Ад

Ад (от греч. hádes — подземное царство), согласно большинству религиозных учений — местопребывание душ грешников, якобы обречённых на вечные муки. Представления об А. возникли из первобытных верований в загробное существование души. По мере развития религий появляется понятие А. как места, предназначенного исключительно для душ грешников. В древне-греческой мифологии в царстве теней (царстве мёртвых) самой мрачной частью являлся Тартар — место обитания злых. В иудаизме первоначально А. (шеол) — подземная область, куда нисходят тени всех умерших: как грешников, так и праведных; затем выработалось представление об А. как месте, где подвергаются мучениям души грешников. Христианством было воспринято это представление об А. Яркое выражение западно-европейских средне-вековых представлений об А. находим в "Божественной комедии" Данте. Существует понятие А. и в восточных религиях — исламе, индуизме, буддизме. Теологи и священнослужители используют понятие об А., противопоставляемого ими раю, для воздействия на сознание и чувства верующих.

Лит.: Лафарг П., Измышление ада, в его кн.: Экономический детерминизм К. Маркса, Соч., т. 3, М. — Л., 1931; Сидоров Д. И., Об аде, рае и их обитателях, М., 1960; Шишкин И. Б., В поисках библейского ада, М., 1962; Bautz J., Die Hölle, Mainz, 1882.

Адаб

Адаб, в средневековой арабской литературе круг светских знаний, которыми должен был обладать образованный человек (адиб): арабская поэзия и поэтика, история и генеалогия арабских племён, риторика, этика, философские и естественнонаучные сведения. Литература А. существовала в виде различных сборников, антологий, трактатов и очерков. Теперь А. в арабских странах означает художественную литературу.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 2, М.— Л., 1956, с. 563—74.

"Адабият ве инджесенет"

"Адабият ве инджесенет" ("Литература и искусство"), газета на азербайджанском языке, издаётся в Баку, орган Союза писателей Азербайджана и Министерства культуры Азербайджанской ССР. Выходит еженедельно на 16 страницах, тираж (1968) 20 тыс. экземпляров. Основана в 1934 под названием "Адабият газети" ("Литературная газета"), с 1953 — "А. ве и.". Первыми редакторами были М. Гусейнов, Г. Назарли, М. С. Ордубады, М. К. Алекперли.

Адад

Адад в религии ряда народов Древнего Востока — бог грозы, ветра и дождя (в Шумере — Ишкур, в Вавилонии и Ассирии — А., у арамейцев в Древней Сирии — Хадад, у хананеев в Древней Палестине — Адду). Изображался с молотом в одной руке и пучком молний в другой.

Адаевская лошадь

Адаевская лошадь, местная лошадь Ю.-З. Казахстана, одно из отродий казахской лошади. Выведена в Гурьевской области в результате улучшения казахской лошади туркменскими породами. Хорошо приспособлена к жаркому климату и табунному содержанию. Масть серая, гнедая, рыжая, соловая и буланая. Высота в холке 136—140 см. А. л. вынослива под седлом и в упряжи, имеет удовлетворительную резвость. Издавна используется как молочное и мясное животное (суточный удой кобыл 11—14 л молока).

Адажио

Адажио, правильнее ададжо (итал. adagio — медленно), в музыке: 1) медленный темп; 2) музыкальная пьеса или часть её, исполненная в этом темпе, — обычно одна из средних частей симфонии, квартета, сонаты и т. п.

В балете — медленная часть танца, сопровождается музыкой напевно-лирического характера и состоит преимущественно из комбинаций широких и плавных движений. Иногда самостоятельный танцевальный эпизод (па-де-де, па-де-труа, па д’аксьон, гран па), а также часть урока классического танца, включающая медленные упражнения, вырабатывающие устойчивость танцовщика.

Адай-Хох

Адай-Хох, горная вершина Большого Кавказа, в Северо-Осетинской АССР, к Ю. от Цейского ледника. Высота 4408 м. Расположена на продолжении Главного хребта западной половины Большого Кавказа, который восточнее разрезается Кассарским ущельем Ардона и переходит в Боковой хребет восточной половины Большого Кавказа.

Адаксиальная сторона

Адаксиальная сторона (от лат. ad — к и axis — ось), сторона бокового органа растения, обращенная к оси побега, к которому орган прикреплен. У листьев это обычно верхняя сторона, у боковых цветков — сторона, противоположная кроющему листу. Иногда орган растения поворачивается (под влиянием света или др. факторов) на 180° и А. с. становится нижней. Ср. Абаксиальная сторона.

