Е Тин

Е Ти> (1896—8.4.1946), китайский военный деятель. Родился в провинции Гуандун в крестьянской семье. Окончил военную школу в г. Баодин. В 1922 служил офицером в полку личной охраны Сунь Ят-сена. В 1924 учился в Москве и тогда же вступил в компартию Китая. Вернулся в Китай в 1925. Во время Северного похода 1926-27 командовал Отдельным полком 4-го корпуса Национально-революционной армии, затем 24-й дивизией. Один из руководителей Наньчанского восстания 1927. Во время Гуанчжоуского восстания 1927 — главком революционных вооружённых сил. В период антияпонской войны с 1937 командовал Новой 4-й армией. В январе 1941 был вероломно захвачен гоминьдановцами и по приказу Чан Кай-ши заключён в тюрьму, где находился до 4 марта 1946. Погиб в авиационной катастрофе.

Ева

Ева (древнееврейская Хавва), по библейской мифологии жена Адама, сотворённая богом из ребра Адама; первая женщина и праматерь рода человеческого в иудаистской, христианской, затем мусульманской мифологии. Согласно легенде, по наущению змея вкусила сама и уговорила Адама отведать "запретный плод с древа познания добра и зла". За этот "грех", навлекший проклятие на всё человечество, Е. вместе с Адамом была изгнана богом из рая.

Евангелические церкви

Евангелические церкви, наименование ряда протестантских церквей (Евангелическая церковь аугсбургского и гельветического вероисповедания — в Австрии; Датская лютеранско-евангелическая церковь, Евангелическая церковь — в ФРГ, ГДР, Западном Берлине; Евангелическая церковь чешских братьев — в Чехословакии; Евангелическая методическая церковь — в Чехословакии и др.). Источником вероучения Е. ц. считают Священное писание, в первую очередь Евангелия (отсюда название). Большинство Е. ц. — лютеранские.

Евангелия

Евангелия (от греч. еuangélion, буквально — благая весть), раннехристианские сочинения, повествующие об Иисусе Христе. Е. разделяются на канонические, т. е. включённые церковью в состав Нового завета, и апокрифические (см. Апокрифы). Канонические Е. — один из главных источников христианского вероучения и культа. Церковь приписывает авторство Е. либо ученикам Христа, либо ученикам апостолов. Канонических Е. четыре: три из них (Марка, Матфея и Луки), рассказ которых в общих чертах совпадает, называются синоптическими (от греч. sýnopsis — совместное обозрение); четвёртое Е., сильно отличающееся от синоптических, Е. Иоанна. Из синоптических Е. наиболее краткое — Марка. Е. Марка послужило источником для Е. Луки и Матфея. Помимо того, в Е. Матфея и Луки использованы не дошедший до нас памятник (условно называется в научной литературе Q, от нем. Quelle — источник), а также, вероятно, устная традиция. Согласно церковной традиции, Е. Иоанна — самое позднее из канонических, однако некоторые современные учёные (например, В. Хартке, ГДР) высказывают предположение, что в его основе лежит очень ранний текст (представлению о его относительной древности способствовало то обстоятельство, что именно это Е. содержит множество параллелей с текстами кумранских рукописей; см. Мёртвого моря рукописи). Вопрос о времени составления Е. спорен. Как церковная традиция, относящая Е. Марка к 40 н. э., так и точка зрения ряда исследователей (например, советского исследователя Р. Ю. Виппера), по которой Е. возникли после середины 2 в., неприемлемы. Из наличия в Е. некоторых намёков на иудейское восстание 66—70 следует, что Е. появились не ранее 70. Вместе с тем сохранился папирусный фрагмент Е. Иоанна, датируемый около 125. Скорее всего Е. складываются на рубеже 1—2 вв. (некоторые места из Е. использованы в Посланиях Игнатия, написанных в этот период; Е. Марка и Матфея упоминаются Папием, епископом Иерапольским, писавшим, вероятно, в 1-й четверти 2 в.). Место составления Е. также дискуссионно. Канонические Е. не являются переводом с арамейского и возникли за пределами Палестины; Е. Марка содержит значительное число латинизмов (христианский богослов рубежа 2—3 вв. Климент Александрийский считал, что оно было написано в Риме); возникновение Е. Матфея и Иоанна в научной литературе связывают обычно с Сирией (вопреки церковной традиции, относящей написание Е. Иоанна к Эфесу); запись Е. Луки относят к разным местам — от Кесарии до Рима. Авторы Е. неизвестны, а церковная традиция о них (в частности, приписывающая авторство Е. Иоанна "любимому ученику" Иисуса Христа, не названному по имени) не обоснована. Возможно, что составлению Е. предшествовали недошедшие записи так называемых логий (речений Иисуса Христа), которые могли быть составлены по-арамейски [среди апокрифических Е., найденных в Хенобоскионе (АРЕ), имеется коптский перевод Е. Фомы: это Е. содержит только речения Христа (иногда не совпадающие с каноническим текстом), но никакого рассказа о его "земной биографии"]; "предъевангелие", состоявшее из логий, постепенно обросло повествованием о деятельности Иисуса, о творимых им чудесах.

