"Днiпро"

"Днiпро" ("Днепр"), украинский ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. Орган ЦК ЛКСМ Украины. Издаётся с 1927. Выходил под названием "Молодняк" (1927—37), затем "Молодой большевик" (1937—41). После трёхлетнего перерыва возобновлён в 1944 под названием "Д.". На его страницах печатаются произведения главным образом молодых писателей. Тираж (1971) 63 тыс. экземпляров.

Дневальный

Дневальный, лицо суточного наряда в воинской части. Назначается из солдат для охраны оружия, боеприпасов и имущества подразделений, поддержания внутреннего порядка и чистоты в помещениях, а также для выполнения установленного распорядка дня. Д. подчиняется дежурному по подразделению. Для несения службы Д. вооружается штыком (армейским ножом) в ножнах. В воинской части обычно назначаются Д. по роте (батарее), медицинскому пункту и по парку боевых и транспортных машин. Обязанности Д. определяются Уставом внутренней службы Вооружённых Сил Союза ССР.

Дневник

Дневник, подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их жизни (ср. Мемуары). Внешняя, но более других обязательная примета Д. — обозначение дат. Реальные Д. (впервые получившие широкое распространение в Англии 17 в.) могут рассматриваться как род исторических, историко-биографических или историко-культурных документов: например, судовой Д. мореплавателя Дж. Кука, лицейский Д. декабриста В. К. Кюхельбекера, Д. цензора А. В. Никитенко, публициста А. С. Суворина, многочисленные писательские Д. (В. Скотта, Стендаля, братьев Гонкур, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстого и др.).

Д. может выступать также как форма художественного повествования. В русской и европейской литературе 18 в. сентиментализм, возбудивший интерес к внутреннему миру личности, культивирует Д. как форму "самонаблюдения"; "Сентиментальное путешествие" Л. Стерна, "Письма русского путешественника" Н. М. Карамзина оформлены как дорожные Д. В 19 в. писатели передают дневниковую форму повествования вымышленному герою ради углублённого исследования "истории души человеческой" (М. Ю. Лермонтов); например, "Журнал Печорина" в "Герое нашего времени". При этом возникают возможности стилизации, сложной речевой игры, связанной со всё большим отделением автора от персонажа ("Записки сумасшедшего" Н. В. Гоголя). Реалисты 19 в. прибегают к жанровым разновидностям, близким к художественным Д. — "запискам" ("История вчерашнего дня" Л. Н. Толстого), "письмам" ("Бедные люди" Ф. М. Достоевского), "исповеди" (тетрадь Ипполита в романе Достоевского "Идиот"). Образцы использования формы Д. в советской литературе: "Дневник Кости Рябцева" Н. Огнёва, "Деревенский дневник" Е. Дороша.

Среднее место между Д. как документом и Д. как литературным жанром занимают писательские Д., заранее предназначенные для опубликования ("Дневник" Ж. Ренара, "Опавшие листья" В. В. Розанова, "Ни дня без строчки" Ю. К. Олеши и др.); автобиографизм обдуманно сочетается в них с широтой наблюдений и размышлений. "Дневник писателя" Достоевского (70-е гг. 19 в.), обращённый к современному читателю, — образец использования формы Д. в сфере художественной публицистики. Иногда художественный интерес приобретают Д. "частных лиц", благодаря искренности и правдивости ("Дневник Анны Франк", "Дневник Нины Костериной").

И. Б. Воскресенская.

Дневное кино

Дневное кино, демонстрация кинокартин при дневном или искусственном освещении мест зрителей. Условно к Д. к. относятся киноустановки, которые позволяют иметь приемлемую по качеству проекцию при горизонтальной освещённости мест зрителей выше 30—50 лк. При освещённости 3—5 лк кинопоказ называется сумеречным. Для Д. к. применяется обычная кинопроекционная аппаратура. От попадания постороннего света экран защищается со стороны проектора и со стороны зрителей. Различают 2 основных вида киноустановок Д. к.: "на просвет" и "на отражение". Применение Д. к. в учебном процессе даёт возможность одновременно производить записи и зарисовки, сочетать показ фильма с использованием наглядных пособий. Установки Д. к. применяют также на демонстрационных выставочных стендах и для рекламы.

Дневные хищные птицы

Дневные хищные птицы, отряд птиц; то же, что хищные птицы.

