Ва

Ва (самоназвание — брао, плао), группа племён, считающихся одними из древнейших обитателей Индокитайского полуострова. Живут на Ю.-З. провинции Юньнань в Китае (кава — 330 тыс. чел., 1959), на С. Таиланда (лава — 5 тыс. чел.) и в горных районах на С.-В. Бирмы (родственны племенам палаун, вместе с которыми насчитывают около 200 тыс. чел.). Язык В., распадающийся на много диалектов, относится к монской ветви мон-кхмерских языков. Религия — анимизм; распространён культ черепов, считающихся вместилищем духа-хранителя. Среди В. высокогорных районов в значительной мере сохраняются первобытнообщинные отношения. Женщины занимаются земледелием (подсечно-огневого типа), мужчины — охотой. В предгорных и долинных районах Бирмы и Китая В. перешли к пашенному земледелию.

Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966.

Вааге Петер

Вааге, правильнее Воге (Waage) Петер (29.6.1833, Флеккефьорд, — 13.1.1900, Кристиания), норвежский химик. С 1862 заведующий химической лабораторией и с 1862 профессор университета в Кристиании (Осло). В 1864—67 совместно с К. М. Гульдбергом установил действующих масс закон, который является одним из основных положений теории химического равновесия. Написал руководства по общей и аналитической химии.

Соч.: Etudes sur les affinités chimiques, Christiania, 1867 (совм. с С. M. Guldberg); в рус. пер. — Исследования сил химического сродства, Хар., 1892 (совм. с К. М. Гульдбергом).

Ваал (общесемитское божество)

Ваал, древнее общесемитское божество; см. Баал.

Ваал (рукав ниж. течения р. Рейн)

Ваал (Waal), левый главный рукав нижнего течения р. Рейн, в Нидерландах. Отдельные участки и ответвления В. носят различные названия (собственно В., Холландс-Дип, Ауде-Маас).

Вааль

Вааль (Vaal), река в ЮАР, правый приток р. Оранжевой. Длина около 1250 км. Берёт начало в Драконовых горах, пересекает их и плато Велд в глубокой долине. Русло В. состоит из чередующихся участков со значительным и небольшим падением. Крупные притоки: Вилге, Фет, Рит (левые), Хартс (правый). Половодье летом (ноябрь — февраль). Средний годовой сток около 600 млн. м3 в верхнем течении, около 3600 млн. м3 в нижнем. Река используется для водоснабжения главным образом крупного золотопромышленного района ЮАР — Витватерсранда и для орошения (система В. — Хартс). При впадении р. Вилге в В. — крупное водохранилище В. — Вилге. На В. — г. Ференигинг.

Ваальс Валс Ян Дидерик ван дер

Ваальс, Ван-дер-Ваальс (van der Waals), Валс Ян Дидерик ван дер (23.11.1837, Лейден, — 9.3.1923, Амстердам), голландский физик. Самостоятельно изучил физику. Профессор университета в Амстердаме (1877—1907). В 1873 в работе "О непрерывности газообразного и жидкого состояния" В., приняв во внимание объём молекул и их взаимное притяжение, пришёл к идее о непрерывности газообразного и жидкого состояния вещества и вывел уравнение, носящее его имя (см. Ван-дер-Ваальса уравнение), одинаково применимое к жидкости и газу и дающее результаты, близкие к опытным (за эту работу В. была присвоена степень доктора). Это уравнение (в приведённом виде) привело его к открытию закона соответственных состояний. В 1890 В. дал общее уравнение для бинарных двухфазных смесей. В. внёс также существенный вклад в термодинамическую теорию капиллярности. Нобелевская премия (1910).

Соч.: über die Kontinuität des gasförmigen und flüssigen Zustandes, Lpz., 1881; в рус. пер.— Курс термостатики, ч. 1—2, М., 1936 (совм. с ф. Констаммом).

Вааранди Дебора

Вааранди Дебора [р. 18.9(1.10).1916, г. Выру), эстонская советская поэтесса. Член КПСС с 1940. Училась в Тартуском университете. Участница антифашистского июньского переворота 1940. В первый сборник "Под пылающим небом" (1945) вошли стихи периода Отечественной войны. Книги "Под шум прибоя" (1948) и "В ясное утро" (1950) содержат лирические стихи и поэмы о послевоенном социалистическом строительстве в Эстонии. Высокого художественного уровня В. достигла в сборнике стихов "Мечтатель у окна" (1959) и "Хлеб прибрежных равнин" (1965). Стихи В. проникнуты гражданским чувством, отличаются эмоциональностью, гибкостью, современностью. Публицистика и путевые заметки В. вошли в книгу "Города обновляющихся воспоминаний" (1964). Награждена 3 орденами.

Соч.: Selgel hommikul, Tallinn, 1950; Unistaja aknal, Tallinn, 1959; Uuenevate mälestuste linnad, Tallinn, 1964; Rannalageda leib, Tallinn, 1965; Valik luuletusi, Tallinn, 1966; в рус. пер.— Под шум прибоя, М., 1950; Стихотворения и поэмы, М., 1956; Мечтатель у окна, М., 1960; Хлеб прибрежных равнин, М., 1967.

Э. Нирк.

Вабальнинкас

Вабальнинкас, город в Биржайском районе Литовской ССР, в 27 км к С.-З. от ж.-д. станции Купишкис (на линии Паневежис — Даугавпилс). 2 тыс. жителей (1969). Маслозавод. С.-х. техникум. Возник в 17 в., город с 1950.

Ваббе Адольф Георгиевич

Ваббе Адольф (Адо) Георгиевич [19(31).3.1892, Тапа, — 20.4.1961, Тарту], советский живописец и график, заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1946). Учился в Мюнхене в студии А. Ажбе (1911—13). Член-учредитель объединения "Паллас" в Тарту (1918). Преподавал в Тарту: в Высшей художественной школе "Паллас" (1919—40), в Высшем художественном училище им. К. Мяги (1940—41), в художественном институте (1944—50). С 1938 профессор Ученики В.: А. Бах-Лийманд, А. Йохани, Э. Ките и др. В 1953—56 возглавлял экспериментальную графическую мастерскую в Таллине. Испытал воздействие импрессионизма и футуризма (картины: "В кафе", 1918, частное собрание Тарту; "Речной порт", 1938, "Семья с автомобилем", 1960, — обе в Тартуском художественном музее). В. внёс заметный вклад в развитие эстонской книжной графики.

Лит.: Professor A. Vabbe. Kataloog, Tartu, 1962.

Вава ад-Димашки Абу-ль-Фарадж Мухаммед ибн Ахмед

Вава ад-Димашки (аль-Вава) Абу-ль-Фарадж Мухаммед ибн Ахмед (г. рождения неизвестен — умер 980, Дамаск), арабский поэт. Отрывки из его стихов приводятся в "Тысяче и одной ночи". Помимо касыд-панегириков, им написано много лирических стихов о любви, вине и природе, отличающихся живостью и глубоким чувством, призывающих к наслаждению жизнью.

