Ар

Ар (от лат. area — площадь), единица площади в метрической системе мер,равна площади квадрата со стороной в 10 м, т. е. 1 ар = 100 м2. Наиболее употребительная в практике земельная мера гектар (сокращенное обозначение га); 1 га = 100 ар = 10 000 м2.

Ара

Ара, общее название 2 родов клинохвостых попугаев; то же, что арара.

Арабатская Стрелка

Арабатская Стрелка, узкий и длинный бар, состоящий в основном из ракушечного материала, отделяющий залив Сиваш от Азовского моря. Длина около 100 км,ширина от 270 м до 8 км. На С. отделяется от материка узким Геническим проливом.

Арабеск

Арабеск (франц. arabesque от итал. arabesco — арабский), одна из основных поз классического танца. Во время выполнения А. тело опирается на выпрямленную ногу, другая, также прямая, вытягивается назад вверх, одна рука вытянута вперёд, другая отведена в сторону или назад, корпус наклонен вперёд, спина вогнута, вытянутая нога и рука уравновешивают корпус. В современном балете встречаются разнообразные формы А.

Лит: Ваганова А., Основы классического балета, 4 изд., Л.—М., 1963.

Арабески

Арабески, насыщенный и сложный орнамент, основанный на прихотливом переплетении геометрических и стилизованных растительных мотивов, порой включающий и надпись. Получил развитие в пластических искусствах арабских стран. В музыке А. называют пьесу с затейливо разработанной орнаментированной мелодией (А. у Р. Шумана, А. К. Лядова, К. Дебюсси и др.).

Лит: Кühnel Е., Die Arabeske, [В.], 1949.

"Арабиен-американ ойл компани"

"Арабиен-американ ойл компани" ("Арамко"), см. в ст. Нефтяные монополии.

Арабика

Арабика, горный массив в Гагрском хребте на южном склоне западной части Б. Кавказа, в Абхазской АССР, вблизи г. Гагра. Высота 2661 м. Сложен известняками нижнемелового и верхнеюрского возрастов. Развиты карстовые формы рельефа (колодцы-ледники, глубокие пропасти). На склонах широколиственные и хвойные леса.

Арабиноза

Арабиноза, C5H10O5, простой углевод (моносахарид) из группы пентоз.Бесцветные кристаллы, сладкие на вкус, растворимые в воде. Существует в двух стереоизомерных формах: (—)-A. и(+)-А. (см. Стереоизомерия), широко распространён в растениях [главным образом (—)-A.], особенно в плодах. (+)-A. входит в состав многих сложных сахаров (полисахаридов) растительного происхождения, гликозидов, камедей (гуммиарабик, вишнёвый клей), слизей и сапонинов. Для некоторых бактерий А. — единственный источник углерода.

Араби-паша

Араби-паша, один из руководителей национально-освободительной борьбы египетского народа в начале 80-х гг. 19 в. См. Ораби-паша.

Арабистика

Арабистика, комплекс гуманитарных наук, изучающих историю, экономику, язык и культуру арабских народов. Термин "А." возник в Европе в новое время. Первыми важнейшими источниками для А. были многочисленные сочинения арабоязычных авторов, содержащие материалы по географии, истории, мусульманскому праву, этнографии арабов, биографии государственных деятелей, деятелей религии и культуры, материалы по истории нар. движений. В Зап. Европе А. зародилась в кон. 16 в. В 17—18 вв. её основными центрами стали Рим, Париж, Лейден. Интерес к арабским странам в тот период стимулировался главным образом развитием торговых и дипломатических отношений с Востоком, практическими задачами миссионерской пропаганды. А. была тесно связана с богословием; арабский язык изучался для толкования мусульманского священного писания — Корана.

В начале 17 в. арабской грамматикой голландского филолога Т. Эрпениуса было положено начало арабской филологии в Европе. Отрывочные сведения по арабской истории и исторической географии, собранные в западноевропейской А. в 17 в., были в то время подытожены английским востоковедом Э. Пококком и французским Б. д'Эрбело. В 18 в. немецкий арабист И. Я. Рейске выступил за разрыв А. с теологией, за изучение истории и культуры народов Востока как части всемирной истории и мировой культуры.

Колониальная политика западноевропейских держав стимулировала в 19 в. дальнейшее развитие А. Отличительными чертами А. являлись: интерес преимущественно к средневековью, преобладание филологических интересов над историко-экономическими.

В 19 — начале 20 вв. крупные успехи были достигнуты в области грамматики — Сильвестр де Саси (Франция), К. Каспари (Норвегия), У. Райт (Великобритания), Г. Флейшер, Т. Нёльдеке, К. Броккельман (Германия); лексикографии — Я. Голиус (Голландия), Г. Фрейтаг, Х. Вер (Германия), Э. Лейн (Великобритания), Ж. Бело (Франция); отчасти литературоведения — Броккельман, И. Гольдциер (Венгрия), Р. Николсон (Великобритания). Начало арабской филологии в России было положено выходом в свет (1827) арабских грамматики и хрестоматии А. В. Болдырева. Важную роль в развитии рус. А. сыграли труды В. Р. Розена.

Успехи арабской филологии создали условия для получившей широкое развитие в 19 — начале 20 вв. публикации арабских средневековых источников, хранящихся в рукописных фондах Европы, а также стран Востока. Публикацией, а отчасти и переводами арабских историко-географических трудов на европейские языки в 19—20 вв. занимались многие арабисты Германии (И. Я. Рейске, Ф. Вюстенфельд, Т. Нёльдеке, Ю. Вельхаузен), Франции (Э. Катрмер, Ж. Т. Рено и др.), Голландии (Р. Дози, М. Я. де Гуе, М. Т. Хаутсма), Англии (Д. Марголиус и др.), Австрии (А. Шпренгер, А. Кремер), Италии (И. Гвиди, Л. Каэтани), Испании (Ф. Кодера, Х. Рибера). В России, где издание и перевод сочинений арабских авторов были связаны также с поисками арабских источников по истории страны, А. развивали Х. Д. Френ, В. Ф. Гиргас, В. Г. Тизенгаузен, А. Я. Гаркави, Н. А. Медников, А. А. Васильев, Д. А. Хвольсон, П. С. Савельев.

Публикация источников подготовила базу для исторических исследований 19 — начала 20 вв. В начале 19 в. они представляли в основном пересказ арабских летописей. С середины 19 в. появляются исследования, основанные на критическом анализе источников (работы Шпренгера, Дози, Кремера, серия монографий Гольдциера, Нёльдеке и Вельхаузена). Методология историков 19 — нач. 20 вв. обусловила их преимущественный интерес к проблемам религии, государства и права; они оценивали ислам как основной фактор, определявший развитие общественной жизни и культуры арабов. Эти взгляды нашли отражение и в 1-м издании коллективного труда "Энциклопедия ислама" (Лейден, 1908—38, на англ., франц., нем., тур. языках). Проблемы общественно-экономического развития арабских стран стали сравнительно полно освещаться лишь в А. новейшего времени. Среди зарубежных арабистов этими проблемами занимались французские востоковеды Ж. Соваже. Э. Леви-Провансаль, К. Каэн, немецкие — К. Беккер и др., английские — Д. Деннет, Б. Льюис, Г. А. Р. Гибб, израильские — А. Поляк, Д. Айалон и др. Социально-экономическая и политическая история арабских стран в новое и новейшее время разрабатывалась К. А. Наллино, Э. Росси (Италия), Г. Кампфмейером (Германия), Ч. Адамсом, Дж. Хейворт-Дэнном, Ш. Иссави (США), А. Хаурани, С. Лонгриггом (Великобритания), Ж. Берком (Франция) и др. В известной мере эти новые тенденции отразились во 2-м издании "Энциклопедии ислама" (издаётся с 1954 в Лейдене — Париже; в 1969 вышел 55—56-й выпуск 3-го т.). С конца 30-х гг. начали публиковаться сводные труды по средневековой истории арабов — Ф. Хитти (США), К. Броккельмана. В новейшее время среди арабистов-филологов усилился интерес к современной арабской литературе и современному арабскому лит. языку.

Большое значение для развития А. приобретают труды арабских авторов (филологов, историков, социологов и др.). Современная арабская историография (Рашид аль-Баррави, Абдаррахман ар-Рафии, Мухаммед Сабри, Джавад Или, Ибрахим Абдо, Р. Хури, аш-Шафии, Камил Айад и др.) враждебна колонизаторскому духу, свойственному ряду работ представителей европейской и американской буржуазной А.