В Е. отразилось различие в тенденциях разных политических и этнических групп. В Е. Луки больше звучит осуждение богатых, в нём содержится притча о Лазаре с явной апологией нищеты, в Е. Матфея осуждение богатства значительно смягчено. Е. Матфея теснее связано с первоначальной еврейской средой, в которой складывалось христианство, тогда как Е. Луки избегает еврейской терминологии и обращено, по-видимому, к христианам, вышедшим из языческой среды. В Е. Иоанна, вероятно, нашли отражение некоторые идеи гностицизма, чуждые синоптическим Е., оно во многом "рационализировано" — освобождено от многих грубых чудес, которыми изобилует рассказ синоптиков.

Научная критика выявила большое количество противоречий как между разными Е. (особенно между Е. Иоанна и синоптическими), так и внутри отдельных Е. Например, по Иоанну, проповедь Иисуса продолжалась 3—4 года, а по Марку — 1 год. Нагорную проповедь Иисус произносил, по Матфею, на горе, а по Луке — "на ровном месте". Противоречиво изложено и учение Иисуса. В Е. Матфея, с одной стороны, встречается утверждение: "Блаженны миротворцы", с другой — в уста Иисуса вложены слова: "Не мир пришёл я принести, а меч"; в том же Е. брак объявляется нерасторжимым ("что бог сочетал, того человек да не разлучает"), вместе с тем обещается "жизнь вечная" тому, кто оставит жену во имя Христа. Если в Е. Луки выражены социальные требования бедноты — блаженство обещается "нищим" (в русском переводе текст искажён: дано "нищие духом") и "алчущим", то в соответствующих местах Е. Матфея идёт речь о "нищих духом" и "алчущих и жаждущих правды", т. е. проблема перенесена в плоскость чисто духовной программы совершенствования. Критики отметили также ошибки авторов Е., касающиеся природы, быта и общественных институтов Палестины (например, упоминание Лукой двух первосвященников — Анны и Каиафы в Иерусалиме, в то время как у иудеев мог быть только один первосвященник).

В Е. нашли яркое выражение идеи непротивления злу, призыв к смирению. Ими пронизана Нагорная проповедь Иисуса (в Е. Матфея и Е. Луки): "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...", "блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать" и т.п. Е. сулят великую награду на небесах всем гонимым и притесняемым на земле.

Евангельская проповедь о непротивлении злу, о смирении и терпении, о загробном воздаянии блаженства за земные страдания постоянно использовалась господствующими классами для удержания трудящихся в повиновении. Вместе с тем евангельские призывы к бедности и простоте часто становились обоснованием критики господствующей церкви и социального неравенства.

Призывы Е. к смирению и терпению используются и ныне церковью буржуазных государств в интересах классового мира и укрепления устоев империализма.

Лит.: Крывелев И. А., Евангельские сказания и их смысл, М., 1959; Свенцицкая И. С., Запрещенные евангелия, М., 1965; Ленцман Я. А., Сравнивая евангелия, М., 1967; Кубланов М. М., Новый завет. Поиски и находки, М., 1969; Dibelius М., Die Formgeschichte des Evangeliums, 4 Aufl., Tübingen, 1961; Hartke W., Vier urchristliche Parteien und ihre Vereinigung zur apostolischen Kirche, Bd 1—2, В., 1961; см. также лит. при ст. Библия.

А. П. Каждан.

Евангельские христиане

Евангельские христиане, одна из близких баптизму христианско-протестантских сект западного происхождения. В России её последователи известны с конца 19 в. как редстокисты — по имени лорда Г. Редстока, проповедовавшего в кругах петербургской аристократии, и как пашковцы — по имени богача и филантропа полковника В. А. Пашкова. Отдавая предпочтение евангельским заветам, Е. х., в отличие от баптистов, считают "спасёнными" не только избранных, но и всех уверовавших в Евангелие, путь же к "спасению" каждый волен выбирать сам. Е. х. с самого начала пытались выступать выразителями интересов трудящихся. В разное время издавали журналы "Русский рабочий", "Беседа", "Сеятель" и др. В Революции 1905—07 ярко проявилась прокадетская ориентация верхушки Е. х.; после Февральской революции 1917 организовали партию "Воскресение". Не приняв Великой Октябрьской социалистической революции, руководители Е. х. противопоставили ей религиозную "революцию духа". В середине 20-х гг. перешли на лояльные позиции по отношению к Советской власти. В 1944 Е. х. объединились с баптистами в церковь евангельских христиан-баптистов.