Днепр

Днепр (укр. Днiпро, др.-греч. Borysthénēs — Борисфен), вторая после Волги по длине и площади бассейна река Европейской части СССР. Длина 2200 км (до постройки водохранилищ 2285 км), площадь бассейна 504000 км2. Берёт начало с Валдайской возвышенности. Протекает по территории РСФСР (485 км), затем БССР (595 км и по границе последней с УССР — 115 км), а далее до устья течёт в пределах УССР. Впадает в Днепровский лиман Чёрного моря.

Физико-географическая справка. Д. делится на 3 части: верхнее течение от истока до Киева (1320 км), среднее — от Киева до Запорожья (555 км) и нижнее — от Запорожья до устья (325 км). Верхнее течение лежит в области избыточного и достаточного увлажнения (лесная зона), среднее — неустойчивого (зоны лесостепи и степи), нижнее — недостаточного увлажнения (зона степи). В верховьях (от истока до г. Дорогобужа) течёт в низменных, частично заболоченных и покрытых преимущественно сосновыми, местами берёзовыми или еловыми лесами берегах, ниже (до г. Шклова) — среди холмистой местности; долина реки здесь узка (0,5—1 км), пойма местами отсутствует. В районе несколько выше г. Орши находятся Кобелякские пороги. На участке Могилёв—Киев долина реки становится более широкой, пойма достигает 14 км ширины и обычно покрыта заливными лугами, зарослями кустарников, сосново-широколиственными лесами. В верхнем течении Д. принимает: Друть, Березину, Припять — справа; Сож, Десну — слева. Почти на всём протяжении среднего течения долина широкая (6—18 км), характеризуется наличием древних террас (особенно по левобережью). Правый берег возвышен и круто обрывается к реке. Средний и нижний Д. (от устья Припяти до Каховки) представляет собой цепь следующих друг за другом водохранилищ (Киевское, Кременчугское, Днепродзержинское, Днепровское и Каховское), только ниже г. Днепродзержинска сохранился небольшой участок естественного русла. В районе среднего течения в Д. впадают: слева — Сула, Псёл, Ворскла, Самара; справа — Рось. В низовьях Д. протекает среди степей по Причерноморской низменности. Здесь в Каховское водохранилище впадают: справа — Базавлук и Ингулец, слева — Конка.

Питание Д. смешанное. Основной сток формируется выше г. Киева. Главный источник питания — снеговые воды; в верхнем течении они составляют около 50%, подземные — 27% и дождевые — свыше 23%. Ниже роль снеговых вод возрастает, а дождевых резко уменьшается. Средний расход у г. Киева 7000 м3/сек, наибольший — 25 000 м3/сек, наименьший — 200 м3/сек. Средний годовой сток в устье 53 км3, в многоводный год 73 км3, маловодный 24 км3, средний расход 1670 м3/сек. За период весеннего половодья проходит 60—70%, а иногда и 80% годового стока; летом низкая межень; осенью (при выпадении дождей) и зимой (при оттепелях) паводки. Замерзает Д. в декабре; средние сроки вскрытия: для верхнего Д. — начало апреля, для среднего — середина марта, для нижнего — начало марта.

Д. и его притоки являются основными водными путями БССР и УССР. Река судоходна от устья до г. Дорогобужа на протяжении 1990 км. Главные пристани и порты — Могилёв, Рогачёв, Жлобин, Киев, Канев, Черкассы, Кременчуг, Днепропетровск, Запорожье, Никополь, Херсон (см. Днепровского бассейна речные порты). Искусственными водными системами Д. соединяется с pp. бассейна Балтийского моря: с Западной Двиной — Березинской системой, с Неманом — Днепровско-Неманской, с Бугом — Днепровско-Бугской. На реке созданы Киевская, Кременчугская, Днепродзержинская, Днепровская (см. Днепрогэс им. В. И. Ленина) и Каховская ГЭС, строится (1971) Каневская ГЭС (см. Днепровский каскад). Из Каховского водохранилища берут начало канал Д.—Кривой Рог и Северо-Крымский канал.