Лит.: Крачковский И. Ю., Абу-л-фарадж ал-Ва'ва Дамасский, П., 1914 (тексты стихов и рус. пер.); его же, Ал-Ва'ва ад-Димашки, Избр. соч., т. 2, М. — Л., 1956; Сами Даххан, Диван ал-Вава ад-Димашки, Дамаск, 1950.

Вавассоры

Вавассоры, вальвассоры (от позднелатинского vassus vassorum — вассал вассалов), в средние века мелкие феодалы во Франции и Италии. Во Франции В. назывались вассалы рыцарей, получавшие от них феод (нередко незначительного размера) и большей частью обладавшие на этом феоде правом низшей юрисдикции.

С 11 в. термин "В." закрепился и в Италии. Итальянские В. получали бенефиции от крупных феодалов, против которых затем развернули борьбу, стремясь превратить бенефиций в феод. Император Конрад II в 1037 подтвердил наследственные права В. С 11 в. В. стали переселяться в города, втягиваясь в торговлю и ростовщичество; сблизились с верхушкой пополанов и с 13 в. частично слились с ней, но основная масса В. ("гранды") стала главным врагом пополанов.

Вавель

Вавель (Wawel), название холма в Кракове, на левом берегу Вислы, к Ю. от Старого города. Знаменит комплексом архитектурных памятников 10—17 вв.: ротонда Девы Марии (2-я половина 10 в.), королевский замок (13—17 вв.) с аркадным внутренним двором (1502—16), готическим залом и интерьерами в стиле ренессанса и барокко (залы — "Посольский", "Под птицами" и др.), готический кафедральный костёл (14 в.) с романской криптой св. Леонарда (около 1100), ренессансной капеллой Сигизмунда I (1517—33) и многочисленными надгробиями 14—20 вв. (скульпторы Ф. Штос, Я. Михалович и др.). В королевском замке — Государственные художественные собрания (уникальная коллекция фламандских и польских ковров, западного и восточного оружия, живописи и др.). Кафедральный костёл на В. — усыпальница польских королей и крупнейших деятелей национальной истории.

Лит.: Mańkowski Т., Dzieje wnętrz wawelskich, 2 wyd.. Warsz., 1957; Katalog zabytków sztuki w Polsce, t. 4, cz. 1. Wawul, [Kraków], 1965.

Вавилин Иван Михайлович

Вавилин Иван Михайлович [р. 21.11(4.12).1911, деревня Бояркерос Усть-Сысольского уезда, ныне Корткеросского района Коми АССР], коми советский поэт. Член КПСС с 1944. Печататься начал в 1939. Участник Великой Отечественной войны 1941—45. Основная тема сборников стихов "Ни шагу назад" (1942) и "Советский воин" (1944) — мужество советских солдат. Автор сборников стихов: "Моя Парма" (1957), "Земные звёзды" (1965), "От зари до зари" (1970), стихов для детей, басен и фельетонов (сборник "Колючка", 1963, поэма "Дед Тарас", 1959, и др.).

Лит.: Очерки истории коми литературы, Сыктывкар, 1958; Микушев А. К., И. М. Вавилинлöн поэзия, в кн.: Коми литература. Критич. статьяяслöн. Сб., Сыктывкар, 1958; Писатели Коми АССР, Сыктывкар, 1961.

Вавилов Михаил Васильевич

Вавилов Михаил Васильевич [6(18).6.1886, г. Ефремов, ныне Тульской области, — 31.12.1951, Москва], советский учёный в области организации строительства и технологии строительного производства, доктор технических наук (1944), профессор (1946). По окончании (1910) Петербургского технологического института работал инженером на строительстве железных дорог, транспортных и промышленных сооружений. Основные труды по вопросам организации и планирования строительства промышленных предприятий, строительства в зимних условиях, возведения сооружений в скользящей опалубке. В 1931—36 под руководством В. была разработана и внедрена система проектирования организации строительства, заложены основы новой научной дисциплины — технологии строительного производства, главный принцип которой — круглогодичное поточное производство строительных работ.

Соч.: Проектирование организации стройпроизводства, М., 1931 (сост. совместно с А. В. Коноровым); Организация и планирование строительства промышленных предприятий, М., 1938.

Вавилов Николай Иванович

Вавилов Николай Иванович [13(25). 11.1887, Москва, — 26.1.1943, Саратов], советский генетик, растениевод, географ, создатель современных научных основ селекции, учения о мировых центрах происхождения культурных растений, их географическом распространении; один из первых организаторов и руководителей биологической и с.-х. науки в СССР, общественный деятель. Академик АН СССР (1929; член-корреспондент 1923), академик АН УССР (1929). Президент (1929—35) и вице-президент ВАСХНИЛ (1935—40). В 1926—35 член ЦИК СССР, в 1927—29 член ВЦИК. В 1931—40 президент Всесоюзного географического общества.

Родился в семье коммерсанта. В 1911 окончил Московский с.-х. институт (ныне Московская с.-х. академия им. К. А. Тимирязева), в котором был оставлен на кафедре частного земледелия, возглавлявшейся Д. Н. Прянишниковым, для подготовки к научной и педагогической деятельности. В 1917 избран профессором Саратовского университета. С 1921 заведовал Отделом прикладной ботаники и селекции (Петроград), который в 1924 был реорганизован во Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур, а в 1930 — во Всесоюзный институт растениеводства (ВИР), руководителем которого В. оставался до августа 1940. С 1930 В. — директор генетической лаборатории, преобразованной затем в Институт генетики АН СССР.

В 1919—20 В. исследовал Ю.-В. Европейской части СССР и в книге "Полевые культуры Юго-Востока" (1922) дал сводку о всех культурных растениях Поволжья и Заволжья. В 1925 совершил экспедицию в Хивинский оазис (Средняя Азия). С 1920 по 1940 руководил многочисленными ботанико-агрономическими экспедициями. Организовал научные экспедиции по изучению растительных ресурсов Средиземноморья (Греция, Италия, Португалия, Испания, Алжир, Тунис, Марокко, территория Египта, Палестины, Сирии и Трансиордании), Эфиопии, Ирана, Афганистана, Японии, Западного Китая, Кореи, стран Северной, Центральной и Южной Америки и был руководителем многих из них. Разносторонние исследования проведены В. в Афганистане (1924); экспедиция посетила труднодоступную и неисследованную западную часть Кафиристана (современный Нуристан), подробно исследовала культурные растения и собрала обширный общегеографический материал. Результаты этой экспедиции обобщены в труде "Земледельческий Афганистан" (1929). Особый интерес представляла экспедиция в Эфиопию (1926—27): В. установил, что там находится центр происхождения твёрдых пшениц. Во время путешествия по Северной, Центральной и Южной Америке (1930, 1932—33) В. посетил Мексику, Гватемалу, Гондурас (Британский), Экуадор, Перу, Чили, Боливию, Бразилию и Аргентину, где провёл ценные историко-агрономические исследования. Советские экспедиции под его руководством открыли новые виды дикого и культурного картофеля, взятые в основу практической селекции. В результате изучения различных видов и сортов растений, собранных в странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки, он установил очаги формообразования, или центры происхождения культурных растений. Открытые им закономерности географического распределения видового и сортового состава в первичных очагах и расселения растений из этих очагов облегчают поиски необходимого растительного материала для селекции и экспериментальной ботаники. В одних районах сосредоточены растения с признаками скороспелости, в других — засухоустойчивости и т.д. Материалы и коллекции экспедиций позволили впервые в СССР (1923) произвести в разных зонах страны опытные географические посевы культурных растений с целью изучить их изменчивость и дать им эволюционную и селекционную оценку. Т. о., была заложена основа для организации в СССР государственного сортоиспытания полевых культур. Под руководством и при участии В. в СССР создана хранящаяся в ВИРе мировая коллекция культурных растений, насчитывающая более 300 тыс. образцов. Многие сорта различных с.-х. культур, распространённые в СССР, представляют собой результат селекционной работы с соответствующими образцами из коллекции ВИРа.

