И. потому, что он принижает и затемняет разум, парализует самостоятельность и критичность мысли, служит эмоциональному внушению, насаждает фанатизм, вызывает тёмные и разрушительные инстинкты и массовые психозы (крестовые походы, расовые конфликты, фашизм). Напротив, развитие И. неотделимо от прогресса разумного познания и нравственной культуры.

Исторически высшая форма И. — И. коммунистическая. Она требует строгого единства теоретических убеждений и практической их реализации, совпадения слова и дела. Она неразрывно слита с коммунистической партийностью, с борьбой за коммунистический идеал. Это — ориентация, опирающаяся не на стихию, не на иррациональную волю или скрытые интересы, а только на истинное понимание объективной сути дела. Для того чтобы стоять на позиции коммунистической И., нужна полнота убеждённости, вырастающая из разумного отношения к действительности в её целостности и перспективах, нужно глубокое знание последовательно научной, марксистско-ленинской теории и мужество трезвой мысли. А это предполагает высокую эстетическую и нравственную культуру. Быть идейным по-коммунистически — значит владеть диалектикой действительного прогресса, жить его проблемами, находиться в творческом движении, быть открытым всему новому. Знание принципов и последовательная убеждённость помогают наиболее ясному и смелому видению конкретных путей и движущих сил прогресса. Следовательно, это — живой деятельный процесс, в котором преобразованию и совершенствованию подвергается не только практическое отношение к миру, измеряемое критериями теории, но и сама теория, измеряемая критерием практики. "Не может быть догматизма там, где верховным и единственным критерием доктрины ставится — соответствие ее с действительным процессом..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 309). Идейная принципиальность выдерживается не вопреки диалектике жизни, а благодаря овладению ею и воспроизведению её принципов в самой жизни. Нет почвы для скептицизма и нигилизма лишь там, где торжествует требование постоянно учиться на исторических уроках, на положительном и отрицательном опыте и при этом выше всего ценить истину как творческий процесс, правду самой жизни — исток И.

Коммунистическая И. противостоит безыдейности, которая открыто проповедует отречение от И., от целостности мировоззренческих принципов (технический сциентизм, деидеологизация), а равно и скрытой безыдейности, которая "принимает" И. без её живого духа, без её творческого характера. Попытки спрятаться от проблем, отказ от ответственности за их решение, от самостоятельности в мысли и действии ведут к субъективистской и догматической лжеидейности, к культу буквы, умерщвляющему дух идеи, подмене И. прямолинейностью, нетерпимостью к творчеству, фанатизмом. Успешно преодолевать безыдейность можно только ведя борьбу против всех её форм. В. И. Ленин направлял критику безыдейности как против отрицания великой нравственной силы революционных идей экономическим материализмом (см. там же, т. 34, с. 332), так и против субъективизма, спекулирующего на "удобных ситуациях". "Авантюризм не думает о последовательности, старается только уловить момент, воспользоваться борьбой идей для оправдания и сохранения безыдейности" (там же, т. 7, с. 214).

В науке И. означает выход за рамки узкого профессионализма, органическое соединение специальных знаний с мировоззренческими проблемами, контроль за нравственным значением научного познания. Коммунистическая И. ориентирует учёного на последовательную принципиальность, утверждая мужество в искании истины, гражданственность, партийность.

В искусстве и литературе И. — критерий оценки художественных произведений, в котором выражены социальная значимость его проблематики и художественной идеи. Вместе с тем подлинная И. органически присуща содержанию произведения (см. Социалистический реализм). И. противостоит безыдейным тенденциям формализма, декадентства, теории "искусства для искусства", натурализма. Быть идейным в искусстве — значит также активно осуществлять его воспитательную роль.

Формирование И. — одна из важнейших сторон коммунистического воспитания. Без И. не может быть всесторонне и целостно развитой личности.

Г. С. Батищев.

Идель

Идель, посёлок городского типа в Сегежском районе Карельской АССР, на трассе Беломорско-Балтийского канала. Железнодорожная станция в 60 км к Ю. от Беломорска. Возник в 1933 в связи со строительством канала. Предприятия транспорта.

Идельсон Наум Ильич

Идельсон Наум Ильич [1(13).3.1885, Петербург, — 14.7.1951, Ленинград), советский астроном-теоретик и специалист по истории физико-математических наук. Окончил Петербургский университет (1909), профессор там же (с 1926). Ответственный редактор "Астрономического ежегодника СССР" (1941—43), в приложениях к которому опубликовал две работы о редукционных и фундаментальных постоянных в астрономии. Исследовал движение комет Энке и Мешена — Тутля. Автор монографий по теории потенциала, способу наименьших квадратов, истории календаря, биографий Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, Ж. Лагранжа, А. Клеро и Н. И. Лобачевского.

Лит.: Яхонтова Н. С., Идельсон, в сборнике: Историко-астрономические исследования, в. 4, М., 1958, с. 387—452 (имеется список трудов И.).

Иден Антони

Иден (Eden) Антони, лорд Эйвон (Avon) (р. 12.6.1897, Уиндлстон, Дарем), государственный деятель Великобритании, один из лидеров Консервативной партии. Происходит из аристократической семьи. Образование получил в Итоне и Оксфордском университете. В период 1-й мировой войны 1914—18 пехотный офицер. В 1923—57 член палаты общин от Консервативной партии. В течение многих лет был тесно связан с британской внешней политикой. В 1935—38 министр иностранных дел, оставил этот пост из-за своих разногласий (в основном тактического характера) с премьер-министром Н. Чемберленом, проводившим политику поощрения немецко-фашистской агрессии. В 1939—40 министр по делам доминионов. В 1940—45 министр иностранных дел в коалиционном кабинете У. Черчилля; участвовал в работе Тегеранской (1943), Крымской и Потсдамской (1945), а также других международных конференций. В 1951—55 министр иностранных дел. В апреле 1955 — январе 1957 премьер-министр. Первостепенное значение придавал сохранению колониальных позиций Великобритании. Один из инициаторов англо-франко-израильской агрессии против Египта в 1956. После её провала был вынужден подать в отставку и отойти от активной политической деятельности. В 1961 получил титул лорда.

А. М. Белоногов.