Историческая справка. Ещё в глубокой древности Д. становится важным торговым путём, связывающим области Прибалтики с Причерноморьем. По Д. шла торговля с античными колониями в Причерноморье. В связи с нашествиями кочевников (гуннов, болгар) значение Д. как торгового пути несколько ослабевает, но с 7 в. в процессе образования славянского Древнерусского государства (см. также Путь "из варяг в греки") снова усиливается: на Д. возникают крупные города (Киев, Смоленск, Чернигов, Переяслав, Любеч, Вышгород). В результате монголо-татарского нашествия произошёл массовый отлив населения из среднего Поднепровья на С. и С.-В.; в 14—16 вв. Д. сохраняет своё торговое значение лишь в верхнем и частью в среднем течении. В 16 в. на Д. ниже порогов возникает казачья община — Сечь Запорожская. Активизация среднего Поднепровья в хозяйственном обороте начинается с 17 в. в связи с ослаблением Крымского ханства. Присоединение в 18 в. Южной Украины и Крыма к России восстановило роль Д. как крупного торгового пути, связывавшего Россию с Чёрным морем, и привело к бурной колонизации края. Развитие промышленности в 19 в. (Екатеринослав и др.) определило дальнейший рост значения Д., хотя существование порогов мешало сквозному движению судов по Д. Во время советско-польской войны 1920 (в апреле—мае) и борьбы с войсками Врангеля (август 1920) на Д. происходили крупные бои. В годы социалистического строительства пороги на Д. были взорваны, и в 1932 построен Днепрогэс, что обусловило огромный рост роли Д. в экономике страны. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 на Д., являвшемся важным стратегическим рубежом, происходили крупные боевые действия в 1941 и особенно в 1943.

Битва за Днепр 1943. В 1943 на Д. развернулась одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны 1941—45, которая делится на 2 этапа: 1-й — август—сентябрь 1943 и 2-й — октябрь—декабрь 1943.

Ещё в ходе Курской битвы 1943 Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК) поставила задачу перед войсками Центрального (генерал армии К. К. Рокоссовский), Воронежского (генерал армии Н. Ф. Ватутин), Степного (генерал армии И. С. Конев), Юго-Западного (генерал армии Р. Я. Малиновский) и Южного (генерал-полковник, затем генерал армии Ф. И. Толбухин) фронтов разгромить главные силы врага на южном крыле советско-германского фронта, освободить Левобережную Украину, выйти к Днепру и захватить плацдармы на его правом берегу от Жлобина до Херсона. После провала наступления под Курском немецко-фашистское командование рассчитывало упорной обороной остановить наступление советских войск на линии Велиж—Дорогобуж—Брянск—Сумы—рр. Северский Донец и Миус; одновременно по приказу Гитлера от 11 августа было начато строительство стратегического оборонительного рубежа (так называемого "Восточного вала") по линии р. Нарва—Псков—Витебск—Орша—р. Сож—среднее течение Днепра— р. Молочная. Днепр с его высоким обрывистым правым берегом составлял главную часть "Восточного вала".

К началу битвы за Д. на юго-западном стратегическом направлении советским войскам противостояла сильная группировка противника в составе 2-й армии из группы армий "Центр", 4-й танковой, 8-й, 1-й танковой и 6-й армий группы армий "Юг" (генерал-фельдмаршал Э. Манштейн) — всего 1240 тыс. чел., 12600 орудий и миномётов, около 2100 танков и штурмовых орудий и до 2000 самолётов. В составе советских войск насчитывалось 2633 тыс. чел., свыше 51200 орудий и миномётов, свыше 2400 танков и самоходно-артиллерийских установок и 2850 самолётов. Битва за Д. началась на различных направлениях неодновременно и состояла из ряда объединённых общим замыслом операций фронтов и групп фронтов.

26 августа войска Центрального фронта начали наступление, нанося главный удар на Севск—Новгород-Северский. Враг оказывал упорное сопротивление. Наибольшего успеха добились войска 60-й армии на второстепенном направлении, которые продвинулись южнее Севска до 60 км и развернули наступление на Нежин. Немецко-фашистские войска, оборонявшиеся перед Воронежским фронтом, в ночь на 25 августа начали отход из ахтырского выступа. Войска Воронежского фронта 25 августа овладели Ахтыркой и развернули наступление на Полтаву, Кременчуг. Войска Степного фронта после освобождения Харькова (23 августа) до конца августа вели бои западнее и юго-западнее его и, сломив сопротивление врага, продолжали наступление на Красноград—Верхнеднепровск. Наступление войск Юго-Западного фронта в Донбассе, начавшееся ещё 13—16 августа, развивалось медленно. Однако оно сковало крупные силы врага и способствовало прорыву обороны противника на р. Миус войсками Южного фронта, которые, перейдя в наступление 18 августа, 30 августа освободили Таганрог. Это вынудило немецко-фашистские войска 1 сентября начать отвод части своих сил из Донбасса на З. В этих условиях Ставка ВГК приняла решение сосредоточить основные усилия войск на киевском и кременчугском направлениях.