"Адалет"

"Адалет", "Адалят" (перс. — справедливость), социал-демократическая организация иранских рабочих. Начало её созданию было положено по решению Бакинского комитета РСДРП Б. Агаевым, Б. Агасиевым, М. Алекперовым, Г. Б. Гаджиевым, А. Гафар-заде, К. Садык-заде, А. Юсиф-заде и др. для работы среди рабочих — выходцев из Иранского Азербайджана. Оформилась как организация в мае 1917. "А." действовала в Азербайджане, некоторых городах Средней Азии, Астрахани, на территории Ирана. С июня 1917 издавалась в Баку на азербайджанском и на фарси языках газета "Байраги адалет" ("Знамя справедливости"). Руководящие деятели "А." входили в Бакинский и Кавказский краевой комитетыты большевиков. В 1920 организации "А." на территории России слились с местными коммунистическими организациями [Бакинской организацией РКП(б) и коммунистической организацией "Гуммет"]. На территории Ирана (главным образом в Тебризе, Тегеране, Реште, Энзели и др. городах) к 1920 существовали организации "А.", в которые входили рабочие, ремесленники и мелкая городская буржуазия. Основные требования этих организаций (опубликованы в марте 1920): борьба с английским империализмом, шахским правительством, феодалами и передача земель крестьянам. В апреле — мае 1920 в связи с подъёмом национально-освободительного движения организации "А." легализовались в Иранском Азербайджане и Гиляне. На 1-м съезде (22—24 июня 1920 в Энзели) Иранские организации "А." объединились в Иранскую коммунистическую партию.

Адалин

Адалин, лекарственный препарат, то же, что карбромал.

Адальберт Бременский

Адальберт Бременский (Adalbert von Bremen) (около 1000 — 16.3.1072), немецкий церковно-политический деятель, архиепископ гамбургско-бременский (с 1043), папский легат и викарий (с 1053) на С. Европы, где безуспешно пытался создать независимую патриархию. Один из регентов при малолетнем Генрихе IV.

Адальберт Магдебургский

Адальберт Магдебургский (Adalbert von Magdeburg) (умер 20.6.981), немецкий церковно-политический деятель и хронист, сторонник широких планов восточной экспансии германского короля и императора Оттона I. В 961 возглавлял церковную миссию Оттона I ко двору киевской княгини Ольги, окончившуюся безрезультатно. С 968 первый архиепископ Магдебургский. Написал продолжение (с 907 до 967) хроники Регинона Прюмского (умершего в 915).

Адамава

Адамава, Адамауа (Adamawa), сбросово-глыбовое плоскогорье в Камеруне, между впадинами рр. Бенуэ и Конго. Средняя высота 1000—1500 м, высшая вершина — Бамбутос, 2710 м. Сложено древними кристаллическими и метаморфическими породами (главным образом гнейсами), увенчано молодыми лавовыми покровами, конусами потухших вулканов. В экваториальном климате южного А. — влажные вечнозелёные леса, в северном А., с коротким сухим сезоном, — листопадно-вечнозелёные леса, высокотравные саванны. На вершинах — горные саванны.

Л. А. Михайлова.

Адамантобласты

Адамантобласты (от греч. adámas — сталь и blastós — росток), амелобласты, ганобласты, клетки эпителия, вырабатывающие эмаль в коронке зуба.

Адамар Жак

Адамар (Hadamard) Жак (8.12.1865, Версаль, — 17.10.1963, Париж), французский математик. Профессор Коллеж де Франс (1897—1935), Парижского университета (1900—12), Политехнической школы (1912—1935), член Парижской АН (с 1912), иностранный член АН СССР (с 1929). Известен исследованиями в различных областях математики. В теории чисел доказал (1896) высказанный П. Л. Чебышевым асимптотический закон распределения простых чисел, создал значительную часть современной теории целых аналитических функций, получил существенные результаты в теории дифференциальных уравнений. Его идеи оказали большое влияние на создание функционального анализа. В механике занимался проблемами устойчивости и исследованием свойств траекторий механических систем вблизи положения равновесия и др. Много занимался вопросами школьного преподавания и написал учебник геометрии (русский перевод — Элементарная геометрия, ч. 1, М., 1948, ч. 2, 1938).

Соч.: Lectures on Cauchy's problem, N. Y., 1923; Cours d'analyse, t. 1-2, P., 1927—30; Selecta. Jubilé scientifique, P., 1935.

Лит.: Леви П., Жак Адамар, "Успехи математических наук", 1964, т. 19, вып. 3 (117), с. 163—82 (имеется список работ А.).

Адамауа-восточные языки

Адамауа-восточные языки, центральносуданские, подсемья языков нигер-конголезских (по классификации американского лингвиста Дж. Гринберга). Делятся на 2 ветви: 1) Адамауа языки, распространённые в северных провинциях Нигерии, в Камеруне, Чаде, Центральноафриканской Республике. Общее число говорящих около 560 тыс. человек (1964). Наиболее значительные языки: чамба, донга, вере, йунгур, лонгуда, фали. 2) Восточные языки, распространённые в Камеруне, Центральноафриканской Республике, в Республике Конго (столица Браззавиль), на С.-З. Республики Конго (столица Киншаса), Республике Судан. Число говорящих около 1,9 млн. человек; наиболее распространены языки: гбайа, нгбанди, санго, банда, занде. Родство А.-в. я. обнаруживается в морфологии (следы именных классов, маркированных аффиксами различных позиционных классов, служащих для выражения категории числа) и в лексике. Например, в языках вере, чамба, мумуйе есть альтернативная пара суффиксов le/a для выражения единственного и множественного числа. В языках восточной ветви банда, занде барамбо префикс а указывает на множественное число класса животных. В более ранних классификациях не рассматриваются как родственные; например, в работе немецкого лингвиста Д. Вестермана и английского лингвиста М. Брайан эти языки попадают в три изолированные группы и т. д. Малая степень изученности А.-в. я. не позволяет считать вопрос о классификации этих языков решенным.