В. уделял много внимания продвижению земледелия в неосвоенные районы Севера, полупустынь и высокогорий. Проблема интродукции новых культур оказалась в значительной степени разрешенной для влажных и сухих субтропиков СССР. По инициативе В. в стране стали выращивать новые ценные культуры: джут, тунговое дерево, многие эфирномасличные, лекарственные, дубильные, кормовые и др. растения. В 1919 обосновал учение об иммунитете растений к инфекционным заболеваниям, показав селекционерам возможности выведения иммунных сортов, среди которых особое значение имеют сорта, одновременно иммунные к нескольким заболеваниям и устойчивые против вредителей. В 1920 сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (см. Гомологических рядов закон)у близких видов, родов и даже семейств. Этот закон показывает одну из важнейших закономерностей эволюции, состоящую в том, что у близких видов и родов возникают сходные наследственные изменения. Пользуясь этим законом, по ряду морфологических признаков и свойств одного вида или рода можно предвидеть существование соответствующих форм у др. вида или рода. Закон облегчает селекционерам поиски новых исходных форм для скрещивания и отбора.

В. дал определение линнеевскому виду как обособленной сложной подвижной морфо-физиологической системе, связанной в своём генезисе с определённой средой и ареалом (1930). В. обосновал эколого-географические принципы селекции и принципы создания исходного материала для селекции и др.

По инициативе В. был организован ряд новых научно-исследовательских учреждений. Так, в системе ВАСХНИЛ были созданы: институт зернового хозяйства Юго-Востока Европейской части СССР; институт плодоводства, овощеводства и субтропических культур; институты кормов, кукурузы, картофеля, хлопководства, льна, конопли, масличных культур, сои, виноградарства и чайного дела. В. создал школу растениеводов, генетиков и селекционеров.

За научно-исследовательские работы в области иммунитета, происхождения культурных растений и открытие закона гомологических рядов В. присуждена премия им. В. И. Ленина (1926), за исследования в Афганистане — золотая медаль им. Н. М. Пржевальского; за работы в области селекции и семеноводства — Большая золотая медаль ВСХВ (1940). В. был подлинным трибуном науки. Широко известна его борьба против псевдонаучных концепций в биологии, за развитие в СССР генетики— теоретической базы растениеводства и животноводства. Он представлял советскую науку на многих съездах и международных конгрессах.

В. состоял членом и почётным членом многих зарубежных академий, в том числе Английской (Лондонское королевской общество), Индийской, Аргентинской, Шотландской; был избран членом-корреспондентом АН в Галле (Германия) и Чехословацкой академии, почётным членом Американского ботанического общества, Линнеевского общества в Лондоне, общества садоводства Англии и др.

Научная деятельность В. была прервана в 1940. В 1965 учреждена премия им. В. В 1967 имя В. присвоено ВИРу. В 1968 учреждена золотая медаль имени В., присуждаемая за выдающиеся научные работы и открытия в области сельского хозяйства.

Соч.: Центры происхождения культурных растений, "Труды по прикладной ботанике и селекции", 1926, т. 16, в. 2; Проблемы новых культур, М. — Л., 1932; Научные основы селекции пшеницы, М. — Л., 1935; Учение об иммунитете растений к инфекционным заболеваниям, М. — Л., 1935; Линнеевский вид как система, М. — Л., 1931; Селекция как наука, М. — Л., 1934; Ботанико-географические основы селекции, М. — Л., 1935; Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, 2 изд., М. — Л., 1935; Учение о происхождении культурных растений после Дарвина, "Советская наука", 1940, № 2; Мировые ресурсы сортов хлебных злаков... Опыт агроэкологического обозрения важнейших полевых культур, М. — Л., 1957; Мировые ресурсы сортов хлебных злаков... Пшеница, М. — Л., 1964; Избр. труды, т. 1—5, М. — Л., 1959—65 (в т. 1 приведена библиография трудов В.); Избранные произведения, т. 1—2, Л., 1967.

Лит.: Бахтеев Ф. Х., Академик Николай Иванович Вавилов, "Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отд. биологический", 1958, т. 63, в. 3; Вопросы географии культурных растений и Н. И. Вавилов, М. — Л., 1966; Николай Иванович Вавилов, М., 1967 (Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Сер. биол. наук. Генетика, в. 1); Резник С., Николай Вавилов, М., 1968; Н. И. Вавилов и сельскохозяйственная наука. Посвящается 80-летию со дня рождения..., М., 1969.

Ф. Х. Бахтеев.

Вавилов Сергей Иванович

Вавилов Сергей Иванович [12(24).3.1891, Москва, — 25.1.1951, там же], советский физик, государственный и общественный деятель, академик АН СССР (1932; член-корреспондент 1931). Брат Н. И. Вавилова. В 1914 окончил Московский университет. В 1914—18 состоял на военной службе. В 1918—32 преподавал физику в МГУ (с 1929 профессор). В 1918—30 заведовал отделением физической оптики в институте физики и биофизики Наркомздрава. С 1932 директор физического института АН СССР. В 1932—45 был научным руководителем Государственного оптического института. В 1945 избран президентом АН СССР. Был председателем Совета по координации деятельности АН союзных республик.

Основные научные труды В. посвящены вопросам физической оптики, особенно изучению природы люминесценции. Для развития теории люминесценции весьма плодотворным оказалось введённое им понятие выхода люминесценции. В. вывел закон, обобщающий и исправляющий известный Стокса закон. В работах, посвященных определению абсолютного значения выхода люминесценции, он доказал, что у ярко флуоресцирующих веществ в свет люминесценции превращается более 70% поглощаемой энергии. Изучая причины, вызывающие уменьшение выхода люминесценции, и др. процессы. В. разработал теорию миграции энергии возбуждения в растворах, количественно объясняющую обширный круг явлений. Он исследовал вопрос о поляризации света люминесценции, благодаря чему удалось подойти к вопросу о природе элементарных излучателей. Дал общую систематику явлений люминесценции. Под его руководством разрабатывались вопросы, связанные с практическим применениями люминесценции, в частности разработана технология производства ламп "дневного" света. В. способствовал разработке люминесцентного анализа. Большое принципиальное значение для теории света и физиологической оптики имеет цикл исследований В. и его сотрудников, посвященный визуальному методу наблюдений квантовых флуктуаций света. В 1934 под его руководством П. А. Черенков открыл свечение чистых жидкостей под действием g- и b-излучения радиоактивных веществ. В. сразу указал на то, что это свечение не является обычной люминесценцией, но связано с движением свободных электронов (так называемое Черенкова — Вавилова излучение).