В начале сентября наступление развернулось на всей территории Левобережной Украины. Не имея сил сдержать натиск советских войск, немецко-фашистское командование приняло решение на общий отход к Д., применяя тактику выжженной земли. Советские войска неотступно преследовали противника, в его тылу активную борьбу развернули партизаны. Войска Центрального фронта, развивая наступление, форсировали р. Десна, вышли к Д. у устья Припяти и форсировали его в ночь на 21 сентября соединениями 13-й армии. Войска Воронежского фронта к исходу 21 сентября достигли Д. в районе Великого Букрина и форсировали его соединениями 3-й гвардейской танковой армии. Войска левого крыла Степного фронта 23 сентября вышли к Д. (7-я гвардейская армия). Войска Юго-Западного фронта освободили Донбасс и 22 сентября отбросили противника к Д. на участке Днепропетровск, Запорожье, а 25 сентября силами 6-й армии форсировали Д. Войска Южного фронта вышли к р. Молочной. К концу сентября войска 4 фронтов вышли к Д. от Лоева до Запорожья, преодолели наиболее укреплённую часть "Восточного вала", и захватили 23 тактических плацдарма на правом берегу Д.

На 2-м этапе битвы за Д. развернулась борьба за расширение захваченных плацдармов. Советское командование планировало освободить Киев, Днепропетровск, Кривой Рог и затем перейти к освобождению Правобережной Украины, а также разгромить врага на рубеже р. Молочной, освободить Северную Таврию и создать условия для освобождения Крыма. Наступление войск Воронежского (с 20 октября 1-го Украинского) фронта на киевском направлении началось 12 октября и завершилось 6 ноября освобождением Киева (см. Киевская наступательная операция 1943). Войска фронта продолжали наступление на Коростень, Житомир, Фастов и отразили контрнаступление противника, начатое 15 ноября. На правом берегу Д. в районе Киева был создан важный стратегический плацдарм протяжённостью свыше 500 км по фронту. Одновременно войска 2-го, 3-го и 4-го Украинского (до 20 октября Степного, Юго-Западного и Южного) фронтов вели упорные бои на кировоградском и криворожском направлениях и в Северной Таврии. В ходе 3-месячных боёв войска 2-го и 3-го Украинских фронтов ликвидировали запорожский плацдарм противника на левом берегу Д., 14 октября освободили Запорожье, а 25 октября Днепропетровск. Войска 4-го Украинского фронта, начав наступление 26 сентября, прорвали оборону на р. Молочной, 23 октября освободили Мелитополь и вышли к низовьям Д. и Перекопскому перешейку. В ходе дальнейшего наступления советские войска захватили к концу 1943 на правом берегу Д. 2-й плацдарм стратегического значения в районе Кременчуга, Пятихаток, Днепродзержинска протяжённостью по фронту до 450 км. В результате битвы за Д. вражеский план стабилизации фронта на Д. был сорван. Успеху сухопутных войск во многом содействовала авиация, значительную помощь при форсировании Д. оказали партизаны. Благодаря успешному завершению битвы за Д. были созданы условия для освобождения Правобережной Украины и Крыма. В этой битве войска проявили массовый героизм, 2438 воинов удостоены звания Героя Советского Союза за форсирование Д.

Лит.: Давыдов Л. К., Гидрография СССР, т. 2, Л., 1955; Мирошниченко Б. А., По Днепру (Путеводитель), М., 1967; Лапоногов А. Н., По Днепру (Путеводитель), М., 1970; 50 лет Вооруженных Сил СССР, М., 1968; История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941—1945, 2 изд., т. 3, М., 1964; Уткин Г. М., Штурм "Восточного вала", М., 1967.

Г. А. Колтунов.

Днепровская военная флотилия

Днепровская военная флотилия. Впервые создана в 1737 под командованием вице-адмирала Н. А. Сенявина. Состояла из мелких судов и поддерживала русские войска во время русско-турецких войн 18 в., просуществовала до 1789.

В марте 1919 для содействия Красной Армии в боях с петлюровцами и белогвардейцами на Днепре создано несколько отрядов судов, объединённых в августе 1919 в Д. в. ф., которая успешно участвовала в боях и особенно отличилась во время Киевской операции 1920; в том же году расформирована.