Основы советской А. были заложены И. Ю. Крачковским, В. В. Бартольдом,А. Е. Крымским. Сов. А., восприняв лучшие традиции дореволюционной русской А., открыла новый этап в её развитии. Постепенно происходила дифференциация экономических, исторических, и филологических исследований, усиливался интерес к современным проблемам, новой и новейшей истории арабских стран. Советские учёные, основываясь на марксистской методологии, исследуют древнюю историю Юж. Аравии; проблемы генезиса арабского феод. общества и истории ислама (Е. А. Беляев, Н. В. Пигулевская, А. Ю. Якубовский, И. П. Петрушевский и др.); историю культуры и общественной мысли арабов в средние века и новое время. Большое внимание уделяется развитию капитализма в колониальных условиях и национально-освободительному движению в арабских странах (А. М. Шами, Х. И. Кильберг, А. М. Голдобин, Л. Н. Котлов, Г. И. Мирский, С. Р. Смирнов, Н. А. Иванов, Р. Г. Ланда, Н. С. Луцкая и др.). Обобщающий труд по новой истории арабских стран создан В. Б. Луцким (посмертно 2 издания). В работах ряда сов. арабистов освещаются: социальная структура арабского общества, социальные преобразования в арабских странах, развитие политической жизни и идеологии. Советские арабисты продолжали традицию издания и переводов арабских памятников средневековья (Крачковский, М. А. Салье, А. П. Ковалевский, Т. А. Шумовский, П. Г. Булгаков, П. А. Грязневич, А. Б. Халидов и др.), исследования арабской нумизматики, эпиграфики (В. А. Крачковская), арабских источников по истории народов Закавказья и Кавказа (Г. В. Церетели, З. М. Буниятов). Советскими арабистами-литературоведами созданы труды по классической арабской литературе (Крачковский, В. И. Беляев, И. М. Фильштинский) и современной арабской прозе (Крачковский, К. В. Оде-Васильева, А. А. Долинина, Д. И. Юсупов и др.). По языкознанию опубликована грамматика арабского языка Н. Б. Юшманова, синтаксис Д. В. Семенова, словари Х. К. Баранова (1957), Г. Ш. Шарбатова (1964), В. М. Борисова (1967), труды по истории и структуре классического и современного арабского языка (Я. С. Виленчик, Церетели, Б. М. Гранде, А. С. Лекиашвили, А. А. Ковалев, Шарбатов, Ю. Н. Завадовский и др.). В 30—60-е гг. Церетели и И. Н. Винников опубликовали монографии о языке советских среднеазиатских арабов.

Работы учёных зарубежных социалистических стран, в том числе исследования польских арабистов Т, Левицкого, Т. Ковальского, Л. Хиршовича, чехословацких — И. Хрбека и др., внесли важный вклад в изучение арабских источников, истории народного движений в арабских странах в средние века, а также современных проблем.

Проблемы А. разрабатываются в институте востоковедения в Москве и его ленинградском отделении, институте Африки, институтах этнографии, философии АН СССР, в востоковедных институтах АН Азербайджана, Грузии, Армении, Узбекистана, Таджикистана. Подготовка арабистов проводится в институте восточных языков при МГУ, на восточном факультете ЛГУ, в университетах Баку, Ташкента, Тбилиси, Душанбе, Еревана. Проблемы советской А. освещаются в журналах "Народы Азии и Африки", "Азия и Африка сегодня", в изданиях "Палестинский сборник", "Семитские языки" и некоторых других периодических изданиях.

За рубежом А. занимаются в университетах Лейдена, Парижа, Оксфорда, Кембриджа, Галле, Праги, Рима, Каира, Дамаска, Бейрута, Багдада, Алжира, Туниса, Рабата, Хартума, Хайдарабада; кроме того — в институте высших арабских знаний при Лиге арабских стран (Каир), институте исламоведения (Багдад), Школе восточных и африканских штудий (Лондон), Школе живых восточных языков (Париж) и в других. научных центрах.

Издания, в которых освещаются вопросы А.: "Arabica" (Leiden — P., 1954—; "Journal of Economic and Social History of the Orient" (Leiden, 1957—); "Oriente moderno" (Roma, 1920—); "Le monde oriental" (Uppsala, 1906—32); "Revue des études islamiques" (P., 1927—52); "Mitteilungen des Seminars für orientalische Sprachen. Westasiatische Studien" (B., 1898—1938): "Journal Asiatique" (P., 1822—): "The Middle East Journal" (Wash., 1946—); "Bulletin of the school of oriental and American studies" (1.., 1917—); "Revue Africaine" (Alger, 1856—); "Маджаллаталь-Маджма аль-ильми аль-араби" (Журнал Арабской АН; Дамаск, 1921—); "Revue de l'Institut des manuscrits arabes" (Le Caire, 1955—); "IBLA. Revue de I'lnstitut des Belles Lettres Arabes" (Tunis, 1938—); "Novэ orient" (Praha, 1946—); "Rocznik orientalistyczny" (Warsz., 1914—).

Лит: Бартольд В. В., История изучения Востока в Европе и России, 2 изд., Л., 1925; Крачковский И. Ю., Очерки по истории русской арабистики, Избр. соч., т. 5, М.— Л., 1958; Шарбатов Г. Ш., Арабистика в СССР (1917 — 1959). Филология, М., 1959; его же, (Sharbatov), Arabic studies, Moscow, 1967: Лунин Б. В., Из истории русского востоковедения и археологии в Туркестане, Таш., 1958; Востоковедение в Ленинградском университете, "Уч. зап. ЛГУ, сер. востоковедческих наук", 1960, № 296, в. 13; Данциг Б. М., Изучение Ближнего Востока в России, М., 1968; Смилянская И. М., Изучение в Советском Союзе истории арабских стран нового времени, "Народы Азии и Африки", 1968, № 3; её же (Smilyanskaya), History and economy of the Arab countries, Moscow. 1967; Ирисов А., Тошкентда арабшунослик, Тошкент, 1964; Dugat G., Histoire des orientalistes de l'Europe du XII au XIX sičсle, t. 1—2, P., 1868— 1870: Arabiya, langue et littérature arabes, Encyclopédie de l'Islam, nouv. éd., t. 1, Leyden—P., 1960; Lewis B., British contributions to Arabic studies, L., [1941]: Arberry A. J., British orientalists, L., 1943; Fьск J., Die arabischen Studien in Europa, Lpz., 1955; Rosenthal F., A history of Muslim historiography, Leiden, 1952; Historians of the Middle East. ed. by B. Lewis and P. М. Holt, L., 1962.

Раздел статьи по истории составлен по ст. В. Б. Луцкого из Советской исторической энциклопедии. Автор филологической части — Г. Ш. Шарбатов.

Араблинский Гусейн Мамед оглы

Араблинский (настоящая фамилия Халафов) Гусейн Мамед оглы (1881, Баку, — март 1919, там же), азербайджанский актёр и режиссёр. С 1905 выступал как профессиональный актёр. Работал в первых азербайджанских труппах обществ "Ниджат", "Сафа" и др. Один из основоположников азербайджанского театрального искусства. Творчество А. выражало прогрессивные демократические и гуманистические идеи; он создал образы передовых людей — Фахрад ("Несчастный юноша" Ахвердова), Фахреддин ("Горе Фахреддина" Везирова), людей из народа — кузнец Гяве (одноименная пьеса Ш. Сами в обработке С. Ахундова). Острые обличительные и сатирические характеристики были даны А. в ролях: Ага Мухаммед-шах Каджар (одноимённая пьеса Ахйердова), Надир шах (одноименная пьеса Нариманова), Гейдарбек ("Приключение скряги" М. Ф. Ахундова). Выдающаяся работа А. — образ Отелло (одноименная трагедия Шекспира). А. ставил пьесы М. Ф. Ахундова, А. Ахвердова, Н. Везирова, Дж. Мамедкулизаде, музыкальные драмы У. Гаджибекова, произведения переводной классической русской (играл Хлестакова в "Ревизоре" Гоголя) и иностранной драматургии. А. оказал воздействие на творчество многих видных азербайджанских актёров. Был убит мусаватистом.

Лит: Рахман Сабит, Гусейн Араблинский, в сборнике: Искусство Азербайджана, т. 3. Материалы по истории Азербайджанского театра. Баку, 1950.