В книге "Микроструктура света" (1950) В. обобщил результаты своих работ и заложил основы нового направления в оптике, названного им микрооптикой. Квантовые свойства света, природа элементарных излучателей, взаимодействия излучающих и поглощающих молекул на расстояниях, сравнимых с длиной световой волны, рассмотрены В. в этой книге с единой микрооптической точки зрения. В. — один из основателей нелинейной оптики. Он создал многочисленную школу физиков.

В. уделял большое внимание вопросам философии естествознания и истории науки. Возглавлял Комиссию по истории АН СССР. Большой интерес представляют также работы В. по истории атомистики. Значительное место в деятельности В. занимала пропаганда научных знаний. Он руководил (с 1933) Комиссией АН СССР по изданию научно-популярной литературы и серии "Итоги и проблемы современной науки". В. — один из инициаторов создания Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (ныне общество "Знание") и первый председатель этого общества (1947). С 1945 В. был председателем Редакционно-издательского совета АН СССР, состоял членом редколлегии ряда журналов, являлся одним из руководителей энциклопедического дела в СССР: был член редколлегии "Технической энциклопедии", 1-го издания БСЭ, с 1949 — главный редактор 2-го издания БСЭ. В 1938 В. был избран депутатом Верховного Совета РСФСР, в 1946 и 1950 — депутат Верховного Совета СССР. Во время Великой Отечественной войны был уполномоченным Государственного комитета обороны СССР. Под его руководством были разработаны новые приборы для вооружения Советской Армии и Флота. В. был награжден 2 орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Государственная премия СССР (1943, 1946и 1951, посмертно). Имя В. присвоено институту физических проблем АН СССР в Москве и Государственному оптическому институту в Ленинграде. В 1951 учреждена золотая медаль имени В., присуждаемая ежегодно за выдающиеся работы в области физики.

Соч.: Собрание сочинений, т. 1—3, М.,1952—56; Экспериментальные основания теории относительности, М. — Л., 1928; Ломоносов и русская наука, 2 изд., М., 1947; Исаак Ньютон (1643—1727), 2 изд., М. — Л., 1945; Микроструктура света, М., 1950.

Лит.: Левшин Л. В., С. И. Вавилов М., 1960.

Вавилон

Вавилон (шумерское Кадингирра, аккадское Бабилу, буквально — врата бога), в древности город в северной части Двуречья на берегу Евфрата; развалины В. — близ современного г. Хилла (Ирак). Впервые упоминается в легенде о Саргоне Аккадском (3-е тыс. до н. э.). Значение В. возросло во времена I Вавилонской династии (1894—1595); при Хаммурапи он превратился в крупнейший политический, культурный и хозяйственный центр не только Вавилонии, но и всей Передней Азии. Около 1595 до н. э. В. был захвачен хеттами, около 1518 попал под власть касситов. В начале 1-го тыс. борьба за В. шла между Ассирией и арамейскими племенами халдеев. С 732 В. входил в состав Ассирийской державы. В 689 в наказание за мятеж он был полностью разрушен ассирийским царём Синахерибом. Заново отстроен около 680 преемником Синахериба Асархаддоном. В 626 власть в В. захватил халдей Набопаласар (правил в 626—604). При Навуходоносоре II (правил в 604—562) город достиг наивысшего расцвета, был создан новый архитектурный ансамбль В. с грандиозными дворцами и мощными оборонительными укреплениями. В 539 город захватили персидские войска Кира II. В 331 В. овладел Александр Македонский. В 312 В. перешёл к одному из полководцев Александра Македонского Селевку, который переселил большую часть жителей В. в свою столицу Селевкию, построенную близ В. С этого времени В. потерял первенствующее значение и ко 2 в. н. э. окончательно сошёл с исторической арены.

Р. А. Грибов.

Раскопки 1899—1917, свидетельства древнегреческих авторов и др. источники выявили облик древнего В. (в 6 в. до н. э.). Разделённый на 2 части (западную и восточную) Евфратом, город представлял в плане прямоугольник (площадь около 10 км2), опоясанный 3 рядами кирпичных стен с массивными зубчатыми башнями и 8 воротами. Главные ворота Иштар были облицованы синим глазурованным кирпичом со стилизованными рельефными изображениями жёлто-красных и бело-жёлтых быков и драконов. Мощёная дорога процессий вела к расположенному в центре города храмовому комплексу Эсагила с 7-ярусным зиккуратом Этеменанки (так называемой Вавилонской башней), ярусы которого были окрашены в разные цвета. На С. находилась крепость-дворец Навуходоносора II с висячими садами, рядом внутренних дворов и тронным залом, который имел облицовку из синего глазурованного кирпича с орнаментальным фризом и изображением жёлтых колонн. На востоке — остатки греческого театра 4 в. до н. э.

Лит.: Флиттнер Н. Д., Культура и искусство Двуречья и соседних стран, М. — Л., 1958, с. 274—77: Koldewey R., Das wiedererstehende Babylon, 4. Aufl., Lpz., 1925. См. также лит. при ст. Вавилония.

Вавилония

Вавилония, древнее государство в южной части Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале 2-го тыс. до н. э. и окончательно утратившее независимость в 539 до н. э. Получило название от главного города Вавилона. До возвышения этого центра (а часто по традиции последующие времена) территория В. носила наименование "Шумер и Аккад". До начала 19 в. до н. э. г. Вавилон не играл самостоятельной роли, он подчинялся царям Аккада (24—22 вв.), позднее — царям III династии Ура (конец 22—21 вв.).

В 1894 до н. э. в В. утвердилась местная династия аморитского происхождения, которой удалось при царе Хаммурапи объединить большую часть Двуречья и создать крупную централизованную рабовладельческую деспотию. Экономическое развитие В. достигло значительного уровня. Была расширена ирригационная система, применялись в большем количестве, чем прежде, бронзовые орудия. Возрос удельный вес денежного хозяйства (оплата серебром, постепенно вытеснявшая обмен и вознаграждение за труд натурой). Общество делилось на рабовладельцев и рабов, что доказывается дошедшими до нас государственными и частноправовыми документами. Встречались также батраки и ремесленники, работавшие на заказ, как это видно из свода законов Хаммурапи. Допускалась купля-продажа земли, действовали тамкары (торговые агенты, занимавшиеся торговлей и ростовщическими операциями). Сельская община находилась в процессе разложения.

Со 2-й половины 18 в. до н. э. начались вторжения в В. внешних врагов, главным образом касситов, овладевших в 16 в. всей страной. При касситской династии (1518—1204) после временного регресса наблюдался хозяйственный подъём (развитие коневодства, установление регулярных связей с Египтом, откуда ввозилось золото, и т.д.). При касситской и следующих за ней династиях неоднократно происходили вторжения в В. новых внешних врагов (главным образом ассирийцев и эламитов). В 7 в. до н. э. (689 и 648) Вавилон дважды был разрушен ассирийскими войсками.