Лит.: Клибанов А. И., История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. — 1917 г.), М., 1965; его же, Религиозное сектантство и современность, М., 1969; Митрохин Л. Н., Баптизм, М., 1966.

Ю. Б. Пищик.

Евбул

Евбул (Éubulos) (около 405—330 до н. э.), афинский оратор и государственный деятель. Современник и политический противник Демосфена, стоявший за союз Афин с Македонией. Будучи избранным на должность государственного казначея, в 354 провёл закон об увеличении теорикона, т. е. зрелищных денег, предназначенных для раздачи гражданам в дни празднеств и зрелищ, и сократил расходы на военные нужды (закон действовал до 339). В 346 Е. выступил за заключение крайне невыгодного для Афин Филократова мира с македонским царём Филиппом II.

Евбулид

Евбулид из Милета (Eubulídēs) (4 в. до н. э.), древнегреческий философ-идеалист, представитель мегарской школы. В духе идей этой школы доказывал неистинность чувственных восприятий реальных вещей и явлений: истинно-сущее — это не материальное и единичное, а лишь общее и идеальное. Для обоснования этого Е. в традиции Зенона Элейского выдвигал ряд софизмов: "Лжец", "Покрытый", "Сорит (куча)" и др. Некоторые из них фиксируют диалектику количества и качества (на что обратил внимание Г. Гегель — см. Соч., т. 10, М., 1932, с. 95—102).

Соч. в кн.: Deycks F., De Megaricorum doctrina..., Bonn, [1827].

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 144—45; Mallet Ch. A., Histoire de l'école de Mégare..., P., 1845.

Евгений IV

Евгений IV (Eugenius), в миру — Габриеле Кондульмер (Gabriele Condulmer) (1383, Венеция, — 23.2.1447, Рим), папа римский с 1431. Вёл ожесточённую борьбу с Базельским собором (требовавшим поставить собор выше папы), созвал в противовес ему Флорентийский собор (1438—45); привлёк на свою сторону путём различных уступок ряд государей Европы (Испании, Франции и др.) и тем самым добился изоляции ставленника Базельского собора — папы Феликса V (признанного позднее антипапой). Е. IV удалось заключить Флорентийскую унию 1439 [между западной (католической) и восточной (православной) христианскими церквами] на условиях признания верховенства папы, которая, однако, была отвергнута Византией и Русью.

Евгений Савойский

Евгений Савойский (Eugen von Savoyen) (18.10.1663, Париж, — 21.4.1736, Вена), принц, австрийский полководец и государственный деятель, фельдмаршал (1693), генералиссимус (1697). Родился в семье принца Морица Савойского, главного командира швейцарских войск на французской службе. Поступил волонтёром в австрийскую армию и отличился в сражении под Веной (1683) с турками. Командуя с 1689 австрийскими войсками в Италии, нанёс ряд поражений французским войскам. Будучи главнокомандующим австрийскими войсками в Венгрии, разбил турок при Зенте (в сентябре 1697), вынудив их заключить Карловицкий мир 1699. Во время войны за Испанское наследство (1701—1714), командуя австрийскими войсками в Нидерландах и Италии, одержал ряд побед над французскими и франко-баварскими войсками (при Гохштедте, 1704, у Турина, 1706, при Мальплаке, 1709), но был разбит французским маршалом К. Л. Вилларом при Денене (1712). Во время австро-турецкой войны 1716—18 войска под командованием Е. С. разгромили турок у Петервардейна (1716) и заняли Белград (1717). Будучи с 1703 председателем Военного (гофкригсрата), а затем Тайного совета при императоре, Е. С. оказывал значительное влияние на политику, проводил германизацию во вновь присоединённых к Австрии землях. Как наместник Австрийских Нидерландов (1714—1724) подавлял там антигабсбургское движение. Выступал за сотрудничество с Россией и Пруссией против Франции. Лично храбрый, выносливый и хладнокровный Е. С., несмотря на суровую дисциплину, пользовался расположением подчинённых. Основным принципом стратегии Е. С. было сочетание решительных действий с тщательной их подготовкой и умелым учётом обстановки. Е. С. провёл ряд реформ в армии (улучшение командного состава, снабжения и снаряжения армии, увеличение её численности и др.). Мало разборчивый в средствах, Е. С. нажил огромные богатства, выстроил в Вене роскошные дворцы (Бельведер и др.), собрал уникальную библиотеку и коллекцию памятников искусства.

Соч.: Mémoires du prince Eugéne de Savoie écrits par lui-měme, P., 1811.

Лит.: Голицын Н. С., Великие полководцы истории, ч. 2, Евгений Савойский. СПБ, 1875; Feidzüge des Prinzen Eugen von Savoyen, Bd 1—21, W., 1876—92; Braubach М., Prinz Eugen von Savoyen, Bd 1—5, W., 1963—65.