Арабо-израильская война 1948-49

Арабо-израильская война 1948—49, Палестинская война, война между арабскими государствами (Египтом, Иорданией, Ираком, Сирией, Ливаном, Саудовской Аравией, Йеменом) и государством Израиль. Была следствием происков империализма, стремившегося подавить усилившееся после 2-й мировой войны национально-освободительное движение народов Ближнего Востока и обострить, в частности, арабо-еврейские противоречия в Палестине, а также межимпериалистической борьбы. А.-и. в. спровоцировали Англия и США, которые хотели сорвать осуществление решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 о прекращении английского мандата на Палестину и разделе страны на 2 государства — арабское и еврейское. Англия рассчитывала сохранить свои позиции в Палестине, а США — расширить там своё влияние; в этих целях они использовали зависимость от них правительств ряда арабских стран и экстремизм израильских буржуазных сионистских кругов.

Война началась в ночь с 14 на 15 мая 1948, через несколько часов после провозглашения на части территории Палестины государства Израиль.

В ходе А.-и. в., прерывавшейся кратковременными перемириями, войска Израиля, получавшего финансовую, военную и другую помощь США и некоторых других империалистических стран, а также сионистских организаций, захватили 6,7 тыс. км2 — часть территории Палестины, которая предназначалась по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН для создания Арабского государства, а также часть г. Иерусалима, увеличив таким образом территорию Израиля почти на 48% по сравнению с территорией, определённой для него решением ООН.

С территории Палестины, захваченной Израилем, было изгнано св. 900 тыс. арабских жителей; т. о. возникла проблема палестинских беженцев, остающихся в соседних арабских странах в крайне тяжёлых условиях.

В 1949 подписаны соглашения о перемирии между Израилем и соседними арабскими странами: с Египтом — 24 февраля, с Ливаном — 23 марта, с Иорданией — 3 апреля, с Сирией — 20 июля (остальные арабские страны — участники войны соглашений не заключили). Однако эти соглашения не определяли окончательное территориальное урегулирование.

Нежелание Израиля выполнить резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1948 о возвращении на родину палестинских беженцев и о выплате Израилем компенсации за оставленное имущество тем, кто не пожелает вернуться, а также неурегулированность других вопросов, порожденных А.-и. в. 1948—49 и использовавшихся империалистами и реакционными силами Израиля в своих целях, неоднократно вызывали арабо-израильские конфликты (см. Англо-франко-израильская агрессия против Египта, 1956, Израильская агрессия против арабских стран 1967).

М. Павлов.

Арабская культура

Арабская культура, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7—10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы. В научной литературе термин "А. к." употребляется как для обозначения культуры собственно арабских народов, так и в применении к средневековой арабоязычной культуре ряда других народов, входивших в состав Халифата. В последнем значении понятие "А. к." иногда отождествляют с понятием "мусульманская культура" (т. е. культура мусульманских народов) и его употребление является условным.

На территории Аравийского полуострова А. к. предшествовала культура доисламских арабов — кочевого и земледельческого населения, находившегося в стадии перехода к ранней форме классового общества. Носители её были в основном политеистами. В 4—6 вв. она испытывала влияние древнейеменской, сиро-эллинистической, иудейской, иранской культур. Характерным элементом доисламской культуры этого периода (т. н. джахилийя) была развитая устная народная словесность. Формирование собственно А. к. относится к периоду возникновения ислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство. Основанная арабами государственно-политическая общность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковой общностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизни народов Халифата. На ранних этапах формирование А. к. представляло собой главным образом процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и социально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.). Сами арабы дали А. к. такие компоненты, как религия ислама, арабский язык и традиции бедуинской поэзии. Значительный вклад в А. к. внесли народы, которые, приняв ислам, сохранили национальную, а затем возродили и государственную самостоятельность (народы Ср. Азии, Ирана, Закавказья). Важную роль сыграла также часть населения Халифата, не принявшая ислам (сирийцы-христиане, иудеи, персы-зороастрийцы, представители гностических сект Передней Азии); с их деятельностью (особенно сирийцев-несториан и сабиев г. Харрана) связано, в частности, распространение философско-этических идей и научного наследия античности и эллинизма. В 8—9 вв. на арабский язык были переведены многие научные и литературные памятники древности, в том числе греческие, сирийские, среднеперсидские и индийские. В переводах и обработках они вошли в состав арабской письменности и способствовали установлению преемственной связи с культурой эллинистического мира, а через неё — с античной и древневосточной цивилизацией.

С конца 7 в. до середины 8 в. наряду с Дамаском, столицей Омейядов, главными центрами, определявшими формирование А. к., были Мекка и Медина в Аравии, Куфа и Басра в Ираке. Религиозные и философские идеи, первые достижения науки, каноны арабской поэзии, образцы архитектуры и т.п. получали распространение и дальнейшее развитие в провинциях Омейядского халифата, на обширной территории от Пиренеев до р. Инд.

С образованием халифата Аббасидов (750) центр А. к. на востоке Халифата переместился из Сирии в Ирак, в основанный в 762 Багдад, который почти три столетия был средоточием лучших культурных сил мусульманского Востока. В 9—10 вв. А. к. достигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится прежде всего к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии. Замечательными памятниками отмечено развитие материальной культуры и искусства (архитектура, художественной ремесло). Разделение отраслей знания в А. к. условно, т.к. для неё, как и для других культур средневековья, типичны отсутствие чёткой дифференциации наук и энциклопедический характер образованности большинства деятелей А. к. Философ и математик часто был и крупным историком, медиком, географом, поэтом и филологом.

Важным фактором расцвета А. к. было то, что развитие науки и литературы составляло достояние всех народов Халифата (как арабов, так и неарабов). Обогащению А. к. способствовали широкие возможности для общения и взаимообмена культурными достижениями между народами мусульманского Востока, а также оживлённые связи с многими странами Востока и Европы.

Распад Аббасидского халифата (середина 10 в.) в связи с образованием на его территории самостоятельных государств привёл к сужению сферы распространения А. к. и постепенному уменьшению её роли в общем развитии мировой культуры. В мусульманской Испании, отделившейся от халифата Аббасидов ещё в 8 в., начала самостоятельное развитие т. н. арабо-испанская культура. В восточных провинциях Халифата в конце 9 в. формируются очаги Иранского культурного и национального возрождения. Персидский язык вытесняет арабский язык сначала из литературы и поэзии, а затем и из некоторых гуманитарных наук (история, география и др.). Арабский язык сохранял здесь значение как язык Корана, религиозно-канонических (право, теология) и ряда естественнонаучных дисциплин (медицина, математика, астрономия, химия), а также философии. Центры А. к. перемещаются в Сирию, Египет, Испанию.

В Сев. Африке при Фатимидах (10—12 вв.) и Айюбидах (12—13 вв.) продолжалось развитие лучших традиций А. к. в области науки, литературы, искусства и материальной культуры, хотя и с меньшим влиянием на общий прогресс культуры народов мусульманского Востока, чем в 8 — 1-й половине 10 вв. К концу 10 в. Багдад уступил первенствующую роль Каиру.

Значение А. к. 8—10 вв. в истории мировой культуры определялось открытием её создателями новых средств научного, религиозно-философского и художественного познания мира и человека. Главные усилия деятелей А. к. последующих периодов направлялись в основном на систематизацию и детализацию этого наследия.

Хотя научные и эстетические традиции А. к. не прерывались, но со 2-й половины 13 в. в творчестве деятелей А. к. возобладало эпигонское направление, компилятивное в науке и подражательное в литературе. Отдельные исключения не могли повлиять на общее состояние духовного застоя и на всё более заметное отставание развития А. к. от темпов культурного прогресса в др. странах мусульманского Востока (Иран, Ср. Азия в 14—15 вв., Османская Турция в 16 в.) и в Европе.

Блестящий расцвет пережила арабо-испанская цивилизация в 10—15 вв. Центрами её были Кордова, Севилья, Малага и Гранада. Наибольшие успехи были достигнуты в астрономии, математике, химии и медицине. Продолжалось здесь и развитие прогрессивной линии арабской философии [аль-Фараби, около 870 — около 950; Ибн Сина (Авиценна), 980—1037], представленное трудами Ибн Рушда (Аверроэса, 1126—1198). В поэзии и литературе были созданы произведения, вошедшие в число лучших художественных памятников А. к. Всемирную известность приобрели памятники испано-мавританского зодчества и прикладного искусства (см. Мавританское искусство).

Крупным достижением А. к. позднего средневековья явилось создание историком и социологом Ибн Хальдуном (1332—1406) историко-философской теории общественного развития.

В 16 в. арабские страны превратились в провинции Османской империи. А. к. пришла в упадок, хотя и в этот период старые культурные центры Сирии, Ирака и Египта по традиции сохраняли притягательную силу для мусульманских учёных.