В 626 до н. э. ассирийский наместник Набопаласар (родом халдей) отделился от Ассирии и провозгласил себя царём В. Он оказал поддержку мидянам в борьбе с Ассирией и разделил с Киаксаром территорию Ассирийской державы. 626 принято считать началом Нововавилонского царства. При Навуходоносоре II велись успешные войны с Египтом и его азиатскими союзниками. В 586 был разрушен Иерусалим и Иудея стала провинцией В. В 574 Тир признал власть В. При Набопаласаре и Навуходоносоре II экономика В. достигла относительно высокого уровня. Вавилон стал основным торговым центром Передней Азии. Большую роль стали играть торгово-ростовщические дома (Эгиби и др.). Увеличилась роль рабского труда во всех отраслях хозяйства. После смерти Навуходоносора II произошло несколько дворцовых переворотов. В 555 престол захватил Набонид. В середине 6 в. В. потерпела поражение в борьбе с персидской державой Ахеменидов. В 539 до н. э. персидский царь Кир II овладел Вавилоном. Хотя номинально персидские цари до 482 до н. э. именовали себя царями В., она фактически утратила свою политическую самостоятельность.

О развитии в В. культуры см. в ст. Вавилоно-ассирийская культура, об изучении истории В. см. в ст. Ассириология.

Лит.: Рифтин А. П., Старо-вавилонские юридические и административные документы в собраниях СССР, М. — Л., 1937; Дьяконов И. М., Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства, "Вестник древней истории", 1952, № 3—4; Никольский Н. М., Частное землевладение и частное землепользование в Древнем Двуречье, Минск, 1948; Дьяконов И. М., Вавилонское политическое сочинение VIII—VII вв. до н. э., "Вестник древней истории", 1946, № 4; Струве В. В., Борьба с рабством-должничеством в Вавилонии и Палестине, "Палестинский сборник", 1958, в. 3 (66); Meissner В., Babylonien und Assyrien, Bd 1—2, Hdlb., 1920—25.

Д. Г. Редер.

Вавилоно-ассирийская культура

Вавилоно-ассирийская культура, культура народов, населявших в древности, в 4—1-м тыс. до н. э., Месопотамию — Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), — шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства — Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию, характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии — с другой.

Материальная культура народов древнего Двуречья находилась на сравнительно высоком уровне. Однако каменные орудия вышли окончательно из употребления лишь в начале 3-го тыс. до н. э. В металлургии в середине 3-го тыс. были известны литье, ковка, чеканка, изготовление золотой и серебряной проволоки, филигрань. Основным строительным материалом был сырцовый и, реже, обожжённый кирпич; был известен, но мало применялся свод, система дренажа и т.п. Позднее начинается заметный прогресс в технике. Совершенствуется военная техника — вводятся колесничное войско (с начала 2-го тыс.), панцирь из медных блях (с середины 2-го тыс.), конное войско, меч, укрепленные военные лагеря, осадные орудия — тараны, строятся каменные и наплавные мосты (на кожаных бурдюках). В 1-м тыс. до н. э. в Ассирии и Вавилонии появляются железные орудия, в ремесле — также алмазное сверло, примерно на рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. появляется и новая оросительная техника: водоподъёмное колесо (сакие), и "бесконечная" верёвка с кожаными ведрами (черд), в 7 в. до н. э. в Ассирии строится первый каменный акведук.

Важнейшим фактором развития науки была хозяйственная практика, которая требовала, прежде всего, выработки системы мер, а также создания приёмов определения площади полей, объёма зернохранилищ и искусственных водоёмов, расчётов рабочих норм при копке каналов, в строительстве и ремесле; на этой основе к концу 3-го тыс. до н. э. создалась шумеро-вавилонская математика. Вавилонские математики широко пользовались созданной ещё шумерами шестидесятеричной позиционной системой счёта; на основе этой системы были составлены различные вычислительные таблицы: деления и умножения чисел, квадратов и кубов чисел и их корней (квадратных и кубических) и др. (см. Клинописные математические тексты). Вавилоняне решали квадратные уравнения, знали "теорему Пифагора" и располагали методами нахождения всевозможных "пифагоровых" чисел (более чем за тысячу лет до Пифагора); помимо планиметрических задач, решали и стереометрические, связанные с определением объёма различного рода пространств, тел, широко практиковали черчение планов полей, местностей, отдельных зданий, но обычно не в масштабе.

Больших успехов достигли вавилоняне в области химии, имевшей, разумеется, чисто прикладной характер. От 2-го тыс. до н. э. сохранились многочисленные рецепты изготовления бронзы, известны глазури и многокрасочные поливы на керамике.

Попыткой обобщения географических представлений является "карта мира", где земля изображена в виде плоскости, пересечённой реками Тигром и Евфратом, сбегающими с северных гор, и окруженной мировым океаном, на поверхности которого она, видимо, мыслилась плавающей. Океан представлялся окруженным "плотиной небес", на которой покоилось несколько (три или семь) небесных сводов; под землёй мыслилась преисподняя ("Великая гора"). Но географический кругозор вавилонских купцов-практиков был гораздо шире (к 1-му тыс. — от Испании до Индии).

Крупный шаг вперёд сделала в это время также медицина. Хирургические операции включали ампутации, сращивание переломов, удаление бельма с глаза и др. В медицинских текстах, дошедших от 2-й половины 2-го тыс. до н. э. и 1-й половины 1-го тыс. до н. э., части человеческого тела уже были сведены в анатомическую систему. Были систематизированы также некоторые болезни и соответствующие лекарства.

Из записей астрономических и метеорологических наблюдений стали развиваться астрология (лишь в 1-м тыс. до н. э.) и астрономия. Были выделены планеты, которые, в противоположность неподвижным звёздам, сравниваемым со спокойно пасущимися овцами, назывались "биббу", "козлами". Каждая планета получила своё специальное название (кроме Меркурия, названного "биббу", то есть планета): Венера — "Дильбат", Юпитер — "Мулубаббар" ("звезда-солнце"), Марс — "Залбатану" и Сатурн — "Кайману". Тогда же начались наблюдения движений планет; в частности, сохранились тексты, посвященные изучению движения Венеры. Сравнительно высокое развитие астрономии было, видимо, связано с потребностями лунного календаря. Первоначально каждое государство-город имело самостоятельный календарь, но после возвышения Вавилона общим для всей страны стал календарь, принятый в Вавилоне. Год состоял из 12 лунных месяцев, имевших 29 или 30 дней (синодический месяц, или период смены фаз луны, равен приблизительно 29 eq \f (1;2) дням). Из-за того, что солнечный год длиннее лунного на 11 дней, время от времени, для устранения этого несоответствия, вводился дополнительный месяц. Уже до середины 2-го тыс. до н. э. были описаны созвездия, велись записи гелиакальных восходов светил и т.п. Начиная с середины 1-го тыс. до н. э. устанавливаются твёрдые правила для вставки високосных месяцев, интенсивно развивается вычислительная астрономия, сохранились тексты, где для определённого года (или последовательности лет) указаны положения Луны (или планет) через определённые интервалы времени. Большой заслугой вавилонских астрономов было открытие сароса — промежутка времени, по истечении которого солнечные и лунные затмения повторяются в той же последовательности.