В октября 1925 в Киеве создан отряд судов, переформированный в июне 1931 в Д. в. ф., которая в 1939 участвовала в освободительном походе в Западную Украину и Западную Белоруссию. В июне 1940 расформирована и её корабли вошли в состав Дунайской военной флотилии и вновь созданной Пинской военной флотилии (командующий контр-адмирал Д. Д. Рогачёв), имевшей в своём составе 17 мониторов и канонерских лодок, 22 бронекатера, 19 сторожевых кораблей и др. В начале Великой Отечественной войны 1941—45 Пинская флотилия приняла активное участие в боевых действиях в Полесье, под Бобруйском, Гомелем, Кременчугом и в обороне Киева. Большинство кораблей флотилии погибло в боях, остальные были взорваны в сентябре 1941. После выхода советских войск на Днепр в сентябре 1943 Д. в. ф. была воссоздана (командующий капитан 1-го ранга В. В. Григорьев) и с октября 1943 действовала на рр. Припять, Березина, Днепр, Западный Буг, Висла, Одер и Шпре, поддерживая огнём сухопутные войска, высаживая десанты, обеспечивая переправы. К началу 1945 насчитывала около 130 кораблей (в том числе 6 канонерских лодок, 34 бронекатера, 16 сторожевых кораблей, 4 миномётных катера, 9 плавучих батарей). Награждена орденом Красного Знамени (1944) и орденом Ушакова 1-й степени (1945). После войны расформирована.

Лит.: Вьюненко Н. П., Мордвинов Р. Н., Военные флотилии в Великой Отечественной войне, М., 1957; Локтионов И. И., Пинская и Днепровская флотилии в Великой Отечественной войне, М., 1958.

Днепровский каскад

Днепровский каскад, каскад электростанций на р. Днепре. Проектная мощность 6 ГЭС каскада около 3780 Мвт (с учётом начатого расширения Днепрогэса), среднегодовая выработка энергии 9,8 млрд. квт·ч. Верхней ступенью каскада является Киевская ГЭС, введённая в действие в 1968. Её полная мощность (вместе с гидроаккумулирующей электростанцией — ГАЭС) 551 Мвт. Строится (1971) 2-я ступень — Каневская ГЭС (420 Мвт). 3-я — Кременчугская ГЭС (625 Мвт) пущена в 1960. 4-я — Днепродзержинская ГЭС (352 Мвт) пущена в 1964. 5-я — Днепрогэс им. В. И. Ленина (650 Мвт) введена в действие в 1932, 6-я ступень — Каховская ГЭС (351 Мвт) пущена в 1956. С 1969 сооружается Днепрогэс II мощностью 828 Мвт в основном для покрытия пиков электропотребления в энергосистеме. Все ГЭС каскада входят в состав Единой энергетической системы Европейской части СССР. Создание крупных водохранилищ при Д. к. позволило осуществить годичное регулирование стока Днепра и использовать его для электроснабжения, водного транспорта, орошения земель юга Украины и северной части Крымского полуострова и улучшения водоснабжения промышленных районов Криворожья и Донбасса.

В. Ю. Стеклов.

Днепровский лиман

Днепровский лиман, залив северо-западной части Чёрного моря у берегов УССР. Вдаётся в сушу на 55 км. Ширина 7,4—16,7 км. Глубина около 5 м. На З. отгорожен от моря низкой песчаной Кинбурнской косой. Соединяется с Чёрным морем проливом шириной 4,3 км. Вода солоноватая. Зимой замерзает. В Д. л. впадают рр. Днепр и Южный Буг.

Днепровский металлургический завод

Днепровский металлургический завод им. Ф. Э. Дзержинского, крупный металлургический завод СССР в г. Днепродзержинске Днепропетровской области УССР. Построен в 1887—89 Южно-Русским днепровским металлургическим обществом. Накануне 1-й мировой войны 1914—18 был самым крупным металлургическим заводом России, им тогда выпускалось 13—14% всего производимого в стране чугуна, стали и проката. Рабочие завода активно участвовали в революционном движении, неоднократно бастовали. С оружием в руках они защищали Родину в период Гражданской войны и военной интервенции 1918—20. В 1919 рабочие построили 2 крупных бронепоезда — "Советская Россия" и "Советская Украина". После длительной консервации Д. м. з. был вновь введён в действие в апреле 1925. За годы довоенных пятилеток завод подвергся коренной реконструкции. Были построены 3 крупные полностью механизированные доменные печи, агломерационная фабрика, новый мартеновский цех, мощный блюминг и универсальный стан. Старые цехи и агрегаты значительно модернизированы. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 немецко-фашистские оккупанты причинили заводу огромный ущерб. После их изгнания (1943) завод был восстановлен и к 1951 достиг своей довоенной мощности, затем расширен и реконструирован. Выпуск продукции систематически увеличивается. Завод награждён орденом Ленина (1966).

Т. И. Тарасенко.