Качественно новый период развития А. к. начинается с 1-й половины 19 в. В обстановке экономического и политического возрождения арабских стран в новое время, в условиях начала развития национально-освободительного движения и, наконец, складывания независимых арабских государств происходит формирование современной А. к., преимущественно в рамках каждой из арабской стран. (См. соответствующие разделы в статьях об отдельных араб. странах.)

Точные и естественные науки. Центром развития естественных наук в Халифате первоначально была территория Сирии и частично Юго-Зап. Ирана. Здесь было положено начало переводам на арабский язык и комментированию сочинений античных авторов. Переводы с греческого и сирийского, ознакомившие учёных стран ислама со значительной частью античной научной литературы, во многих случаях были единственными источниками, по которым Зап. Европа могла познакомиться с античной наукой. Например, только в арабском переводе дошли до нас "Механика" Герона и многие трактаты Архимеда. Через носителей А. к. в европейский обиход вошли многие технические новшества (компас, косой парус и др.), часть из них была воспринята из Китая и Индии.

9—11 вв. — период бурного развития науки в Халифате. Багдад превращается в крупный научный центр со школами и библиотеками. Наряду с созданием огромной переводной литературы и комментариев к ней здесь уже начинает складываться научное направление, тесно связанное с решением прикладных проблем и практических задач строительства, землемерия, торговли. Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описательная география.

В связи с распадом Халифата на отдельные государства (10 в.) наряду с Багдадом возникают новые научные центры: Дамаск и Халеб (Алеппо) в Сирии, Каир в Египте, Марага в Азербайджане, Самарканд в Ср. Азии, Газни в Афганистане, а также центры испано-арабской культуры — Кордова, а затем Севилья и Гранада. В разное время крупными научными центрами были Бухара, Исфахан, где с конца 11 в. в обсерватории трудился персидский и таджикский поэт и учёный Омар Хайям (около 1048 — после 1122), писавший свои научные трактаты на арабском языке. В Каире с начала 11 в. функционировал "Дом знания", в котором работали астроном Ибн Юнус (950—-1009) и математик и физик Ибн аль-Хайсам (около 965—1039); в 1004 здесь была построена обсерватория.

На формирование математики в странах ислама, помимо греческого наследия, большое влияние оказала и индийская научная традиция. Получила распространение десятичная позиционная система счисления с применением нуля, ведущая своё происхождение от индийской математики. Первое сочинение на арабском языке, посвященное арифметике, — трактат крупнейшего представителя багдадской школы аль-Хорезми (9 в.). В 15 в. самаркандский учёный аль-Каши ввёл в употребление десятичные дроби и описал правила действий над ним. В сочинениях Абу-ль-Вефы (940—998), среднеазиатского учёного аль-Бируни (973—1048, по другим данным — после 1050), Омара Хайяма, Насирэддина Туей (1201—80, по другим данным — 1274 или 1277), Каши были разработаны и систематизированы методы извлечения корней с натуральными показателями. Чрезвычайно велика роль Хорезми и Омара Хайяма в создании алгебры как самостоятельной математической дисциплины. Алгебраический трактат Хорезми содержит классификацию квадратных уравнений и приёмы их решений; трактат Омара Хайяма — теорию и классификацию кубических уравнений. Существенно усовершенствовали вычислительные приёмы Вируни, Каши и др.

Большой интерес представляют геометрический трактат братьев "сыновей Мусы" ("бану Муса") 9 в., сочинения Абу-ль-Вефы по практической геометрии, трактаты Ибн Курры (около 836—901), трактат Ибн аль-Хайсама о квадратурах конических сечений и кубатурах тел, полученных от их вращения, исследования ан-Найризи (9—10 вв.), Ибн Курры, Ибн аль-Хайсама, Омара Хайяма, Туей и др. по теории параллельных линий.

Математики стран ислама превратили плоскую и сферическую тригонометрию из вспомогательного раздела астрономии в самостоятельную математическую дисциплину. В трудах Хорезми, аль-Марвази, аль-Баттани, Бируни, Насирэддина Туей были введены все шесть тригонометрических линий в круге, установлены зависимости между тригонометрическими функциями, исследованы все случаи решения сферических треугольников, получены важнейшие теоремы тригонометрии, составлены различные тригонометрические таблицы, отличавшиеся большой точностью.

Значительных успехов достигла астрономия. Вначале были выполнены перевод и комментирование трудов Птолемея и индийский астрономических сочинений — сиддхант. Центром переводческой деятельности был "Дом мудрости" и обсерватория при нём в Багдаде. Переводы индийских астрономических трактатов были сделаны аль-Фазари — отцом (умер около 777) и сыном (умер около 796), и Якубом ибн Тариком (умер около 96). Отправляясь от греческих методов моделирования движения небесных тел и индийских расчётных правил, арабские астрономы разработали способы определения координат светил на небесной сфере, а также правила перехода от одной из трёх употребляемых систем координат к другой. Даже в трактатах по астрологии содержались элементы важных естественно-научных знаний. Широкое распространение получили зиджи — собрания таблиц и расчётных правил сферической астрономии. До нас дошло около 100 зиджей 13—15 вв. Около 20 из них составлены на основании собственных наблюдений авторов в обсерваториях многих городов: Бируни в Газни, Баттани в Ракке, Ибн Юнуса в Каире, Насирэддина Туей в Мараге, Каши в Самарканде и др. Значительной точности добились арабские астрономы в измерении наклона эклиптики. При халифе Мамуне (9 в.) было проведено измерение градуса меридиана для определения размеров земного шара.

Продолжалась дальнейшая разработка наследия античной механики [трактат Ибн Курры о рычажных весах — корастуне; трактаты Бируни, Омара Хайяма, аль-Хазини (12 в.) об определении удельных весов металлов и минералов]. Цикл работ по общим вопросам механики ведёт начало от перевода и комментирования трудов Аристотеля. Среди комментаторов естественнонаучных сочинений Аристотеля были Бируни и Ибн Сина.

Многие учёные работали в области минералогии [сочинения Бируни, Хазини, учёного и врача ар-Рази].

Сведения по физике, в частности физике атмосферы и геофизике, содержатся в "Каноне Масуда", "Минералогии" Бируни, в "Книге знания" Ибн Сины. "Оптика" Ибн аль-Хайсама была широко известна в Зап. Европе.

Большие успехи были достигнуты в медицине. "Канон врачебной науки" Ибн Сины долго был основным руководством в медицинской практике как на средневековом Востоке, так и в Зап. Европе. Среди сочинений Бируни имеется трактат по фармакологии. Известен свод медицинских знаний ар-Рази (864—925). Разрабатывались вопросы хирургии, офтальмологии, терапии, психиатрии.

Некоторое развитие получили химия (см. Алхимия) и ботаника.

География. По обилию географических сведений, разнообразию жанров и количеству произведений арабской географии литература не имеет аналогии в средневековой географии. Арабские географы и путешественники оставили описание всего мусульманского Востока, а также ряда стран, в том числе Европы, Сев. и Центр. Африки, побережья Вост. Африки и Азии вплоть до Кореи, островов Малайского архипелага. Их труды являются важнейшим, а иногда единственным свидетельством о многих народах средневековья. Характерным для арабской географической науки является то, что в своих теоретических построениях она исходила, вопреки накопленным ею реальным сведениям о географии Земли, из птолемеевской картины мира и его географической теории. Картографический материал обычно воспроизводил карты Птолемея или схематические карты, восходившие к древнеиранским прототипам.

Географические представления доисламских арабов отражены в древней поэзии и Коране. Появление на рубеже 8—9 вв. переводов и обработок астрономо-географических трудов античных авторов, особенно Птолемея, положило начало арабской научной географии, применявшей расчётные правила и таблицы сферической астрономии. Высшим достижением этой отрасли арабской географии наряду с трудами Баттани и Хорезми являются астрономо-географические и геодезические сочинения Бируни. В 9 в. появились и первые образцы описательной географии [сочинения Ибн Хордадбеха (около 820 — около 912/913), Кудамы ибн Джафара (1-я половина 10 в.), аль-Якуби (умер 897 или 905)], а также рассказы о путешествиях, содержащие фантастические и реальные сведения о странах и народах за предлами Халифата (сборник Абу Зайда ас-Сирафи, начало 10 в.; соч. Бузурга ибн Шахрияра и др.). Жанр описания путешествий развивался и в последующем (записки Ибн Фадлана, 10 в., Абу Дулафа, 10 в.; дневники путешествий Абу Хамида аль-Гарнати, умер 1170, Ибн Джубайра, умер 1217, и Ибн Баттуты, 1304—1377, описание путешествия в Россию патриарха Макария Антиохийского и др.).