Лит.: Westermann D. and Bryan М., Languages of West Africa, Oxf., 1952; Tucker A. N. and Bryan М., Linguistic analyses. The Non-Bantu languages of North-Eastern Africa, L., 1966; Greenberg J., The languages of Africa, Bloomington, 1963.

Н. В. Охотина.

Адам (библ.)

Адам (др.-евр. — человек), в иудаистской и христианской мифологиях первочеловек и отец рода человеческого. Согласно Ветхому завету, бог создал А. как венец акта миротворения по образу и подобию своему из праха земного, вдул в ноздри его "дыхание жизни", сделал владыкою над землёю и всем на ней сущим. Миф об А. нашёл отражение и в Коране, поэтому А. является первочеловеком и для мусульман. С именем и образом А. связаны также многие легенды и предания, встречающиеся в апокрифической и побиблейской иудаистской литературе.

М. И. Занд.

Адам Бременский

Адам Бременский (Adam von Bremen) (умер после 1081), северогерманский хронист. Приближённый архиепископа Адальберта Бременского. Автор труда "Деяния епископов Гамбургской церкви" (около 1075, в 4 книгах, на латинском языке) — ценного источника по истории, быту, культуре, географии скандинавов и западных славян, по истории славяно-германских отношений.

Соч.: Magistri Adami Bremensis Gesta hammaburgensis ecclesiae pontificum, 3 Aufl., hrsg. von B. Schmeidler, Hannover — Lpz., 1917.

Лит.: Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М.— Л., 1964 (библ., с. 175-77).

Адамова Евгения Михайловна

Адамова Евгения Михайловна [р. 24.12.1912(6.1.1913), Ливны Орловской губернии], советский живописец, народный художник Туркменской ССР (1964). Училась у А. И. Хворостенко в художественном училище в Ашхабаде (1935—1939) и у И. И. Черинько. Автор тематических картин, посвященных жизни туркменского народа, портретов. Произведения: "На досуге" (1948), портрет Халтач Сапаркулиевой (1955), "Всё-таки буду учиться!" (1957), "Туркменские матери — Родине" (1967; 2 последние — Государственная премия Туркменской ССР им. Махтумкули, 1968) — все в Музее изобразительных искусств Туркменской ССР (Ашхабад).

Лит.: Саурова Г. И., Адамова Е. М., в сборнике: Художники Туркменистана, Ашхабад, 1965.

Адамов Артюр

Адамов (Adamov) Артюр (р. 23.8.1908, Кисловодск), французский драматург. В 1914 А. с семьей выехал из России за границу, с 1924 живёт в Париже. В юности сочинял стихи в духе сюрреализма. А. выступил против прогитлеровского правительства Виши и был заточен в концлагерь (1942). Его повесть "Признание" (1946) проникнута безысходностью. Сюжеты драм "Пародия" (опубликована 1950), "Вторжение" (1950) для авангардистского театра (см. Авангардизм) выражали крайний пессимизм, как и пьесы "Большой и малый маневр" (1953), "Все против всех" (1953). В комедии "Пинг-понг" (1955) ощутимы социальные мотивы; строй жизни буржуа осмеян в фарсе "Паоло Паоли" (1957) и скетче "Интимность" (1958). Оптимистическая трагедия "Весна семьдесят первого" (1961, русский перевод 1968) воссоздала героические характеры парижских коммунаров. Современный расизм — объект критики в гротескной пьесе "Политика отбросов" (1962). В трагикомедии "Святая Европа" (1966) в обличье средне-векового мракобесия угадывается и высмеивается империализм. Горек смех А. в буффонаде "Умеренный" (1968), грозен — в драме "Off limits" (англ. — "Сверх меры", 1968), воссоздающей трагическую атмосферу американского образа жизни. Движение эстетической мысли А. к реализму, суждения о новаторстве А. П. Чехова, Б. Брехта, Ш. О’Кейси отражены в сборнике "Здесь и сейчас" (1964); жизнь и духовная эволюция А. воспроизведены в книгах воспоминаний "Человек и дитя" (1968). А. — член Национального комитета писателей Франции.

Соч.: Théâtre, v. 1—4, P., 1953—68; Les âmes mortes. D'après ie poème de N. Gogol, P., [I960]; в рус. пер. — Паоло Паоли, в сборнике: Пьесы современной Франции, М., 1960.

Лит.: Балашов В., Победа Артюра Адамова, "Иностранная литература", 1962, № 7; Проскурникова Т., Французская антидрама (50—60-е гг.), М., 1968.

В. П. Балашов.