С основами вавилонской науки были знакомы и соседние народы — эламиты, хурриты, хетты, финикийцы. Вклад в неё Ассирии был незначителен, однако большая часть вавилонских научных сочинений дошла до нас из ассирийских библиотек 12—7 вв. до н. э. Древнегреческая наука восприняла некоторые достижения вавилонской науки (видимо, не непосредственно, а через Финикию и Малую Азию), но вавилонская астрономия, по-видимому, оказала и прямое влияние на древнегреческую.

Шумеро-вавилонская система мер и весов легла в основу ряда метрологических систем древней Передней Азии, а шестидесятеричная позиционная система счисления дошла и до нашего времени: именно этой системой пользуются и сейчас, когда оперируют градусами (или часами), минутами и секундами.

Примером своего рода исторической концепции, зачатком истории как науки может служить изложение исторических событий в виде "Списка царей", начинающегося с момента, когда "царственность спустилась с неба", и тянущегося непрерывно от древнейших к позднейшим царям. Этот список был составлен около 2100 до н. э. для обоснования идеи абсолютности царской власти.

К первым сочинениям научного характера в древнем Двуречье можно отнести списки знаков письма — сначала рисуночных, а затем развившихся из них — клинописных — и перечни терминов, записанных при помощи таких знаков. Подобные перечни были впервые составлены около 3000 до н. э. Позже, в связи с практической потребностью, были накоплены определенные знания в области филологии. Так, в связи с тем, что шумерский язык выходил из живого употребления, а бытовым языком стал аккадский, создавались пособия для изучения шумерского как языка религии и школы — списки слов и специальных терминов разного рода, в том числе ботанических, зоологических, минералогических и т.п.; в начале 2-го тыс. появились шумеро-аккадские общие и терминологические словари, были даже попытки составления этимологических словарей; ещё позднее, частично за пределами Двуречья, составлялись и многоязычные словари, например шумеро-аккадо-западносемитско-хурритский, шумеро-аккадо-хеттский и т.п. Составлялись пособия по грамматике.

Средоточием науки в древнем Двуречье до середины 2-го тыс. до н. э. была так называемая э-дубба — тип светской школы-академии, готовившей главным образом писцов, но имелись, видимо, и храмовые школы. Писец было почётным званием образованного человека. В соответствии со степенью эрудиции и специализации различалось около двадцати видов писцов. Среди дидактических школьных текстов известно "Поучение земледельцу", нечто вроде краткого сельскохозяйственного справочника.

Дошедшие до нас мифы отражают в основном представления народов, живших ирригационным земледелием, а также оседлых охотников и скотоводов. Согласно представлениям древних народов Двуречья, плоская земля лежит на поверхности мировых вод, окружающих её и выступающих в виде колодезной и речной воды; эти воды отделены от небесных вод "Плотиной небес", на которой покоится несколько твёрдых небосводов — небо Солнца, Луны, планет и неподвижных звёзд. Внутри земли — мрачный город мёртвых. Мир сотворён либо богиней-матерью, либо (в поздних мифах) мужским божеством (Энлиль, Мардук). Так, по вавилонскому мифу (2-е тыс. до н. э.), в борьбе старших богов с младшими первых возглавляет чудовище — богиня Тиамат ("Море"), вторых — бог Мардук. Убив Тиамат, Мардук рассекает её тело надвое, превращая его в подземные и небесные воды. Видное место занимает миф о потопе и спасшемся на корабле от потопа единственном человеке — мудром Зиусудре (шумерское; аккадское — Утнапишти). Конкретные черты этому мифу дали сравнительно частые в Двуречье разрушительные наводнения. По мифу о богине Иннин (шумерское; аккадское — Иштар), она спустилась в преисподнюю, чтобы оспорить господство богини мёртвых, а затем вырвалась на землю, оставив богине мёртвых своего возлюбленного Думузи как выкуп за себя. Героические мифы группируются по местным циклам. Наиболее интересен круг мифов г. Урука, связанный с именами героев Энмеркара, Лугальбанды и Гильгамеша. Известен также миф о вражде орла и змеи и о попытке героя Этаны взлететь на небо на орле. До нас дошли в основном записи официальных версий мифов, подчинённые идее о бессилии человека перед богами.

Религия древних народов Двуречья не составляла стройной догматической системы, а складывалась из отдельных местных культов, не исключавших культы др. божеств. В ходе общественного развития она претерпела существенные изменения. В верованиях шумеров (3-е тыс. до н. э.) преобладали культы богов и богинь — покровителей отдельных общин; независимо от специфических черт, приписывавшихся каждому божеству, они обычно были также богами растительности и ирригационного земледелия. Ряд божеств [бог Солнца Уту, бог Луны Зуэн (Наина), бог неба Ан и богиня любви и звезды Венеры Иннин (Инанна), бог подпочвенных вод, покровитель мудрости и культурных изобретений Энки] почитался повсеместно, имея, однако, и свои общинные центры. Верховным божеством считался бог Энлиль. Энлиль, Ан и Энки составляли триаду великих божеств. Большое значение имел культ умирающих и воскресающих божеств растительности, а также скотоводства — Думузи-абзу (Таммуз) и др. Загробный мир представлялся в виде мрачного подземного города, где правит богиня Эрешкигаль (или бог Нергал). Большое распространение имели верования в различных добрых и злых духов.

В конце 3-го тыс. до н. э. в связи с укреплением единого деспотического государства местные культы соединились в общий для всей страны пантеон. Роль людей в религиозной системе была сведена к роли рабов, подносящих богам свои жертвы, а царская власть объявлена божественной субстанцией.

Семитское (аккадское) население Двуречья первоначально имело свои племенные культы. Однако уже к середине 3-го тыс. до н. э. наблюдается господство шумерских культов и у семитов Двуречья, причём часть богов получила семитские имена наряду с шумерскими или вместо них (Энлиль = Бел, Иннин = Иштар, Уту = Шамаш, Энки = Эа, Ан = Ану, Нанна = Син и т.д.).

В период возвышения Вавилона (18 в. до н. э.) верховным божеством был объявлен бог-покровитель этого города Мардук. В 1-м тыс. до н. э. развиваются астральные культы на основе отождествления некоторых божеств с небесными светилами. На С.-В. Двуречья, в Ассирии, получил распространение тот же пантеон с добавлением некоторых местных (хурритских и др.) божеств, но верховным богом здесь считался покровитель главного города Ассирии — Ашшура, носивший то же имя, что и город. Наряду с верховным богом (Энлилем, Мардуком или Ашшуром) "великими богами, решающими судьбы", составляющими совет старейшин в общине богов, признавались 7 или 12 главных божеств.

Сохранялись представления, восходящие к культу вождя как воплощения жизненных сил общины. Пережитком ритуального убийства состарившегося вождя являлся в Вавилоне ежегодный обряд, при котором царь временно заменялся бедняком или рабом, подвергавшимся побоям со стороны верховного жреца.

Во 2—1-м тыс. получает развитие понятие греха и покаяния, которые, однако, воспринимались главным образом в ритуальном плане (нарушение магических запретов и правил почитания богов и искупление прегрешения).