Расцвет арабской географической литературы падает на 10 в. Особенно значительными были труды представителей классической школы арабской географии, посвященные описанию торговых путей и областей мусульманского мира и содержащие богатейший географический и историко-культурный материал (труды аль-Истахри, Ибн Хаукаля, 10 в., аль-Мукаддаси, 946/947 — около 1000). Б 11—14 вв. возникли жанры географических словарей и общих описаний Вселенной — космографии, суммировавшие накопленный ранее географический материал (словари Якута, 1179—1229, аль-Бакри, умер 1094, космографии аль-Казвини, умер 1283, ад-Димашки, умер 1327, Абу-ль-Фиды). В Европе наибольшую известность получил алъ-Идриси (1100—1165 или 1161). Его сочинения с 70 картами считалось лучшим географическим трактатом в средние века. Помимо описания мусульманского Востока, оно содержит разнообразные сведения о странах и народах Зап. и Вост. Европы. Последующее развитие географии шло преимущественно по линии создания обширных компиляций, особенно космографий и историко-топографических описаний отдельных городов и стран (например, сочинения аль-Макризи). Большую ценность представляют географические разделы в сочинениях ан-Нувайри, аль-Умари, аль-Калькашанди и др. Крупным вкладом в арабскую географическую науку явились труды лоцмана Васко да Гамы — Ибн Маджида (15 в.) и аль-Мехри (16 в.), обобщившие теорию и многовековую практику арабского мореплавания.

Философия. Основным содержанием истории средневековой арабской философии явилась борьба восточных перипатетиков (см. Перипатетическая школа), исходивших из эллинистического наследия, и сторонников религиозно-идеалистических учений. Предыстория возникновения на арабском Востоке собственно философской мысли относится ко 2-й половине 8 в. и связана с мутазилитами, ранними представителями рационального богословия (калама), которые, начав с обсуждения вопросов о божественных атрибутах и свободе воли, кончили разработкой концепций, не только выходивших за рамки религиозной проблематики, но и подрывавших веру в некоторые основные догматы ислама. Так, последовательно проводя идею монотеизма, мутазилиты отвергали наличие у бога положительных атрибутов, дополняющих его сущность; отрицая же в нём, в частности, атрибут речи, они отвергали представление об извечности Корана и на этом основании делали вывод о допустимости его аллегорического толкования. Мутазилиты развивали концепцию разума как единственного мерила истины и положение о неспособности творца изменять естественный порядок вещей. В среде мутазилитов была распространена идея атомарного строения мира. Т. о., они, с одной стороны, положили начало рациональной геологии, с другой — расчистили почву для зарождения чисто философского свободомыслия перипатетиков.

В качестве реакции на идеи мутазилитов развивалась доктрина ашаритов (последователей аль-Ашари, 873 или 874 — 935/936), направивших рациональную теологию в русло философской защиты догматов о божественном провидении и чуде (именно с этой доктриной часто связывают термин "калам" и главным образом её представителей называют мутакаллимами). Согласно учению ашаритов, природа оказывалась нагромождением ничем не связанных между собой и ежемгновенно воссоздаваемых богом атомов и их качеств; в мире, утверждали они, нет причинно-следственных отношений, ибо всевышний способен в любой момент придать любому предмету любую форму и любое движение.

В противовес как умозрениям теологов, так и учениям перипатетиков развивался суфизм. Используя вместе с элементами мусульманского мировоззрения идеи гностицизма и неоплатонизма, суфии разработали учение о путях, ведущих человека через отречение от мирских страстей и богомыслие к созерцанию бога в мистической интуиции и конечному с ним слиянию. Вместе с тем на некоторых этапах своего развития суфийские идеи подвергались толкованиям в духе натуралистического пантеизма.

Мистика суфиев, на первых порах подвергавшаяся преследованиям со стороны ортодоксального духовенства, была узаконена аль-Газали (1059—1111) — крупнейшим представителем религиозно-идеалистической философии. В своей критике "еретических" и "противоверных" взглядов перипатетиков Газали отстаивал наряду с мистическим суфизмом положения ашаритов, отказываясь, однако, принять их атомистическую теорию. Одним из влиятельных представителей суфизма можно считать также Ибн аль-Араби (1165— 1240).

В основе восточного перипатетизма лежала философия Аристотеля, перешедшая к арабам при посредстве сирийских переводчиков, отчасти в интерпретации афинской и александрийской школ, а также другие античные учения, в частности политическая теория Платона. Толкования Аристотеля восточными перипатетиками открывали возможность для атеистических и даже материалистических концепций. Так, положение о двойственной истине, в скрытом виде содержавшееся уже в учении мутазилитов, предполагало аллегорические толкования догматов ислама.

Основоположником восточного перипатетизма был аль-Кинди (около 800 — 879), который первым в арабской философии изложил содержание основных трудов Аристотеля. Он же впервые представил (на основе восходящей к Александру Афродизийскому классификации интеллектов) рациональное познание как приобщение разума индивида к универсальному, божеств, разуму. Деизм Кинди, его представление о боге как о безликой "отдалённой причине", развивался в рамках неоплатонической теории эманации аль-Фараби. Онтологические и гносеологические идеи Фараби углубил и детализировал крупнейший мыслитель средневековья Ибн Сина, утверждавший вечность материи и независимость частных явлений жизни от божественного провидения.

В 12 в. центр философской мысли перемещается на З. мусульманского мира — в Испанию. Здесь в Андалусии разрабатывают сходные гуманистические темы Ибн Баджа, размышляющий о способности человека посредством чисто интеллектуального совершенствования, без мистического озарения, достичь полного счастья и слиться с деятельным разумом, и Ибн Туфайль, в философской робинзонаде описывающий историю освоения и познания природы человечеством, излагающий одновременно в аллегорической форме концепцию двойственной истины. Однако своей вершины андалусская, а вместе с ней и вся средневековая арабская философия достигает в творчестве Ибн Рушда, отстаивавшего от нападок ашаритов и Газали идеи перипатетизма и создавшего самостоятельное философское учение. Отвергая учение Ибн Сины о внедрении форм в материю извне, Ибн Рушд выступил с тезисом об имманентности форм самой материи. Он отрицал также бессмертие индивидуальных душ, считая вечным лишь человеческий интеллект, приобщающийся к деятельному божественному разуму, который воплощает предельную цель человеческого знания. Большую роль в истории средневековой философии сыграла разработка Ибн Рушдом концепции двойственной истины.

Другим крупным мыслителем арабского Запада был Ибн Хальдун, по праву считающийся одним из основоположников философии истории.

Арабская философия обрела вторую жизнь в Европе — в деятельности аверроистов (последователей Ибн Рушда, см. Аверроизм) и других борцов против официальной идеологии католицизма.

Историческая наука. Арабская (арабоязычная) историография как самостоятельная дисциплина выделилась на рубеже 8—9 вв. Первые записи исторического содержания относятся к концу 7 в. Материалом для ранних памятников исторической литературы на арабском языке послужили историко-генеалогические предания арабских племён, полулегендарные сообщения о доисламских государствах в Юж. Аравии и об арабских княжествах в Сирии (Гассаниды) и в Ираке (Лахмиды), а также религиозно-исторические предания о возникновении и распространении ислама, особенно о деятельности Мухаммеда и его сподвижников. Принятая в арабской историографии схема всемирной истории сложилась под влиянием коранического представления о прошлом, как о последовательном ряде пророческих миссий, и построений мусульманских генеалогов и экзегетов 7—8 вв., связавших генеалогическое дерево арабов с библейской "таблицей народов". Значительную роль в создании историографии сыграли развитие астрономических знаний (установление хронологии всемирной истории) и использование материалов иранского историко-эпического предания (переводы "Книги царей" сасанидского Ирана), а также апокрифических иудейско-христианских преданий. Средневековая арабская историография исходит из теологического истолкования хода всемирной истории как осуществления божественного замысла в отношении человеческого рода. В то же время она признаёт ответственность человека за свои поступки и видит задачу историка в поучении историческим опытом. Идею о дидактической ценности истории, принятую большинством мусульманских историков, особенно четко сформулировал Ибн Мискавайх (умер 1030). Арабские историки не пошли дальше повествовательной истории, и только Ибн Хальдун сделал попытку перейти к изложению исторических событий в их причинной связи, разработав оригинальное учение об общих законах развития человеческого общества.