Днепровско-Бугский канал

Днепровско-Бугский канал, соединяет р. Пина (приток Припяти; бассейн Днепра) с р. Мухавец (приток Буга; бассейн Вислы). Длина 196 км (канализованная часть р. Пина — 74 км, водораздельная часть канала — 58 км; канализованная часть р. Мухавец — 64 км).

Работы по сооружению Д.-Б. к. начались в 1775, но вскоре были заброшены, строительство возобновлено в 1837, основные работы произведены в 1846—48. С захватом в 1919 Западной Белоруссии панской Польшей канал был разрушен. После воссоединения Западной Белоруссии с БССР канал восстановлен и введён в эксплуатацию. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гидросооружения канала были разрушены; в 1945—46 канал восстановлен и реконструирован. Канал тупиковый, выхода на р. Буг не имеет (в устье Мухавца — глухая плотина для подпора воды), движение судов до г. Бреста. Перевозятся главным образом железная руда (на экспорт с перегрузкой в Бресте на железную дорогу), лес, минеральные строительные материалы.

Днепровского бассейна речные порты

Днепровского бассейна речные порты, основные воднотранспортные центры, организующие перевозки грузов и пассажиров по Днепру и его притокам, связывающим промышленные и с.-х. районы УССР и частично БССР с приречными пунктами бассейна, и перевалку грузов на железные дороги и с железных дорог. С 1967 перевозки в бассейне осуществляются и на судах смешанного типа, могущих заходить в порты Дуная, Чёрного, Азовского и Средиземного морей.

Начало портового строительства в бассейне относится к 1899 — времени сооружения гавани у Киева. До 1-й мировой войны 1914—18 строительство портов в Киеве, Екатеринославе (Днепропетровск) и Херсоне под руководством Киевского округа путей сообщения шло медленно. Перегрузочных механизмов, кроме нескольких плавучих зерноперегружателей в Херсоне, не было. Грузовые работы производились вручную. С созданием на Днепре государственного пароходства (1922) началось интенсивное портово-пристанское строительство. Доля механизированных грузовых работ в 1940 составила 2/3 от всех перегрузочных операций в бассейне. Были построены каменные склады, бетонированные грузовые площадки, речные вокзалы в крупных пунктах; для причала пассажирских судов использовались дебаркадеры. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 фашистские захватчики разрушили причалы, склады, перегрузочные механизмы. После войны заново сооружены речные порты в Черкассах, Кременчуге, Днепродзержинске, Никополе, капитально реконструированы в Киеве, Днепропетровске, Херсоне. Построены вокзалы в Черкассах, Днепропетровске, Запорожье, Херсоне, а в 1959 в Киеве. Средствами портов охвачено по сухогрузам 85,6% общего объёма грузооборота портов, 13,6% — средствами грузовладельцев (1970). Комплексная механизация грузовых операций в 1970 достигла 97,6%. Киевский, Днепропетровский и Запорожский порт им. В. И. Ленина являются перевалочными для грузов, отправляемых с железной дороги на воду (и обратно) по одному транспортному документу. Удельный вес перевалок по бассейну составил во всей грузопереработке 29,8% в 1970.

Д. б. р. п. имеют для местных перевозок приписной флот. После окончания строительства в 9-й пятилетке Каневского гидроузла порт Киев и все лежащие ниже по Днепру порты смогут принимать суда с осадкой до 3,65 м (в том числе и морские).

Киевский порт расположен на правом берегу Днепра, в 872 км от устья Днепра. Это крупнейший порт в бассейне по объёму грузовых операций. Отправляет кварциты, промышленные и продовольственные грузы; принимает уголь, минерально-строительные материалы, шлаки, зерно, овощи и бахчевые, тарно-штучные грузы. Здесь начало многих транзитных пассажирских линий. Приписной флот перевозит 4,54 млн. пассажиров в год (1970).

Черкасский порт — на правом берегу Кременчугского водохранилища, в 663 км от устья. Кременчугский порт — на левом берегу, в нижнем бьефе Кремгэс, в 549 км от устья. Днепродзержинский порт — на правом берегу, в нижнем бьефе Днепродзержинского водохранилища, в 437 км от устья. В грузообороте названных трёх портов основное место занимают минерально-строительные материалы, металлолом, шлаки и прочие грузы.

Днепропетровский порт находится в 399 км от устья. Порт отправляет уголь, минерально-строительные материалы; принимает кварциты, плодоовощи и прочие грузы. Два участка порта расположены на правом берегу, где производятся операции главным образом со штучными грузами, и один участок — на левом берегу (переработка массовых грузов).