Профессиональное жречество создаётся в Двуречье очень рано — ещё в 4-м тыс. Жрецом был и правитель (царь). Для культовых целей с 4-го тыс. до н. э. из общинных начали выделять специальные обширные храмовые хозяйства, затем они вошли как составные части в царские хозяйства.

В 1-ой половине 3-го тыс. до н. э. литература народов Двуречья была исключительно устной. Именно к этому периоду восходит, вероятно, часть шумерских эпических песен, дошедших до нас в записях 19—18 вв. до н. э. Цикл песен о героях г. Урука — Энмеркаре, Лугальбанде, Гильгамеше и др. — содержит некоторые реалистические подробности. Мифологический характер носят песни о змееборце Лугальбанде, об иве богини Иннин и др. Архаичностью отличается культовая эпическая песня о нисхождении богини Иннин в преисподнюю. К более поздним временам относятся, очевидно, этиологические эпические песни, посвященные золотому веку, происхождению культурных изобретений. 24— 21 вв. до н. э. — время расцвета историко-героического эпоса на шумерском и аккадском языках о деяниях и походах царей Саргона и Нарамсина. Им же были посвящены и нравоучительные жреческие поэмы с антимонархической тенденцией, обвиняющие царей в нечестии. Вероятно, к 22 в. до н. э. относится и аккадская эпическая поэма о Гильгамеше, с большой художественной силой рассказывающая о трагедии человеческой судьбы и поисках бессмертия. Начиная с 22 в. до н. э. получают оформление некоторые официальные надписи (надпись-поэма о постройке храма Гудеей и надпись-поэма о победе царя Утухегаля над полчищами кутиев, обе на шумерском языке). К концу 3-го тыс. до н. э. восходит, очевидно, и обширная дидактическая литература, известная по записям 18 в. до н. э. и более позднего времени. К ней относятся: афористические поучения, приписывавшиеся Шуруппаку и его сыну Зиусудре. Интересны покаянные псалмы, литургические "плачи", иногда подлинно лиричные, отражающие настоящие человеческие горести, а также уникальные две шумерские свадебные и две погребальные песни. Классическая аккадская литература складывается, вероятно, в кассидский период литературы 16—12 вв. до н. э.: большой космогонический эпос в 7 песнях, описывающий сотворение мира из хаоса, борьбу старшего и младшего поколений богов и т.п. Появляются и произведения, выражающие скептическое и даже критическое отношение к действительности: поэма о "Ниппурском бедняке" и др.

Из Ассирии почти не дошло самостоятельных литературных памятников. Писались подражательные поэмы, гимны и молитвы в вавилонских жанрах; некоторые из них написаны царём Ашшурбанипалом. Самостоятельным жанром ассирийской литературы являются царские анналы. Некоторые из них, написанные ритмической прозой, живо и красочно рисуют картины битв: письмо Набушаллимшуну к богу о походе Саргона II в 714 дон. э. против Урарту. После падения Ассирии в конце 7 в. до н. э. в литературе не было создано ничего значительного. Памятники старой вавилонской, а отчасти и шумерской, главным образом культовой, литературы переписывались вплоть до 1 в. до н. э. на живом арамейском языке.За исключением анналов, летописей, предсказаний и т.п., вся литература народов древнего Двуречья — стихотворная.

И. М. Дьяконов.

В художественной культуре древнего мира важное место занимают пластические искусства племён и народов Месопотамии 4—1-го тыс. до н. э. В Месопотамии, как и в Древнем Египте, складываются и получают первоначальное развитие многие формы архитектуры, скульптуры, синтеза искусств, изображения человека и окружающего мира, характерные для последующих эпох. Замедленность общественного развития и подчинение искусства религии обусловливают устойчивость художественных структур и стилевых принципов.

Древнейшие художественные памятники Месопотамии (вылепленные от руки культовые сосуды из глины с раскрашенным ритмизовским геометрическим узором и стилизованный изображениями птиц, зверей и людей; статуэтки из глины) восходят к 5—4-му тыс. до н. э. С середины 4-го тыс. до н. э. появляется гончарный круг, развивается строительство храмов (прямоугольный в плане "Белый храм" в Уруке на высокой сырцовой платформе), стены, которых иногда украшаются геометрическим мозаичным узором из разноцветных шляпок глиняных "гвоздей". В период Джемдет-Наср (конец 4-го — начало 3-го тыс. до н. э.) получает развитие круглая скульптура (тщательно моделированная женская голова из Урука со строгими обобщёнными чертами, начала 3-го тыс. до н. э., Иракский музей, Багдад), складываются принципы месопотамского скульптурного рельефа (сосуд из Урука с ярусами плоскорельефных фризов, где изображены ритмически чередующиеся жанровые сцены, процессии людей и зверей, Иракский музей, Багдад), расцветает искусство глиптики (резные цилиндрические печати с сюжетными сценами, отмеченными свободой композиции и передачи движения).

В период образования городов-государств (начало 3-го тыс. до н. э.) в искусстве нарастают черты условности и каноничности. В эпоху возвышения Шумера усиление царской власти и влияния жречества определяет ведущую роль храмовой архитектуры. Стремление утвердить могущество божества воплощается в величественной геометрической простоте архитектурных масс. Прямоугольные в плане храмы сооружались из кирпича-сырца на насыпных платформах, предохранявших здания от сырости. Стены членились прямоугольными выступами и нишами (так называемый Овальный храм в Хафадже, начало 3-го тыс. до н. э. — 22 в. до н. э.). К раннединастическому храмовому зодчеству Шумера восходит тип многоступенчатой башни-зиккурата с "жилищем бога" наверху. Зиккурат в Уре (22—21 вв. до н. э.) состоял из поставленных одна на другую трёх усечённых пирамид: террасы зиккурата соединялись наружными лестницами, ярусы были окрашены в разные цвета. Жилые здания Шумера, повлиявшие на последующую храмовую и дворцовую архитектуру, имели плоские крыши и прямоугольный в плане открытый внутренний двор.

Мелкая пластика Шумера (статуэтки молящихся из камня и бронзы) отличалась схематичностью и нерасчленённостью форм. На застывших лицах с резко выступающими носами выделялись огромные, инкрустированные цветными камнями глаза. Изображения на рельефах плоскостны и статичны: голова и ноги обычно изображены в профиль, глаза и плечи — в фас; фигуры бога и царя выделены размером (каменная стела Эаннатума — правителя г. Лагаша, или так называемая Стела коршунов, с поярусно расположенными военными сценами, около 2500 до н. э., Лувр, Париж). Сходен по стилю так называемый штандарт из Ура — мозаика из раковин и лазурита со сценами битв и триумфов (около 2600, Британский музей, Лондон). Замечательны золотые предметы из "царских" гробниц Ура — орнаментированный шлем, диадема и кинжал с ножнами филигранной работы, полная живой выразительности голова быка (украшавшая арфу) из золота и лазурита. Резным печатям Шумера свойственны условность и орнаментальность форм.