Предшественниками профессиональных арабских историков были знатоки и собиратели родословий и устных племенных преданий. Эти материалы были систематизированы Мухаммедом аль-Кальби (умер 763), дополнены и записаны его сыном Хишамом (умер около 819). Кроме монументального свода генеалогий арабов Хишама аль-Кальби, аналогичные своды составили Муарриджас-Садуси (умер 811), Сухайм ибн Хафс (умер 806), Мусаб аз-Зубайри (умер 851), Зубайр ибн Баккар (умер 870), Ибн Хазм (умер 1030), аль-Калькашанди (1355—1418) и др. Крупнейшей фигурой начального периода арабской историографии был Мухаммед аз-Зухри (умер 741/42), сочетавший собирание родословий и племенных преданий с интересом к политической истории Халифата. Ему принадлежит одна из первых записей преданий о военных походах Мухаммеда (т. н. магази). Первое большое историческое сочинение на арабском языке (история древних пророков и жизнеописание Мухаммеда) Ибн Исхака (около 704—768 или 767) послужило образцом для последующих сочинений на эту тему. Наиболее значительны труды аль-Вакиди (747—823), Ибн Сада (умер 845), поздние компиляции Ибн Сайд ан-Наса, Нураддина аль-Халаби и др. К ним примыкает популярная в средние века агиографическая литература, большей частью фантастические рассказы о пророках и мусульманских святых.

Для 2-й половины 8 — середины 9 вв. характерно преобладание исторических трудов, посвященных отдельным событиям главным образом из истории арабских завоеваний и гражданских войн в Халифате 7 — начале 8 вв. [Абу Михнаф (умер 774), Абу Убайда (умер около 824) и особенно аль-Мадаини (умер около середины 9 в.)]. Центром арабской историографии надолго стал Ирак. Со 2-й половины 9 в. появляются сочинения, объединяющие накопленный материал в связное историческое повествование. Наиболее значительными были труды аль-Белазури (около 820 — около 892); Абу Ханифы ад-Динавери (умер около 895) и аль-Якуби по всеобщей истории, ставшей ведущим жанром историографии периода её расцвета (9 — 1-я половина 11 вв.). Составленные чаще в форме анналов, они содержали обзор всемирной истории от сотворения мира, начальную историю мусульманской общины, описание арабских завоеваний и политическую историю Халифата (правление династий Омейядов и Аббасидов). Самое крупное сочинение этого жанра — многотомная "История пророков и царей" ат-Табари (838 или 839—923). Известность получили также всеобщая история аль-Масуди (умер 956 или 957), Хамзы аль-Исфахани (умер во 2-й половине 10 в.), Ибн Мискавайха, а позднее Ибн аль-Асира (11601233 или 1234), Ибн Хальдуна и др. Историков 9—10 вв. отличает широта кругозора, отражающая энциклопедический характер их интересов и знаний (особенно Якуби и Масуди, собравших материал по истории и культуре народов за пределами мусульманских стран).

В связи с формированием местного политического самосознания в государствах, сложившихся на территории Аббасидского халифата, в историографии со 2-й половины 10 в. преобладают династийная и местная хроники, авторами которых становятся главным образом придворные историографы (обычно чиновники-секретари, везиры и т.п.), а не историки-учёные. Получили развитие биографические хроники, посвященные истории секретарей, везиров (например, аль-Ажахшийари, умер 943; Хилаль ас-Саби. 969—1056), судей (Ваки аль-Кади, умер 918; аль-Кинди, умер 961; аль-Хушани, умер 971). Местную историографию представляют труды по истории отдельных городов, областей и провинций, например истории Мекки — аль-Азраки (умер около 858), Багдада — Ибн Абу Тахира Тайфура (819/20 — 893), Египта — Ибн Абд аль-Хакама (около 798—871), мусульманской Испании — Абд аль-Малика ибн Хабиба (около 796—853). Особого внимания заслуживает историческая энциклопедия йеменского историка аль-Хамдани (умер во 2-й половине 10 в.), в которой собраны сведения по генеалогии, истории, археологии, географии и литературе Юж. Аравии. В более позднее время в сочинениях такого рода главное внимание отведено биографиям местных политических и религиозных деятелей и деятелей культуры, причём для многих из этих биографических сочинений характерно соединение анналов с политической биографией. Таковы история Багдада — аль-Хатиба аль-Багдади (1002—71), Дамаска — аль-Каланиси (умер 1160) и Ибн Асакира (1105—1176), Халеба (Алеппо) — Ибн аль-Адима (1192—1262), Гранады — Ибн аль-Хатиба (1313—1374). Династийная история, начатая трудами Ибрахима ас-Саби (умер 994) по истории Буидов и аль-Утби (961—1022, по другим данным умер 1036 или 1040) по истории Газневидов, получила особенное развитие в 12—13 вв., главным образом в Сирии, куда переместился центр исторической науки. Местные династии Зенгидов и Айюбидов нашли своих историографов в лице Имад-ад-дина аль-Исфахани (1125—1201), Ибн Шаддада (1145—1234), Абу Шамы (1203—1268) и особенно Ибн Васила (1207—1298). Здесь же создавались и всеобщие истории (Абу-ль-Фида, 1273—1331; аз-Захаби, 1274—1353 или 1347; Ибн Касир, около 1300—1373 и др.). В 15—16 вв. ведущее место в арабской историографии занимали египетской историки, авторы трудов по истории мамлюков, исторических энциклопедий (ан-Нувайри, 1279—1332) и всеобщих хроник (Ибн аль-Фурат, 1334—1405) и особенно плеяда историков-полигисторов, таких, как алъ-Макризи (1364—1442), аль-Айни (1361—1451), Абу-ль-Махасин Ибн Тагриберди (1409 или 1410—1470) и ас-Суюти (1445—1505), оставивших многотомные сочинения по политической, социально-экономической и культурной истории Египта.

Одно из главных мест в арабской историографии занимает собственно биографическая литература: общие биографические словари Якута, Ибн Халликана (1211—1282) и ас-Сафади (1296/97 — 1363), своды биографий деятелей в области философии, медицины и естественных наук Ибн аль-Кифти (1172—1248) и Ибн Абу Усайби (1203—1270) и др. Исторические сочинения на арабском языке писали не только в арабских, но и в других странах мусульманского Востока, в том числе в Индии, Иране, Турции и в Вост. Африке. Эпоха турецкого господства (16 — начало 20 вв.) представлена главным образом эпигонскими компиляциями по общей и местной истории, биографическим и историко-библиографическим сводами. Наибольшую ценность представляют история Андалусии аль-Маккари (1591/92 — 1632) и биографическое сочинение египетского историка аль-Хафаджи (умер 1659).

Литература. Арабская литература уходит своими корнями в устную словесность родоплеменного общества на территории Аравийского полуострова. К числу ранних записей (8—10 вв.) относятся: со. "Отборные", или "Нанизанные" ("Муллакат"), составленный рави Хаммадом (694/695 — 772) (включает 7 шедевров семи поэтов); "Муфаддалият" и "Асмаият" филологов аль-Муфаддаля (умер 786) и аль-Асмаи (умер около 830); две антологии "Доблесть" ("Ха-маса") принадлежащие Абу Таммаму (около 796—845) и аль-Бухтури (821—897); диван поэтов из племени хузаил — "Книга критики поэзии" Ибн Кутайбы (умер 889); "Книга изъяснения" аль-Джахиза; антология "Книга песен" Абу-ль-Фараджа аль-Исфахани (897—967); диваны отдельных поэтов и сборники пословиц.

Древняя арабская словесность самобытна, чужеземные влияния в ней ничтожны. Более всего она культивировалась среди кочевников-скотоводов (бедуинов), но получила распространение и среди полукочевого и оседлого населения земледельческих оазисов и городов. Ведущую роль в ней играла поэзия, у истоков которой прослеживаются трудовые, колыбельные, охотничьи, караванные песни; очень раносложились жанры поношения врага (хиджа), похвальбы (фахр), песни мести (cap), траурной заплачки, или элегии (риса), а также элементы любовной и описательной лирики (насиб и васф). К глубокой древности восходят зачатки художественной прозы: ораторская речь, рассказы о битвах племён (айям аль-араб) и других памятных событиях.

Поэзия 5—7 вв., когда она переживала расцвет, стала в арабской литературе своеобразным эталоном поэтического языка, метрики и эстетических идеалов, надолго определив тематику и художественные приёмы.