Запорожский порт им. В. И. Ленина введён в действие в 1932, одновременно с Днепрогэсом. Находится на левом берегу, в 312 км от устья. Основные грузы в отправлении — железная руда, переваливаемая с железной дороги и идущая по реке через Брест (БССР) на экспорт, уголь и угольная шихта, отправляемая в Херсон, Николаев и дальше на экспорт; в прибытии — бокситы (импортные), которые переваливаются в Херсоне или Николаеве с морских судов на речные. В 1970 грузы порта направлялись в морские порты Ялта, Феодосия, Ильичёвск, Скадовск (минерально-строительные материалы), Измаил (шихта).

Херсонский порт (до 1946 — пристань) — на правом берегу Днепра, в 28 км от устья, на стыке речных и морских путей. Отправляет бокситы, овощи и бахчевые, промышленные и продовольственные товары; принимает уголь, минерально-строительные материалы, зерно и прочее. По количеству перевозимых пассажиров (6,17 млн. пассажиров в 1970) порт занимает 1-е место в бассейне.

Н. Х. Заика, Б. А. Мирошниченко.

Днепровское

Днепровское, посёлок городского типа в Верхнеднепровском районе Днепропетровской области УССР, в 8 км от ж.-д. станции Верхнеднепровск (на линии Днепропетровск—Пятихатки). Крахмало-паточный комбинат.

Днепровское водохранилище

Днепровское водохранилище, озеро им. В. И. Ленина, водохранилище, образованное в 1932 плотиной Днепровской ГЭС на Днепре, на территории Запорожской и Днепропетровской областей УССР. Площадь 420 км2, объём 3,3 км3, длина 170 км, максимальная ширина 3,5 км, средняя глубина 8,2 м. Д. в. делится на 2 части: верхнюю "речную", между Днепродзержинском и Днепропетровском (80 км), и нижнюю "озёрную", между Днепропетровском и Днепрогэсом (90 км). Сооружение Д. в. позволило создать условия для сквозного судоходства по Днепру от устья до Киева и выше. На берегах Д. в. расположены гг. Запорожье, Днепропетровск и Днепродзержинск.

Днепровское оледенение

Днепровское оледенение, максимальное из оледенений Восточно-Европейской равнины, покрывавшее большую её часть в среднем плейстоцене. Льды Д. о. растекались от двух центров: главного, занимавшего Скандинавию и Финляндию, и дополнительного, охватывавшего Полярный Урал и Новую Землю. В Европейской части СССР ледники спускались на Ю. двумя гигантскими языками — днепровским, продвигавшимся по Приднепровской низменности до широты современного г. Днепропетровска (около 48°30' северной широты), и донским, двигавшимся по Окско-Донской равнине до устья р. Медведица (около 49°35' северной широты). Среднерусская возвышенность, разделявшая оба языка, покрывалась льдами частично только севернее г. Орла. Восточнее южная граница оледенения уходила на С. вдоль западных склонов приволжской возвышенности и пересекала Урал немного южнее 60° северной широты. В течение Д. о. (днепровского ледниковья) возникли отложения, объединяемые в днепровский горизонт. Д. о. соответствует заальскому оледенению Западной Европы и самаровскому оледенению Западной Сибири. Обычно его сопоставляют с рисским оледенением Альп, но советский геолог А. И. Москвитин за эквивалент Д. о. принимает более древнее миндельское оледенение Альп. Некоторые советские учёные (И. П. Герасимов, К. К. Марков и др.) включают в состав Д. о. в качестве его крупной стадии также более позднее московское оледенение. См. также Антропогеновая система (период).

Е. В. Шанцер.

Днепрогэс

Днепрогэс им. В. И. Ленина, гидроэлектростанция на р. Днепре, у г. Запорожья, ниже днепровских порогов. Построена по плану ГОЭЛРО. Установленная мощность ГЭС 650 Мвт. Среднегодовая выработка энергии 3,64 млрд. квт·ч.

Строительство Д. начато в 1927, первый агрегат пущен в мае 1932, торжественное открытие состоялось 10 октября 1932. В 1939 Д. достиг проектной мощности 560 Мвт. В состав гидроузла входят: здание ГЭС длиной 236 м и шириной 70 м, расположенное на правом берегу, с машинным залом, в котором размещены 9 вертикальных гидроагрегатов по 72 Мвт; щитовая стенка длиной 216 м, водосливная криволинейная плотина длиной по гребню 760 м, наибольшей строительной высотой 60 м; глухая плотина длиной по гребню 251 м. Судоходные сооружения на левом берегу включают аванпорт в верхнем бьефе, трёхкамерный шлюз и низовой подходный канал. ГЭС автоматизирована, оборудована телеуправлением, телеизмерением и телесигнализацией основного оборудования. Напорный фронт общей длиной 1200 м образует Днепровское водохранилище.