Евгеника

Евгеника (от греч. eugenēs — хорошего рода), учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы, об условиях и законах наследования одарённости и таланта, о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям. Термин "Е." впервые предложен английским биологом Ф. Гальтоном в книге "Наследственность таланта, его законы и последствия" (1869). Несмотря на то, что прогрессивные учёные ставили перед Е. гуманные цели, ею нередко пользовались реакционеры и расисты, которые, основываясь на лженаучных представлениях о неполноценности отдельных рас и народов и опираясь на национальные предрассудки и рознь, оправдывали расовую и национальную дискриминацию, заменив, в конце концов, как это сделал в своих политических целях фашизм, Е. так называемой расовой гигиеной и узаконив геноцид. Вокруг термина "Е." ведутся споры. Наряду с теми, кто считает правомерным употребление этого термина в настоящем и будущем, имеются учёные, полагающие, что основное содержание Е. (включая как её задачи и цели, так и наиболее разумные средства их достижения) перейдёт к таким бурно развивающимся отраслям науки, как генетика человека, или антропогенетика, и генетика медицинская.

Эти науки, изучающие наследственность и изменчивость признаков человеческого организма, показали, что разнообразие людей связано как с их наследственными задатками, так и с условиями существования (в том числе природно-климатическими, социально-экономическими и др.). Изучение однояйцевых близнецов, в частности их психического развития, а также генеалогического наблюдения свидетельствуют о том, что наследственность играет большую, но отнюдь не исключительную роль в определении умственных и творческих способностей человека. Если морфологические признаки человека определяются преимущественно наследственностью, то на его психические особенности и поведение весьма сильное влияние оказывает среда, и главным образом социальная: воспитание, образование, трудовые навыки, воздействие коллектива и др. Людей с выдающимися творческими потенциями много больше, чем лиц, которым эти потенции удалось реализовать. Поэтому столь важное значение приобретает выявление всех положительных возможностей, заложенных в генотипе индивидуума, путём создания условий, всемерно способствующих его развитию и становлению как личности. В. И. Ленин писал: "Капитализм душил, подавлял, разбивал массу талантов в среде рабочих и трудящихся крестьян. Таланты эти гибли под гнетом нужды, нищеты, надругательства над человеческой личностью. Наш долг теперь уметь найти эти таланты и приставить их к работе" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 39, с. 235).

В отношении возможностей и методов улучшения человеческой природы существуют разные точки зрения. Многое в этом направлении может сделать медицинская генетика, в задачи которой входят как изучение действия мутагенов — химических, радиационных и др. факторов внешней среды, повреждающих наследственные структуры в половых клетках человека, так и предупреждение (в том числе и путём оздоровления среды обитания) вредных мутаций, угрожающих здоровью будущих поколений. Проявлению вредных мутаций особенно способствуют браки между родственниками, т. к. при этом резко возрастает вероятность получения от обоих родителей обычно подавляемого (рецессивного) вредного признака. Этим объясняется то, что в изолированных человеческих группах (изолятах), где, как правило, близкородственные браки случаются чаще, повышается процент наследственных заболеваний и уродств. Вредные последствия близкородственных браков были замечены ещё в древности, что и привело к их осуждению, запрещению обычаями, а впоследствии и юридическому. Предупреждению распространения вредных мутаций и их комбинаций путём ограничения браков между носителями подобных мутаций служат медико-генетические консультации, цель которых оценить возможности проявления вредной наследственности у потомства людей, вступающих в брак. Достаточно точные предсказания в этом смысле уже могут быть сделаны для многих наследственных болезней, например гемофилии, цветовой слепоты и др. В отличие от предохранительных (превентивных) методов, предотвращающих ухудшение наследственности человека, так называемые позитивные меры воздействия на человеческую природу, предполагающие преимущественное увеличение потомства у лиц с выдающимися умственными или физическими качествами (искусственное осеменение, создание "семенных банков", "гетерономное оплодотворение" и т. п.), как правило, обращены в будущее. Подобные методы улучшения человеческого рода неоднократно критиковались и не получили признания и распространения. Решение задач, связанных с укреплением наследственного здоровья человека, что остаётся одной из важных проблем современности, требует дальнейших углублённых исследований по генетике человека со всё более широким применением методов и достижений молекулярной генетики.

Лит.: Ниль Дж. и Шэлл У., Наследственность человека, пер. с англ., М., 1958; Лобашов М. Е., Генетика, 2 изд., Л., 1967; Биология человека, пер. с англ., М., 1968; Эфроимсон В. П., Введение в медицинскую генетику, 2 изд., М., 1968; Штерн К., Основы генетики человека, пер. с англ., М., 1965.

Ю. Е. Вельтищев, М. Е. Лобашов.