Немногочисленные сохранившиеся памятники периода объединения Месопотамии под властью династии Аккада (24—22 вв. до н. э.) отражают усиление культа властителя. При сохранении условных приёмов в рельефах появляется стремление к большей свободе композиции, к объёмности фигур, показу окружающей природы (каменная стела царя Нарамсина с батальными сценами, Лувр, Париж, цилиндрические печати со сценами охоты — все 23 в. до н. э.), в круглой скульптуре — стремление к портретности черт (бронзовая голова правителя из Ниневии, 23 в. до н. э., Иракский музей, Багдад). Высокого совершенства достигает техника художественной обработки бронзы — литья, чеканки, гравировки. Традиции искусства Аккада сохраняются в портретном искусстве г. Лагаша (статуя правителя Гудеа, 22 в. до н. э., Лувр, Париж).

В объединённом государстве III династии Ура (конец 22—21 вв. до н. э.), в условиях жреческого бюрократического режима, в художественных мастерских создавались главным образом рельефы с каноническими сценами поклонения божествам, отличающиеся сухостью форм. От периода возвышения г. Вавилона (18 в. до н. э.) сохранилось немного памятников: диоритовая стела со сводом законов царя Хаммурапи, украшенная в верхней части рельефом с изображением царя в молитвенной позе перед богом Шамашем (Лувр, Париж); росписи дворца в Мари с культовыми сценами и изображениями богов, и др.

Новый этап в развитии искусства Месопотамии связан с возвышением Ассирии. Собственно ассирийское искусство складывается во 2-м тыс. до н. э. под воздействием культур Аккада и хеттов (рельефы дворца в г. Кар-Тукульти-Нинурта, 13 в. до н. э.). Расцвет искусства Ассирии совпадает со временем наибольшего могущества и военной экспансии ассирийского государства (9—7 вв. до н. э.). Его основными темами становятся войны, прославление царей-победителей. Дворцы царей Ассирии, включенные в регулярную планировку городов, представляли собой прямоугольные в плане цитадели на насыпной террасе, с многочисленными помещениями, которые группировались вокруг асимметрично расположенных открытых внутренних дворов. Парадные арочные ворота-порталы фланкировались башнями с монументальными фигурами гениев-хранителей (в виде крылатых быков с головой человека) у основания. Дворцовые комплексы включали прямоугольные храмовые помещения и зиккураты (дворец Саргона II в Дур-Шаррукине, современный Хорсабад, 712—707 до н. э.). В убранстве дворцов главную роль играли рельефы из известняка и алебастра с изображениями мифологических существ, сцен войны и охоты, придворного быта. Расположенные фризами рельефы 9 в. до н. э. (дворец Ашшурнасирпала II в Кальху, современная Нимруд, 9 в. до н. э.) отличались торжественной статикой, строгим подчинением изображений плоскости, тщательной орнаментальной отделкой узоров одежд. Стремление к прославлению физической мощи человека сказывалось в подчёркнутой углублёнными линиями преувеличенной мускулатуре, величественной пластике фигур. В рельефах 8—7 вв. до н. э., свободнее заполняющих поверхность стены, нарастает повествовательность, появляется стремление к более широкому показу жизненных сцен, пейзажа, пространства (рельефы дворца Синахериба в Ниневии, современный Куюнджик, 705—680 до н. э.). В рельефах 7 в. до н. э. достигает вершины реализм в изображении животных, усиливаются динамика и экспрессия образов (рельеф "Умирающая львица" из дворца Ашшурбанипала в Ниневии, 7 в. до н. э.). Сохранившиеся росписи дворца в Тиль-Барсибе (современный Тель-Ахмар, 8 в. до н. э.), стилистически близкие рельефам, отличаются плоскостностью и декоративностью расцветки. В оформлении дворцов Ассирии применялись также орнаментальные фризы из полихромного глазурованного кирпича и украшения из металла, в том числе рельефы (бронзовая обшивка ворот из Балавата, 9 в. до н. э., Британский музей, Лондон). Редким памятникам круглой скульптуры Ассирии, тесно связанной с архитектурой, свойственны монументальность, торжественность, застылость и нерасчленённость масс (статуя Ашшурнасирпала II, 9 в. до н. э., Британский музей, Лондон). Расцвета достигло прикладное искусство — выделка цилиндрических печатей, художественное ткачество, резьба по кости и дереву, обработка металла.

После падения Ассирии (кон. 7 в. до н. э.) кратковременный расцвет вновь переживает искусство Вавилона (7—6 вв. до н. э., так называемый ново вавилонский период). Великолепен ансамбль г. Вавилона со сложной системой укреплений, широкими прямыми дорогами процессий, дворцом Навуходоносора II, храмовым комплексом Эсагила и 90-метровым зиккуратом Этеменанки.

В результате завоевания Вавилона державой Ахеменидов (539 до н. э.) и его вхождения в государство Селевкидов (конец 4в. до н. э.) в вавилонской культуре проявляется влияние персидского, а позже эллинистического искусства. В свою очередь вавилонское искусство повлияло на развитие искусства Ирана и Парфии (см. Парфянское царство).

Лит.: Вайман А. А., Шумеро-вавилонская математика III—I тыс. до н. э., М., 1961: Выгодский М. Я., Арифметика и алгебра в древнем мире, 2 изд., М., 1967; Канева И. Т., Новая табличка с отрывком из шумерской поэмы "Писец и его непутевый сын", "Вестник древней истории", 1966, №2; Крамер С. Н., История начинается в Шумере, [пер. с англ.], М., 1965; Нейгебауер О., Точные науки в древности, пер. с англ., М., 1968; Очерки по истории техники Древнего Востока, под ред. В. В. Струве, М.—Л., 1940; Струве В. В., История Древнего Востока, [2 изд., М.—Л.], 1941; Авдиев В. И., История Древнего Востока, 2 изд., [М.], 1953: Дьяконов И. М., Образ Гильгамеша, в кн.: Труды Гос. Эрмитажа, т. 2, Л., 1958; Эпос о Гильгамеше, пер. с аккадского, М.—Л., 1961; Kramer S. N., Sumerian mythology, Phil., 1944; Ancient near Eastern texts, ed. by J. B. Pritchard, 2 ed., Princeton, 1955; Dhorme E., Les religions de Babylonie et d'Assyrie, 2 ed., P., 1959: Lambert W. G., Babylonian Wisdom literature, Oxf., 1960; Лосева И. М., Искусство древней Месопотамии, М., 1946; Флиттнер Н. Д., Культура и искусство Двуречья и соседних стран, М.— Л., 1958; Матье М. Э., Афанасьева В. К., Дьяконов И. М., Луконин В. Г., Искусство Древнего Востока, [М., 1968] (Памятники мирового искусства. Серия 1, в. 2): Всеобщая история архитектуры, т. 1, М.; 1970; Parrot А., Archéologie mésopotamienne. t. I—2, P., 1946— 1953; Frankfort Н., The art and architecture of the Ancient Orient, Bait., 1955; Woolley Ch. L., Mesopotamien und yorderasien, Baden-Baden, 1961; Champdor A., Kunst Mesopotamiens, Lpz., 1964; Margueron J. C., Mésopotamie, Gen. — P. — Münch., 1965; Garbini G., The ancient world, L., 1967.

Вавилоно-ассирийская литература

Вавилоно-ассирийская литература, см. в ст. Вавилоно-ассирийская культура.