строительство Д. осуществлялось с огромным трудовым энтузиазмом. Д. явился школой для советских гидроэнергетиков. На основе дешёвой электроэнергии был создан Запорожский промышленный комплекс. Днепровские пороги были затоплены и обеспечено сквозное судоходство по Днепру. В годы Великой Отечественной войны Д. был разрушен. В 1944 началось восстановление. Д. был пущен в 1950, при этом его мощность возросла на 16% против довоенной. Д. входит в Единую энергетическую систему Европейской части СССР и снабжает электроэнергией Приднепровье, Донбасс и Кривой Рог. В 1969 начато расширение гидроузла строительством Днепрогэса II мощностью 828 Мвт, которое в комплексе с судоходным шлюзом должно быть закончено до 1975. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1939).

В. Ю. Стеклов.

Днепродвинская культура

Днепродвинская культура, культура раннего железного века, распространённая в 7—6 вв. до н. э. — 3 в. н. э. в смоленском Поднепровье, белорусском Подвинье и районе Себежских озёр. Для Д. к. характерны большие городища с несколькими валами. Жилища наземные столбовой конструкции (ранние — длинные многокамерные, более поздние — небольшие прямоугольные с открытыми очагами). Первоначально орудия труда и оружие делали из кости и бронзы, позже — и из железа. Характерные украшения — бронзовые посоховидные булавки и серьги в виде полого конуса с крючком. Керамика — гладкостенная, слабо профилированная. Население занималось лесным скотоводством, отчасти земледелием (на ранних этапах значительна роль охоты) и поддерживало связи с соседними балтскими и финно-угорскими племенами.

Лит.: Третьяков П. Н., Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге, М.—Л., 1966; Седов В. В., Культура днепро-двинского междуречья в конце 1 тысячелетия до н. э., "Советская археология", 1969, № 2.

Днепродзержинск

Днепродзержинск (до 1936 — Каменское), город в Днепропетровской области УССР. Порт па Днепре (см. Днепровского бассейна речные порты). Ж.-д. станция. 227 тыс. жителей в 1970 (40 тыс. жителей в 1913; 148 тыс. жителей в 1939). Д. — один из крупных индустриальных центров УССР. Главные отрасли промышленности: металлургическая (Днепровский металлургический завод им. Дзержинского, выпускающий чугун, сталь, прокат), машиностроительная (вагоностроительный завод и др.), химическая и коксохимическая (химический комбинат, коксохимические заводы) и промышленность стройматериалов (цементный, сборного железобетона заводы). Предприятия пищевой промышленности. В Д. индустриальный институт, 6 техникумов (в том числе металлургический, энергетический, индустриальный), медицинское, музыкальное училища. Музей истории города. Вблизи Д. — Днепродзержинская ГЭС. Известен с 1750.

Днепродзержинское водохранилище

Днепродзержинское водохранилище, водохранилище, образованное в 1963—65 плотиной Днепродзержинской ГЭС на р. Днепре, на территории Днепропетровской, Кировоградской и Полтавской областей УССР. Площадь 567 км2, объём 2,45 км3, длина 140 км, наибольшая ширина 20 км, средняя глубина 4,3 м. На месте устьевых участков рр. Ворскла, Псёл и др. образовались большие заливы. Уровень водохранилища практически поддерживается на одной отметке. Д. в. осуществляет суточное регулирование стока. На берегах Д. в. расположены гг. Кременчуг, Верхнеднепровск.

Днепродонецкая культура

Днепродонецкая культура, культура охотничье-рыболовческих племён эпохи неолита, распространённая на Среднем Поднепровье, лесостепном левобережье УССР и в Полесье БССР во 2-й половине 5-го — 3-м тысячелетиях до н. э. Представлена поселениями и могильниками. В поселениях обнаружены остатки углублённых в землю жилищ, хозяйственные ямы, следы открытых кострищ. Найдены орудия труда из кремня и камня: топоры, наконечники стрел и копий, ножи, скребки и др. Характерная керамика — горшки, преимущественно остродонные, украшенные гребенчато-накольчатым орнаментом. Могильники коллективные (до нескольких десятков захоронений в одной яме). В погребениях, засыпанных красной охрой, положены орудия труда и украшения из камня, кости, ракушек, изредка — из металла (медь, золото).

Лит.: Телегiн Д. Я., Днiпро-донецька культура, К., 1968.