Центральной фигурой в доисламской поэзии является сам поэт, который выступает как бедуин, патриот своего племени. Идеализированный образ поэта-бедуина раскрывается на фоне реальных картин кочевого быта, боевых и охотничьих сцен, видов аравийской пустыни. Основными литературными формами древнеарабской поэзии были касыда и аморфный фрагмент (кита, мукатта). Характерная особенность арабской поэзии — монорим; каждый стих, как правило, состоит из одного предложения и является самостоятельной смысловой эстетической единицей. Язык древнеарабской поэзии характеризуется колоссальным запасом слов, гибкостью синтаксических конструкций, многообразием конкретных изобразительных средств.

Арабское предание сохранило имена около 125 доисламских поэтов (конца 5 — 1-я половина 7 вв.): Имру-уль-Кайс, которому приписывают создание классической типакасыды; Тарафа, автор замечательной касыды-муаллаки; Антара ибн Шаддад, певец воинской

Арабская порода

Арабская порода лошадей, одна из древних верховых пород, выведенная народной селекцией в 1-м тыс. н. э. на Аравийском полуострове. В средние века широко ввозилась в Европу, где использовалась преимущественно для улучшения местных лошадей с целью получения лёгкой кавалерийской лошади. В странах Востока применялась как пользовательная (под седлом). А. п. сыграла значительную роль в создании ценных быстроаллюрных верховых (английская чистокровная и др.) и рысистых (орловский рысак) пород. Арабская лошадь некрупная, выраженного восточного типа. Конституция сухая, ноги крепкие, хорошо поставленные, движения упругие и красивые. Масти: серая, гнедая и рыжая. Высота в холке 150—152 см, косая длина туловища 149—150 см, обхват пясти 18—19 см. Лошади неприхотливы, выносливы в длинных переходах. Резвость лошадей А. п. в СССР: на 1000 м — 1 мин 8,2 сек, на 1800 м — 2 мин, на 2400 м — 2 мин 41 сек, на 4000 м — 4 мин 42,3 сек.В породе различают 3 типа: хадбан, кохейлан, сиглави. Племенная работа с породой направлена на улучшение резвости, совершенствование внутрипородных типов. В СССР арабской породой улучшают местных лошадей гор и предгорий Карпат, Кавказа, Ср. Азии. Основное племенное хозяйство — Терский конный завод Ставропольского края. А. п. разводят также в Индии, Пакистане, ОАР, Турции, Юж. Африке, в европейских странах (Англии, Франции, Испании, Нидерландах, Зап. Германии, Бельгии, Венгрии, Чехословакии), в США и Канаде.

Лит.: Книга о лошади, под ред. С. М. Буденного, т. 1, М., 1952; Государственная племенная книга чистокровных арабских лошадей, т. 1, М., 1965; Руководство по разведению животных, [пер. с нем.], т. 3, кн. 1, М., 1965.

В. О. Витт.

Арабские завоевания

Арабские завоевания, военные предприятия арабов, начатые правительством Медины после подчинения восставших племён Аравийского полуострова (см. Арабских племён восстание 632—633) и создания Халифата. Они завершились завоеванием арабами стран Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы.

А. з. проходили под знаменем ислама.Первый этап А. з. — 30—50-е гг. 7 в., при халифах Абу Бекре [632—634], Омаре [634—644], Османе [644—656]. В 633 отряд правительств. войск под команд. Халида ибн аль-Валида совместно с бедуинами Сев.-Вост. Аравии взял г. Хиру (Юж. Ирак). В том же году в Палестину и Сирию вторглись 3 отряда арабских племенных ополчений. Слабое византийское войско было разбито арабами в Вади-Араба, а его остатки уничтожены в феврале 634 у Дасина. Известие о движении византийского войска, сформированного императором Ираклием в Эдессе, вызвало переброску (март 634) отряда Халида из Хиры в окрестности Дамаска. После 6 месяцев осады Дамаск в сентябре 635 сдался арабам. Однако приближение 50-тысячного византийского войска вынудило арабов очистить занятые ими сирийские города и сосредоточиться у берегов Ярмука. Здесь 20 августа 636 византийское войско было наголову разбито арабами. Вслед за тем арабы вновь заняли Дамаск и другие города Сирии, а после занятия Иерусалима в 638 и Кесарии в 640 вся Сирия и Палестина оказались под их властью.

В Ираке после взятия Хиры арабские отряды потерпели ряд поражений от иранских войск Сасанидов и были вынуждены очистить б. ч. завоёванной территории. В начале лета 637 арабы, получившие подкрепление, одержали победу над большим иран. войском в битве при Кадисии и заняли столицу сасанидского Ирана Ктесифон. В 641 араб. войска взяли Мосул, в 642 у Нехавенда одержали решающую победу над иранскими войсками Йездегерда III. После этого сопротивление арабам на территории Ирана оказывали только отдельные области и города. В 651 вся территория государства Сасанидов (до р. Амударьи) была включена в состав Халифата. В 640 араб. войска вторглись в Армению, правители которой в 652 признали зависимость от Халифата; в 654 по договору арабам сдалась столица Вост. Грузии — Тбилиси.

В конце 639 небольшой арабский отряд под командованием Амра ибн аль-Аса вторгся в Египет. В 640 арабы, число которых благодаря прибывшим подкреплениям увеличилось до 10 тыс., после взятия Фарамы, Бильбейса и других египетских городов осадили Вавилон, гарнизон которого сдался в апреле 641. В 642 арабам по договору была сдана Александрия, но в конце 645 византийский десант с помощью восставших жителей вытеснил арабов из города и летом 646 арабские войска вторично взяли его штурмом. В Сев. Африке арабские конные отряды в конце 642 и в 643 совершили рейды в Барку и Триполитанию и подчинили местные берберские племена. В 648 арабы захватили Кипр. Военные успехи арабов, намного уступавших своим противникам в вооружении и военной технике, объяснялись, с одной стороны, политическим и военным ослаблением Византии и государства Сасанидов в результате продолжительной войны, которую они вели между собой (602—629), а с другой — тем, что жестоко угнетавшееся население Византии и государства Сасанидов не оказывало арабам серьёзного сопротивления; дань, установленная арабами, в некоторых случаях, по-видимому, была легче прежних налогов.

В середине 7 в. в А. з. наступил некоторый перерыв, вызванный религиозно-политическими осложнениями в Халифате (борьба за власть между халифом Али и Муавией, завершившаяся воцарением Омейядов, восстания хариджитов), а также необходимостью организации управления огромным государством, созданным в результате 1-го этапа А. з. На 2-м этапе А. з., начавшемся в конце 7 в., арабы, сделав своим опорным пунктом г. Кайруан (осн. в 670), завоевали Сев. Африку, к 709 дошли до Танжера и берегов Атлантического океана. В 711 войска арабов и берберов во главе с Тариком высадились на Пиренейском полуострове. Разгромив вестготов 19 июля 711 (у оз. Ханда) и одержав победу у Эсихи, арабские войска взяли Кордову, Толедо и другие города. Войско прибывшего в 712 из Сев. Африки Мусы ибн Нусайра заняло Медину-Сидонию, Кармону, Севилью и Мериду. К 718 Пиренейский полуостров, за исключением небольшой части на севере, перешёл в руки арабов. В 720 арабы вторглись в Галлию, заняли Септиманию и Нарбонн. Дальнейшее их продвижение в Европу было остановлено после разгрома арабских войск франкской конницей и пехотой Карла Мартелла близ Пуатье 4 окт. 732, а затем — взятия Пипином Коротким Нарбонна и Септимании в 759. На Востоке арабы в 711—713 завоевали иранскую провинцию Мекран (временно отпавшую от Халифата во время междоусобиц), Синд, область по ниж. Инду, и г. Мултан; в 706—712 — Согд и Хорезм. В 1-й четверти 8 в., сломив упорное сопротивление местных крестьянских ополчений и уничтожив командный слой феодалов, арабы завоевали Закавказье. В 1-й половине 9 в. они заняли Крит, Мальту, Сицилию. Со 2-й половины 9 в. А. з. в основном прекратились.

Результатом А. з. была арабизация ряда завоёванных стран. Язык, религия, многие элементы материальной и духовной культуры арабов оказали большое влияние на народы завоёванных стран. В свою очередь арабы восприняли многие элементы культуры завоёванных народов. Сложилась своеобразная арабская культура.В дальнейшем на значительной части завоёванных территорий возник ряд арабских государств.

В Ср. Азии, Иране, Закавказье, на Пиренейском полуострове арабское господство было ликвидировано в результате освободительной борьбы народов этих стран.

Лит: Медников Н. А., Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов, т. 1, СПБ. 1903; Беляев Е. А., Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье, 2 изд., М., 1966; Буниятов 3., Азербайджан в VII—IX вв., Баку, 1965; История стран Азии и Африки в средние века, М., 1968, с. 97—123; Wellhausen J., Das arabische Reich und sein Sturz, B., 1902; Hittv Ph. K., History of the Arabs, 8 ed., N. Y., 1964; Харбутли Али Хусни, аль-Араб фи Урубба (Арабы в Европе), [Каир], 1965.

Е. А. Беляев.

Арабские цифры

Арабские цифры, традиционное название десяти математических знаков: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, с помощью которых по десятичной системе счисления записываются любые числа. Эти цифры возникли в Индии (не позднее 5 в.), в Европе стали известны в 10—13 вв. по арабским сочинениям (отсюда название).

Арабский легион

Арабский легион, армейские части Трансиордании (с 1950 — Иордании) в 1921—56, созданные английскими мандатными властями. А. л. содержался на английские субсидии. С 1921 по 1956 вырос со 100 чел. до 23 тыс. Фактическими главнокомандующими А. л. были английские офицеры (1921—39 Пик, 1939—56 генерал Дж. Б. Глабб). А. л. участвовал в подавлении антианглийского восстания в Ираке в 1941, в арабо-израильской войне 1948—49. Использовался для подавления национально-освободительного движения в Иордании. После изгнания из Иордании (в период подъёма освободит, борьбы) Глабба (2 марта 1956) из А. л. были уволены англичане, командование передано в руки офицеров-иорданцев, А. л. был переименован (июль 1956) в Арабскую армию Иордании.

Лит: Glubb J. В., The story of the Arab legion, L., 1948; его же, A soldier with the Arabs, L., 1957; Lias G., Glubb's legion, L., 1956.

Арабский социалистический союз

Арабский социалистический союз (АСС) (Аль-Иттихад аль-иштираки аль-араби), массовая политическая организация в Объединённой Арабской Республике, объединяющая крестьян, рабочих, интеллигенцию, представителей национального капитала. Решение о создании АСС было принято на Национальном конгрессе народных сил в 1962. Первичные организации АСС были созданы в мае 1963 (1903 считается годом основания АСС). Политическая программа АСС — Хартия национальных действий (принята 30 июня 1962) провозглашает отказ от капиталистического пути развития, ставит целью ОАР "строительство социализма с учётом конкретных условий в стране". Новый устав АСС (принят в мае 1968; первый устав был обнародован в декабре 1962) определяет задачи АСС: "осуществление социалистической революции, ликвидация последствий господства капитализма и феодализма, борьба против иностранного влияния и свергнутой реакции". Высший орган АСС — Всеобщий национальный конгресс (1-я сессия состоялась в сентябре 1968) со сроком полномочий на 6 лет. Высшим органом АСС в период между сессиями конгресса является ЦК АСС. По новому уставу в организациях АСС вводится принцип демократического централизма. Численность АСС приблизительно 6,5 млн. чел. (1970). Председатель АСС — Гамаль Абдель Насер. Официальный орган — газета "Аль-Гумхурия" ("Республика"); издается также газета "Аль-Иштираки" ("Социалист") (с 1965).

Арабский язык

Арабский язык, язык арабов в странах Зап. Азии и Сев. Африки. Принадлежит к семитской ветви семито-хамитской семьи языков. Число говорящих на А. я. ок. 96 млн. чел. (1967, оценка). А. я. возник на базе древнесевероарабского языка (Сев. и Центр. Аравия и Сирийская пустыня), известного в надписях с 5 в. до н. э. Диалекты древнейших надписей (тамудский, лихьянитский, сафаитский) существенно отличны от того древне-арабского диалекта, который лежит в основе классического и современного А. я. (известен в надписях лишь с 4 в. н. э.). Ещё в до-исламскую эпоху на этом диалекте сложилась развитая устная поэзия и выработалась норма устно-литературного койне. В языке Корана (7 в.) сочетаются нормы койне с нормами говора Мекки (родного для Мухаммеда). На базе этого сочетания норм сложился классический литературный А. я. — язык богатой художественной, научной и религиозной литературы средневекового мусульманского Востока. Этот классический А. я. доныне остаётся литературным языком арабов, сохранив древнюю морфологию и подвергшись относительно небольшим лексическими изменениям. Современный разговорный А. я. распадается на далёкие и в фонетике и в лексике диалекты. Обычно различают диалекты: египетский, суданский, сирийский (у арабов Сирии, Ливана, Иордании и Израиля), иракский, многочисленные архаичные Аравийского полуострова, Магриба, а также хасания (Мавритания), шоа (Нигерия, Камерун, Нигер). Внутри названных географических районов наблюдаются существенные различия между городскими и сельскими (особенно бедуинскими) говорами. Араб. диалектом по происхождению является мальтийский язык.

В классическом А. я. 3 кратких и 3 долгих гласных a, i, u, 2 дифтонга, богатый консонантизм, включающий эмфатические (веляризованные и, возможно, фарингализованные) согласные , , и др., межзубные фрикативы, ларингальные  , фарингалы , увулярные фрикативы g, и т.д. Аффрикаты в А. я. первоначально отсутствовали, но позже во многих диалектах (в т. ч. в классическом литературном языке) g перешёл в аффрикат ("дж>). Среди важнейших фонетических изменений в диалектах — утрата конечных кратких гласных (повлекшая за собой ряд морфологических изменений), появление новых гласных.

В словоизменении большую роль играет, наряду с аффиксацией, внутренняя флексия (чередование гласных, удвоение согласных). Носителем лексического значения обычно являются 3 (реже 4 или 2) согласных корня, гласные же (и геминация согласных) вместе с аффиксами служат для выражения словообразовательных и некоторых грамматических значений. В классическом А. я. имя имеет 2 рода, 3 числа (различаемых суффиксами либо внутренней флексией), 3 падежа (оформляемых окончаниями), 3 состояния: определённое (с препозитивным определённым артиклем), неопределённое (с особым окончанием) и сопряжённое (форма имени, имеющего генитивное определение). Имя имеет и лично-притяжательные формы: kitвbo — "моя книга", kitвbuhu — "его книга" и т.д. В глаголе посредством внутренней формы различаются породы (со значением каузатива, рефлексива, конатива, интенсива и пр.), 2 вида (имперфект, выражающий процесс в его протекании, и перфект, описывающий процесс как целое); посредством суффиксов выражаются наклонения, лицо, число и род объекта, посредством суффиксов либо префиксов — лицо, число и род субъекта.

В современных диалектах морфология классического А. я. сохранилась с некоторыми изменениями: утрачены падежи, окончание неопределённого состояния, некоторые наклонения, появились новые временные формы (из аналитических конструкций). Словообразование осуществляется либо с помощью внутренней флексии, либо сочетанием аффикса (префикса, суффикса, инфикса) с внутренней флексией, гораздо реже — посредством одних суффиксов. Словосложение практически отсутствует. С 6 в. н. э. арабы пользуются арабским письмом,возникшим из набатейского варианта арамейского письма.

Лит: Гранде Б. М., Курс арабской грамматики в сравнительно-историческом освещении, М., 1963; 3авадовский Ю. Н., Арабские диалекты Магриба, М., 1962; Шарбатов Г. Ш., Современный арабский язык, М., 1961; Юшманов Н. В., Грамматика литературного арабского языка, Л., 1928; Brockelmann К., Arabische Grammatik, Lpz., 1960; Cantineau J., Cours de phonétique arabe. P., 1960; Landberg C. de. La langue arabe et ses dialectes, Leiden, 1905; Biberstein-Kazimirski A. de, Dictionnaire arabe-françаis. P., 1860; Lane E. W., Arabic-English lexicon, book 1, p. 1—8, L., 1863—93.

Арабских племён восстание 632-633

Арабских племён восстание 632—633, т. н. ар-ридда ("отпадение", "вероотступничество"), восстание племён Аравийского полуострова против ислама и мединского правительства, происшедшее после смерти Мухаммеда. В результате восстания почти вся Аравия вышла из-под контроля правительства. Наибольшую опасность для Халифата представляло восстание в Йемаме под предводительством ханифа (см. Ханифизм) Мусейлимы, объявившего себя пророком. Подавление А. п. в. в 633 ознаменовало окончательную победу ислама в Аравии и позволило халифу Абу Бекру [632—634] начать завоевания за её пределами (см. Арабские завоевания).

Лит: Бартольд В. В., Мусейлима, Соч., т. 6, М., 1966; Беляев Е. А., Арабы, ислам и арабский халифат..., 2 изд., М., 1966; Caetani L., Annali dell'lslam, v. 2, Milano, 1907, p. 553—831.

Л. И. Надиродзе.